Консультация для воспитателей на тему: «Коррекционная работа воспитателя в группе для детей с нарушениями речи»
консультация (подготовительная группа)

Основной контингент дошкольников в группах с нарушениями речи – это дети, имеющие речевые расстройства, при которых у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечаются позднее начало развития речи, скудный запас слов, дефекты произношения и т.д. Эти проявления в совокупности указывают на системное нарушение всех компонентов речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Начальная школа – детский сад № 44»

Консультация для воспитателей на тему:

«Коррекционная работа воспитателя в группе для детей с нарушениями речи»

Подготовила:

воспитатель подготовительной группы № 8

Маховицкая Е.Е.

БЕЛГОРОД 2022

Основной контингент дошкольников в группах с нарушениями речи – это дети, имеющие речевые расстройства, при которых у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечаются позднее начало развития речи, скудный запас слов, дефекты произношения и т.д. Эти проявления в совокупности указывают на системное нарушение всех компонентов речи.

Успех формирования правильной речи у дошкольников с нарушениями речи во многом зависит от степени продуктивности процесса закрепления воспитателем у детей речевых навыков и умений, полученных на логопедических занятиях. Коррекционная работа в группе осуществляется под руководством и контролем логопеда. Воспитатель является помощником логопеда в исправлении речевых нарушений.

Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками предполагает четкую организацию пребывания детей в детском саду, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе логопеда и воспитателя.

Учитывая имеющиеся у детей речевые навыки, а также индивидуальные особенности произвольной деятельности каждого ребенка, организованная разговорная речь во всех режимных моментах основывается на вопросах воспитателя. Педагог поощряет инициативную речь детей. Воспитатель не останавливает детей, не подавляет их желание высказаться, а наоборот поддерживает инициативу, расширяет содержание разговора вопросами, вызывает интерес к теме разговора, углубляет понимание ребенком темы в целом и отдельных используемых слов, вовлекает и других детей в беседу.

Речь воспитателя, который постоянно находится в поле зрения ребенка с нарушениями речи, является важным источником, из которого дети получают образец родного языка, культуры речи.

Воспитателю необходимо:

  • Правильно произносить все звуки родного языка;
  • Четко произносить и артикулировать звуки;
  • Ясно проговаривать окончания слов и каждое слово во фразе;
  • Строго придерживаться в речи орфоэпических норм;
  • Правильно ставить ударение в словах;
  • Использовать средства интонационной выразительности речи: силу голоса, темп, логические ударения, паузы;
  • В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкости;
  • Связно и в доступной форме передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции с учетом возраста ребенка и уровня его речевого развития;
  • Использовать в разговоре с детьми и персоналом доброжелательный тон.

В группе я, как воспитатель, осуществляю следующие коррекционные задачи:

  1. Закрепляю речевые навыки по заданию логопеда;
  2. Максимально пополняю, уточняю и активизирую словарный запас детей в процессе режимных моментов;
  3. Осуществляю систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей на занятиях и в свободной деятельности;
  4. На своих занятиях включаю задания на развитие внимания и памяти, словесно-логического мышления детей;
  5. Развиваю произвольную пальцевую моторику детей.

Индивидуальные занятия по заданию логопеда я провожу в процессе свободной деятельности детей в первой или во второй половине дня.

В группе ведется тетрадь взаимодействия логопеда с воспитателями, где фиксируем детей, с которыми необходимо заниматься. Таких детей у нас в группе – 11 человек. Важно, чтобы остальные ребята в это время были заняты тихими играми (настольными) и не отвлекали занимающихся детей.

На начальном этапе работы с детьми с нарушениями речи я применяю такие формы работы: чтение художественной литературы, разучивание стихотворений, проведение бесед по картине. По мере исправления дефектов речи, появляется возможность требовать от детей более полных ответов, рассказов. В этой связи использую рассказывание по серии сюжетных картин, по памяти, учу составлять описательные, сравнительные рассказы.

Применяю так называемый «речевой режим». Например, перед утренней гимнастикой провожу артикуляционную гимнастику из 2-3 упражнений, хорошо усвоенных детьми («Хомячок», «Качели», «Улыбка»).

Занятия – основной вид деятельности в обучении и развитии ребенка. Так, например, закрепляя знания детей о каком-то времени года, уточняю их представления о явлениях природы данного времени года вопросами, побуждающими мыслить и повторять про себя: «Как мы узнали это время года?». Дети поставлены перед необходимостью анализировать, выделять отдельные признаки времени года, закреплять понятия о живой и неживой природе. В разных играх у детей формируются и закрепляются понятия о живой и неживой природе по содержанию календарно-тематического планирования работы в группе. Например, предлагаю детям назвать овощи со звуком «С» (свекла, редис, капуста), птиц со звуком «Р» (грач, ворона, сорока). На занятиях по рисованию, лепке, аппликации учу детей не только техническим навыкам: владеть кистью, карандашом, уметь ровно закрашивать, лепить из одного куска, но расширяю и обогащаю словарь, работаю над грамматически правильной речью. Например, дети лепят огурец и помидор, сравнивают их по форме, цвету, загадываю загадки. При объяснении точно употребляю нужные слова, четко проговариваю их, задаю конкретные вопросы. В итоге занятия, при анализе работ, обращаю внимание на самостоятельные ответы детей, как они ориентируются на образцы речи воспитателя, как грамматически правильно оформляют свои высказывания.

Работая с детьми с нарушениями речи, необходимо задействовать различные анализаторы, развивая зрительное, слуховое восприятие, тактильные ощущения детей, чередовать различные виды деятельности, соблюдая различные виды деятельности, соблюдая «охранительный режим» на занятиях.

Развитие речи рассматриваю в непрерывной связи с деятельностью детей.

