Театральные этюды как средство развития выразительности речи у старших дошкольников
статья (старшая группа)

Корсак Ирина Викторовна

В работе представлен опыт работы по формированию выразительности речи через театральные этюды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Театральные этюды

как средство развития выразительности речи

у старших дошкольников

Работа с детьми осуществлялась с учетом следующих принципов:

3.1 активности;

3.2 импровизационности;

3.3 гуманности;

3.4 системности знаний;

3.5 личностно-ориентированного подхода;

3.6 интегрированности всех видов деятельности.

В работе над театрализованными этюдами мы выделим следующие этапы:

Этап 1. Игры, развивающие процесс воображения.

 Такие игры обеспечивали детям погружение в вымышленные обстоятельства. Нам предстояло решить трудную задачу – сохранить детскую непосредственность и наивность, которые нужны в игре для зрителя.

Игры с воображаемыми предметами развивают у детей чувство правдивости и реальности вымышленного. Ребенок включая воображение, представляет жизненную ситуацию. Мы предлагали детям припомнить, как они уже действовали с этими объектами в реальной жизни, какие чувства это у них вызывало. В своей работе мы пользовались голосовыми репликами в разыгрывании таких этюдов, так как они существенно влияют на формирование выразительности речи, обучая дошкольников говорить фразы эмоционально и четко. Сначала мы создали ситуацию действия с реальными предметами, а потом попросили ребят повторить те же манипуляции, но уже с воображаемым предметом. К примеру, дети искали на полу потерянную монету, находившуюся там на самом деле, а лишь за тем мы предлагали искать воображаемую монетку. Таким же путем дошкольники учились действовать с несуществующими в данной обстановке предметами: помыть руки, порисовать, намотать клубок ниток, отнести пустое ведро и наполненное чем-нибудь, подмести пол, почистить картошку и так далее.

Понемногу мы начали устраивать парные и коллективные упражнения. Например дети бросали друг другу воображаемый мяч, вместе несли ведро, лепили снеговика, передавали тарелку с супом, поливали кактус. Нами было использовано задание позвать несуществующего щенка, обращаясь к нему по имени и предлагая обратить внимание на разницу в используемых интонациях: кто-то зовет ласково, а кто-то очень сердито.

Детям очень понравились стихотворения, построенные по принципу диалога. Говорящий от имени персонажа ребенок раскрепощался и гораздо легче общался с партнером.

Интонационная выразительность, безусловно, так же формировалась в процессе нашей деятельности. Мы разработали для этого несколько игр в игре. «Скажи по другому» дети одну и ту же фразу говорили грустно, радостно, сердито, удивленно, таинственно, восхищенно, досадно, хитро с улыбкой. В игре «Фраза по кругу» дошкольники поясняли, где, кому, и при каких условиях они скажут эту фразу с конкретным интонационным тоном.

В игре «Ручной мяч» дети быстро произносили скороговорку с интонацией, заданной педагогом. В обучающей игре «Главное слово» мы знакомили детей с важностью лексического ударения – воспитанники по очереди рассказывали скороговорку, каждый раз выделяя новое слово, делая его главным по смыслу.

Существенно активизировало интерес детей использование жестов при заучивании и чтении стихов. В играх «Сказка по тексту», «Диалогические стихи по тексту» дети все вместе показывали жестами и мимикой сказку или ее фрагмент. В задании, «Придумай диалог» дети изображали заданный нами диалог. Игра «Кругосветное путешествие» побуждала дошкольников показать поведение героев в лесу, на корабле, на болоте, в пустыне.

Этап 2

Переход к разыгрыванию мини-этюдов.

Для начала, мы приготовили обстоятельство, близкие и понятные старшим дошкольникам. «Сердимся», «Обижаемся», «Благодарим», «Угощаем», «Разговариваем по телефону», «Утешаем», «Поздравляем», «Покупаем» и т.д. Затруднения вызывали у детей мини этюды для изображения основных эмоций: «Радуюсь», «Гневаюсь», «Грущу», «Удивляюсь», «Боюсь». Эти этюды легче обыгрывались с помощью мимики и жестов.

