Методическая разработка занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Секреты Йоника» (старшая группа)
опыты и эксперименты (старшая группа)

Захарова Елена Сергеевна

                                    Пояснительная записка

«Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться».

Леонардо да Винчи

 

Экспериментирование - это один из видов познавательной деятельности, это любой опыт, попытка осуществить что-либо. Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире. Знания, полученные самостоятельно, являются осознанными и более прочными. Ребенок познает объект в результате практической деятельности с ним.

Опыты помогают развивать речь, мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показывать связи между живым и неживым в природе. Исследование дает возможность ребенку самому найти ответы на вопросы как и почему.

В детском саду экспериментирование может быть организовано в трех основных направлениях: специально организованное обучение, совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная деятельность детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_sekrety_yonika.docx111.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение Детский сад №32 город  Оренбург

Методическая разработка занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Секреты Йоника» (старшая группа)

http://i.zarizinz.ru/u/49/49ffd48da911e7bd7de3535513e808/-/kruzhok.jpg

Воспитатель

Захарова Елена Сергеевна

                               Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………………3

Конспект занятия………………………………………………………………..5

Список используемой литературы……………………………...………………8

                                         

                                    Пояснительная записка

«Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться».

Леонардо да Винчи

Экспериментирование - это один из видов познавательной деятельности, это любой опыт, попытка осуществить что-либо. Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире. Знания, полученные самостоятельно, являются осознанными и более прочными. Ребенок познает объект в результате практической деятельности с ним.

Опыты помогают развивать речь, мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показывать связи между живым и неживым в природе. Исследование дает возможность ребенку самому найти ответы на вопросы как и почему.

В детском саду экспериментирование может быть организовано в трех основных направлениях: специально организованное обучение, совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная деятельность детей.

Основной целью опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является развитие свободной творческой личности ребенка.

Цель: дать представление о значении воздуха в жизни человека, связь с живой природой.

Задачи:

Образовательные:

-подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;

-способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;

-формировать умение выдвигать предположения, догадки, делать умозаключения, выводы на основе практического опыта.

Развивающие:

-развивать познавательный интерес, любознательность, наблюдательность;

-расширять кругозор о неживой природе, обогащая речь.

Воспитательные:

-воспитывать основы коллективного сотрудничества;

-воспитывать самостоятельность.

Предварительная работа: наблюдении на прогулке за ветром, облаками; проведение экспериментов, доказывающих легкость воздуха; изготовление корабликов с парусами, вееров из бумаги; чтение русской-народной сказки «Соломинка, лапоть и пузырь».

Оборудование:

Полиэтиленовые мешочки, стаканчики с водой, коктейльные трубочки, пластилиновые шарики, мыльные пузыри, ёмкость с водой, кораблики с парусами, апельсин, чеснок, кукла Йоник из картона, цветовые таблички на столах для опытов, аудиозапись «песенка Йоника», поднос с игрушками.


Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

I.Вводный (организационный момент)

Ребята, кто это к нам летит на воздушном шарике !!!

(под песню «Йоник- сын воздуха» появляется Йоник)

Мотивационно-побудительный

Й: Здравствуйте, я Йоник- сын воздуха, прилетел к вам с планеты Семитония,

я хочу вам открыть один секрет. А вы хотите его узнать?

Ребята,внимательно послушайте и отгадайте загадку:

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Что это?

Й: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные. Для этого мы превратим нашу группу в лабораторию.

Ответы детей

Дети внимательно слушают, отгадывают загадку.

Ответы детей

(Дети с воспитателем сдвигают столы, делятся на 4-е группы по цветным жетонам)

II Основной этап.

Открытие детьми нового знания.

Воспитатель: Вот наша лаборатория и готова. Йоник хочет нас удивить интересными открытиями.

Воспитатель: Скажите, ребята, Йонику, вы видите воздух вокруг нас?

Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

Й: он везде и в комнате, и в воде, и в земле. Его нельзя увидеть глазом и потрогать руками. Где его искать? Как вы думаете?

Дети участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях.

Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.

Ответы детей

Опыт 1

Й: проведем эксперимент «Ловим воздух».

Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. А мне этот мешочек что-то напомнил! Летом я видел, как люди используют такой «запертый» воздух! На речке! Это, кажется, был надувной матрас! А ещё я видел у детей спасательные нарукавники и даже спасательный круг! Я тогда понял, что воздух легче воды! И если внутри матраса воздух, то он, конечно же, плавает!

Ребята, помогите мне разобрать игрушки: какие будут плавать, а какие нет? Где спрятался воздух?

Молодцы, ребята, помогли Йонику! Теперь мы знаем, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать.

Он пуст.

В нем нет воздуха.

Дидактическая игра «Где спрятался воздух?»

