Приобщение детей и взрослых к истории и культуре своей Родины через организацию детско-родительского клуба «Истоки»
материал на тему

Переверзева Наталья Владимировна

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                       «Только тот, кто любит, ценит и     уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением,
может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».
                                                                                                    
С. Михалков


   В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

         Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.

        Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви   к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.

   Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к народным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия. Мы, взрослые, должны помочь детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа. Необходимо помочь ребенку открыть это чудо, приобщая его к  быту, истории, культуре своих предков.    

   Успех этой ответственной работы невозможен в отрыве от семьи, ведь родители- первые и главные воспитатели своего ребенка с момента рождения и на всю жизнь. Мы ждем от них участия в воспитании растущей личности, направленного на развитие общей культуры человека, его созидательности.

   Всё это подвигло нас к созданию со II младшей группы детско-родительского клуба  «Истоки», как одной из форм работы с родителями, объединяющей семьи с детьми дошкольного возраста в целях возрождения и развития воспитательного потенциала  семьи при поддержке педагогов.

Цель:  Приобщение детей и взрослых к истории и культуре своей Родины.

Задачи:

  1. Знакомить детей с русскими – народными праздниками.
  2. Формировать чувство нравственно-патриотического сознания.
  3. Развивать эмоциональную отзывчивость у детей.
  4. Расширить знания родителей о национальных традициях и обрядах русского народа.

     Деятельность клуба осуществляется в соответствии с положением и планом работы, который составлен на четыре года. Встречи проходят один раз в квартал и посвящены  четырём календарно-обрядовым праздникам: «Покров», «Святки», «Сороки», «День Ивана Купала».

    С каждым годом сценарии праздников усложняются с учётом возрастных особенностей детей по принципу «от простого к сложному». Так, например, во  2 младшей группе знакомим детей с  русскими народными потешками, песнями, играми и хороводами. А, уже, в подготовительной группе – календарно - обрядовыми песнями, колядками, прибаутками, пословицами и поговорками.

    Кроме того, если в младшей группе организация праздников целиком ложится на плечи педагогов и родителей, то в старших группах широко привлекаются дети. Они  помогают изготавливать атрибуты для выступлений, принимают непосредственное участие в оформлении зала и проведении праздника.

    Тема встреч оглашается заранее. На стендах для родителей вывешиваются  красочные  приглашения - зазывалки.  Участниками клуба являются все желающие родители наших воспитанников.

      Каждая встреча проходит как знакомство  с историей  праздников,  народными традициями и гуляниями: хороводы, колядования, народные игры. Желающих поучаствовать в играх, хороводах с каждым разом увеличивается. Родители рядом со своими детьми танцуют, играют, читают потешки (по заранее подготовленным «шпаргалкам»).  На праздники приходят  не только мамы и бабушки, но и папы, дети -  школьники.  

      Перед проведением каждой встречи детско – родительского клуба ведётся большая подготовительная работа:

    1. Незадолго до праздника мы рассказываем детям о старинных обрядах и обычаях, о забавах и развлечениях, устраиваемых во время праздников нашими предками. Чтобы заинтересовать детей и взрослых, готовим описание, разъяснение содержания песен.

   2. Для родителей готовим папку – передвижку, в которую включаем информацию об истории праздника, разъяснения предназначения символов в календарно – обрядовых праздниках, рецепты блюд, которые готовили в определённые праздники, костюмы. К каждому празднику готовим   шпаргалки   - подборку потешек, пословиц, пестушек, колыбельных песен, различных народных игр, чтобы родители могли принять активное участие в празднике, чувствовали себя уверенно.

  3.  При помощи родителей к каждому празднику – группа оформляется  в стиле «Русской избы»: ставится прялка, деревянные лавки, покрытые половиками и ковриками , стол на котором стоит самовар и различные угощения. На пороге избы гостей встречает  радушная хозяйка.

    Занимаясь  подготовкой к празднику, педагоги и родители должны в первую очередь ориентироваться на интересы каждого конкретного ребенка и группы детей, для которых и готовится эта встреча. И главный критерий подбора материала здесь – зрелищность, яркость и веселость.