В этих этюдах дошкольники исподволь учились речевому перевоплощению, правильной артикуляции, речевому дыханию. У них появилась потребность познакомиться ближе с главными эмоциями человека и их внешними проявлениями.

Интонации детей были иногда недостаточно выразительны, а действия-однообразны. Мы увидели причину этого в том, что дошкольники далеко не всегда знают, каким образом нужно изобразить конкретного героя.

Исходя из этого, мы поставили себе задачу показать воспитанникам диапазон способов выразительности для активизации их творческой активности: В игре «Вопрос-ответ» мы вместе придумывали определения к объектам, у названия к сказкам, определяли характер и особенности персонажей: заяц-трусливый, волк-глупый, медведь-неуклюжий. Мы использовали диалог между персонажами, эпитеты, составляли рассказ в микро группе и каждому поочередно, инсценировали в ролях.

При анализе рассказов друг друга, соответствие результата и установок педагога. Игра «По тексту» развивала внимание выполнять действия по условию педагога мы читали сказку или рассказ, а воспитанники движениями, мимикой и действиями изображали услышанное. В игре «Мы не скажем, но покажем» выполняли действия людей определенной профессии изображали образы животных и растений. «Превращение»- по сигналу превращались в заданные образы или придуманные ими самостоятельно.

В нашей работе мы посчитали нужным использовать моменты театрализации в импровизированных подвижных играх. Например, в игре «Мороз» дети жестами и мимикой показывали: холод, ужас, тяжесть и радость. В игре «Сделай сказочную фигуру» развивалась фантазия движений тела. «Лягушки и цапли», «Гуси-лебеди», «Теремок»- разыгрывали жестами и мимикой радость, удивление, злость, испуг, торжество. Все эти игры развивают игровое поведение, умение творчески преобразовать деятельность.

Этап 3. Разыгрывание этюдов на темы, предложенные педагогом, или придуманные детьми самостоятельно.

На этом этапе предложенные условия дополнялись или изменялись нами, наставниками.

Этюды были как групповыми, так и одиночными. К примеру, «Вася потерялся и зовет своих товарищей», или «Кирилл нашел гнездо птицы и зовет друзей посмотреть находку». Предложив подобные темы, мы пояснили, как их нужно верно играть, ведь искать и звать друзей можно по разному: Вася испытывает страх, боясь, что его не услышат, а Кирилл испытывает радость и удивление от находки. После этого дети разыгрывали эти сюжеты.

Шаг за шагом, театрализованные этюды усложнялись и обретали цельную структуру из экспозиции, завязки, кульминации и развязки.

На данном этапе дети творили в группах, подгруппах, в парах и тройках. Мы отметили существенные достоинства групповых игр, выражающихся в том, что в них дошкольники учились подчинятся форме общения, предложенной другими детьми. Небольшие группы меняли поведение дошкольников: опираясь друг на друга, они стали быстрее, точнее, вернее делать предложенное и ориентировались на сверстников, подсказывая и помогая друг другу. В данных обстоятельствах не существовало «Я», а было «МЫ». К примеру, в драматизации фрагмента стихотворения «Кто как считает».

М. Карим дети делились на две группы: зрителей и актеров, а затем менялись. Среди участников этой группы возникли подходящие ситуации, раскрепощение детей способствующие их самостоятельности и сравнению речевых возможностей.

Игровое задание «Чародеи» учило детей, основываясь на воображении, делилиться рассказами о том, какого волшебника встретили, с какими чудесами он их познакомил. В игре «Договори, чего не придумал автор», дошкольники определялись с выбором группы персонажей, придумывали содержание их разговора, устраивали диалоги, разные по настроению: грустные и веселые, подыскивали для них песенку и исполняли ее. К примеру взяв за основу произведение К. Чуковского «Муха-Цокотуха» мы предложили детям вообразить обстоятельства, при которых Муха нашла монетку, что она сказала, как покупала самовар, как приглашала гостей к себе на чай и кто из насекомых, возможно, отказался от приглашения, и по какой причине. Длительность этюда составляла, в основном, 3 минуты, но могла меняться, сокращаясь до 30 секунд или удлиняясь до 5 минут.

