ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО РАННЕЙ ПРОФОРИЕТАЦИИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА. Путишествие в мир профессий
проект (средняя группа)

Холодкова Наталья Васильевна

Программа по проекту  Путешествие в мир профессий для средней группы. Расчитанна на год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Профессии. Средняя группа130.31 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО

    РАННЕЙ ПРОФОРИЕТАЦИИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА

Путешествие в мир профессий

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=ed010fd8eebc253d7e80042f9670402b-l&n=13

Москва

2022год

Пояснительная записка

Удивительная страна Детство! Можно мечтать о своём будущем, например, кем быть. Свою мечту воплотить в играх: сегодня – врач, завтра – банкир и даже президент.…

Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Это касается не только выпускников школ. Трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой либо конкретной области.

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания помогают детям расширить свои познания о работе родителей, бабушек и дедушек, поближе познакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно выполняют они на работе.

Профориентация дошкольников стала одним из направлений работы нашего коллектива.

Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, поэтому дошкольный возраст рассматривается как подготовительный, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения вбудущем.

Для  того  чтобы  воспитать  у  детей  уважительное  отношение   к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в процессе труда. Дети дошкольного возраста способны осознавать сущность деятельности взрослых, мотивы и цели их труда, способы достижения результата.

  Детская жажда знаний огромна. Развиваясь, она переносится на различные действия, труд людей, ихпрофессии.

      В составленной нами программе ставится задача знакомства детей с профессиями, постепенного развития у детей, интереса к труду взрослых, желания трудиться, воспитания навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия. Для каждой возрастной группы в программе определены виды и содержание трудовой деятельности детей.

Программа предполагает и теоретическую, и практическую подготовку детей к последующему профессиональному самоопределению: ознакомление детей с трудом взрослых и непосредственное участие детей в посильной трудовой деятельности. Участия детей в трудовой деятельности можно расценивать как элементарные трудовые (профессиональные) пробы, в процессе которых зарождаются  профессионально ориентированные интересы.

Содержание программы направлено на знание различных видов профессий, помощь детям в осознании важности, необходимости и незаменимости каждой профессии.

1.ЦЕЛЕВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ  

ПРОГРАММЫ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ

Цель: сформировать у ребенка эмоциональное отношение к миру профессий, предоставить ему возможность использовать свои силы в доступных видахдеятельности.

Задачи:

  • обогащать и конкретизировать представления детей о различных профессиях,    воспитывать интерес и уважение к  людям труда;
  • формировать у детей обобщенные представления о структуре трудового процесса, о роли современной техники в трудовой деятельности человека, понимание взаимосвязи между компонентами трудовойдеятельности;
  • закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления;
  • стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностейдетей;
  • воспитывать бережное отношение к труду взрослых и его результатам;

- помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии.

Задачи работы:

  • формировать представление о профессиях, направленных на удовлетворение потребностей человека и общества;
  • формировать представление о сложных трудовых операциях и механизмах;
  • формировать первичные представления о мотивах труда людей;
  • формировать представления о видах трудовой деятельности, приносящих пользу людям и описанных в художественной литературе;
  • учить сравнивать профессии;
  • учить вычленять цели, основное содержание конкретных видов труда, имеющих понятный ребенку результат;
  • знакомить с наиболее распространёнными видами профессиональной деятельности, связанными с чрезвычайными ситуациями.

2. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.

Работа по ранней профориентации дошкольников строится с учетом следующих принципов:

1.Принцип личностно ориентированного взаимодействия (организация воспитательного процесса  на  основе  глубокого  уважения к личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, на отношении к нему как сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса).

2.Принцип доступности, достоверности и научности знаний.

3.Принцип открытости (ребенок имеет право участвовать или не участвовать в какой-либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты своего труда, предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением он, а не воспитатель, принять решение о продолжении, завершенииработы).

4.Принцип диалогичности (возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения работы, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить желаемый результат).

5.Принцип активного включения детей в практическую деятельность (экскурсия, наблюдение, трудовые поручения, беседы, развлечение, викторина,игры).

6.Принцип рефлексивности. Является основной для осознания каждым ребенком себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений. В результате у ребенка формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности. Таким образом, формируется способность осознания действий, самооценка результата, саморегуляции поведения.

7.Принцип регионального компонента. Направлен на приведение образовательной  и  воспитательной  практики  в  соответствие  с социальным заказом и финансовыми возможностями региона.

В основу реализации комплексно-тематического принципа построения работы положен системно-деятельностный подход. Это обеспечивает социально-личностную ориентированность и мотивацию всех видов детской деятельности, поддерживает эмоционально-положительный настрой ребѐнка. Работа осуществляется во время дополнительной образовательной деятельности.

Совместная деятельность детей и взрослых включает сотрудничество детей не только с педагогами, но и с родителями и представителями различных профессий.

