Методическая разработка в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности
методическая разработка

Методическая разработка направлена на введение нетрадиционных техник рисования в образовательный процесс дошкольных учреждений. Основная цель - стимулирование творчества, развитие мелкой моторики и эстетического восприятия у детей 3-6 лет. Задачи включают изучение и применение разнообразных техник, формирование навыков педагогов, поощрение индивидуального творчества и социальных навыков через групповые проекты. Ожидаемые результаты включают разностороннее развитие детей и их успешную адаптацию в современном обществе. Методика предназначена для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netraditsionnye.odt40.75 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности

Подготовила воспитатель:

Можайская Мария Николаевна

Петергоф

 2023

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………...3

Введение………………………………………………………..….6

Виды нетрадиционных техник рисования……………….…..…8

Нетрадиционные техники изобразительной деятельности и их роль в

 развитии детей дошкольного возраста. ……………………………….26

Заключение………………………………………………….........28

Список литературы……………………………………………....29

Приложение

Пояснительная записка

В жизни детей дошкольного возраста взаимодействие с искусством приносит большую радость. Дошкольный возраст — это именно тот возраст, когда изобразительная деятельность является увлечением многих детей.

Дети очень любят творчество в любом его проявлении. Для создания своих работ они могут использовать различные предметы и материалы. Чем больше материалов им предоставить , тем больше ребёнок будет заинтересован, тем больше он будет экспериментировать.

Создание творческих поделок с помощью необычных материалов помогает детям получить положительные эмоции, способствует развитию воображения и фантазии, расширяет сферу возможностей детей, раскрепощает их.

Изобразительная деятельность даёт возможность детям проявить свои творческие способности, которые заложены как раз в каждом из них, необходимо только создать необходимую благоприятную среду. В изобразительной деятельности ребёнок может проявить свои творческие замыслы, расширить свой кругозор, зрительную память, мыслительные операции, графические умения.

Актуальность использования современных нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста обусловлена тем, что это важная сторона развития ребенка. Искусство формирует духовный мир детей, нравственную сторону действительности, обогащает чувственный опыт, повышает познавательную активность.

Цели нетрадиционной изобразительной деятельности:

Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками изобразительной деятельности для развития творческого мышления и воображения.

Задачи:

1. Расширять представления и прививать интерес к различным нетрадиционным техникам изобразительной деятельности.

2. Развить желание экспериментировать, создавать свой индивидуальный образ работы.

3. Cоздать условия для свободного творчества с нетрадиционными художественными материалами и инструментами.

4.Воспитывать трудолюбие и желание доводить дело до конца.

Эта методическая разработка призвана обогатить педагогический опыт в области изобразительной деятельности, способствуя разностороннему и гармоничному развитию детей дошкольного возраста.

Предполагаемые результаты

1.Развитие творческих навыков. Дети, используя нетрадиционные техники рисования, могут развивать свою творческую мысль и воображение. Это может проявиться в создании оригинальных и уникальных произведений искусства. 

2.Формирование мелкой моторики. Работа с различными материалами и инструментами в процессе нетрадиционного рисования способствует развитию мелкой моторики у детей, улучшая координацию движений рук. 

3. Стимулирование внимания и концентрации. Участие в нетрадиционных техниках рисования может требовать от детей повышенной концентрации внимания, что способствует развитию их умения фокусироваться на задаче.

4. Социальное взаимодействие. Коллективные проекты и групповые занятия по нетрадиционному рисованию могут способствовать развитию социальных навыков у детей, таких как взаимодействие, обмен идеями и совместное творчество. 

5. Позитивный опыт в обучении. Работа с необычными методами рисования может создать у детей позитивный опыт в обучении и формировать у них интерес к изобразительной деятельности. 

6. Развитие эстетического восприятия. Эксперименты с различными материалами и техниками помогут детям развивать свое эстетическое восприятие и понимание разнообразия форм и текстур. 

7. Формирование уверенности в себе. Успешное владение нетрадиционными техниками рисования может укрепить чувство уверенности и самоценности у детей, поощряя их к самостоятельному творчеству.

Итоговый результат зависит от качественной реализации методики педагогами, а также от индивидуальных особенностей и интересов каждого ребенка.

Введение

Детский возраст дошкольников представляет собой период, в течение которого изобразительная деятельность не только может, но часто становится прочным увлечением для всех детей. Взаимодействие с искусством приносит огромное удовольствие малышам. Все дети обожают рисовать, используя при этом различные, а порой необычные предметы. Привлекательность для детей представляют нетрадиционные художественные материалы. Чем более разнообразными они являются, тем увлекательнее для детей становится процесс работы с ними. Детям предоставляется возможность использовать дополнительные средства, что способствует появлению новых идей и экспериментированию с различными материалами.

Рисование с использованием необычных материалов и оригинальных техник позволяет детям испытать неповторимые положительные эмоции, способствует развитию их творчества, активности и воображения. Существует множество нетрадиционных техник рисования, открывающих новые возможности использования привычных предметов в качестве художественных материалов и удивляющих своей неожиданностью.

Актуальность проблемы:

В современном образовании акцент смещается от традиционных методов обучения к более инновационным и творческим подходам. В этом контексте важно обеспечивать детей возможностью экспериментировать и выражать себя через изобразительную деятельность. Это особенно актуально в дошкольном возрасте, когда формируются основы творческого мышления и моторики.