(дети поочерёдно достают из сундучка игрушки и раскладывают на 2 подноса)

Опыт 2

Интересно, можно ли увидеть воздух? А вы ребята, как думаете? Ребята, помогите мне провести эксперимент, который называется «Воздух внутри нас»!

Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?

Вот видите! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Ребята, а какие пузырьки можно ещё пускать?

Давайте и мы попускаем мыльные пузыри.

Выходят пузырьки.

Выходят мыльные.

Опыт 3

«Мыльные пузыри»

Ребята, как вы думаете, что находится внутри мыльных пузырей?

В каждом пузыре внутри находится воздух. Это мыльная плёнка наполняется воздухом и отрывается от петельки. Лёгкие, наполненные воздухом пузыри, парят в воздухе.

Понятно? Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? Через нос? Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте вместе покажем, как дышат наши носики.

Упражнение «Не дышу»

Вывод: Всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут.

Дыхательная гимнастика:

1,2,3,4,5 все умеем мы считать.

Отдыхать умеем тоже,

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше и тихонечко подышим.

Игра «Узнай по запаху»

Йоник предлагает детям с закрытыми глазами определить по запаху апельсин и чеснок.

Й: Воздух не имеет запаха, но он помогает нам почувствовать запах.

Ответы детей

Делаем упражнение под песенку А.Островского «Песенка про носы».

Дети задерживают дыхание.

Дети повторяют за воспитателем


Опыт 4

«Может ли воздух двигать предметы в воде»

Опыт 5

Игра «Кораблики»

Опыт 6 «С веером»

Йоник предлагает нам поиграть с пластилиновыми шариками.

Ход: опустить пластилиновый шарик в стаканчик с водой, дуем в трубочку на шарике появились пузырьки-это воздух. Поиграем с шариками: дуем в трубочку, из трубочки выходит воздух и шарик начинает двигаться. Вывод: воздух двигает предметы в воде. Понравилась ли вам игра?

Ветерок, созданный потоком воздуха из груди, раздувает паруса, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Воздух может передвигать предметы.

 А если не дуть, как ещё можно сделать ветер?

Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?

Смотрите, от моего веера даже кораблики могут плыть. Ветер не только помогает парусникам плыть. Он может вращать вертушку. Смотрите: воздух не движется, и вертушка не вертится. Я машу веером, толкаю воздух, получается ветер, и вертушка завертелась. Вывод: ветер - это движение воздуха.

Дети играют отвечают на вопросы.

В лицо дует ветерок.

III. Заключительный этап.

Рефлексия.

И так подведём итог.

*Воздух - невидимка. Воздух мы не видим, но без него не можем обойтись. Воздухом дышат люди, животные и растения.

*Воздух прозрачен, потому что мы через него видим другие предметы. *Воздух бесцветен. Мы его не видим

*воздух не имеет запаха. В каждом помещении пахнет по – разному. В аптеке, парикмахерской, столовой разные запахи, а воздух не имеет запаха.

Ребята, ваши опыты показали, что такое воздух и доказали, что с ним происходит в разных ситуациях. За ваши открытия я хочу присвоить вам звание «юный исследователь» и вручить медали. О своих открытиях вы можете рассказать своим родителя и друзьям.

Желаю вам продолжать экспериментировать, делать выводы и узнавать много нового и интересного. Спасибо.

Вручаются медальки.


Список используемой литературы

1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Веракса, Комарова, Васильева.

2. Книжное издание: Лазарев М.Л. "Воздушный волшебник". Книга сказок.

3. Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы по речевому развитию

Занятие разработано для детей страшего возраста с интеллектуальной недостаточностью. Тема "Домашние птицы"....

Методическая разработка занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Знакомство с цифрой 7»

Познакомить детей с образованием числа 7 и учить их считать до 7.-Упражнять в соотнесении предметов по форме с геметрическими образцами.-Упражнять в воспроизведении определенного количества движений п...

Методическая разработка занятия по развитию связной речи у детей старшей группы с ОНР по теме «Профессии»

Конспект занятия по развитию связной речи у детей старшей группы с ОНР по теме «Профессии»...

Методическая разработка. Конспект НОД по изобразительной деятельности для детей старшей группы (по программе Т. С. Комаровой «Изобразительная деятельность в саду») Тема: «Дети гуляют зимой на участке»

Цель: поддерживать у детей интерес к изобразительной     деятельности. Основная образовательная область: «Художественно – эстетическая»Задачи НОД:Образо...

Методическая разработка .Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с детьми старшей группы «Радуга»

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности.Тема: «Сад. Фрукты»...

Методическая разработка занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе

Данное занятие по формированию элементарных математических представлений разработано для детей старшей группы с целью закрепления математических знаний, умений и навыков...