Консультация для воспитателей и специалистов ДОУ "Дети рисуют музыку"
консультация

Кузнецова Екатерина Алексеевна

Консультация для воспитателей и специалистов ДОУ "Дети рисуют музыку"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_vospitateley_i_spetsialistov_dou.doc44 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей и специалистов ДОУ

 «Дети рисуют музыку»

 

       Краски и звуки в природе и искусстве сосуществовали всегда. Близки друг другу тембр в музыке и колорит в живописи, мелодия в музыке и рисунок в живописи (недаром в музыкознании существует понятие «мелодический рисунок»). Ритм также является универсальным компонентом художественного языка и важнейшим выразительным средством и музыки, и изобразительного искусства.

       Колорит – одно из важнейших средств эмоциональной выразительности живописи, тембр в музыке – главный фактор ее изобразительности, т.е. колорит является наиболее «музыкальным» элементом живописи, а тембр – наиболее «живописным» элементом музыки.  

       Ещё Аристотель писал, что краски в живописи подобны музыкальным созвучиям. В более поздние эпохи взаимосвязь музыки и цвета отмечали   Р. Вагнер, А. Белый, М. Чюрленис, С. Эйзенштейн. Примеры сопоставления колорита (цвета) в живописи и колорита (тембра) в музыке многочисленны.

        Известный художник В. Кандинский соотносил с определённым цветом тот или иной музыкальный тембр.

  • Голубой цвет ассоциировался у него с тембром флейты
  • красный – трубы
  • синий – виолончели.

Выдающиеся русские композиторы Н.Н. Римский-Корсаков и А. Скрябин обладали так называемым «цветным слухом». Каждая тональность представлялась им «окрашенной» в определённый цвет и в связи с этим имела тот или иной эмоциональный колорит. Так, до мажор у Н.Н. Римского-Корсакова – «белый», до минор – «багряный, несколько зловещий, трагический», ми мажор – «тёмный, сумрачный, серо-синеватый».

       Существует двусторонняя связь между слуховым и зрительным восприятием. Эту связь уловили уже художники древности, которые сопровождали звучание музыки различными зрительными демонстрациями. Музыка способна вызывать у слушателя яркие зрительные представления, что позволяет композиторам создавать «музыкальные картины» («Рассвет на Москве-реке» М. Мусоргского, «Утро» Э. Грига, «Лунный свет» К. Дебюсси, «Игра воды» М. Равеля и другие).

      О взаимодействии музыки и живописи в процессе музыкального восприятия и влиянии этого взаимодействия на характер детских рисунков говорила в своей работе С.П. Козырева. Она показала, что в результате такого взаимодействия происходит обогащение рисунков новым содержанием, творческое решение детьми изобразительных задач. В то же время созданный рисунок помогает детям более глубоко постичь музыкальный образ, содержание и выразительные средства музыки. Настроение музыки в рисунках детей чаще всего передавалось с помощью колорита, цвета; громкость, сила звучания -  с помощью величины изображения, темп – динамичности движений. Автором сделан важный вывод о том, что музыкальное произведение только тогда обогащает детское изобразительное творчество, когда дети способны выделить выразительные средства  музыки. Необходимым условием является также владение графическими навыками и умениями, позволяющими передавать музыкальный образ в рисунке.

        Рисование под музыку является творческим процессом передачи впечатлений от музыки на бумагу. Перед тем как начнется занятие, никто не может предугадать, какие результаты дети покажут. Трудно даже определить, кто же из детей сможет понять и прочувствовать музыку и запечатлеть ее изобразительным методом. Всё зависит от душевного состояния ребёнка в данный момент времени.

          Кого-то музыка для рисования может очень сильно вдохновить, а кого-то нет. Но равнодушным на таких занятиях никто не остается. Даже самые маленькие дети, которым еще только 4 года, прекрасно рисуют музыку и им это очень нравится.

Перенося мелодию на бумагу, дети учатся рисовать, думать, развивают фантазию и воображение. Они приобщаются к высокой художественной культуре. Личность каждого ребенка развивается эстетически.

Пример:

Дети удобно садятся за стол и, закрыв глаза, прослушивают музыкальное произведение

(желательно целиком)

Когда заканчивается музыка, дети открыв глаза, сразу берут карандаши, краски или фломастеры и начинают рисовать на бумаге.

