МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по теме: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности».
методическая разработка по рисованию (младшая группа)

   Детское художественное творчество – это выражение индивидуальных способностей малыша, выражение в художественной форме отношения к окружающему миру и собственно к себе. Художественное творчество считается составной частью эстетического воспитания, а следовательно и неотъемлемым средством развития личности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichka.docx41.17 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ И

СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ № 21 «ИСКОРКА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по теме: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности».

                                                                                                                 Автор – составитель:

 Воспитатель второй группы раннего возраста

Некрасова Н.В

                                                         

                                                             

2022

Содержание

Аннотация

Данная методическая разработка буде полезна для воспитателей раннего возраста.

Актуальность

        Известно, что ранний возраст играет важную роль в развитии психических процессов ребёнка. Наиболее значимым и актуальным в данном возрасте является рисование. Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования. В том числе и нетрадиционные, воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес к рисованию. В детском саду могут использоваться самые разнообразные способы и приёмы нетрадиционного рисования.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет не интересно рисовать пальчиками, делать отпечаток собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получить забавный рисунок.

Основная часть методической разработки

 

Цель: Развивать художественное творчество, воображение, фантазию

дошкольников. Формировать индивидуальные, интеллектуальные творческие

способности через использование нетрадиционных техник и материалов в

изобразительной деятельности;

Задачи: 

1. Знакомить дошкольников с нетрадиционными техниками

рисования; находить нестандартные (креативные) способы изображения

предметов и явлений;

2. Продолжать развивать чувство цвета, формы, композиции,

пространственное воображение, художественный и эстетический вкус;

3. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую

самореализацию.

                         

Методы и приёмы

 Различные  техники нетрадиционного рисования: пальцем или ватной палочкой, ладошкой, методом тычка, монотипия, тампонирование, рисование по крупе, кляксография,  набрызг, печатка, цветными ниточками, экспериментирование.

                                                   

                                                   

Организация занятий.

 Занятия можно проводить индивидуально или в небольшой группе. Педагогу следует сидеть за одним столом с детьми, чтобы он мог помогать каждому ребёнку. В ситуации индивидуального занятия педагог не предлагает ребёнку заготовку для рисунка, а рисует основные элементы у него на глазах.

В начале длительность занятий составляет 10-15 мин, постепенно её можно увеличить. Чтобы закрепить навыки малышей, один сюжет можно использовать несколько раз. Можно давать задание на дом, чтобы малыши рисовали знакомые картинки вместе с родителями. Занятие проходит в виде игры. Во всех рисунках присутствует сюжет. Взрослый комментирует процесс рисования, использует стихотворения, потешки, загадки.                  

Техника рисования:

Рисование на мокрой бумаге - нанесение краски на лист, предварительно смоченный водой. При этом получается бессюжетный рисунок, на котором можно наблюдать размытые очертания, плавные переходы, смешение

Рисование ладонями – нанесение слоя краски на внутреннюю сторону ладони и ее прикладывание к листу для получения отпечатка. Краску можно наносить кисточкой, либо коснувшись ладошкой краски в блюдце. При нанесении краски кисточкой используйте разные цвета. Прикладывая ладошку к бумаге, можно сжать или

растопырить пальцы.

Примакивание – нанесение на основу цветных пятен путем прикладывания к бумаге кисточкой с краской. После соприкосновения с бумагой кисточку следует сразу, без проведения мазков, оторвать от нее.

Рисование с помощью штампа – нанесение краски на поверхность специальной формы (штампа), прикладывание штампа красочным слоем к бумаге и придавливание с целью получения цветного оттиска. На штамп можно наносить одну или несколько красок. При помощи этого способа можно получать одинаковые оттиски в любом количестве, создавать из оттисков одинаковой и разной формы различные изображения. В качестве штампов можно использовать деревянные геометрические фигурки из игрушечного строительного набора или вырезать шаблоны нужной формы из овощей (моркови, картофеля). 

Техника рисования «Кляксография» Маленькие дети любят оставлять на бумаге кляксы. Родители, недооценивая «шедевры» собственных детей, избавляются от непонятных рисунков. Но, оказывается, из оставленных клякс можно создать уникальный рисунок. Существует даже такая техника рисования — кляксография.