Цель методической разработки:

Цель настоящей методики заключается в предоставлении педагогам дошкольных учреждений комплекса инструментов и подходов, основанных на нетрадиционных техниках рисования, для стимулирования творчества, развития мелкой моторики и обогащения эстетического восприятия у детей дошкольного возраста.

Задачи методической разработки:

Изучение разнообразных нетрадиционных техник рисования и их потенциала в развитии творческих способностей детей.

Формирование навыков педагогов по организации занятий с использованием нетрадиционных техник рисования.

Поощрение индивидуального творчества и самовыражения каждого ребенка.

Развитие социальных навыков через групповые проекты и совместное творчество.

Ожидаемые результаты:

Внедрение предложенной методики позволит детям не только разнообразно выражать свои идеи в художественной форме, но и создаст благоприятное окружение для развития важных навыков, необходимых для успешной адаптации в современном обществе.

Аудитория методики:

Данная методическая разработка адресована педагогам дошкольных учреждений, работающим с детьми в возрасте от 3 до 6 лет.

Виды нетрадиционных способов изобразительной деятельности

Граттаж

Граттаж в переводе с французского означает «царапанье». Это замечательная нестандартная техника рисования интересна всем детям — независомо от возраста.

Шаги подготовки к работе воспитывают в ребенке чувство последовательности, внимания, усидчивости.

Закупите плотную бумагу или картон для грунтовки.

Приготовьте цветные восковые мелки и свечи для создания фона.

Закупите тушь (гуашь, жидкое мыло) для нанесения на фон.

Шаги проведения занятия:

Начните с объяснения детям, что такое граттаж, и покажите примеры готовых работ.

Проведите этап грунтовки, где дети будут создавать яркий фон с использованием восковых мелков и свечей.

Познакомьте детей с тушью и объясните, как ею работать.

Разрешите детям выбирать форму и направление рисунка при процессе граттажа.

Предоставьте им острые предметы (например, пластмассовые ножики или наконечники от кистей) для создания узоров и изображений.

Предложите детям экспериментировать с разными цветами и текстурами при создании грунта и рисунков.

Поощряйте их добавлять дополнительные элементы, такие как блестки, чтобы сделать работы еще интереснее.

После завершения занятия проведите обсуждение, спросите у детей, что им понравилось больше всего.

Задайте вопросы о цветах, формах и чувствах, которые они испытывали в процессе творчества.

Внедрение граттажа в педагогическую практику дошкольного учреждения поможет детям раскрыть свой творческий потенциал и разносторонне развивать художественные навыки.

Перед применением этой техники необходимо делать пальчиковую гимнастику для развития мелкой мускулатуры пальцев, т.к. граттаж требует больших усилий.

Печать листьями

Введение нетрадиционных техник, таких как "печать листьями", в образовательное учреждение может стать увлекательным и творческим опытом для детей.

Материалы: свежие листья различных форм и размеров,краски разных цветов, листы бумаги или картон для создания отпечатков.

Начните с объяснения детям, что они будут использовать листья для создания уникальных рисунков.Покажите примеры работ с использованием этой техники и расскажите о ее особенностях.

Предложите детям выбирать листья и покрывать их краской одного или разных цветов. Пригласите их прижимать листья к бумаге, чтобы создавать отпечатки. Разрешите детям экспериментировать с разными раскладками листьев и цветами.

Поощряйте детей добавлять дополнительные элементы, такие как контуры или дополнительные детали после печати.

Разрешите им создавать сюжеты с использованием отпечатков, например, изображая лес, дерево или фантастический ландшафт.

Внедрение техники "печать листьями" поможет детям не только развивать творческие навыки, но и познакомит их с природой, усиливая интерес к окружающему миру.

«Плетение из бумаги»

Техника "Плетение из бумаги" представляет собой увлекательный и творческий способ создания узоров и композиций с использованием различных видов бумаги. Эта техника развивает моторику рук, воображение и чувство цвета у детей.

Материалы цветная бумага различных оттенков, ножницы, клей, картонные основы или бумажные листы для создания подложки.

Для создания своих работ детям необходимо будет взять разноцветные разрезанные на полоски листы бумаги. Показать как переплетаются полоски бумаги, чтобы создать узор. Сначала покажите, как начать плетение, например, скрепив несколько полосок бумаги вместе и начав плести их друг через друга.

Дайте детям свободу экспериментировать с цветами и формами, создавая разнообразные узоры. Они могут менять цвета, создавать полосы, клетчатые или геометрические узоры.

Когда дети завершат свои плетения, они могут закрепить концы полосок бумаги с использованием клея. Дети могут приклеить или создать подложку из картонной основы или другого листа бумаги для закрепления своих плетений.

«Блок-постеры»

Техника "Блок-постеры" - это увлекательный метод коллективного творчества, в котором дети создают совместную картину, разбивая ее на индивидуальные блоки.

Материалы: большой лист бумаги или картон; разноцветные маркеры, цветные карандаши или краски; лента, чтобы разграничить блоки (по желанию).

Разложите большой лист бумаги или картона на столе или стене. Объясните детям, что каждый из них будет ответственен за создание своего собственного блока на общей картине. Поясните, что по завершении все блоки будут объединены в одну красочную картину. 

Предложите тему для общей картины, которая может быть связана с текущим учебным материалом, временем года, природой и т.д. Например, тема "Наша дружная команда".

Раздайте детям бланки бумаги, на которых они создадут свои индивидуальные блоки. Можно предложить использовать маркеры, цветные карандаши, краски и другие материалы для творчества.

