Поддержка детской инициативы в организации проектной деятельности дошкольников
статья

Макеева Виктория Викторовна

Автор подробно останавливается на преимуществах метода проектов при решении задачи поддержки детской инициативы, рассматривает принципы, на которых должна строиться проектная деятельность. Описаны проекты, реализованные в группе.

Ключевые слова: инициатива, самостоятельность, активность, опыты, исследовательская деятельность, дневник наблюдений.

Расскажи — и я забуду,

покажи — и я запомню,

дай попробовать — и я пойму.

Китайская пословица

 

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость. «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками, чем увидеть», — уточняют педагоги-практики. На современном этапе развития общества и нашего государства особую актуальность приобретает проблема формирования общественно активной, творческой, компетентной личности, которая, в отличие от человека-исполнителя, самостоятельно генерирует новые идеи, принимает нестандартные решения.

Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования — потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает.

На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Проблема формирования у детей инициативы, самостоятельности и активности была и остается самой актуальной. Ведь это именно те качества, которые составляют основу характера человека. Именно поэтому в дошкольном возрасте необходимо помочь ребенку раскрыть свое «я», научиться высказывать свое мнение, проявлять инициативу, а не действовать по указке взрослых. Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески.

По своему опыту я сделала вывод, что наиболее перспективным методом формирования познавательной активности является метод проектов. К методу проектов я обратилась еще и по той причине, что в современных условиях педагоги нацелены на поддержку детской инициативы, а метод проектов как нельзя лучше позволяет поддержать детскую инициативу в условиях детского сада и семьи.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Поддержка детской инициативы в организации проектной деятельности дошкольников

Подготовила: воспитатель Макеева Виктория Викторовна

Автор подробно останавливается на преимуществах метода проектов при решении задачи поддержки детской инициативы, рассматривает принципы, на которых должна строиться проектная деятельность. Описаны проекты, реализованные в группе.

Ключевые слова: инициатива, самостоятельность, активность, опыты, исследовательская деятельность, дневник наблюдений.

Расскажи — и я забуду,

покажи — и я запомню,

дай попробовать — и я пойму.

Китайская пословица

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость. «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками, чем увидеть», — уточняют педагоги-практики. На современном этапе развития общества и нашего государства особую актуальность приобретает проблема формирования общественно активной, творческой, компетентной личности, которая, в отличие от человека-исполнителя, самостоятельно генерирует новые идеи, принимает нестандартные решения.

Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования — потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает.

На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Проблема формирования у детей инициативы, самостоятельности и активности была и остается самой актуальной. Ведь это именно те качества, которые составляют основу характера человека. Именно поэтому в дошкольном возрасте необходимо помочь ребенку раскрыть свое «я», научиться высказывать свое мнение, проявлять инициативу, а не действовать по указке взрослых. Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески.

По своему опыту я сделала вывод, что наиболее перспективным методом формирования познавательной активности является метод проектов. К методу проектов я обратилась еще и по той причине, что в современных условиях педагоги нацелены на поддержку детской инициативы, а метод проектов как нельзя лучше позволяет поддержать детскую инициативу в условиях детского сада и семьи.

Итак, метод проектов:

— помогает ребенку получить ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов. Ребенок обнаруживает, что вопросы, волнующие его, оказываются интересны и для других людей. Ситуация социального принятия, в которой оказывается ребенок, стимулирует его личностный рост;

— развивает нестандартность действий, оригинальность мышления. Инициативность ребенка, умение видеть, замечать, задавать вопросы, пытаться искать ответы, находить пути решения возникающих проблем стимулируют развитие у него аналитических способностей;

— не только поддерживает детскую инициативу, но и оформляет ее в виде культурно-значимого продукта;

— создает условия для обеспечения психологического благополучия и здоровья детей, поддержания доброжелательной атмосферы в группе;

— развивает познавательные способности, творческое мышление и воображение;

— формирует предпосылки для поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

— развивает у детей способность находить способы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

— развивает желание детей участвовать в процессе совместной проектно-исследовательской деятельности.

Педагоги и родители, участвуя в исследовательских проектах, должны всячески поддерживать уникальное видение мира, свойственное ребенку. Участие взрослых расширяет пространство возможностей детей, обогащает идеи, высказываемые детьми.