   Ожидаемые результаты.

1.  У детей расширятся знания о русских народных праздниках, обрядах  нашего народа.

2. У воспитанников  появится чувство причастности к обычаям и традициях своих предков.

3. Повысится уровень нравственно-патриотического сознания и социально-культурная компетентность взрослых.

  Таким образом,   народные праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его знания об окружающем мире, помогают восстанавливать старые и добрые традиции, объединяют и побуждают к творчеству.

   Праздник - важная часть жизни как ребенка, так и взрослого, это радостное событие, которое позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться, а порой и просто отдохнуть от будней. И уже почти афоризмом стали слова:

 “Без праздников не бывает детства!”

   


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Куйбышевского района – детский сад «Колокольчик» Приобщение детей и взрослых к истории и культуре своей Родины через организацию детско-родительского клуба «Истоки» Автор: Худышкина Н.В ., воспитатель группы «Сказка» ДОУ «Колокольчик»

Слайд 2

« Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом». С.Михалков

Слайд 5

Цель: приобщение детей и взрослых к истории и культуре своей Родины. Задачи: Знакомство детей с русскими народными праздниками. Формировать чувство нравственно-патриотического сознания. Развивать эмоциональную отзывчивость у детей. Расширить знания родителей о национальных традициях и обрядах русского народа.

Слайд 7

Приглашения - зазывалки

Слайд 8

Знакомим детей и родителей Колыбельные Пестушки Потешки Прибаутки Считалки Загадки Небылицы Скороговорки

Слайд 9

Народные игры Подвижные Игры с пением Хороводные Народные песни Заклички Хороводные Обрядовые Плясовые Игровые

Слайд 11

Подготовительная работа Беседы с детьми Информация для родителей Оформление группы

Слайд 12

Музыкальное оформление Записи русских народных плясовых хороводных песен и мелодий в исполнении фольклорных ансамблей : Русская народная песня - «Уж как шла коляда» Ансамбль «Веретёнце» п.у.Краснопевцевой – «Коляда-Коляда» Ансамбль «Ивана Купала» - Коляда(Ай заинька,Ай серенький…) Государственный ансамбль песни и танца « Шалдон » - «Коляда»

Слайд 19

Ожидаемые результаты У детей расширятся знания о русских народных праздниках, обрядах нашего народа. У воспитанников появится чувство причастности к обычаям и традициям своих предков. Повысится уровень нравственно-патриотического сознания и социально-культурная компетентность взрослых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальное партнёрство ДОУ и семьи через организацию детско – родительского клуба "Мы родом из детства"

Признание государством приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и детского сада и определяется как социальное партнёрство, сотрудничество в организации воспитательно - образовател...

Опыт работы детско-родительского клуба "Здоровей-ка" в рамках реализации психолого-педагогического проекта «Здоровая семья» «Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка через работу детско-родительского клуба «Здоровей-ка»

Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно ...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО С ИСТОРИЕЙ И КУЛЬТУРОЙ СВОЕЙ МАЛОЙ РОДИНЫ

          Аннотация. В статье освещается проблема патриотического воспитания, раскрываются формы и методы знакомства с историей и культурой своей Родины....

Опыт работы на тему "Взаимодействие ДОО и семьи через организацию детско-родительского клуба "Островок здоровья"

Объединение педагогов и родителей, заинтересованных в оздоровлении детей.Цель: Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах физического воспитания, формирования активной позиции по отн...

АПО "Организация проектной деятельности, как средство приобщения детей дошкольного возраста к истории и культуре Родного края ("Малой Родины")

Проект прошёл под руководством воспитателя, которая направляла и систематизировала и направляла работу детей и родителей, вносила коректировки, усложняя или упрощая формы работы....

«Ознакомление детей дошкольного возраста с историей и культурой города Петергофа» через проектную деятельность.

quot;Ознакомление детей дошкольного возраста с историей и культурой города Петергофа"...

ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОЕКТА «СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ НАШЕГО ГОРОДА»

На сегодняшний день предлагается много путей и способов воспитания у детей любви к родному городу, но нельзя забывать, что патриотизм формируется у каждого ребенка индивидуально, он связан с...