Техника рисования «Рисуем пальчиками» Одним из эффективных способов развития ребенка является рисование. Несмотря не то, что специальные исследования подтверждают это, родители не особенно обращают внимание на такие занятия. А новейшие эксперименты, которые проводились и за рубежом, и в нашей стране уже доказали, что дети развиваются гораздо быстрее, если занимаются рисованием. Причем такие занятия можно проводить с малышами, возраст которых 8-9 месяцев. Но рисуют крохи не кисточками или фломастерами. Маленькие художники вместе со старшими играют в игру – рисуем пальчиками.

Техника рисования « Отпечатки листьев на бумаге» – нетрадиционная техника рисования с детьми дошкольного возраста, позволяющая получить интересную фактуру изображения с помощью красок. В этой технике используются натуральные листья деревьев.

Ожидаемые результаты:

1.Дети научились использовать нетрадиционные техниками

рисования; находили нестандартные (креативные) способы изображения

предметов и явлений;

2. У детей развито чувство цвета, формы, композиции,

пространственное воображение, художественный и эстетический вкус;

3. Дети аккуратные, целеустремлённые.

                                                     Перспективный план

Сентябрь

недели

Темы

Задачи

Предметно  развивающая среда

Работа с родителями

1.

Знакомство с кисточкой и красками          

«Цветок для мамочки»

Вызвать интерес к рассматриванию иллюстраций в детских книгах; познакомить с кисточкой и красками; учить правильно держать кисть, набирать краску, рисовать разнообразные пятна на мокрой бумаге; воспитывать любознательность, интерес к рисованию

и коллективной

работе.

Вызвать желание нарисовать цветок в подарок маме . Познакомить со строением цветка. Учить выделять его части (серединка и лепестки на венчике, стебель и листик), раскрашивать красками разного цвета. Упражнять в технике рисования гуашевыми красками.

Гуашевые краски, специальные краски для рисования пальцами, круглые и плоские кисти разного размера; различные виды бумаги, цветной матовый картон; палитра, салфетки.

Ознакомление с планом работы по самообразованию «Нетрадиционная техника рисования»

на

родительском собрании.

Октябрь

недели

Темы

Задачи

Предметно  развивающая среда

Работа с родителями

1

«Падают,

падают, листья»

 

«Ягодки на тарелке»

Создание коллективной композиции «листопад» (В сотворчестве с педагогом). Продолжение знакомства с красками. Освоение техники пальчиковой живописи:

Воспитывать любознательность, инициативность, интерес к изобразительной деятельности.

Учить рисовать красками при помощи пальцев, закреплять знания цветов, формировать интерес к рисованию.

Гуашевые краски, специальные краски для рисования пальцами, круглые и плоские кисти разного размера; различные виды бумаги, цветной матовый картон; палитра; клеенки на столы, тряпочки или салфетки, банки непроливайки.

Специальные краски для рисования руками или разведённая гуашь, готовая картинка с изображением ягод, круги из бумаги, вода, салфетки

Выставка детских работ «Осень, осень, ты прекрасна»

Консультация «Как разви-вать интерес ребёнка к рисованию»


Ноябрь

недели

Темы

Задачи

Предметно  развивающая среда

Работа с родителями

1

 «Дождь идёт»

.

 «Вот какие ножки у сороконожки!»

 

«Снежок порхает, кружится»

 Развивать память и внимание детей; художественное          

восприятие; моторика рук, посредством рисования пальчиками; воспитывать внимание и интерес к явлениям природы и окружающим предметам. Познакомить с красками жёлтого и синего цвета.

Вовлекать в сотворчество с педагогом и детьми: рисовать ножки – прямые вертикальные линии, дополняя созданный педагогом образ. Учить наблюдать за творческой работой педагога и действовать по подражанию. Вызывать желание украсить сороконожку цветными пятнышками – самостоятельно рисовать «узор» ватными палочками или пальчиками.

воспитывать интерес к процессу рисования.

 Учить создавать образ снегопада. Познакомить с новыми приемами пальчиковой техники (ставить двуцветные отпечатки и цветовые «аккорды»). Познакомить с белым цветом. Показать разные оттенки синего цвета.

Раздаточный материал( рисунок с изображением осеннего дерева и тучек, гуашь, влажные салфетки).

Гуашевые или акварельные краски. Ватные палочки.

Альбомные листы, гуашь (коричневая, жёлтая, зелёная, влажные  салфетки).

гуашевые краски, специальные краски для рисования пальцами, круглые и плоские кисти разного размера; различные виды бумаги, цветной матовый картон; палитра, салфетки, банки

непроливайки.

Памятка «Как организовать  рабочее место для детского творчества».

