Хоровое пение как одна из форм художественно - эстетического развития детей дошкольного возраста.
статья (подготовительная группа)

Либер Анна Александровна

Хоровое пение в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл horovoe_penie.docx19.44 КБ

Предварительный просмотр:

Хоровое пение как одна из форм художественно - эстетического                 развития детей дошкольного возраста.

Художественно – эстетическое воспитание детей является неотъемлемой частью дошкольного образования, ведь музыка как и другие виды искусства помогают всестороннему развитию и эмоционально-психологическому становлению детей, особенно в том возрасте, когда происходит формирование личности ребёнка.

Многое зависит от профессионализма педагога. Грамотный подход и объективная оценка возможности каждого ребёнка играет огромную роль в музыкальном развитии детей.

               Занятия в первую очередь должны быть интересными и познавательными. Обучение в игровой форме является наиболее эффективным, таким образом, педагог должен разнообразить методы работы с детьми, параллельно вводя приемы развития голоса ребенка.

      Немаловажную роль играет подбор репертуара. Песни, потешки, прибаутки, дразнилки очень нравятся детям, вызывают у них радостное настроение и оптимистический настрой.

     Для каждой возрастной категории должен быть свой репертуар. На каждом этапе взросления, репертуар усложняется. Вводятся дополнительные задачи для детей, такие как:

  -более чёткая дикция,

  -соблюдение элементарных динамических оттенков (громко, тихо)

  - передача музыкального образа,

  -слаженность в пении.

   Уже при разучивании репертуара, следует следить за певческой установкой.

Необходимо контролировать то, как ребёнок сидит, стоит, как открывает рот и держит голову. Для этого существуют некоторые правила певческой установки:

- сидеть (стоять) ровно;

- корпус в свободном положении;

- голову держать прямо, не запрокидывать, подбородок держать прямо;

- петь свободно, избегать кричащего звука.

   При формировании первоначальных певческих навыков у детей необходимо помнить, что в раннем возрасте голос только формируется, и поэтому очень важно не навредить. Важно избежать перенапряжения связок, периодически делать весёлые паузы во время занятия. Ими могут быть ритмические упражнения: прослушать и прохлопать ритм, имитационные, пародирующие движения (показать образ птиц, зверей и прочее). 

Так же не стоит забывать и о распевании. Наиболее подходящие для детей дошкольного возраста песенки-распевки. Небольшое содержание произведения, простая мелодия и интересное содержание легко запоминаются детьми. Систематическое пропевание песенок-распевок способствует выравниванию звучание голоса ребёнка, помогает добиться передачи характера и образа произведения.  Эмоциональность и артистизм  педагога при исполнении распевок необходимы, так как они облегчают подражание и эмоционально заряжают детей.

В качестве распевки можно использовать несложные тексты, либо пропевать гласные звуки: А-У, И-О. Например:

-«Ау-ау, заблудились мы в лесу.»

-«Иа-иа, поёт мой ослик!».

Подобные распевки поднимают детям настроение, задают позитивный тон, улучшают настроение, повышают эмоциональную атмосферу, подготавливают голос к пению. Предложить желающим детям исполнить самим распевку, использовать приёмы театрализации с куклой, игрушкой. После распевки   для развития слуха и музыкального восприятия следует задать следующие вопросы:

-«Какая была песенка, весёлая или грустная?»

-«Быстрая или медленная»?

-« Как лучше нам петь песенку, тихо или громко?»

        Помимо распевания необходимо уделить внимание постановке певческого дыхания, которое непосредственно влияет на выразительность пения и правильное звукоизвлечение. Для дыхательной гимнастики используются следующие упражнения:

      1.Задержать дыхание, и задувать «свечки» (пальчики). Начинать можно с возраста самого ребёнка: (четыре года, задуть четыре «свечки»), постепенно увеличивая количество «свечек».

      2. Упражнение «Самолёт». Задержать дыхание, и медленно выпускать воздух на звук у-у-у-у. Кто дольше продержит этот звук, тот дальше «долетел».

      3. Упражнение «Насос». Вдохнуть, задержать дыхание, и имитирующими движениями «насосом» порционно выпускать воздух.

    Немаловажную роль в формировании певческих навыков отведена артикуляционной гимнастике. Некоторые из них:

  1. «Лошадка». Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать языком(«цокает лошадка»)
  2. Упражнение «Дятел». Улыбнуться, широко открыть рот, прижать язык к верхнему нёбу, и ударять кончиком языка по бугорку на букву Д-Д-Д. («дятел клювиком стучит»).
  3. «Чистим зубки». Кончиком языка «чистим» верхние зубки, «моем щёчки».

       Звукообразование является неотъемлемой частью в формировании певческих навыков для детей дошкольного возраста. Оно связано непосредственно с работой дыхательного аппарата, дикцией, артикуляцией. Огромное значение в звукообразовании имеет слух так называемый (вокальный слух). Важную роль играет наследственный фактор. Развивать его задача необходимо именно с раннего возраста. Прослушивание и повторение простейшей мелодии, динамики, всё это способствует развитию вокального слуха.

        В работе со звукообразованием необходимо уделить внимание  напевности мелодии. Необходимо учить  детей петь протяжно, напевно,  протягивая отдельные гласные звуки.  Развитию протяжности в пении способствует пропевание песен, написанных в умеренном или медленном темпе.

     В процессе репетиционной работы необходимо уделить внимание на выразительность текста, на качество звука, будь то музыка песни или простое вокальное упражнение. Вести работу над развитием слуха, развивать эмоциональную отзывчивость, артистизм.

В дальнейшем многие из задач могут немного расширяться, углубляться. Но основные принципы работы должны оставаться неизменными.

Одноголосное пение может сочетаться с простейшими формами двухголосия, в процессе таких упражнений происходит увеличение легких за счет тренировки дыхания и расширение диапазона.

Не менее важно уделять внимание истории своей родины, национальной и культурной особенности страны, богатству и разнообразию её флоры и фауны. Все эти знания необходимо использовать при проведении занятий.

Одним словом, весь процесс должен быть подчинен задачам по воспитанию художественного вкуса ребенка и его будущего мышления.

         

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. «Тутти». Авторская программа.  А. Буренина, Тютюнникова;
  2. Музыкальный букварь. Н. Ветлугина
  3. «Ладушки» Каплунова. Новоскольцева.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством использования активных форм обучения»

Цель : Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами использования активных форм обучения, воспитание творческой личности, развитие ее интересов, наклонностей,...

«Формы и методы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста».

Консультация для воспитателей : «Формы и методы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста»....

Самообразование 2020 -2021 г. Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством использования активных форм обучения.

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством использования активных форм обучения....

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством использования активных форм обучения.

Тема самообразования: «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста  посредством использования активных форм обучения»Цель : Развитие творческих способностей у ...

Методическая разработка в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности

Методическая разработка направлена на введение нетрадиционных техник рисования в образовательный процесс дошкольных учреждений. Основная цель - стимулирование творчества, развитие мелкой моторики и эс...