Методы исследования объектов живой и неживой природы в образовательной деятельности с детьми РАС для активизации познавательной деятельности.
статья (старшая группа)

Зыбина Наталия Николаевна

Цифровизация повлияла на все сферы жизни, включая образование. Современные вызовы в образовании детей с ОВЗ и инвалидностью связаны с поиском и научным обоснованием эффективных технологий, методик, организационных форм обучения, которые могли бы дополнить традиционную систему оказания помощи, развития, формирования самостоятельности каждого воспитанника, обогатить образовательный процесс. Специальная дидактика цифрового образования призвана решать задачи, касающиеся применения цифровых технологий, средств и ресурсов в обучении, воспитании и развитии детей с ОВЗ и инвалидностью

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы исследования объектов живой и неживой природы в образовательной деятельности с детьми РАС для активизации познавательной деятельности.

           Подготовила:

                                                             Зыбина Наталия Николаевна

Старый Оскол 2022 г.

        Цифровизация повлияла на все сферы жизни, включая образование. Современные вызовы в образовании детей с ОВЗ и инвалидностью связаны с поиском и научным обоснованием эффективных технологий, методик, организационных форм обучения, которые могли бы дополнить традиционную систему оказания помощи, развития, формирования самостоятельности каждого воспитанника, обогатить образовательный процесс. Специальная дидактика цифрового образования призвана решать задачи, касающиеся применения цифровых технологий, средств и ресурсов в обучении, воспитании и развитии детей с ОВЗ и инвалидностью.

         События, которые происходят в России и мире, говорят о значимости интерактивных, дистанционных форм обучения, которые, несмотря на возникающие сложности, могут обеспечить непрерывность и слаженность учебного процесса, позволив создать оптимальные условия для познавательного и социального развития ребенка с ОВЗ. При этом, как и в случае с традиционными средствами обучения, необходимо учитывать вариативность нарушений развития (слуха и зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, речи, эмоциональной сферы). Правильно подобранные ассистивные или дополнительные цифровые средства помогают ребенку адаптироваться к новой форме обучения, облегчают его взаимодействие, коммуникацию и диалог с педагогом, со сверстниками, позволяют преподнести материал по учебному предмету в доступной форме. 

        Работая с детьми, имеющими нарушения аутистического спектра, необходимо учитывать аномалии отклонений каждого ребенка.  Это требует особого индивидуального подхода (имеется в виду не загруженность рабочего места, дозировка нагрузки, правильное изготовление пособий. Детей с нарушением аутистического спектра необходимо учить пользоваться всеми анализаторами. Игра помогает развивать сохранные анализаторы. Например, в игре «Что в коробочке?», «Чудесный мешочек», «Угадай на вкус и запах», «Разложи отдельно», «Сказочная полянка» дети могут узнать предмет, включая в работу все органы чувств, развить вкусовые, тактильные ощущения. Известно, что совершенствование мелкой моторики и тактильных ощущений играет в общем развитии ребенка далеко не последнюю роль. Детей мы учим через игру нанизывать бусы разного размера на нитку, на проволоку разной толщины, работать с контурами изображений, рисовать по точкам, дорисовывать изображения, рисовать крупой, выкладывать рисунки из различных предметов, конструировать из крупного и мелкого конструктора, что способствует развитию мелкой и крупной моторики, развивает воображение. В этой работе обязателен индивидуальный подход.

        Детям с тяжелыми нарушениями, предлагаем для работы крупные предметы с большими отверстиями, крупный цветной конструктор, движущиеся предметы. У таких детей, как правило, слабые руки, их движения неточны и недостаточно координированы, они не всегда могут уверенно и точно выполнить необходимые движения. В решении этих задач так же помогают игры с природным и бросовым материалом «Разноцветные крышечки», «Угадай на ощупь», «Проложи дорожку для зайки (для девочки и т.п.)», «Ниткопись», «Укрась божью коровку».