Обмен опытом на родительском собрании «Как мы рисуем дома»

Декабрь

недели

Темы

Задачи

Предметно  развивающая среда

Работа с родителями

«Снежок порхает, кружится»

«Следы котенка»

«Елочка нарядная»

«Вкусные картинки».

Вызвать интерес к созданию образа снегопада в сотворчестве с педагогом и другими детьми: рисовать снег кисточкой приемом «примакивание». Учить детей различать и называть цвета, учить рисовать красками, учить детей нетрадиционным формам рисования красками (пальцами, сложенными щепоткой)

Ознакомление с новым видом рисования – раскрашиванием контурных картинок в книжках – раскрасках. Освоение способа сплошной заливки силуэта. Создание интереса к «оживлению» и расцвечиванию картинки. Развитие восприятия. Воспитывать интерес к рисованию красками, аккуратность, самостоятельность.

        

Акварельные и гуашевые краски, специальные краски для рисования пальцами.

Дополнительное оборудование:

тряпочки или салфетки, банки непроливайки для воды др.

Предметная среда: искусственная елка, наряженная игрушками. Листы зеленой бумаги в форме елочек, еловая веточка, елочные шарики..

Выставка детских работ «Зимушка-зима»

Выставка детских работ «Зима недаром злится.»

Папка – передвижка «Эти удивительные ладошки»

Январь.

недели

Темы

Задачи

Предметно  развивающая среда

Работа с родителями

1

2

3

4

«Угощение для птиц. Ягоды рябины»  

«Баранки - калачи»

«Постираем полотенца»

«Мой весёлый звонкий мяч»

Закрепить представление о красном цвете. Развивать умение располагать изображение по всему листу. Мелкую моторику рук.

Вызвать у детей интерес к рисованию бубликов – баранок. Учить рисовать круг – замыкать линию в кольцо. Продолжать учить рисовать кистью. Закрепить технику пользования кистью: правильно держать пальцами, смачивать ворс, набирать краску только на ворс, вести по ворсу,

Учить детей рисовать узор - украшать полотенца. Формировать умение рисовать кистью на прямоугольной форме: ритмично проводить горизонтальные линии по всей длине (или ширине) «полотенца». Вызвать интерес к созданию коллективной композиции – бельё сушится на веревочке..

Вызвать интерес к рисованию игрушек. Формировать умение изображать круглые двуцветные предметы (мяч). Учить замыкать линию в кольцо.

Круглые крышечки, альбомный лист, кисточка, гуашь красного цвета, веточка рябины, подготовленный рисунок веточки рябины. Акварельные и гуашевые краски, специальные краски для рисования пальцами.

салфетки, банки

непроливайки .

Консультация «Как изобразить зиму»

Консультация «Нетрадиционные техники рисования»

Февраль.

недели

Темы

Задачи

Предметно  развивающая среда

Работа с родителями

«Светлячок»

«Разноцветные шарики»

«Колёса поезда»

Познакомить детей с явлением контраста. Учить рисовать светлячка белой или жёлтой краской на бумаге чёрного или тёмно – синего, фиолетового цвета. Развивать воображение. Воспитывать интерес к освоению изобразительной техники.

Вызвать у детей интерес к рисованию воздушных шариков гуашевыми красками. Учить рисовать предметы овальной формы: создавать контурные рисунки – замыкать линию в кольцо и раскрашивать, повторяя очертания нарисованной фигуры. Развивать глазомер, координацию в системе «глаз - рука». Воспитывать интерес к рисованию красками, аккуратность, самостоятельность.

Учить детей рисовать поролоновым тампоном круглые колёса в нужном месте на листе. Развивать речь и мышление. Воспитывать навыки коллективной работы.

Акварельные и гуашевые краски, специальные краски для рисования пальцами, круглые и плоские кисти разного размера; различные виды бумаги, цветной матовый картон; палитра ,салфетки, банки непроливайки ,

Поролоновые губки.

Советы «Из чего можно изготовить печатки для рисования»

Советы рекомендации «Использование выразительных средств для изображения весны в рисунке.

Консультация «Развитие мелкой моторики дошкольников с помощью нетрадиционных техник рисования.

                                                                     

Март.

недели

Темы

Задачи

Предметно  развивающая среда

Работа с родителями

«Травка для зайчика»

«Здравствуй, Весна»

«Ручейки бегут, журчат!»

 

«С крыши капали сосульки»

закреплять знание зеленого цвета; умение держать правильно кисточку; закрепить знания признаков весны. Познакомить с понятием «пейзаж». Закрепить умение рисовать пальчиковыми красками при помощи ладошек, пальцев.