После завершения индивидуальных блоков дети могут объединить их на общей поверхности. Это может быть сделано с использованием ленты или других украшений.

Техника "Блок-постеры" позволяет детям не только развивать творческое мышление, но и учиться сотрудничать, формируя общий результат, который отражает творчество и вклад каждого ребенка.

«Краски-мыльница»

Техника "Краски-мыльница" представляет собой увлекательный и необычный способ рисования, включающий использование мыла и красок для создания уникальных и интересных текстур на бумаге. Эта техника позволяет детям экспериментировать с материалами и получать удовольствие от необычного процесса.

Материалы: бумага для акварели или толстая бумага; краски различных цветов; обычное жидкое мыло; ёмкости для красок (могут быть плоскими тарелками); кисти различных размеров; вода для чистки кистей.

Для создания работ необходимо налить различные цвета красок в отдельные емкости. Разбавить краски небольшим количеством воды для создания более легкого эффекта. В каждую емкость с краской добавить несколько капель жидкого мыла. Это создаст пузыри и уникальные текстуры при рисовании.

Пригласите детей наносить краски на бумагу с помощью кистей. Они могут экспериментировать с разными цветами и создавать узоры, взаимодействуя с мыльными пузырями.

Дети могут рисовать на бумаге, используя краски и мыльные пузыри. Можно также предложить им надуть пузыри прямо на бумагу.

По мере того как краска высыхает, мыльные пузыри оставляют на бумаге уникальные текстуры и узоры. Дети могут наслаждаться рассматриванием и троганием своих работ.

«Плавающие краски»

Техника "Плавающие краски" предоставляет детям возможность экспериментировать с красками и водой, создавая уникальные и креативные произведения искусства.

Материалы: бумага для акварели или густая бумага; краски различных цветов; пластиковые емкости или лотки для воды; кисти различных размеров; стол защищенный от разливов или столешница, покрытая пленкой.

Для работы наполните пластиковые емкости или лотки водой. Разбавьте краски небольшим количеством воды для создания более легкого эффекта.

Пригласите детей наносить краски на поверхность воды с использованием кистей. Различные цвета и формы красок будут плавать на поверхности воды, создавая уникальные узоры.

Попросите детей положить бумагу на поверхность воды, чтобы зафиксировать узоры и цвета. Затем аккуратно поднимите бумагу из воды.

Дети могут экспериментировать с различными способами нанесения красок, создавая вихри, капли, кольца и другие узоры. 

Техника "Плавающие краски" поддерживает не только творческий процесс, но и включает в себя элементы изучения свойств воды и воздушных пузырьков.

«Гравюра на пенопласте»

Техника "Гравюра на пенопласте" представляет собой увлекательный способ создания рисунков с использованием пенопласта.

Материалы листы пенопласта; ручки или карандаши для рисования, лак или краска для пенопласта, кисти, листы бумаги.

Подготовьте листы пенопласта для детей. Убедитесь, что у них есть разные размеры и формы. Можно использовать обычные пенопластовые листы, также известные как "стереофон", который легко находится в хозяйственных магазинах.

Объясните детям, что они будут создавать рисунки на пенопласте с использованием ручек или карандашей, а затем делать отпечатки с помощью лака или краски.

Дети рисуют свои изображения на поверхности пенопласта. Они могут создавать узоры, фигуры или просто выражать свои идеи.

После того как рисунок готов, дайте детям нанести небольшое количество лака или краски на поверхность пенопласта с помощью кисти.

Попросите детей нажать покрытую краской сторону пенопласта на лист бумаги. Поддавайте им небольшую поддержку, чтобы они применили равномерное давление.

После того как отпечаток сделан, дайте детям возможность рассмотреть свой результат. Обсудите, что получилось, какие узоры и формы они видят. Позвольте детям экспериментировать с разными цветами и формами на поверхности пенопласта, создавая несколько отпечатков на одном листе бумаги.

После высыхания отпечатков, дети могут добавить дополнительные детали или цвета с использованием кистей или других украшений.

Техника "Гравюра на пенопласте" предоставляет детям возможность не только выражать свою творческую сторону, но и экспериментировать с различными материалами и процессами, такими как отпечатки.

«Рисование с помощью тени»

Техника "Рисование с помощью тени" - это увлекательный способ создания рисунков, используя свет и тень. Этот метод позволяет детям экспериментировать с различными формами, текстурами и визуальными эффектами.

Материалы: бумага для рисования (желательно светлая и гладкая), плотный картон в качестве основы, различные предметы с интересными формами (фигурки, листья, игрушки и т.д.), источник света (лампа, фонарик), карандаши, мелки или уголь для рисования, лента или клей.

Для рисование необходимо разложить бумагу на плоской поверхности, например, на столе или на полу. Если планируется создание коллективного проекта, используйте плотный картон в качестве основы.

Предложите детям выбрать интересные предметы, которые они могут использовать для создания теней. Это могут быть игрушки, листья, фигурки животных и другие объекты.

Помогите детям расположить выбранные объекты на бумаге или картоне. Имейте в виду, что источник света будет освещать объекты, создавая тени на поверхности.

Включите источник света и попросите детей рассматривать тени, которые проецируются на бумаге. Обратите внимание на формы, линии и текстуры теней.

Дети могут начать рисовать контуры теней, используя карандаши, мелки или уголь. Они могут подчеркнуть различные части тени и экспериментировать с техникой теневого рисования.

