Краткосрочный проект Тема: «Коллективный труд детей старшего дошкольного возраста»
материал (старшая группа)

 

Проблема:

Значение коллективной формы труда для формирования личности ребёнка.

Коллективной можно назвать такую форму организации труда, при которой дети наряду с трудовыми решают и нравственные задачи: договариваются о разделении труда, помогают друг другу в случае необходимости, «болеют» за качество общей, совместной работы. При этом воспитатель заранее планирует ситуации, которые будут «провоцировать» детей к установлению взаимоотношений. Только в коллективной жизнедеятельности формируются интеллектуально-нравственные ориентации личности, ее гражданская позиция и целый ряд общественно значимых умений и навыков.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kratkosrochnyy_proekt_trud.docx611.63 КБ

Предварительный просмотр:


Краткосрочный проект

Тема: «Коллективный труд детей старшего дошкольного возраста»

Воспитатели:

                Толмачева   Г.Ю.;Багдасарова  Р.А.

Проблема:

Значение коллективной формы труда для формирования личности ребёнка.

Коллективной можно назвать такую форму организации труда, при которой дети наряду с трудовыми решают и нравственные задачи: договариваются о разделении труда, помогают друг другу в случае необходимости, «болеют» за качество общей, совместной работы. При этом воспитатель заранее планирует ситуации, которые будут «провоцировать» детей к установлению взаимоотношений. Только в коллективной жизнедеятельности формируются интеллектуально-нравственные ориентации личности, ее гражданская позиция и целый ряд общественно значимых умений и навыков.

В условиях совместной деятельности каждый из детей выполняет только одну операцию, входящую в общий процесс труда. Так, во время уборки территории один ребенок подметает участок, другой собирает мусор и складывает его на тачку, третий увозит с участка. Здесь налицо и взаимосвязь между участниками, взаимозависимость.

Однако дети дошкольного возраста очень часто принимают свое задание как отдельное, не осознают свою зависимость от других детей.

Поэтому важно, чтобы воспитатель представил работу каждого ребенка как часть общего задания, помог детям осознать, что они все вместе отвечают за результат..

Сформировнность навыков коллективного планирования способствует возникновению у детей стремления к самоконтролю, самостоятельному совершенствованию приемов и умений, необходимых для осуществления самостоятельного плана, повышению чувства ответственности. И как итог коллективного планирования выступает высокое качество полученного совместно результата трудовой деятельности.          Актуальность темы:

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель формирует у детей положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь. Включая детей в трудовую деятельность, воспитатель формирует трудовые навыки, воспитывает привычку к трудовому усилию, ответственность, заботливость, бережливость, трудолюбие, готовность участвовать в труде, не избегая неприятной работы, формирует положительные взаимоотношения между детьми.
         При организации труда воспитатель руководствуется «Программой воспитания в детском саду», которая определяет содержание трудовой деятельности детей в каждой возрастной группе.
Основные виды труда в детском саду — это хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд, а формы его организации — поручения, дежурства и коллективный труд детей.                                                                         
        Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный труд. Он широко используется в старшей и подготовительной группах детского сада, когда навыки становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость. . Коллективный труд воспитывает чувство  защищенность, взаимопонимание, создает положительный эмоциональный настрой .

Каждый коллективный труд – общий и совместный. Важно, чтобы воспитатель умел организовывать действительно коллективный труд детей.

Коллективный  труд организуется в старшей и подготовительной к школе группе, когда навыки становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость..

. Труд должен приносить детям радость: от достигнутых результатов, от своей полезности другим.

Этапы проекта:

1. Организационный

2. Планирование деятельности.

3. Заключительный

Организационный этап

Тема: «Уборка группового участка»

Цель проекта: Формировать у детей умение работать в коллективе.

Задачи проекта:

1.Вызвать у детей активный интерес к совместному труду, желание помочь взрослому.

2.Учить детей распределять работу между собой в команде.

3.Формировать умение работать аккуратно, доводить начатое дело до конца.

4.Воспитывать у детей положительное отношение к труду, доброжелательное отношение друг к другу, заботливое и внимательное отношение к окружающим.

  1. Планирование деятельности.

Виды детской деятельности: коммуникативная, трудовая, игровая.

Подготовить оборудование: грабли.ведра.лопаты и т.д.

Предварительная работа:

1.Наблюдение за трудом  дворника.

2.Разучивание пословиц и поговорок о труде.

3.Ситуативный разговор на тему: «Вместе весело трудиться»

4. Памятки для родителей.

5. Консультация для родителей «Трудовое воспитание ребёнка в семье».

3. Заключительный

Планируемый результат:

-умеют работать в команде;

-знают правила поведения при работе в команде;

-проявляют положительное отношение к труду и друг к другу

Продукт – чистый участок.

hello_html_mfab34b2.jpg

hello_html_13d467b.jpg

Все лучшие человеческие качества: трудолюбие, отзывчивость, внимательность, целеустремленность и др., вырабатывается в семье и поэтому на вас родителей ложится большая ответственность – привить нашим детям ценные качества к труду человека.

