План по самообразованию "Связная речь детей дошкольного возраста"
методическая разработка

Гончарова Жанна Юрьевна

План по самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_2021-2022_g.docx19.04 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация Городского округа Подольск

Комитет по образованию

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 19»

(МОУ СОШ № 19)

План по самообразованию

Связная речь детей дошкольного возраста

Подготовила:

Воспитатель I категории

Гончарова Ж.Ю.

Г.о.Подольск  2021г.

Связная речь детей дошкольного возраста

Актуальность

К началу обучения в школе ребёнок должен всецело овладеть  родным  языком, т.е к 7-ми годам ребёнок  должен обладать достаточным уровнем развития словаря, грамматического строя речи, фонетико – фонематического  строя языковой деятельности, связной диалогической и монологической речи.

Полноценное владение родным языком в дошкольном возрасте является необходимым условием решение задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в  период дошкольного развития.

В дошкольном возрасте ребёнок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, который строится по законам литературного языка. Только специальное речевое воспитание подводит ребёнка к  овладению связной монологической речью, которая представляет собой развёрнутое высказывание, состоящее из нескольких предложений, разделённых по функционально – смысловому типу на описание, повествование, рассуждение.

Формирование связной речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание - является одной из главных задач речевого развития ребёнка.

Цель:  повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:  

  -развитие свободного общения с взрослыми;

  -совершенствовать диалогическую форму речи;

  -развивать монологическую форму речи;

   -учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;

   -учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями;

План по самообразованию на 2021-2022 уч.г.

Месяц     -     Сентябрь и Октябрь                      

Тема      -      «Развитие связной речи у детей подготовительной группы»                

Содержание работы        -     Подбор и изучение литературы по теме; подбор  дидактических игр и упражнений;  подбор сюжетных картин.              

Практический выход    -   Информационный стенд для родителей «Речь ребёнка,  как средство общения»

Месяц       -   Ноябрь

Тема       -  «Развитие речи по средствам дидактических игр».

Содержание работы       -   Уточнение знаний об активизации и обогащении словарного запаса детей посредством дидактических игр.

Практический выход     -   Консультация для родителей на тему:  «Дидактическая игра как средство связанной речи».

Месяц    -   Декабрь

Тема     -    «Влияние русских народных сказок на развитие связной речи детей дошкольного возраста»

Содержание работы     -     Обучение детей внимательно слушать воспитателя; видеть и выделять положительные и отрицательные черты сказок и героев этих сказок; учить отвечать на вопросы воспитателя по содержанию сказки. Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний; развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов; активизировать в речи фразеологизмы.

Практический выход    -    Консультация для родителей  «Сказкотерапия» в свободное от детского сада время».

Месяц     -    Январь

Тема    -    «Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста».

Содержание работы    -   Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию.

Практический выход    -   Картотека  игр на развитие связанной речи:

«Найди картинке место», «Хорошо – плохо», «Где начало рассказа?»

Месяц    -   Февраль

Тема    -    «Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам».

Содержание работы     -    Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей.

Практический выход     -    Беседы с родителями, какую важную роль в развитии связной речи играет рассказ детей из личного опыта, и как важно терпеливо и внимательно выслушивать ребёнка, когда он делится своими впечатлениями с вами.

Месяц    -   Март

Тема      -     «Развитие связной речи через театральную деятельность».

Содержание работы    -    Изучение методической литературы о театрализованной деятельности в детском саду, развитие творческой самостоятельности детей, развивать выразительность в речи; развивать творческие способности детей дошкольного возраста.

Практический выход   -   Показ сказки для детей младшей группы «Гуси- лебеди »

Месяц     -    Апрель

Тема    -   Совместное творчество детей и родителей

Содержание работы    -    Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в  передаче образа; развитие речи эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей.

Практический выход    -   Семейный конкурс  «Загадай загадку – нарисуй отгадку».

Месяц    -   Май

Тема     -   Подготовка к летней оздоровительной работе.

Содержание работы    -   Учить детей сочинять сказку по модели – схеме; последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки; учить придумывать название сказке; работа над словарем : учить подбирать признаки предметов (прилагательные к существительным) ; воспитывать интерес к сказкам и их сочинительству.

Практический выход    -    Изучение методической и художественной литературы, а также интернет ресурсов по темам: «Лето», «Русские народные сказки»

Список использованной литературы:

1. Базик И. Я. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с1986.

2. Вачков И. В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М. 2001.

3. Лаптева Г. В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия с детьми 5 – 9 лет. – СПб. речь; М. Сфера, 2011.

4. Лебедева Л. В. Козина И. В. Кулакова Т. В и др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа. Учебно – методическое пособие. – М. Центр педагогического образования. 2009.

5. Шорохова О. А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М. ТЦ Сфера. 2007.

6. Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. М. 1994.

7. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М. ТЦ Сфера, 2007.

8. Ушакова О. С. Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с художественной литературой: Конспекты занятий. М, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию "Развитие речи детей дошкольного возраста в театрализованой деятельности"

Автор: Астапова Татьяна Николаевна, воспитатель МДОБУ №17 г. Минусинск План по самообразованию на  2012 – 2013 уч. год. (Подготовительная логопедическая группа) Тема:  Развитие ...

Перспективный план работы по самообразованию "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" Старшая группа

план работы с детьми по развитию связной речи вне занятий, указаны формы работы, предварительная работа программное содержание...

Перспективный план по развитию связной речи детей дошкольного возраста

Образовательная область «Коммуникация»  в детском  саду является приоритетным направлением (познавательно-речевое направление). Одна из главных задач речевого развития – овладение связ...

План – протокол логопедического обследования всех компонентов и функций речи детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет).

Материал предназначен  учителям - логопедам дошкольных учреждений, содержит план обследования, конкретные задания и критерии оценки всех компонентов и функций  речи детей с 3 до 7 лет....

Индивидуальный план самообразования на 2013 – 2018 годы на тему: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста»

Развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого о...