Уголок труда в старшем дошкольном возрасте
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Дьячкова Елена Анатольевна

Материал по организации трудового уголка в ДОУ в старшем дошкольном возрасте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech.docx23.55 КБ

Предварительный просмотр:

Уголок труда в старшем дошкольном возрасте.

Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, умением себя обслужить.

Трудовое воспитание входит в жизнь ребёнка с самого раннего возраста и осуществляется последовательно и систематично.

Перед собой была поставлена задача постепенного развития у детей (с учётом возрастных возможностей и половых особенностей) интереса к труду взрослых, воспитания желания трудиться, навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия.

В нашей группе мы стараемся так организовывать труд детей, чтобы он активизировал их физические силы и умственную деятельность, чтобы он приносил радость, позволял ощущать себя значимым и компетентным.

Для успешного решения задач, предусмотренных программой по трудовому воспитанию дошкольников, первостепенное значение имеет создание необходимых условий.

Для обучения детей трудовым действиям мы организовали специальным образом выстроенную, пополняемую предметно-развивающую среду.

Во-первых, в группе создан уголок дежурства.

Дошкольники любят трудиться, помогать старшим и товарищам. Изготовить и оснастить уголок всем необходимым помогли родителей воспитанников

Малыши знают, что трудовые обязанности выполняются по очереди, но всем коллективом. Иногда ребёнок, не особо стремящийся оказывать помощь, ждёт дежурства и старательно выполняет обязанности, потому что на стенде «Сегодня дежурят» в уголке появилась его картинка.

Дежурство в группе способствует развитию партнерских доброжелательных взаимоотношений между детьми, осознанию ими ответственности за порученное дело, за качественное и своевременное выполнение всей работы.

Первое, с чем мы знакомим детей — это дежурство по столовой.

Для дежурства по столовой имеется такое оборудование:

  • карточки с картинками детей, повторяющиеся на шкафчике, полотенце и кроватке
  • таблицы со схематическими изображениями сервировки стола, порядка выполнения действий, вариантами сворачивания салфеток, правилами поведения за столом
  • форма для накрывания столов – фартук, головной убор.
  • щётки для сметания крошек со стола, длиной вместе с ручкой около 25–30 см.
  • совки для крошек, размером около 15 на 15 см, длиной ручки до 12 см.

Совки и щётки для столов хранятся в подвешенном состоянии на крючках, на пол не ставятся ни в коем случае, располагается рядом, компактно, на удобной ребенку высоте.

Его ввели во второй младшей группе, но не в начале, а в середине года. Первую половину года дети осваивают трудовые навыки, выполняя поручения: расставить салфетницы, тарелочки для хлеба. Поручения даются одному или двум детям, ребятишки выполняют одинаковые действия, руководствуясь подсказками воспитателя или помощника няни.

В процессе дежурства прививается аккуратность, умение следить за собой. Дежурный должен быть примером для остальных детей, ведь он помощник воспитателя, а стимулом к желанию следить за своим внешним видом для дежурных будут нарядные фартучки, колпачки, всегда чистые и отглаженные.

Удачный результат дежурства, подкреплённый похвалой педагога и благодарностью товарищей, приносит малышам моральное удовлетворение и поощряет стремление к труду. Кроме того, детям, особенно старшего дошкольного возраста, более ориентированным на мнение взрослого, приятно быть помощником воспитателя и приносить реальную пользу 

Формировать умения работать с символами и знаками: карточки с картинками, именами, таблицы со схематическими изображениями сервировки стола, порядка выполнения действий побуждают детей к активной умственной деятельности.

Следующий вид дежурства вводится нами в середине года в средней группе. Это дежурства по занятиям.

Для него не требуется определенного оборудования.

Предварительно дети знакомятся с выполняемой на этом дежурстве работой также в поручениях. Они раскладывают по столам раздаточный материал, тарелочки для аппликации, пластилин и т. д., а после занятий собирают и приносят в отведённое место. Поручения даются тем, кто желает помочь, поэтому трудом оказываются охвачены не все дети группы. Потому так полезно дежурство, которое позволяет задействовать в труде всех воспитанников.

Выполнение обязанностей по определённому алгоритму не означает, что детям нельзя искать более рациональные пути выполнения трудовых задач. Например, дежуря по занятиям, дети убеждаются, что удобнее, когда один дежурный раскладывает материал одного вида, допустим, альбомы для рисования, а второй — краски или карандаши. Это помогает не запутаться в действиях, быстрее и качественнее выполнить порученное дело.

Последним вводится дежурство в уголке природы.

Его начинаем в старшей группе с сентября, поскольку дети этого возраста умеют быстро ориентироваться, обладают достаточными навыками и умениями, способны разделять трудовые операции между собой, выполнять их совместно, помогать друг другу.