По мере рисования теней, дайте детям возможность дополнительно украсить свои работы, добавляя цвета и детали с использованием красок или цветных карандашей.

Если дети работают на общем пространстве, соберите их работы вместе для создания коллективного проекта. Это может быть удивительным коллективным творчеством.

Техника "Рисование с помощью тени" помогает детям развивать наблюдательность, творческое мышление и экспериментировать с различными художественными приемами.

«Ниткография»

«Ниткография» -  вид искусства , где в качестве основных изобразительных средств используют линии, штрихи, т. е. получается рисую нитью.

"Ниткография" может означать процесс создания изображений с использованием нитей или шерсти на подложке.

Главной задачей является найти в крючках и петельках, оставленных нитью на листе, образы, которые можно распознать и использовать в рисунках.

Для работы необходимо взять лист бумаги, набрать краску на нитку: нить опустить в тушь или жидкую разведенную гуашь. Затем надо произвольно уложить нить с краской петлями и зигзагами на лист бумаги. После того как смоченная краской нить уложена, ее надо накрыть вторым листом.

Оба листа плотно прижать друг к другу, а нить вытянуть за оба конца.

Для такой техники отлично подойдет шерстяная нить, она за счёт своего ворса оставляет самые интересные узоры.

Для удобства детей перед началом занятия следует подготовить гуашь в широких тарелочках или небольших тазах. Это облегчит процесс пропитывания нитки краской. Для прижимания нити рекомендуется использовать не лист бумаги, а картон.

«Батик»

Батик — это роспись по ткани.

Техника "батик" предоставляет увлекательный и творческий опыт для детей, позволяя им создавать уникальные и красочные произведения искусства.

Материалы: -белые ткани: используйте хлопок или другие натуральные ткани, которые легко впитывают краску;

-воск или масло: дети могут использовать специальные восковые мелки или свечи для создания рисунков на ткани;

-краски: подготовьте тканевые краски, которые можно наносить на ткань после того, как она будет обработана воском;

-кисти: различные кисти для рисования деталей или широких участков.

- набор для фиксации: фиксатор, чтобы закрепить цвета после окончательного окрашивания.

-пленка: покройте поверхность рабочего места, чтобы предотвратить попадание краски на столы и пол.

Подготовка ткани:

Разрежьте ткань на нужные размеры и закрепите ее на рабочей поверхности. Дети могут рисовать на всей ткани или создавать маленькие картины.

Передайте детям восковые мелки или свечи и позвольте им создавать рисунки на ткани. Воск будет служить барьером, предотвращающим попадание краски в определенные области.

Подготовьте различные цвета тканевых красок. Дети могут использовать кисти для окрашивания свободных участков ткани. Краска не проникнет в места, где находится воск.

Дети могут пробовать различные техники, такие как капли, расплывчатые узоры, использование шаблонов и т.д.

После того как ткань высохнет, закрепите цвета, применяя фиксатор в соответствии с инструкциями на упаковке.

Техника "батик" не только развивает художественные навыки, но и позволяет детям выразить свою индивидуальность и творческие идеи.

«Рисование пальчиками»

Рисование пальчиками - это забавный и доступный способ введения детей в мир искусства. Эта активность не только развивает их моторику, но и стимулирует творческое мышление.

Материалы: -бумага: подготовьте качественную бумагу или картон. Можете использовать большие листы для больших и ярких произведений.

-Краски: выберите невыцветающие детские краски различных цветов. Предпочтительно использовать краски на водной основе.

-Палитры или плоские емкости: для размещения красок, чтобы дети могли легко погружать пальчики.

Устроите детей за столами или на большой подстилке, чтобы предотвратить беспорядок. Распределите материалы. Наполните палитры или плоские емкости разноцветными красками. Разместите их так, чтобы было удобно дотрагиваться пальцами.

Объясните детям, как использовать пальцы для рисования. Поддерживайте их творческий подход и поощряйте экспериментирование.

Предложите детям темы или предметы, которые они могут изобразить. Например, цветные цветы, абстрактные рисунки или свои любимые животные.

Дайте детям свободу выражения. Пусть они погружают пальцы в краски и создают уникальные рисунки. Поощряйте детей экспериментировать с различными движениями и техниками. Они могут использовать пальцы для нанесения красок, точечной техники, создания следов, и т.д.

Рисование пальчиками - это отличный способ развивать творческое мышление, мелкую моторику и вдохновлять детей на исследование мира искусства.

«Рисование штампами»

Суть этой техники заключается в том, чтобы наносить краску на поверхность любой формы (штампа), прикладывать штамп красочным слоем к листу бумаги и придавливать с целью получения цветного оттиска.

Материалы: листы бумаги или картон (можно использовать белую или цветную бумагу);

 детские краски; штампы: подберите разнообразные предметы, которые можно использовать в качестве штампов (это могут быть картофельные половинки, корки от яблок, пластиковые крышки, губки, резиновые штампы и прочее); тарелки или палитры (ля размещения красок и погружения штампов).

Устроите детей за столами или на большой подстилке, чтобы предотвратить беспорядок.

Предоставьте детям выбор различных предметов для использования в качестве штампов. Обсудите, как каждый предмет может создать уникальные отпечатки.

Налейте краски на тарелки или палитры. Дайте детям возможность погружать штампы в краску. Пусть дети создают свои произведения искусства, используя штампы. Могут экспериментировать с цветами, формами и композициями.