(здесь очень важно не начинать разговоры, кто что представил из детей под данную музыку, чтоб не сбить "индивидуальную фантазию" каждого ребенка, ведь мы знаем, что дети очень любят копировать другого, повторять друг за другом)

После того, как рисунок у каждого будет готов – можно начинать разговор о музыке.

    Спрашиваем у каждого ребенка, что конкретно он представил при исполнении данного музыкального произведения, что или кого он нарисовал на бумаге.

После того, как КАЖДЫЙ ребенок высказался и показал свой рисунок, начинаем говорить о данном музыкальном произведении. Задаём вопросы:

- Какие чувства у ребенка вызвала музыка?

(радость, страх, гнев, печаль и т. д.)

- О чём рассказывает эта музыка?

(музыка может рассказать о характере героя, его настроении, о природных явлениях, о жизненных событиях)

-Какой у нее характер, как она звучит?

(музыка праздничная, торжественная, нежная, грустная, ласковая, весёлая)

-Знакомим детей с языком музыки.

(мелодия, ритм, динамические и регистровые нюансы, темповые изменения).

        Наконец - то говорим детям название музыкальной пьесы, имя композитора, который написал данное музыкальное произведение и подводим итоги, кто угадал в своём рисунке название произведения или кто был близок к этому. Поощряем угадавших детей за «попадание» в цель. Других детей обязательно хвалим за «иные» фантазии в рисунке. Отмечаем в таких рисунках красоту, оригинальность и т. д.

       Определяйте у каждого из детей преобладающий цвет рисунка. Этот цвет говорит о многом.

  • Красный цвет несет страстный, энергичный, воинственный, активный характер.
  • Оранжевый цвет представляется теплым, радостным, позитивным.
  • Желтый цвет – солнечный, светлый, подвижный, смешной, игривый.
  • Зеленый цвет успокаивает, расслабляет, созерцает.
  • Голубой цвет  – это цвет доверия, благополучия, умиротворения, гармонии.
  • Синий  цвет–это цвет упорства, настойчивости, требовательности.
  • Фиолетовый цвет – несет трепетность и мечтательность.
  • Чёрный цвет - его преобладание в рисунке ребёнка должно вас очень насторожить. ( Дети, как правило, никогда им полностью не рисуют.)

         Занятия, на которых дети «рисуют музыку», всегда являются для них подлинным праздником. Звучание прекрасной, богатой оркестровыми красками музыки, мольберты или столы,  на которых находятся большие листы бумаги, разноцветная гуашь, акварель, цветные карандаши или восковые мелки, обязательная похвала педагогов создают особую, эмоционально приподнятую атмосферу. Дети, слушая музыку и воплощая её в своих рисунках, ощущают себя творцам красоты. После занятия педагог беседует с каждым ребёнком о том, что он нарисовал, спрашивает, помогала ли ему в этом музыка. Значительным для детей и взрослых событием может стать выставка детских рисунков, которая оформляется в группе или музыкальном зале. Дети с радостью демонстрируют родителям свои рисунки, рассказывают о том, какую музыку они нарисовали. Если выставка посвящена какому-либо одному музыкальному произведению (например «Вальсу цветов»), оно может негромко звучать на таком вернисаже. После выставки дети уносят свои рисунки домой. Воплощённая в красках музыка продолжает «звучать», становится для ребёнка ещё более близкой и интересной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей и специалистов ДОУ: "Как организовать работу по самообразованию".

Правильно организованная и проводимая в системе работа по самообразованию является важным условием роста педагогического мастерства воспитателей и специалистов ДОУ. В консультации данна  ан...

Консультация для воспитателей и специалистов МБДОУ

«Планирование образовательной работы в    ДОУ» Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – одна из главных функций управления процессом реализации о...

Консультация для воспитателей и специалистов "Что такое ЗПР?"

Задержка психического развития (ЗПР) – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём р...

Консультация для воспитателей и специалистов:

Развитие зрительно-моторной координации у детей с амблиопией и косоглазием...

Консультации для воспитателей и специалистов

1 Консультация "Утренниик без стресса"2 Театр как средство развития и воспитания детей дошкольного возраста3 Роль ведущего на музыкальных праздниках4 Музыкально - дидактические игры как сред...

Консультация для воспитателей "Взаимодействие специалистов и воспитателей" март 2022

консультация для воспиателей "Взаимодействие специалистов и воспитателей" март 2022...