В процессе сотрудничества с взрослыми у детей развиваются коммуникативные и познавательно-исследовательские навыки, формируется понимание норм и правил общественного поведения.

Информацию о профессиях дети могут получить во время педагогического процесса в детском саду и за его пределами (экскурсии, беседы, наблюдения, чтения, обсуждения, рассматривание картинок, проведение театрализованных кукольных представлений, дидактических, подвижных, музыкально-плясовых игр, занятий по овладению определенными умениями, элементами трудовой деятельности). Очень важно, чтобы ребенок не только наблюдал за работой взрослых, видел ее особенности и результаты, но и участвовал в совместной трудовой деятельности с взрослым, выполняя трудовые поручения и просьбы. Тогда в дальнейшем он сможет использовать полученные сведения в самостоятельной деятельности (сюжетно-ролевой игре), закрепить и расширить приобретенные знания.

Самостоятельная деятельность детей в процессе ознакомления с профессиями взрослых имеет следующие формы организации:

  • игры (сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные);
  • продуктивные виды детской деятельности (оформление альбомов, изготовление атрибутов к играм, рисование, аппликация, конструирование, выполнение коллажей, и плакатов);
  • выполнение трудовых действий (по просьбе или поручению взрослого);
  • экспериментирование.

В программе представлен богатый информационный и практический материал по организации экскурсий с детьми старшего дошкольного возраста на различные предприятия ВГО.   Выделены цели, задачи и мотивация для посещения различных организаций и предприятий, представлен перечень профессий, с которыми могут познакомиться дети в ходе экскурсии, намечены перспективы по итогам каждой экскурсии.  Программа поможет педагогам обогатить сюжеты детских игр, придать игровым действиям более глубокий практический смысл, подсказать детям, как правильно подобрать атрибуты для воплощения той или иной роли, какие профессиональные качества присущи представителям выбранной для игры профессии.

Ознакомление детей с трудом взрослых относится к важным задачам дошкольного образования. Успех в данном направлении будет достигнут только при условии использования системно-деятельностного подхода. Важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем на основе этого материала ребенок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно.

3.УЧЕБНЫЙ ПЛАН.

Учебный план программы ранней профориентации детей проектируется на основе основной образовательной программы дошкольного образования ГБОУ Школы №657 ДО1

Организация деятельности по программе ранней профориентации предполагает  обеспечить выполнение требований по профориентации дошкольников с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Для этого составляется единое расписание образовательной деятельности  детей в режиме работы детского сада. Образовательная деятельность по программе ранней профориентации осуществляется во второй половине дня.

Программа рассчитана на одно занятие в неделю, 30 – в год.  Каждый ребенок посещает – 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 20 Основными формами реализации разделов  программы профориентации детей, являются:

        беседа с детьми о профессиях, рассказ родителей о своих профессиях;

        чтение и обыгрывание стихов о профессиях;      

        дидактические и СРИ ;

        выставки рисунков, создания фотоальбома профессий;

        просмотр слайдов и видеоматериалов о профессиях;

        наблюдения ;

Одним из направлений деятельности ДО по ранней профориентации   детей является взаимодействие с родителями. В этом направлении используются следующие формы работы:

•        открытый просмотр занятий;

•        индивидуальные беседы, консультации по запросам родителей;

•        тематические родительские собрания, конференции;

•        праздники, развлечения;

•        анкетирование, опрос.

3.1. Методы обучения:

•        Словесные – объяснение, беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы

•        Наглядные – показ иллюстрации, просматривание мультфильмов, презентаций .

•        Практические – экспериментирование с разными материалами, опыт    хозяйственно-бытового труда

•        Игровые - дидактические игры, с/ролевые игры, игровые ситуации

Исходя из возрастных особенностей детей и возможностей персонала ГБОУ Школа №657 ДО1»   организуются экскурсии:

        в медицинский кабинет

•        в прачечную

•        в библиотеку

•        в школу

•        в магазин

•        в аптеку

•        в парикмахерскую

•        на почту

•        в пожарную часть

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ

по ранней профориентации (средняя группа)

«В мире профессий»

Блок

Тема

Теория

Практика

Кол-во часов

Профессии

«Знакомство с профессиями»

1

1

Воспитатель

Беседа:«Мой самый лучший друг- воспитатель»

С/р игра «Играем в воспитателей»

Ч.х.л. Пожарова М. «Воспитатель»

1

0,5

0,5

2

Учитель

Беседа  «Ученье –свет, а не ученье тьма»

С/Р игра «Школа»

0,5

0,5

1

Полицейский

Беседа о труде полицейского

Рассматривание иллюстраций

Ч.х.л. Михалков с. «Дядя Стёпа милиционер»

1

0,5

0,5

2

Спасатель

Знакомство и беседа о труде спасателя

Экскурсия  на работу к родителям (МЧС)

Настольно-печатные игры «Что нужно спасателю»

0,5

1

0,5

2

Продавец

Знакомство и беседа о труде продавца

Экскурсия в магазин

С/р игра «В Супермаркете»