Поощряйте детей миксовать разные штампы и цвета, создавая интересные комбинации.

Рассмотрите возможность совместных проектов, где дети могут объединить свои усилия для создания крупных коллективных работ.

Рисование штампами - это отличная возможность развивать творческие способности детей, а также весело провести время, создавая уникальные и яркие произведения искусства.

«Папье-маше»

Папье-маше появилось во Франции в начале XVI в. и использовалось для создания кукол. Слово папье-маше в переводе с французского означает «жеваная бумага» или «рваная бумага». Есть два способа создания изделий из папье-маше:

-лепка из поддающейся формированию массы, состоящей из мягкой бумаги и клеящего вещества;

- наклеивание рваной бумаги слоями, этот вид еще называют маширование.

Материалы:

- газеты (разрежьте газеты на полосы или мелкие кусочки);

- клей (водоразбавляемый): используйте детский клей, который можно разбавить водой (обычно, пропорции - 1 часть клея и 1 часть воды);

- миска для смешивания клея и воды;

- миска для папье-маше;

- бумажные полотна или шарики из газет: как основа для форм, которые дети хотят создать.

 - кисти: для нанесения клеевой смеси.

- краски и кисти для декорации (по желанию)

Разрежьте газеты на полосы или мелкие кусочки. Можно использовать как цветные, так и чёрно-белые страницы.

В миске смешайте клей и воду в соответствии с инструкциями на упаковке. Смесь должна быть достаточно густой, чтобы прикрепляться к газетам, но не слишком густой, чтобы легко наносилась.

Если дети хотят создать конкретную форму (например, животное, голову, маску), предложите им использовать бумажные полотна или создать каркас из газетных шариков и ленты скотча.

Погружайте кусочки газет в клеевую смесь и накладывайте их на выбранную форму, стараясь создать гладкую и равномерную поверхность.

Наносите несколько слоев газет, давая каждому слою высохнуть между нанесением нового. Обычно 3-5 слоев достаточно.

Дайте поделке полностью высохнуть. Это может занять несколько дней.

После высыхания, дети могут раскрасить и украсить свои поделки, используя краски, маркеры, блестки и другие декоративные материалы.

«Мозаичная техника»

Мозаичная техника - отличный способ развивать творческие и моторные навыки у детей в дошкольном возрасте.

Материалы: разнообразные материалы для создания мозаики: цветная бумага, картон, кусочки ткани, пластилин, конфетти, кусочки яичной скорлупы, стеклянные или пластиковые камешки, пуговицы, макароны и т.д.

Разноцветные материалы помогут развивать восприятие цвета и формы у детей.

В зависимости от темы урока или проекта, дети могут создавать мозаику с изображением животных, цветов, форм геометрии и т.д. Можно также использовать сюжетные истории для вдохновения, например, создание мозаики, изображающей подводный мир или лес.

Дети могут создавать мозаику прямо на большом листе картона, деревянной доске или другой плоской поверхности.

Используйте клей для приклеивания элементов мозаики. Для младших детей удобно использовать клей-карандаш, который легко наносится.

Поощряйте сотрудничество и командную работу, давая детям возможность создавать крупные общие проекты мозаики. Это помогает развивать навыки общения и взаимодействия.

Позвольте детям экспериментировать с различными текстурами и формами элементов мозаики. Например, они могут использовать песок для создания части картинки.

Организуйте выставку работ, чтобы показать творческий потенциал детей и поддержать их самооценку. Пригласите родителей и других детей посмотреть на результаты творчества.

Обеспечьте безопасность, используя безопасные материалы и следя за тем, чтобы дети не использовали острые предметы без надлежащего наблюдения.

Мозаичная техника в дошкольных учреждениях не только развивает творческие навыки детей, но также способствует развитию координации движений, восприятия цвета и формы, а также позволяет им выражать свою индивидуальность через творчество.

«Грязевая живопись»

Техника "грязевой живописи" представляет собой увлекательный способ для детей в дошкольных учреждениях проявить свою творческую натуру. Важно при этом обеспечивать безопасность и чистоту в процессе использования грязи. Вот несколько идей и советов по организации занятий "грязевой живописью":

Выберите подходящее место для занятий, где можно легко провести уборку после окончания занятия. Защитите пол и столы, используя газеты, старые полотенца или пленку.

Дети могут рисовать пальцами, кисточками, ветками или другими подручными средствами в грязи.

Грязь можно смешивать с натуральными красителями (например, соками фруктов), чтобы придать дополнительные оттенки и аромат.

Предложите детям тематику для грязевых картин: например, изображение животных, деревьев, цветов или абстрактных узоров. Используйте сюжеты из природы, чтобы связать грязевое искусство с окружающей средой.

Дайте детям возможность добавлять различные материалы в грязь для создания текстурных эффектов (например, песок, листья, трава).

Это может стать интересным опытом и позволит детям ощутить разнообразие текстур.

Поощряйте детей обсуждать свои творческие решения и делиться своими впечатлениями.

Это помогает развивать языковые навыки и способствует обмену творческим опытом.

Предоставьте детям возможность вымыть руки после занятий.

Помните о том, что дети могут потреблять грязь, поэтому используйте безопасные и экологичные материалы.

Техника "грязевой живописи" не только способствует развитию художественных навыков, но и создает у детей положительный опыт взаимодействия с материалами, текстурами и цветами, что важно для их креативного развития.