        Развивать координацию движений помогают, работа с бумагой, прищепками.  Все это вместе взятое дает возможность успешно развивать у дошкольников имеющими нарушения аутистического спектра все психические процессы, корректировать в сторону улучшения психоэмоциональных функции, пробуждать у детей желание реализовать свои умения в создании своего нового «шедевра», придумать и применить новые способы выполнения задуманного. Ежедневно во время перерыва между деятельностью детей проводим двигательную разминку, оздоровительные минутки, куда включаем гимнастику для глаз, имитационные движения, элементы самомассажа, упражнения для рук, стоп, осанки.

       Использование ИКТ в коррекционной работе с детьми.

Использование современной компьютерной техники позволяет развить традиционные методические подходы.

       Это игровые компьютерные программы «Тир», «Льдинка», «Крестики», которые позволяют решить вопрос наглядности, активизируют деятельность дошкольников, способствуют повышению мотивации к обучению.

       Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет педагогу создавать для детей, имеющих нарушения аутистического спектра, мультимедийные презентации для ознакомления их с окружающей действительностью.

       С помощью пособий, изготовленных в программе Microsoft Office PowerPoint, можно решить практически все коррекционные задачи:

- формирование предметных представлений;

- формирование сенсорных эталонов;

- развитие навыков ориентировки в пространстве;

- развитие восприятия сюжетного изображения;

- развитие восприятия глубины пространства;

- развитие зрительно-моторной координации.

      Преимущества заданий, разработанных в данной программе, в возможности изготовления пособий, различных по зрительной нагрузке, по уровню сложности и в возможности редактирования заданий в зависимости от поставленных задач. Задания в программе Microsoft Office PowerPoint легко создаются и редактируются, что является значительным преимуществом по сравнению с традиционными пособиями, выполненными из бумаги и картона. Благодаря возможности демонстрации пособий не только на мониторе, но и на экране при помощи медиапроэктора, можно учесть и зрительную нагрузку детей. Детям        с РАС требуется более обширная поверхность, поэтому при работе с такими детьми рационально использовать задания, разработанные в PowerPoint.

       Задания на развитие предметных представлений создаются путём вставки в презентацию изображений, предварительно обработанных в графическом редакторе (очищен фон, исключены второстепенные детали, добавлен чёткий контур, усилен контраст и т.д.)

Заключение:

       Таким образом применение цифровых средств способствует организации личностно ориентированного обучения, значительному улучшению восприятия ребенком с ОВЗ развивающей информации благодаря наглядности, яркости, понятности, доступности, привлекательности элементов цифровой образовательной среды.

Приложение: Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ Направление – исследование объектов живой и неживой природы общеразвивающей направленности 6 – 7 лет №2

Программное содержание:1.Обобщить и систематизировать знания об осени. Закреплять умения составлять описательные рассказы о явлениях природы, точно и правильно подбирать слова, характеризующие ос...

Календарно-тематическое планирование в подготовительной к школе группе по Исследованию объектов живой и неживой природы, экспериментированию

Будет полезен педагогам работающим по книге О.А Воронкевича "Добро пожаловать в экологию". раздел Экспериментирование был добавлен по книге Г.П.Тугушева, А.Е.Чистякова "Экспериментальна...

Календарно-тематическое планирование в подготовительной к школе группе по Исследованию объектов живой и неживой природы, экспериментированию

Будет полезен педагогам работающим по книге О.А Воронкевича "Добро пожаловать в экологию". раздел Экспериментирование был добавлен по книге Г.П.Тугушева, А.Е.Чистякова "Экспериментальна...

Конспект НОД в старшей группе по познавательно-исследовательской деятельности (исследование объектов живой и неживой природы, математическому и сенсорному развитию) Тема: «Лес и его обитатели»

Конспект НОД в старшей группепо познавательно-исследовательской деятельности (исследование объектов живой и неживой природы, математическому  и сенсорному развитию)Тема: «Лес и его обитател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Образовательная область «Познавательное развитие» Модуль «Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование» (младшая группа, второй год обучения)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Образовательная область «Познавательное развитие» Модуль «Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование» (младшая группа, второй год обуч...