Этап 4. Самостоятельное сочинительство детьми этюдов по сказкам.

Мы начали свою работу на этом этапе с ознакомления детей с мини постановками на основе известных им сказок.

Дошкольники придумывали этюд к избранному ими этюду сказки. Это были «Лиса и волк», «Золушка на балу», «Аленушка в доме бабы Яги», «Поросята строят себе дома». Разыгрывая эпизоды знакомых произведений, дети естественным путем знакомились с разнообразными сторонами русской речевой культуры, соединяя все способы выразительности русского языка.

Перед нами не стояла задача глубокого ролевого погружения детей старшего возраста в своих персонажей. Но стоит заметить что дошкольники активно внедряют свой собственный опыт и знания об окружающем при разыгрывании своего персонажа и, порой, достигают вполне убедительного исполнения.

От работы над сюжетными этюдами мы перешли к играм на импровизацию и непосредственной постановке спектакля.

Организации творческой деятельности по развитию речевой выразительности способствовали: просмотры кинопродукции по сюжетам художественной литературы, мультфильмам по сказкам, зачитывание юмористических рассказов. Дети придумывали и собственные произведения и воспроизводили их голосами птиц, зверей или сказочных героев.

Для реализации задачи по развитию чувственно-художественного воображения, мы осуществляли ознакомление дошкольников с разными категориями сказок: русскими народными, волшебными, авторскими. Подробно разбирали их персонажей: внешний вид, поведение, условия жизни. Основываясь на таких знаниях, дети с удовольствием играли игры: «Волшебная палочка», «Лови-скажи» - игра с мячом, «Японская машинка» - действия рук со словом, «Что? Где? Когда?», «Счастливый случай», «Найди и расскажи», «Вопрос-ответ» - одни дети говорят, другие отвечают.

Мы предложили детям театрализованное упражнение «Режиссер» В подгруппе дошкольники избирали режиссера. Он назначал роли, руководил репетициями и показом сказок.

Наша работа включала и составление рассказов от лица различных персонажей, проявление воображения при разворачивании сюжета. Эта деятельность проходила в играх «Цветик-семицветик» и «Развлекательный цветок» которые усиливали интерес и желание детей придумывать рассказ:

Далее мы организовали театрализованные этюды по рассказам Н. Носова «Живая шляпа» и «Огурцы». Исполнить свои роли, в числе прочего, детям помогла игра. К примеру, при подготовке к драматизации «Огурцы» дошкольники брали на себя роли мамы мальчиков и сторожа, проговаривая их текст разными интонациями: мама-испуганно и требовательно, мальчики- озорно и безответственно, сторож- гневно и по доброму. В конце игры определяли победителей, исполнивших свою роль наиболее убедительно.

Таким образом, театрализованные этюды способствовали развитию у старших дошкольников звукоподражательных способностей, интонационной выразительности, речевого дыхания, темпа, ритма, тембра голоса, упражняли их в расстановке ударений. В процессе нашей работы дети обратили свои творческие способности и формировали социальные навыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека Дидактических игр по развитию выразительности речи старших дошкольников

Развитие слухового вниманияИгра «Солнце или дождик?»Цель. Учить детей выполнять действия согласно различному звучанию бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание.К...

Взаимодействие учителя- логопеда и воспитателей "РАЗВИТИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ С ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ"

По программе в  развитии речи детей старшего дошкольного возраста выделяются следующие направления работы: - содержательность и связность речи (развитие монолога и диалога); - развити...

РАЗВИТИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ С ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

По программе в развитии речи детей старшего дошкольного возраста выделяются следующие направления работы: - содержательность и связность речи (развитие монолога и диалога); - развитие речевого творчес...