«Акварельные капли»

Техника "акварельные капли" - это замечательный способ внести элемент игры и эксперимента в творческие занятия в дошкольном учреждении. Вот как можно провести занятия с использованием этой техники:

Подготовка материалов:

Заранее подготовьте акварельные краски разных цветов, воду и бумагу для рисования.

Используйте бумагу, которая хорошо впитывает воду, например, акварельную бумагу.

Покажите детям, как использовать акварельные краски, чтобы создать капли на бумаге.

Объясните, что можно использовать кисть, чтобы наносить краску, или даже просто капать водой, чтобы создать красочные пятна.

Поощряйте детей экспериментировать с смешиванием цветов и созданием уникальных оттенков.

Расскажите им о том, что происходит, когда они смешивают разные цвета на бумаге.

Попробуйте добавить интересный элемент, предложив детям посыпать свои акварельные капли небольшими кристаллами соли.

Соль создает удивительные текстурные эффекты, когда взаимодействует с краской.

Поощряйте детей использовать акварельные капли для создания узоров, форм и даже абстрактных рисунков.

Могут быть использованы различные инструменты, такие как веточки, перья или даже пальцы для создания интересных узоров.

Спрашивайте у детей о том, что они чувствуют и видят, когда они создают свои акварельные капли.

Завершите занятие организацией небольшой выставки работ детей, чтобы они могли гордиться своими творениями и делиться ими с родителями.

Техника "акварельные капли" позволяет детям не только творчески выражаться, но и экспериментировать с цветами и формами. Важно создать поддерживающую и вдохновляющую атмосферу, где дети чувствуют свободу выражения своих идей и чувств.

«Лепка из теста»

Лепка из теста - это прекрасная техника творчества, которая стимулирует моторику рук, развивает творческое мышление и предоставляет детям возможность выразить свою фантазию.

Заранее приготовьте мягкое, безопасное и несушивающееся тесто. Можно использовать готовое пластилиновое тесто или приготовить домашнее из муки, соли и воды.

Предоставьте детям различные формы, краски, кисти, бусины, пуговицы и другие декоративные элементы для украшения и детализации лепки.

Предложите детям тему для лепки. Например, это может быть создание животных, цветов, фантастических персонажей или предметов из окружающего мира.

Поддерживайте творческую свободу, позволяя детям самостоятельно выбирать и воплощать свои идеи.

Дайте детям возможность экспериментировать с текстурой теста, создавая разные фактуры и формы.

Можно использовать инструменты для придания поверхности лепки различных узоров и текстур.

Организуйте групповые проекты, где дети могут совместно создавать большие инсталляции или сцены из теста.

Это способствует развитию коммуникативных навыков и совместной творческой работы.

Поощряйте детей создавать своих сказочных героев, используя тесто. Это может быть, например, персонажи из любимых книг или мультфильмов.

Если используется тесто, которое можно высушить и сохранить, дети могут забирать свои творения домой и сохранять их в качестве памятки.

Покажите детям различные методы лепки, например, скручивание, вытягивание, складывание, чтобы расширить их технические навыки.

Важно помнить о безопасности и выбирать материалы, безвредные для детей. Лепка из теста в дошкольном учреждении не только развивает творческие навыки, но и приносит радость и удовлетворение детям от собственного творчества.

«Рисование солью»

Техника "рисование солью" - это увлекательный способ создавать интересные и текстурные художественные работы.

Подготовка материалов:

Заранее приготовьте акварельные краски, бумагу для акварели или специальную бумагу с толстым слоем, на котором будет хорошо реагировать соль.

Предоставьте детям кисти и емкости с водой.

Предложите детям тему для рисования. Например, это может быть изображение природы, животных, абстрактные узоры или сюжеты из их воображения. Поддерживайте творческую свободу, позволяя детям самостоятельно выбирать и воплощать свои идеи.

Покажите детям, как они могут наносить краски на бумагу, а затем, когда бумага еще мокра, посыпать ее солью.

Наблюдайте, как соль впитывает влагу, создавая интересные текстурные эффекты.

Позвольте детям экспериментировать с смешиванием цветов на бумаге и применять соль, чтобы увидеть, как изменится реакция на различные оттенки.

Обсудите с ними результаты их экспериментов.

Попробуйте предоставить детям соль разной фракции (крупную и мелкую). Это добавит разнообразие в текстурные эффекты.

Расскажите детям, как различная соль влияет на окончательный результат.

Поощряйте детей создавать абстрактные узоры, используя соль. Это может стать отличным способом выразить их чувства и эмоции через искусство.

Покажите детям различные методы рисования солью, например, рисование контуров, создание пятен или просто посыпание солью поверх красок.

«Гравитационное рисование»

Гравитационное рисование представляет собой увлекательную технику, которую дети в дошкольных учреждениях могут использовать для творчества и экспериментирования. Этот процесс включает в себя работу с красками и бумагой в вертикальной плоскости, чтобы создать уникальные и интересные узоры.

Заранее подготовьте бумагу, краски и другие материалы.

Подготовьте вертикальные поверхности, на которых дети будут рисовать. Это может быть стенка в специально предназначенной для этого зоне или вертикальное полотно на стене.

Используйте разноцветные краски, предоставляя детям широкий выбор оттенков.

Разводите краски, если это необходимо, чтобы облегчить их текучесть.

Позвольте детям наносить краски на бумагу, капая, брызгая или используя кисти. Могут быть использованы различные инструменты, такие как пипетки или шприцы для создания различных эффектов.