  Основу любви ребенка к труду и труду людей закладывает семья. Если такая основа заложена  в дошкольнике с младенческого возраста, если труд становится необходимостью в его жизни, то в школьные и юношеские годы подросток или юноша не будет чувствовать  неприязнь к физическому труду, поймет, не только цену труда, отданного им обществу, но и цену  труда других  людей.

Правила трудолюбия

  1. Уважать личность ребенка.
  2. Учитывать возрастные особенности и потребности детей в самореализации, общении, одобрении, проявлении инициативы.
  3. Бережно относиться к интересам дошкольника.
  4. Взрослым подавать личный пример трудолюбия.
  5. Сохранять единство действий воспитателей и родителей.
  6. Включать детей в посильный и полезный труд уже в дошкольном возрасте.
  7. Возбуждать у ребенка интереса к семейному хозяйству.
  8. Систематически включать ребенка в трудовую деятельность дома и в детском саду.
  9. Создавать трудовую атмосферу в семье и детском саду.
  10. Давать детям даже младшего возраста не разовые поручения, а постоянные задания, рассчитанные на месяцы и даже годы.
  11. Стимулировать ребенка на выполнение трудовых действий.
  12. Оказывать помощь и поддержку ребенку в процессе его трудовой деятельности.
  13. Рационально организовывать индивидуальную и коллективную работу.
  14. Предварительно планировать труд.
  15. Обеспечивать нравственно ценную мотивацию деятельности в процессе труда.
  16. Требовать от ребенка качества труда.
  17. Использовать этнические и семейные традиции воспитания трудолюбия.
  18. Создавать условия для удовлетворения потребности самого ребенка или окружающих его людей результатами его труда.
  19. Воспитывать привычку к труду и привычку к тем удовольствиям, которые труд всегда доставляет.
  20. Воспитывать трудолюбие на основе связи с потребностью дошкольников в движении, действии, общении, самореализации, одобрении.

Родителям на заметку

Давая поручения ребенку, подумайте, по силам ли оно ему.

Умение родителей правильно оценить возможности детей ничуть не менее важно, чем умение привлечь к работе

Уважайте своего ребенка. Заранее договаривайтесь с ним о тех домашних делах, которые он должен сделать.

 Не забывайте хвалить за хорошо выполненные поручения. Если вы не удовлетворены результатом выполненной ребенком работы, не спешите высказать ему свое недовольство. Попытайтесь понять причину, подскажите ребенку, как это сделать лучше в следующий раз.

Старайтесь быть последовательными в своих требованиях.

Прежде чем поручить что-либо ребенку, покажите ему образец правильного выполнения поручения.

Почаще используйте игровые моменты в трудовом воспитании.

Учите ребенка уважать труд людей, бережно относится к результатам их труда. Рассказывайте детям о своей работе, о работе своих близких, друзей.

Не делайте за ребенка то, что он в состоянии сделать сам.

Не платите деньги за выполнение детьми повседневных обязанностей. Подумайте, как поступит ваш ребенок, если вам ему будет нечем заплатить, например, за мытье посуды.

Трудолюбие – это:

  • качество, которое отражает развитие личности в целом;
  • готовность доводить начатое дело до конца;
  • проявление эмоционально-положительного отношения к труду;
  • аккуратность;
  • старательность;
  • бережное отношение к средствам и продуктам труда;
  • стремление оказывать посильную помощь взрослым;
  • заинтересованность в результатах труда;
  • представления о необходимости труда в жизни;
  • ривычка к трудовому усилию;
  • осознание личной и общественной значимости трудовой деятельности;
  • осознание нравственной пользы труда;
  • осознание цели деятельности и настойчивость в ее достижении;
  • адекватная оценка результатов деятельности;
  • отребность в созидательно-трудовой деятельности и ее здоровые социальные и личные мотивы;
  • понимание пользы труда для себя и убеждение в его нравственной благотворительности;
  • наличие трудовых умений и навыков и их постоянное совершенствование;
  • достаточно сильная воля личности.































Приложение 6.

Конспект коллективного труда в старшей группе.

Тема: «Уборка групповой комнаты»

Цель: Формировать у детей умение работать в коллективе.

Задачи:

1.Вызвать у детей активный интерес к совместному труду, желание помочь взрослому.

2.Учить детей распределять работу между собой в команде.

3.Упражнять детей в умении правильно пользоваться тряпкой и водой.

4.Формировать умение работать аккуратно, доводить начатое дело до конца.

5.Воспитывать у детей положительное отношение к труду, доброжелательное отношение друг к другу, заботливое и внимательное отношение к окружающим.

Планируемый результат:

-умеют работать в команде;

-знают правила поведения при работе в команде;

-проявляют положительное отношение к труду и друг к другу.

Оборудование: тазики с водой, тряпочки, фартуки.

Аннотация.

В процессе коллективного труда у детей формируются представления об общей ответственности за порученное дело, умение самостоятельно и согласованно действовать, распределять между собой работу, приходя на помощь друг к другу и стремясь совместными усилиями достичь результата. Все это обогащает их опыт взаимоотношений в трудовой деятельности, придает им положительный характер. Труд должен приносить детям радость: от достигнутых результатов, от своей полезности другим.