Проявление речи наиболее ярко выступает в игре и через игру. Текст подвижных игр разучиваем в утреннее или вечернее время. Большое месте отхожу хороводным играм («Метелица», «Пришла зима», «Грачи летят», «Вьюн», «Водяной», «Яблонька», «Коза рогатая» и др.).

При планировании прогулок важны конкретные наблюдения, продуманные вопросы заставляют ребенка думать, использовать художественное слово. (Наблюдение за облаками, ветром, деревьями и кустарниками, за снежинками, за сезонными изменениями и т.д.).

Работа с детьми в уголке природы развивает умственные способности ребенка, обогащает речь, дает многообразный речевой материал: погода дождливая, небо пасмурное, серое; день солнечный, ясный и т.д.

И, конечно, разговаривая с детьми, активизирую их речь: «Какое у тебя красивое платье! Кто тебе его покупал?».

Во время еды дети сообщают, что сегодня на завтрак, обед. Дети узнают названия блюд и приучаются пользоваться вежливыми словами («приятного аппетита», «спасибо»).

Во время подготовки ко сну закрепляем обобщающие понятия «одежда», «постель», уточняем названия предметов личной гигиены.

Во время гимнастики после дневного сна дети выполняют дыхательные упражнения. В ходе упражнения «Полет на луну» дети четко произносят звук «р-р-р», упражнения «Каша кипит» - звук «ш-ш-ш», а также слова – «Ух!», «Хлоп!», «Топ!», при приседании: «Тук-тук-тук!», или «Кап, кап, кап!».  Обращаю внимание детей, что эти слова дети должны говорить на выходе. Итак, мои воспитанники чувствуют себя полноценными детьми, которых все понимают и общаются с ними. Повышается общий культурный уровень детей, формируется их готовность к социальному взаимодействию.

Таким образом, система поэтапного логопедического воздействия на детей со стороны всех участников коррекционно-развивающего процесса позволяет объединить и целенаправить все виды деятельности на совершенствование формируемых речевых навыков у детей с нарушениями речи в условиях образовательного учреждения.  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Коррекционная работа воспитателя в группе для детей с нарушениями речи Подготовила: воспитатель подготовительной группы №8 Маховицкая Елена Евгеньевна

Слайд 2

Основной контингент дошкольников в группах с нарушениями речи – это дети, имеющие речевые расстройства, при которых у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечаются позднее начало развития речи, скудный запас слов, дефекты произношения и т.д.

Слайд 3

Коррекционная работа в группе осуществляется под руководством и контролем логопеда. Воспитатель является помощником логопеда в исправлении речевых нарушений. Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками предполагает четкую организацию пребывания детей в детском саду, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе логопеда и воспитателя.

Слайд 4

Речь воспитателя, который постоянно находится в поле зрения ребенка с нарушениями речи, является важным источником, из которого дети получают образец родного языка, культуры речи.

Слайд 5

Воспитателю необходимо: Правильно произносить все звуки родного языка; Четко произносить и артикулировать звуки; Ясно проговаривать окончания слов и каждое слово во фразе; Строго придерживаться в речи орфоэпических норм; Правильно ставить ударение в словах; Использовать средства интонационной выразительности речи: силу голоса, темп, логические ударения, паузы; В общении с детьми пользоваться речью слегла замедленного темпа, умеренной громкость ; Связно и в доступной форме передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции с учетом возраста ребенка и уровня его речевого развития; Использовать в разговоре с детьми и персоналом доброжелательный тон.

Слайд 6

Коррекционные задачи: Закреплять речевые навыки по заданию логопеда; Максимально пополнять, уточнять и активизировать словарный запас детей в процессе режимных моментов; Осуществлять систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей на занятиях и в свободной деятельности; На занятиях включать задания на развитие внимания и памяти, словесно-логического мышления детей; Развивать произвольную пальцевую моторику детей.

Слайд 7

Артикуляционные гимнастики « Хомячок», «Качели», «Улыбка ».

Слайд 8

Занятия – основной вид деятельности в обучении и развитии ребенка. Так, например, закрепляя знания детей о каком-то времени года, уточняю их представления о явлениях природы данного времени года вопросами, побуждающими мыслить и повторять про себя: «Как мы узнали это время года?». Дети поставлены перед необходимостью анализировать, выделять отдельные признаки времени года, закреплять понятия о живой и неживой природе.

Слайд 9

Занятия по лепке и рисованию

Слайд 10

Хороводные игры « Метелица», «Пришла зима», «Грачи летят», «Вьюн», «Водяной», «Яблонька», «Коза рогатая»

Слайд 11

Работа с детьми в уголке природы

Слайд 12

Дыхательные упражнения после дневного сна: «Полет на луну», «Каша кипит».

Слайд 13

Таким образом, система поэтапного логопедического воздействия на детей со стороны всех участников коррекционно-развивающего процесса позволяет объединить и целенаправить все виды деятельности на совершенствование формируемых речевых навыков у детей с нарушениями речи в условиях образовательного учреждения.

Слайд 14

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая адаптированная программа дошкольного образования коррекционно-развивающей работы в старшей группе для детей с нарушением речи

Рабочая адаптированная программа дошкольного образования коррекционно-развивающей работы в старшей группе для детей с нарушением речи составлена с учетом примерной образовательной программы дошкольног...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня воспитателя МБДОУ «Детский сад комбинированного вида с группами для детей с нарушениями речи № 68» Константиновой Инны Викторовны

План по самообразованию «Развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста посредством продуктивной деятельности»...

Перспективный план работы в коррекционной группе для детей с нарушениями речи по экологическому воспитанию 2021-2022 уч.год

В перспективном плане отражены  виды  деятельности  для работы с детьми   по экологическому воспитанию...