Вызвать интерес к изображению ручейков в сотворчестве с воспитателем и другими детьми. Учить проводить волнистые линии (по горизонтали). Продолжать формировать умение рисовать кистью гуашевыми красками. Развивать чувство формы и ритма. Воспитывать интерес к природе, вызывать желание передавать свои впечатления в ассоциативных образах доступными изобразительно – выразительными средствами. Закрепить знание признаков весны, умение держать правильно кисточку. Продолжать формировать умение рисовать

гуашевые краски, специальные краски для рисования пальцами, круглые и плоские кисти разного размера; различные виды бумаги, цветной матовый картон; палитра;

салфетки, банки непроливайки

Выставка работ «Весна во дворе»

Папка передвижка «Нетрадиционные техники рисования »

Итоговая выставка детских работ «Наш вернисаж»

Апрель.

недели

Темы

Задачи

Предметно  развивающая среда

Работа с родителями

«Вот какие у нас флажки!» 

«Колосок для Петушка»

«Солнышко, солнышко, раскидай колечки»

«Узоры на тарелочки»

Учить детей рисовать на предметах квадратной и прямоугольной формы – украшать флажки. Уточнить представление о геометрических фигурах. Вызвать интерес к изображению флажков разной формы по своему замыслу. Развивать чувство формы и цвета.

Закрепить знание желтого цвета; познакомить с нетрадиционной техникой рисования

Вызвать интерес к рисованию весёлого солнышка, играющего с колечками.. Упражнять в рисовании кистью (рисовать всем ворсом, свободно двигать по окружности и в разных направлениях). Развивать чувство формы и цвета. Воспитывать самостоятельность

Совершенствовать умение работать кистью – держать кисть чуть выше железного наконечника, набирать краску, макая ее всем ворсом в баночку, снимать лишнюю краску, продолжать учить детей работать с

гуашевые краски, специальные краски для рисования пальцами, круглые и плоские кисти разного размера; различные виды бумаги, цветной матовый картон; палитра; салфетки, банки непроливайки

Консультация «Эти удивительные ладошки»

Май.

недели

Темы

Задачи

Предметно  развивающая среда

Работа с родителями

Вот какие у нас птички!» 

(отпечатки ладошек)

«Вот какой у нас салют!»

(рисование способом тычка – набивка жёсткой полусухой кистью).

 Показать детям возможность получения изображения с помощью отпечатков ладошек.

Вызывать яркий эмоциональный отклик на необычный способ рисования. Подвести к пониманию связи между формой ладошки и отпечатком – красочным силуэтом. Развивать восприятие. Воспитывать интерес к сотворчеству с педагогом и другими детьми.

Учить детей передавать впечатление о праздничном салюте. Закреплять умение заполнять лист изображением. Развивать творческое воображение и фантазию.

Акварельные и гуашевые краски, специальные краски для рисования пальцами, круглые и плоские кисти разного размера; различные виды бумаги, цветной матовый картон; палитра; салфетки, банки непроливайки.

Листы цветной бумаги тёмных оттенков, разноцветная гуашь, принадлежности для рисования: подставка для кисточки, салфетка, кисть, иллюстрация или рисунки с изображением салюта.

Выставка работ «Весна во дворе»

Консультация  «Как развивать интерес ребёнка к рисованию»

Заключение

          Детей очень привлекают нетрадиционные материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интересней с ними работать. Поэтому ознакомление младших дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволяет не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности. Но и способствует развитию творческого воображения.

            Применение нетрадиционных техник рисования создаёт атмосферу непринуждённости, раскованности, способствует развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребёнку отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, создаёт эмоционально – положительное отношение к деятельности. Владея разными способами изображения предмета, ребёнок получает возможность выбора, что развивает творческие способности дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»

Методическая разработка "«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»...

Проектная деятельность на 2014-2015у.г. Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»

«Я не волшебник, я только учусь…»(Возрастная группа: 6-7 лет)   Что может быть главней на свете,                          ...

Обобщение опыта на тему: "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник рисования.Рисовани...

Перспективный план работы на тему: Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности.

Перспективный план работы на тему:Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности....

Методическая разработка. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности.

Изобразительная деятельность дошкольника является неотъемлемой частью этого возраста. Рисуя, маленький человечек учится не только видеть и представлять образы, но и воссоздавать их. Рисуя, ребе...

Методическая разработка "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности".

    Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная     деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением всех детей. Общение с...