Ход занятия.

1 этап. Мотивация трудовой деятельности

-Ребята, давайте послушаем стихотворение (Стихотворение рассказывает воспитатель)

Маму любят все на свете,

Мама первый друг.

Любят мам не только дети,

Любят все вокруг.

Если что-нибудь случится,

Если вдруг беда,

Мамочка придет на помощь

Выручит всегда!

Мама много сил, здоровья

Отдает всем нам.

Значит, правда, нет на свете

Лучше наших мам!

 -Ребята, вам понравилось стихотворение?  (ответы детей)

-Я думаю, что вы все любите помогать маме дома. А как вы ей помогаете? (ответы детей)

-Я рада, что вы такие хорошие помощники своим мамам.

-Сейчас предлагаю послушать частушки о труде.

Частушки

1.Раз пошел Алеша сам

За крупой в универсам.

«Мама, а крупы там нет,

Мне пришлось купить конфет!»

2.Закопченную кастрюлю

Юля чистила песком.

Три часа под душем Юлю

Мыла бабушка потом.

3.Кипятила молоко,

Отошла недалеко.

Подхожу к нему опять:

Молока уж не видать.

4.Я в подъезде подметала

Мусор убирала,

Долго после той уборки

Пыль столбом стояла.

5.Мы почистили палас

И полы помыли.

Удивилась наша мама:

«Дети, это вы ли?».

6.Все частушки перепели

Думаем, что хороши.

Так похлопайте дружнее,

Мы старались от души!  

(Все дружно хлопают)

-А как вы думаете, мы с вами готовы принять гостей в своей группе? (ответы детей)

-Сегодня я вам предлагаю провести уборку в нашей группе, чтобы было чисто, красиво, чтобы мамы за нас порадовались. Для этого нам нужно вымыть: стулья, столы, вытереть пыль с полок.

2 этап. Организация трудовой деятельности.

-Ребята, давайте мы с вами разделимся на команды: красные кружки-моют стулья и столы, синие кружки-вытирают пыль с полок. Прежде чем мы приступим к работе, давайте посмотрим и вспомним наши напоминалки:

1.Не ссориться;

2.Помогать друг другу ;

3.Поработал- убери свое место;

(дети рассказывают правила поведения во время труда по схемам)

-Ребята, не забывайте, что когда трудитесь, нужно быть вежливыми. И так, начинаем приборку. Не забудьте надеть на себя фартуки, чтобы не замочить одежду. (Воспитатель вместе с детьми выполняет работу)

3 этап. Итог работы.

-Ну, вот мы и потрудились вместе. Как вы думаете, ребята, вы справились с работой? Трудно ли работать в команде? (ответы детей)

-Мы сегодня с вами молодцы, хорошо потрудились! Посмотрите, какая у нас чистая группа, мне даже кажется, что она стала светлей. Как вы думаете? Теперь можно пригласить к нам гостей.

-В заключение нашего интересного и полезного для всех занятия, давайте вспомним пословицы о труде:

1.Землю красит солнце-а человека труд.

2.Кто привык трудиться, тому без дела не сидится.

3.Рукам работа-душе праздник.

-Ребята, как вы понимаете эти пословицы? (ответы детей)

-Молодцы, ребята! Я хочу добавить еще одну пословицу:

Сделал дело- гуляй смело!

-Как вы понимаете эту пословицу? (ответы детей) Сейчас предлагаю поиграть. (Проводится хороводная игра «Если нравится тебе, то делай так…»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект "Весёлый светофорчик" для детей старшего дошкольного возраста

      Современный мир компьютерных технологий предъявляет к нам всё больше требований. А любознательность наших детей удовлетворяется всё больше через всемирную паутину интернета...

Краткосрочный проект по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста: « Пока мамы дома нет ».

Цель проекта.- Формировать осознанное поведение, позволяющее избегать «опасных» ситуации дома. - Закрепить знания о правилах безопасности при общении с бытовыми приборами, острыми пр...

Краткосрочный проект «Мир насекомых» для детей старшего дошкольного возраста

Краткосрочный проект «Мир насекомых» для детей старшего дошкольного возрастаВыполнил: Ручкина Татьяна Александровна, воспитатель МАДОУ ЦРР д/с №21 "Надежда", г. о. Ступино, ...

Краткосрочный проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Слава нашим защитникам отечества!»

Краткосрочный проектпо патриотическому воспитанию детейстаршего дошкольного возраста «Слава нашим защитникам отечества!»...

Краткосрочный проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Мой край, Республика Коми»

Краткосрочный проектпо патриотическому воспитанию детейстаршего дошкольного возраста «Мой край, Республика Коми»...

Краткосрочный проект «Книжкино время» для детей старшего дошкольного возраста

Краткосрочный проект«Книжкино время» для детей старшего дошкольноговозраста...

Конспект организации коллективного труда детей старшего дошкольного возраста «Мытье игрушек»

 Организация коллективного труда напрвлена на.закрепление у детей умений и навыков в правильном использовании уборочного инвентаря - протирание пыли,  игрушек,  уборка их на мест...