Дежурные по уголку природы обеспечены средствами защиты одежды во время ухода за растениями-  комплекты клеёнчатых фартучков с нарукавниками.

В уголке имеются: лейки, тазики, тряпочки, клеенки, палочки для рыхления, опрыскиватель, щетки; ящики и стаканчики для посадок; шишки, желуди, веточки, камушки, ракушки; крышки, пластиковые бутылочки, коробочки

Для детей доступны картинки, схемы и пошаговые изображения выполнения действий дежурных:

способы ухода за комнатными растениями (Комнатным растениям необходим различный уход: одни любят солнце, других, наоборот, нужно убрать в тень, одни нуждаются в обильной поливке, другие боятся излишней влаги)

приемы ухода за комнатными растениями: рыхление, опрыскивание, разные способы очистки листьев от пыли, весной - подкормке, пересадке, размножению растений. Дети должны понимать значение того или иного вида ухода за растениями.

посадка растений

дневники наблюдений за ростом и развитием растений

календарь природы

В группе организован хозяйственно-бытовой труд .

Хозяйственно-бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами трудовой деятельности не столь заметны. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в группе, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети учатся замечать любые нарушения порядка в групповой комнате и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно-бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и, поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.

Оборудование:

тазики, тряпочки, прищепки, а так же, стойка для сушки белья, изготовленная родителями группы

схемы «Мытьё игрушек», «Стирка кукольной одежды»

Уголок ручного труда

Ручной труд - творческая работа ребёнка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда и отдыха)

В детском саду, он пробуждает в малышах фантазию, развивает художественный вкус, приучает детей к терпению, упорству, аккуратности, развивает творческое мышление, воображение и интеллект, дает ребенку возможность почувствовать себя мастером, художником, творцом, формирует желание и стремление мастерить своими руками, прививает уважение к чужому труду.

В уголке подобраны материалы и инструменты, необходимые для занятий ручным и художественным трудом:

Природный материал (шишки ели, сосны, кедра, иголки хвойных деревьев, кора, листья, косточки фруктов и ягод, камушки, крупы, семена овощей и цветов)
Бросовый материал (коробки и баночки разных размеров, диски, крышки, трубочки, фантики и т. д.)
Бумага (обычная, гофрированная бумага, салфетки, газеты, картон, фольга)

Ткань, проволока, вата, целлофан, бисер, поролон, пуговицы и т.д.
Ножницы, клей, пластилин, кисти, иглы для шитья

Схемы и алгоритмы выполнения трудовых действий

Пришивание пуговиц с двумя отверстиями

Пришивание пуговиц с четырьмя отверстиями

Схемы и пособия по изготовлению поделок из различных материалов (бумаги, нитей, кусочков кожи и ткани, листьев, плодов растений и т. д.)

Также, в целях формирования представления о труде взрослых, о разнообразии профессий, современной технике, машинах и механизмах, применяемых человеком в трудовой деятельности, их роли нами применяются тематические альбомы, презентации для детей, дидактические игры.

Таким образом, организуя трудовую деятельность, обеспечивается всестороннее развитие детей, обретается уверенность в своих силах, формируются жизненно необходимые умения и навыки, воспитывается ответственность и самостоятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Реализация задач образовательной области Труд в старшем дошкольном возрасте"

Ознакомление с особенностями трудовой деятельности в старшем дошкольном возрасте....

Тематический план кружка "Семицветик"по ручному труду в старшем дошкольном возрасте

В плане указаны цель, задачи кружка по ручному труду,   тематическое планирование  в старшей и подготовительной группе, диагностика....

Хозяйственно - бытовой труд в старшем дошкольном возрасте

Трудовое воспитание является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений. Трудовое воспитание должно ...

Эколого-гражданский проект "Милый сердцу уголок" для детей старшего дошкольного возраста.

Эколого-гражданский проект разработан воспитателями Мизулиной Мариной Васильевной и Прониной Натальей Петровной для детей старшего дошкольного возраста. Проект нацелен на формирование в процессе орган...

Организация ручного и художественного труда в старшем дошкольном возрасте.

Ручной труд детей представляет собой самостоятельное изготовление поделок с применением простейших инструментов. Труд этот, как правило, несет практическую, в известной мере полезную направленнос...

Краткосрочный проект Тема: «Коллективный труд детей старшего дошкольного возраста»

Проблема:Значение коллективной формы труда для формирования личности ребёнка.Коллективной можно назвать такую форму организации труда, при которой дети наряду с трудовыми решают и нравственные з...

Технологическая карта по организации ручного труда в старшем дошкольном возрасте "Больница для книг"

Возрастная группа: старшаяТема: «Больница для книг»Вид труда: ручнойФорма: коллективный трудЗадачи.Образовательные.Закреплять умения в уже знакомых видах деятельности:- перебирать книги и ...