Для успешного развития познавательной активности при проектном методе могут использоваться классические методические приемы:

— словесные: беседа, объяснения, указания, вопросы, диалог, дискуссия, напоминания, использование художественного слова;

— наглядные: использование дидактического материала, схем, моделей, информационно-коммуникационных технологий, картин, картинок, игрушек, природного материала, предметов, приборов, показ образца, показ способа действия;

— практические: опыты, исследования, труд, продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация), зарисовка результатов опытов и наблюдений, изготовление моделей, макетов, оборудования для наблюдений, ведение дневников наблюдений, сбор информации, упражнения, игры (подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые), проблемные ситуации.

Сформулируем принципы, на которых должна строиться проектная деятельность с детьми:

— постоянная обратная связь;

— диалогизация образовательного пространства;

— эмоциональное проживание темы; — добровольность участия;

— создание ситуации погружения в проблему.

Для активизации детей в ходе реализации проекта можно использовать:

— методы повышения познавательной активности (Н.Н. Поддьяков, А.Н. Клюев) — элементарный анализ, установление причинно-следственных связей, метод моделирования и конструирования, решение логических задач и др.;

— методы повышения эмоциональной активности (С.А. Смирнов) — элементы творчества, новизна ситуации, игровые и воображаемые ситуации, юмор, шутка и др.;

— методы обучения и развития творчества (Н.Н. Поддьяков) — эмоциональная насыщенность окружения, мотивирование детской деятельности.

Выбрав тему, заинтересовавшую детей, необходимо пошагово определить ход работы:

1. Выявление проблемы.

2. Выбор темы исследования.

3. Определение цели исследования (поиск ответа на вопрос о том, зачем проводится исследование).

4. Определение задач исследования.

5. Выдвижение гипотезы.

6. Составление предварительного плана исследования.

7. Проведение эксперимента (опыта), наблюдения, проверка гипотезы, выводы.

8. Указание возможных путей дальнейшего изучения проблемы.

Опишу некоторые исследовательские проекты, которые были реализованы в нашей группе. Проект под названием «Наш розан» был проведен с подачи детей. Как-то они обратили внимание на домашний цветок, с которого начали осыпаться листья. «Что случилось с цветком?» — встал перед ними вопрос. Сначала дети предположили, что земля в горшке сухая, его нужно полить. После проверки выяснилось, что земля влажная. Какова же причина увядания цветка? «Ему жарко», «Скучно», «Он состарился» — слышались предположения детей.

Действительно, оказалось, что розан в нашей группе жил уже давно и он, вероятнее всего, погибает от старости. Как сохранить растение в группе? Дети предложили купить новый цветок. Ну, а если самим вырастить новое растение? Детям на дом дается задание: выяснить у родителей или поискать информацию в Интернете, как это можно сделать.

На следующий день ребята пришли с новыми идеями: растение можно вырастить из семечка, из черенка. После обсуждения решаем, что будем использовать способ черенкования (так происходит знакомство с новыми словами и понятиями). Мы срезаем у старого розана боковые отростки, которые послужат черенками, помещаем их в воду. Так дети приобретают наглядное представление о способе размножения черенкованием. Чтобы отмечать изменения, которые будут происходить с черенком, мы решаем его регулярно зарисовывать. А чтобы ему не было скучно одному, мы придумали развести на подоконнике целый сад.

Дети получают задание: дома вместе с родителями поставить в воду черенки разных комнатных растений, наблюдать за ними, найти информацию о них, составить паспорт на каждое растение. Как только наш черенок розана пустил корни, мы посадили его в землю. Вскоре наш уголок природы начал пополняться растениями, принесенными детьми из дома.

В заключение мы устроили обсуждение на тему ухода за комнатными растениями. Я спросила детей, что нужно цветам для нормального роста? Они ответили: «Чтобы розан и его друзья-цветы не погибли, им нужны свет, тепло, вода, воздух, земля». — «Кто хочет помочь нашим цветам? Кто будет ухаживать за ними, чтобы им у нас было хорошо?» И мы решили ввести дежурства в уголке природы.

Итак, разработка проекта по сохранению розана расширила знания детей о комнатных цветах, способах их размножения, вовлекла родителей в совместную работу с детьми, а также повысила интерес к дежурству в уголке природы.

