Организация детско - родительской конференции "Хочу все знать или как это устроено"
материал (средняя, старшая группа)

Карпова Наталья Игоревна

Детская познавательно – исследовательская конференция «Хочу все знать или как это устроено» как эффективная форма развития познавательных способностей детей дошкольного возраста.

Слайд 1

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня я  с вами хотела бы поделиться одной из эффективных форм работы для развития познавательных способностей детей, которая используется в нашем детском саду. Прежде всего, начать хотелось бы с актуальности темы.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.

Слайд 2

Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.   Вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. Доказано, что у учёного, решающего проблемы науки, и у малыша, открывающего для себя еще малоизвестный ему мир, задействованы одни и те же механизмы мышления. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет поддерживать и развивать имеющийся интерес ко всему новому. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность.

Дети постоянно задают вопросы, а особенно дети дошкольного возраста. Почему идет дождь? Зачем машине руль? Почему страус не летает, ведь он же птица? Наверняка вы слышите огромное множество подобных вопросов каждый день от своих воспитанников. А если ребенок задает вопросы – значит он развивается. И мы как взрослые должны на них отвечать. Но для развития ребенка современного мира уже не достаточно просто ответить на вопрос, важно предоставить ребенку возможность самому найти ответ на него.

Слайд 3

И я подумала о том, чтобы дать нашим воспитанникам возможность рассказать о своих открытиях, выбрав такую форму как научно – исследовательская Конференция.

Конференция (англ. academic conference) — форма организации  деятельности, при которой исследователи (в нашем случае дети дошкольного возраста) представляют и обсуждают свои работы (Википедия).

 Исследовательская конференция, в целом, предполагает публичные выступления детей с докладами о результатах самостоятельного или совместно с взрослым проведенного исследования перед участниками конференции, зрителями, жюри. При такой форме работы ребеноку присуще исследовательское поведение, направленное на поиск и приобретение новой информации из внешнего окружения.

Слайд 4

Цель  конференции

- выявление и поддержка творческих, поисковых способностей ребёнка дошкольного возраста в области  познавательно-исследовательской деятельности.

 

Задачи конференции:

- продемонстрировать интеллектуальные, эмоционально-волевых возможностей детей дошкольного    возраста;

-  содействовать развитию творческой познавательно-исследовательской активности  детей;

- популяризировать познавательно-исследовательские проекты, как средства образования и воспитания детей;

- организовать плодотворное сотрудничество между детьми, воспитателями и родителями.

 

Ну а работа с семьями воспитанников всегда актуальна, поэтому мы решили привлечь родителей к нашему мероприятию, так как только при участии всех участников образовательного процесса будет достигнут наивысший результат развития ребенка.

Слайд 5

Итак, в феврале 2018 года прошла наша первая детско – родительская познавательно – исследовательская конференция. В ней приняли участие 10 воспитанников в сопровождении как родителей, так и воспитателей. Участниками были представлены такие темы, как «Рафлезия – самый большой в мире цветок», «Как устроено тело человека?», «Колибри», «Виды тигров» и другие. Слайд 6 Дети представляли свою исследовательскую работу сами, объясняли свой выбор темы и способы получения информации. В конце каждого выступления обязательно обсуждалась заявленная тема, участники конференции высказывали свои мнения и делились опытом. А по итогу всего мероприятия была проведена рефлексия.

Слайд 7

На следующий год мы решили усложнить это мероприятие и провести в рамках конференции конкурс Познавательно – исследовательских проектов «Хочу все знать или как это устроено». Номинации были разбиты по возрастам, и если изначально участниками были дети старшего дошкольного возраста, то сейчас мы привлекли детей уже со среднего дошкольного возраста. Формы представления продукта исследовательского проекта участники выбирали сами, это были видеофильмы и мультфильм, презентации, настольная игра, мастер – классы, опыты.

Слайд 8

Ребенка мог сопровождать как воспитатель или специалист детского сада, так и родитель, которых мы все так же активно привлекали. И что примечательно, родители не просто помогали, а подходили к вопросу педагогически: учились ставить цель и задачи, использовать в ходе исследования определенные этапы. А этапы были следующие:

- выбор темы, исходя из интереса ребенка

- составление плана: где найти информацию, как ее сохранить

- поиск информации из разных источников

- подведение итогов и представление готового продукта.

 

На конкурс заявились уже 12 человек. Обязательным условием было то, что тему выступления дети выбирали сами, исходя из своих интересов и своего жизненного опыта.

Слайд 9

Так, например, однажды девочка на праздновании Масленицы покаталась на лошади и захотела больше узнать об этих животных. Вместе с бабушкой она начала искать информацию и даже посетила ферму лошадей, и в итоге у них получился интересный проект «Самое красивое животное – лошадь».

И так все проекты, ребенок начал ходить на курсы английского языка и придумала сама игру для своих одногруппников «Английский играя»,

Слайд 10 девочка очень любила играть в куклы и сама придумала и сделала куклу, у которой двигаются руки, ноги и голова. Однажды дома мальчик случайно смешал кока-колу и молоко, и у него проявилась интересная реакция на это смешивание, и он вместе с мамой подготовил продемонстрировал интересные опыты с этим напитком. Однажды сын с папой поехали на рыбалку и мальчик спросили папу «А рыбы умеют летать, ведь их плавники так похожи на крылья?». И вот уже дома всей семьей они начали искать ответ на этот вопрос и выяснили, что оказывается некоторые рыбы умеют летать на небольшие расстояния и сняли увлекательный фильм о них.