Подготовьте вертикальную поверхность для рисования, например, закрепив большой лист бумаги на стене (предварительно ее накрыв) или доске для рисования

Разрешите детям экспериментировать с гравитацией, изменяя угол наклона бумаги или меняя способы нанесения красок.

Поощряйте детей рассматривать, как краски текут вниз и как они взаимодействуют друг с другом.

Обсудите с детьми результаты смешивания различных цветов, когда они стекают вниз. Это также поможет им понять основы цветоведения.

После того как работы детей высохнут, они могут добавить дополнительные детали, такие как блестки, бумажные вырезы или другие декоративные элементы.

Проведите обсуждение с детьми, спрашивая их о том, что им понравилось в процессе, какие цвета они выбрали и почему, а также какие узоры они заметили.

Гравитационное рисование предоставляет детям возможность взаимодействовать с искусством в уникальный и увлекательный способ, развивая при этом моторику, творческое мышление и воображение.

Нетрадиционные техники изобразительной деятельности и их роль в развитии детей дошкольного возраста.

Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в дошкольном возрасте имеет множество значений и благоприятных эффектов для обучения детей.

Развитие творческого мышления:

Нетрадиционные техники изобразительной деятельности стимулируют творческое мышление дошкольников. Эти методы позволяют им выражать свою индивидуальность и видение мира через искусство.

Сенсорное восприятие:

Многие нетрадиционные техники включают в себя использование различных материалов, текстур и движений. Это способствует развитию сенсорного восприятия и мелкой моторики у детей.

Экспериментирование и обучение:

Экспериментирование с разнообразными материалами и техниками  помогает детям лучше понимать свойства материалов, цветов и форм. Это процесс обучения через опыт.

Развитие координации движений:

Некоторые нетрадиционные техники требуют сложных движений, что способствует улучшению координации движений глаз и рук у детей.

Стимуляция воображения и креативности:

Такие техники рисования, как "гравитационное рисование", "рисование солью" или "рисование с пальцами", позволяют детям воплощать свои идеи и фантазии. Это способствует развитию воображения и креативности.

Самовыражение и эмоциональное благополучие:

Рисование является способом для детей выразить свои эмоции и чувства. Нетрадиционные техники предоставляют дополнительные возможности для самовыражения, что важно для эмоционального благополучия детей.

Социальные навыки и взаимодействие:

Занятия нетрадиционными техниками могут быть групповыми. Это способствует развитию социальных навыков, сотрудничества и обмена идеями среди детей.

Удовлетворение от творчества:

Работы, созданные с использованием нетрадиционных техник, часто приносят детям радость и удовлетворение от процесса творчества. Это может создать положительный опыт и поощрить интерес к художественным занятиям.

Важно учитывать, что при использовании нетрадиционных техник необходимо обеспечивать безопасность детей и выбирать материалы, подходящие возрасту. Занятия художественной деятельностью в раннем возрасте играют важную роль в разностороннем образовании детей и создают основу для их творческого мышления в будущем.

Заключение

В заключение можно отметить, что внедрение нетрадиционных техник и материалов в процесс творческой деятельности детей приводит к замечательным результатам в области изобразительного искусства и формирования творческих качеств личности ребенка. Эта увлекательная и разнообразная деятельность не только приносит детям новые положительные эмоции, но и раскрывает новые возможности использования привычных предметов в роли художественных материалов, предоставляя неожиданные творческие перспективы.

Чрезвычайная непредсказуемость такой деятельности способствует интенсивному развитию и формированию личностных качеств у детей. В ходе занятий дети не только улучшают свои художественные навыки, но и развивают социальные отношения в коллективе. Взаимодействие в группе, с педагогами, родителями в ходе коллективных работ способствует формированию позитивного коллективного опыта.

Таким образом, использование нетрадиционных техник в дошкольной деятельности является эффективным методом для достижения обширных результатов в творческом, социальном и личностном развитии детей.

Список литературы

1. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – СПб.: Каро, 2010

2. Шакирова Е.В. Цветные чудеса Дополнительная образовательная программа по изобразительной деятельности. - М.: ТЦ Сфера, 2020.

3. Лыкова И.А.Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа. - М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2008.

4. Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки»» 2006.

5. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003»

6. Комарова Т.С. “Детское художественное творчество”, М.: Мозаика-Синтез, 2005 г.

Приложение

Конспект НОД  нетрадиционные техники изобразительной деятельности

 в подготовительной группе

 Тема: Лепка из теста: «Ёлочка»

Цель:

Развивать творческие способности детей через использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности.

Формировать у детей представление о возможностях тестопластики.

Развивать мелкую моторику рук и координацию движений.

Задачи:

Познакомить детей с техникой тестопластика.

Поощрять творческое мышление и самовыражение.

Развивать чувство формы, цветовосприятия и воображения.

Содействовать социальным навыкам через групповую работу.

Материалы:

Солёное тесто различных цветов.

Краски и кисти.

Фольга.

Формочки для лепки.

Ножницы.

Пластиковые палочки.

Нить или ленты для украшения.

Ход занятия

Введение:

Приветствие детей, создание положительной атмосферы.

-Дорогие дети! Добро пожаловать на наше увлекательное занятие! Сегодня у нас будет особенное приключение в мире творчества. Давайте создадим волшебные ёлочки из особого материала – солёного теста. Я уверен(а), у нас получатся настоящие произведения искусства!