Я хочу также остановиться на проекте «Море», который был проведен в начале учебного года, после периода отпусков. Двое детей, Ксюша и Андрей, принесли в детский сад морские камушки, ракушки и даже морскую звезду. Дети с таким восторгом рассказывали о том, как они купались в море, что остальные дети стали расспрашивать: «Что такое море?», «Что в нем есть?», «Где живут акулы?» Конечно же, дети четырех лет не смогли полно и понятно ответить на все детские вопросы, да и побывать на море есть возможность далеко не у каждой семьи.

Видя неподдельный интерес детей к теме, я пришла к выводу о необходимости разработки нового проекта. Чтобы удовлетворить интерес детей, я попросила родителей Ксюши и Андрея принести в группу летние фотографии. Мы рассматривали фото на большом экране, а Ксюша и Андрей комментировали их. Я также подготовила и показала детям презентацию о море.

Так, у детей появились первые знания в этой области. Мы решили создать в группе морской уголок. В вечернее время мы лепили водоросли и рыбок, рисовали, раскрашивали и делали аппликации морских обитателей. Морское дно было изготовлено из пшена. Эта идея пришла в голову Тоне. Она вспомнила, что желтая крупа (пшено) очень похожа на морской песок. А Маша принесла из дома зеленую тряпочку и сказала, что она такая же мягкая, как водоросли, когда они качаются в воде. Мальчики тут же предложили пустить в плавание по нашему морю кораблики. Сказано — сделано. Вскоре кораблики, выполненные в технике оригами, появились на волнах нашего «моря».

В ходе реализации проекта я поддерживала интерес детей к теме проведением подвижных игр «Море волнуется», «Акула и рыбки», «Рыболов»; рассматриванием новых иллюстраций, мультфильмов.

Физкультурные занятия тоже были посвящены морской тематике: «Мы — моряки», «Путешествие на необитаемый остров». Очень привлекли детей опыты и исследования по теме «Волшебница вода». В ходе опытов дети узнали, что одни материалы тонут в воде, а другие не тонут; что в воде есть воздух, вода имеет особенные свойства: она жидкая, прозрачная, не имеет вкуса и цвета.

Дети осознали необходимость беречь и охранять водные просторы, узнали о существовании служб водной охраны и охраны морских животных и растений. В заключение проекта было проведено комплексное тематическое занятие «Морское путешествие». Дети на воображаемом корабле совершили путешествие по северным и южным морям, встретились с их обитателями, а также познакомились с профессией водолаза; узнали об айсбергах, о том, какую опасность они представляют для кораблей; в ходе физкультурной части занятия оказали помощь обезьянкам на острове (полоса препятствий). На протяжении всего путешествия детей сопровождал капитан дальнего плаванья Федор Титов.

Итак, дети расширили свое представление о море и воде, а также получили положительный эмоциональный заряд, у них появилось желание действовать сообща. Они научились договариваться между собой.

Практическими результатами выполнения проекта стали:

— подбор дидактических игр;

— макет «Море и его обитатели»;

— коллекция морских камушков и ракушек;

— картотека морских обитателей;

— сувениры-поделки;

— фотоальбом.

Для настоящего творца завершение одной работы — это не просто окончание исследования, это начало работы следующей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Поддержка детской инициативы в организации проектной деятельности дошкольников"

Творческая работа по теме "Поддержка детской инициативы в организации проектной деятельности дошкольников"....

Поддержка детской инициативы в различных видах деятельности

Одной из самых актуальных в современной педагогике была и остается проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности. Что же такое инициатива? Инициатива — (от. франц. initiative,...

Условия поддержки детской инициативы и стимуляции творческой активности дошкольников

В статье раскрываются условия для  поддержки детской инициативы и стимуляции творческой активности дошкольников...

Формирование мотивации и поддержка детской инициативы к поисково-исследовательской деятельности дошкольников

Данный материал был представлен на дистанционном заседании городского методического объединения воспитателей групп детей младшего и среднего дошкольного возраста г. Реутов...

Творческий доклад «Поддержка и развитие детской инициативы в продуктивной творческой деятельности дошкольников через конструктор «Cuboro»

Игра – важнейший спутник детства. Конструктор CUBORO позволяет детям учиться, играя и обучаться в игре....