Раскраска «Профессии»

1

1

0,5

0,5

3

Повар

Знакомство и беседа о труде повара

Экскурсия с детьми на кухню детского сада

Чтение считалок про повара

Аудиоэнциклопедия на СД – «В кафе»

1

0,5

        

1

0,5

3

Врач

Знакомство и беседа о труде врача

С/р игра «В амбулатории»

Ч.х.л. К Чуковского «Доктор Айболит

Просмотр мультфильма

Скороговорки о содержании труда врача

0,5

0,5

0,5

0,5

1

3

Библиотекарь

Знакомство и беседа  о труде библиотекаря

Аудио СД. Сборник стихов детской поэтессы  Н.А.Кнушевицкой: «Библиотекарь»

С/р игра «В мире книг»

1

0, 5

0,5

2

Парикмахер

Знакомство и беседа о труде парикмахера

Настольно –печатная игра «Что нужно парикмахеру?»

С/р игра «В парикмахерской»

Просмотр презентаций «В салоне красоты»

1

0,5

0,5

1

3

Строитель

Знакомство и беседа о труде строителя

Рассматривание иллюстраций

Слушание песен на тему : «Строители» на аудио СД

Раскраска «Профессии»- строители

0,5

0, 5

0,5

0,5

2

Комбайнер

Знакомство и беседа на тему «Кто такой комбайнёр?»

Просмотр презентаций «Как появился хлеб»

Чтение пословиц и поговорок о хлебе

Рассматривание иллюстраций «На поле»

1

0,5

1

0, 5

3

Водитель

Знакомство и беседа о труде Водителя

Встреча с родителями(пригласить пап)

Худ творчество (раскраски)

Просмотр иллюстраций

1

0,5

1

0,5

3

30 часов

Планируемые результаты освоения образовательной программы по профориентации:

Ребенок знает и называет членов своей семьи, имеет общее представление о том, где и кем работают родители и в чем ценность их труда. Называет некоторые  профессии и инструменты, которыми пользуются люди  определенных профессий. Проявляет положительное отношение к труду взрослых.

Список литературы:

1.Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. М., 2010

2.Савина И.В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. 2012.№ 2

3.Шорыгина Т.А. Беседы о профессиях. М., 2014

 4. Волкова Т.Р., Мишин А.В. Секреты поиска работы [Текст]: М.: Генезис , 2003. - 125 с.

5. Голицына Н.С. Ознакомление дошкольников с социальной действительностью [Текст]: перспективное планирование работы с детьми 3 - 7 лет. - М.: Мозаика - Синтез, 2006. - 39 с.

6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения [Текст]. - Ростов - на-Дону: Издательство "Феникс", 2000. - 512 с.

7. Комарова Т. С. Трудовое воспитание в детском саду [Текст]: Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет / Т. С. Комарова, Л. В. Куцакова, Л. Ю. Павлова; ред.: Т. С. Комарова, В. В. Гербова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 70 с.

 8. Медведев Д.А. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" [Текст]. Утверждена 04 февраля 2010 г. Пр-271.

  9. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения [Текст]: учебно-методическое пособие. - М. 2002. 400 с.

 10. Резапкина Г.В. Скорая помощь в выборе профессии [Текст]: практическое руководство для педагогов и школьных психологов. М.: Генезис , 2010. - 48 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОТООТЧЕТ организация работы по ранней профориентации дошкольников в детской игровой комнате «ГОРОД ПРОФЕССИЙ»

ФОТООТЧЕТ организация работы по ранней профориентации дошкольников в детской игровой комнате «ГОРОД ПРОФЕССИЙ»...

Благодарственное письмо за активное участие в работе круглого стола "Особенности организации мероприятий по ранней профессионализации детей дошкольного возраста", 20.01.2021

Благодарственное письмо за активное участие в работе круглого стола "Особенности организации мероприятий по ранней профессионализации детей дошкольного возраста", 20.01.2021...

Благодарственное письмо за активное участие в работе круглого стола "Особенности организации мероприятий по ранней профессионализации детей дошкольного возраста", 20.01.2021

Благодарственное письмо за активное участие в работе круглого стола "Особенности организации мероприятий по ранней профессионализации детей дошкольного возраста", 20.01.2021...

Консультация для воспитателей "Организация работы по ранней профориентации детей младшего и среднего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру"

Консультация для воспитателей "Организация работы по ранней профориентации детей младшего и среднего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру"...

«Использование игровых технологий в организации работы по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста с ТНР в режиме дня детского сада»

Ранняя профориентация – актуальное и перспективное направление работы с детьми дошкольного возраста. Согласно «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г...

Презентация «Значение сюжетно-ролевых игр для ранней профориентации детей» (средний возраст)(из опыта работы)

Презентация «Значение сюжетно-ролевых для ранней профориентации детей» (средний возраст)(из опыта работы)...