Давайте начнем с того, чтобы поздороваться друг с другом. Каждый из вас – настоящий художник, и сегодня у нас есть возможность воплотить свои творческие идеи в жизнь. Подготовьтесь к удивительному приключению, ведь нас ждет веселая лепка ёлочек!

(Можно добавить музыкальное сопровождение или весёлые ритуальные песни, чтобы усилить позитивное настроение.)

Помните, что наша задача – не только создать красивые ёлочки, но и получить удовольствие от творчества. Давайте весело проведем время, наслаждаясь каждым моментом волшебного процесса!

Готовы к веселью и творчеству? Поехали!

Организация:

Дорогие ребята, приглашаю вас все вместе в центр помещения, потому что сейчас начнется самый увлекательный и волшебный момент нашего творческого приключения – мы начинаем лепить наши ёлочки!

Пожалуйста, найдите свое удобное место для творчества.

Раздача солёного теста:

Итак, теперь самое время получить наши особенные кусочки солёного теста. У каждого из вас есть уникальный цвет.

Раздаю вам по одному кусочку. Пожалуйста, возьмите его в руки и почувствуйте, какой он мягкий и готов стать вашим художественным полотном для создания ёлочек.

Помните, что сегодня мы превратим эти простые кусочки теста в великолепные ёлочки, каждая из которых будет неповторимой, как и каждый из вас. Готовы начать?

Раздача инструментов:

Теперь, когда у вас уже есть ваши кусочки теста, давайте вручим вам ваши волшебные инструменты для лепки!

Каждый из вас получит свою собственную пластмассовую палочку или нож для лепки. Эти инструменты станут вашими помощниками в создании уникальных форм ваших ёлочек.

Пожалуйста, возьмите инструмент в руки и почувствуйте, как он легок и удобен для работы. Вы сможете создать множество интересных деталей на своих ёлочках с их помощью.

Готовы к творчеству с вашими новыми инструментами? Тогда давайте переходим к самому увлекательному этапу – созданию наших ёлочек!

Подготовка к творчеству

Теперь, когда у нас есть наши кусочки теста и инструменты, давайте подготовимся к самому волшебному моменту – созданию наших ёлочек!

Я хочу напомнить вам, что каждый из вас – уникален, и сегодняшний процесс лепки ёлочек – это отличная возможность выразить свою индивидуальность и творческий взгляд на мир.

Представьте, что ваши ёлочки станут настоящими художественными произведениями и будут украшать наше пространство своим уникальным очарованием.

Поддержка и объяснения :

Этапы работы

1. Из зеленого соленого теста скатываем длинную тонкую колбаску.

2. Начиная сверху, по кругу, налепляем тесто на конус, до низа.
3. Лепим из красного теста звезду и приклеиваем её с помощью воды.
4. Украшаем ёлку: лепим много разноцветных шариков, игрушки и с помощью воды  приклеиваем на ёлочку.

Важно помнить, что у нас у всех разные идеи, и каждый из вас может творить на свой уникальный лад. Если у кого-то возникнут вопросы или нужна дополнительная помощь, всегда обращайтесь ко мне или другим взрослым.

Я готова ответить на ваши вопросы и поддержать вас в творческом процессе. Не стесняйтесь делиться своими идеями – вместе мы создадим что-то удивительное!

И помните, цель нашего занятия – не только создать красивые ёлочки, но и получить удовольствие от самого процесса творчества. Погрузитесь в мир фантазии, наслаждайтесь каждым моментом, и ваши ёлочки будут настоящими произведениями искусства.

Готовы к веселью и творчеству? Тогда вперед, к созданию наших уникальных ёлочек!Но сначала, давайте сделаем гимнастику и разогреем наши ручки.

Пальчиковая гимнастика «Елка»

Елка быстро получается,

Если пальчики сцепляются.

Локотки ты подними,

Пальчики ты разведи.

Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой (ладони под углом друг к другу). Пальчики выставляются вперед. Локотки к корпусу не прижимаются.

Заключительная часть

По завершению творчества предложите детям выставить свои ёлочки на общий стол или в центр комнаты. Проведите небольшой обзор и попросите каждого рассказать о своей ёлочке: почему они выбрали определенные цвета, форму или узоры.

 Предложите детям создать красочные ярлычки с их именами и прикрепить к своим ёлочкам. Это станет замечательным элементом для выставки работ.

-«Что вам понравилось в процессе лепки ёлочек?", "Какие идеи вы использовали для украшения своих ёлочек?", "Что нового вы узнали сегодня?".

Поощряйте детей делиться своими впечатлениями и радостью от создания своих уникальных произведений. 

-Молодцы, посмотрите, какие нарядные, красивые елочки у нас получились.

Вы можете забрать поделки домой. Когда ёлка высохнет, ее можно покрыть лаком.

И ваша елочка готова!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»

Методическая разработка "«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»...

Художественно-творческое развитие детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности.

Творчество детей невозможно без практической работы, поэтому необходимо развивать умения и навыки, закреплять формообразующие движения руки, эмоционально-личностное отношение к искусству, организовать...

Методическая разработка. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности.

Изобразительная деятельность дошкольника является неотъемлемой частью этого возраста. Рисуя, маленький человечек учится не только видеть и представлять образы, но и воссоздавать их. Рисуя, ребе...

Методическая разработка "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности".

    Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная     деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением всех детей. Общение с...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по теме: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности».

 Детское художественное творчество – это выражение индивидуальных способностей малыша, выражение в художественной форме отношения к окружающему миру и собственно к себе. Художественн...