Слайд 11

Таким образом, все исследовательские проекты получились индивидуальными и актуальными для ребенка. И всегда взрослые лишь помогали в оформлении, направляли и сопровождали.

При выполнении проекта у детей появлялся азарт, им хотелось как можно больше узнать и рассказать о чем-то, и более того, участники, готовясь к мероприятию заражали своим азартом и других детей. И с каждым годом желающих поучаствовать было все больше.

Слайд 12

За 4 года, что мы организуем и проводим конференцию и конкурс в рамках этой конференции у нас накопилось очень много интересных, познавательных исследований, проектов на разные темы. И про ветряной генератор, и про свойства воды, и про процесс изготовления шоколада, и про необычную кормушку для птиц с автоматической подачей зерна и многие-многие другие. И что очень важно – они все имеют практическую направленность, то есть ими могут пользоваться все группы нашего детского сада.

Таким образом, считаю такие формы работы с детьми как  конференция и конкурс исследовательских проектов эффективными формами работы с детьми, которые обеспечивает качественные изменения в познавательном развитии дошкольников: переходу от простого любопытства до познавательной активности.

Видео

 А сейчас я хочу представить вам продукт проекта, который стал победителем в этом году в возрастной категории 6-7 лет. Кирилл и Фёдор задались вопросом об устройстве вулкана. Они сами искали информацию, сами готовили макет опыта и сами представили продукт. Куратором их работы была воспитатель, которая помогла им с планом работы и монтажем.

В следующем году этот конкурс будет проводится на муниципальном уровне, я призываю всех в нем поучаствовать. Это действительно интересно, иногда даже удивляешься, какие вопросы задают дети и что им любопытно. Ведь в наших силах вложить в детей сверхзнания и интерес к устройству этого мира, в наших силах сформировать познавательную активность наших детей.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Детская познавательно – исследовательская конференция «Хочу все знать или как это устроено» как эффективная форма развития познавательных способностей детей дошкольного возраста.

Слайд 2

Почему солнце желтое ? Зачем нам нужны брови? Почему дует ветер ? Как работает мотор ? Какое самое маленькое животное ? Какое самое ядовитое насекомое ? Как делают стекло ? Зачем птицам перепонки ? Как растет кокос ?

Слайд 3

Конференция (англ. academic conference ) — форма организации деятельности , при которой исследователи (в нашем случае дети дошкольного возраста) представляют и обсуждают свои работы ( Википедия ). Исследовательская деятельность – особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе исследовательского поведения. Исследовательское поведение – это поведение, направленное на поиск и приобретение новой информации из внешнего окружения.

Слайд 4

Цель : - выявление и поддержка творческих, поисковых способностей ребёнка дошкольного возраста в области познавательно-исследовательской деятельности. Задачи : - продемонстрировать интеллектуальные, эмоционально-волевые возможности детей дошкольного возраста; - содействовать развитию познавательно-исследовательской активности детей; - популяризировать познавательно-исследовательские проекты, как средства образования и воспитания детей; - организовать плодотворное сотрудничество между детьми, воспитателями и родителями.

Слайд 5

Рафлезия – самый большой цветок Как устроено тело человека? Какая самая маленькая птица в мире?

Слайд 6

Мультфильм своими руками «Приключение рыбки» Степы. С чего все началось?

Слайд 7

Какие бывают бабочки? Какие бывают тигры? Опыт «Вулкан»

Слайд 8

Этапы исследования: - выбор темы - составление плана - поиск информации - подведение итогов Умная папка для малыша Герои любимых мультфильмов

Слайд 9

Английский играя! Самое красивое животное – лошадь!

Слайд 10

А рыбы умеют летать? Кукла своими руками Опыты с кока-колой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация детско-родительских проектов в детском саду.

Проектная деятельность как современная педагогическая технология является уникальным средством обеспечения познавательной, исследовательской, творческой самостоятельной деятельности детей, направленно...

Приобщение детей и взрослых к истории и культуре своей Родины через организацию детско-родительского клуба «Истоки»

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в перио...

«Гостеприимная русская изба» организация детско-родительского творчества, как форма взаимодействия музея детского сада «Русская изба» и семьи

Не так давно воспитанники нашего детского сада стали посещать музей «Русская изба», нет, им не приходиться ездить за город в «Ангарскую деревню», дело в том, что музей находится совсем рядом – на втор...

Методические рекомендации "Организация детско-родительских проектов в детском саду"

Проектная деятельность как современная педагогическая технология является уникальным средством обеспечения познавательной, исследовательской, творческой самостоятельной деятельности дет...

СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ В СОВРЕМЕННЫХ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Родители и педагоги – это две мощные силы, роль которых в процессе становления личности каждого человека невозможно преувеличить....

СТАТЬЯ "Организация детско-родительского клуба "Радуга интересов" в МАДОУ "Детский сад №3" г. Североуральска

laquo;Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависитбезопасность всего большого человеческого общества»Феликс Адлер...

Вариативность форм организации детско-родительского взаимодействия в формировании духовно-нравственных ценностей средствами арт-технологий (выступление на Заседании №3 ГТГ в МБДОУ "Детский сад №28 "Надежда")

Вариативность форм организации детско-родительского взаимодействия в формировании духовно-нравственных ценностей средствами арт-технологий (выступление на Заседании №3 ГТГ в МБДОУ "Детский сад №2...