Рабочая программа развивающего курса «Логопедические занятия для детей 6-7 лет»
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)

Волкова Кристина Викторовна

Рабочая программа развивающего курса «Логопедические занятия для детей 6-7 лет» разработана с целью повышения речевого уровня дошкольников для плавного и корректного перехода на следующий этап обучения (школьный). Программа нацелена на формирование у детей внимания к слову, правильной связной речи. Данная логопедическая работа должна обеспечить скорейшую адаптацию детей к новым образовательным условиям, снизить тревожность, упростить работу педагогов школы. Программа расчитана на один учебный год работы логопеда с группой детей ДОУ. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования РФ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа в пос. Усть-Омчуг»

Тенькинского района Магаданской области

              Утверждена приказом

               директора школы

                                                    Е.Ю.Ребровой_____________

 №____ от __________________     

Согласовано

заместитель директора по УВР

_________________________

«____»_____________20__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

развивающего курса

«Логопедические занятия

для детей 6-7 лет»

                                                                                                                      Разработана                                  

                                              Волковой К. В.,

      учителем-логопедом

п. Усть-Омчуг

2019 г.

ПРОГРАММА  ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

Пояснительная записка

         В последнее время языковое образование и речевое развитие учащихся являются одной из центральных проблем современной школы. Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основными причинами косноязычия, неуспешности детей 6-7 лет в усвоении родного языка являются изменение психического, соматического и речевого статуса детей, а также отсутствие помощи детям на ранних этапах развития. У таких детей отмечаются недостатки речевого развития, первичного или вторичного генеза, что в свою очередь обуславливает трудности в освоении школьной программы.

Недостаточное развитие фонематических процессов, бедный словарный запас, неверное использование грамматических конструкций наряду с несформированностью таких когнитивных процессов как внимание, память, мышление, воображение, восприятие к школьному возрасту приводят к нарушению связной речи, неготовности к овладению навыками письма.

Многие исследователи-дефектологи доказали, что обучение детей по развивающим программам позволяет не только устранить речевые нарушения, но и сформировать устно-речевую базу для овладения элементами письма и чтения ещё в дошкольный период. Своевременное и личностно ориентированное воздействие на нарушенные звенья речевой функции позволяет вернуть ребенка на онтогенетический путь развития. Это является необходимым условием полноценной интеграции дошкольников с речевыми нарушениями в среду нормально развивающихся сверстников.

Для того чтобы заложить основы успешного усвоения детьми данных навыков, а также предупредить логопатические ошибки в письменной речи школьников, данная программа предусматривает обще развивающий курс, длительность которого составляет 34 часа в учебный год/ 1 час в неделю. В течение этого времени специальных занятий по формированию психических процессов дошкольников (в том числе овладению нормами русского языка на уровне устной речи) будет воспитываться и развиваться фонематический слух, формироваться правильное физиологическое и речевое дыхание, предупреждаться и исправляться лексические, речевые и грамматические ошибки, расширяться и уточняться словарь ребёнка.  

Цели данной программы: 1) развитие психофизиологических процессов дошкольников для плавного, корректного перехода на школьный этап своего развития; 2) формирование у детей внимания к слову («рисунку» слова), правильной связной речи.

Задачи:

1. воспитать у детей правильную, четкую, ритмически верную, умеренно громкую, плавную, выразительную, связную речь, соответствующую возрасту;

2. учить различать и выделять фонемы;

3. учить классифицировать предметы по общим признакам;

5. совершенствовать лексико-грамматическую сторону речи;

6. расширять словарный запас;

7. развивать связную речь;

8. предупредить недостатки письменной речи.

Место проведения занятий: муниципальное бюджетное образовательное учреждения «Средняя общеобразовательная школа пос. Усть-Омчуг».

Формы работы:

  • фронтальное (групповое) занятие.

Формы контроля:

  • анализ устной речи в начале и в конце учебного года (фронтальный, групповой);
  • проверочные работы.

Направления работы:

  1. Восполнение пробелов в развитии фонематического слуха.
  2. Восполнение пробелов в области овладения лексикой и грамматикой.
  3. Развитие связной речи.
  4. Развитие когнитивных процессов.

Предполагаемый результат:

Ребёнок в ходе реализации данной программы должен:

  • научиться дифференцировать речевые звуки;
  • усовершенствовать лексико-грамматическую сторону речи;
  • овладеть навыками построения связного высказывания;
  • развить долговременную память, внимание, логическое мышление, воображение.  

Содержание программы по разделам:

I Введение.

Диагностика уровня сформированности навыков и умений воспринимать (слушать, понимать), пересказывать (по вопросам и самостоятельно), дополнять, составлять (по заданным словам, по картинке, сюжетным картинкам, описательным картинам) текст (рассказ).

Уточнение речевых возможностей детей.

II  Упражнения на развитие фонематического слуха, ритмики слова:

- выделить (найти) заданный речевой звук;

- различать звуки – буквы; гласные – согласные;

- слышать и воспроизводить темпо-ритмическую картину слова;

- дифференцировать звуки речи по глух/звон, по мягк/твёрд;

- определить место звука в слоге, слове;

- определить звуки, которыми отличаются слова;

- подобрать (придумать) слова с заданным звуком (позиция начала, конца, середины слова);

- разгадать ребус, слово из набора звуков.

III  Лексико-грамматическая работа.

    Упражнения:

- определить часть речи (слово-предмет, слово-признак, слово-действие);

- назвать один-много; сосчитать количество предметов (1-10);

- назвать ласково-уменьшительно/грубо-увеличительно;

- описать «Какие бывают?»;

- ответить на вопрос (что делают? что делал? что будут делать?), (какой? какая? какое? какие?), (чьи? чей?), (где? как? когда?);  

- назвать лишнее слово (родственные слова);

- назвать из чего? сделано;

- назвать что где лежит (существительные с предлогами);

- правильно использовать согласование;

- исправить ошибку (в согласовании слов);

- назвать детёнышей (назвать всю семью);

- образовать слова, составить с ними предложения;

- закончить предложение одним и тем же словом, меняя только его форму;

- назвать одним словом (сложные слова с двумя корнями и соединительными гласными о, е);

- назвать отчества женщин, мужчин;

- выбрать (подобрать) слова, подходящие к словам МОЙ, МОЯ, МОЁ.

IV Формирование и развитие связной речи.

    Упражнение:

- объяснить словечко;

- классифицировать предметы по признакам;

- выделить слова из предложения;

- продолжить предложение;

- собрать предложение (-я) из слов;

- отгадать загадку;

- объяснить пословицу, выражение;

- сравнить слова (предметы), найти общее и отличия;

- составить предложения по картинке;

- логические задачки;

- ответь на вопросы;

- вспомнить 8-10 названий (овощей, фруктов и т.п.);

- назвать части целого (живого и неживого);

- описать предмет по картинке;

- рассказать о предмете;

- назвать лишний предмет;

- подобрать к слову - предмету слова-действия или слова – признаки;

- придумать предложения с данными парами слов (по общим категориям);

- пересказать текст;

- ответить на вопросы по тексту;

- придумать окончание рассказа;

- составить описательный, сравнительный, сюжетный рассказ по схемам, рисункам, пиктограммам;

- исправить предложение, установив правильный порядок слов;

- объяснить словосочетание и составить с ним предложение;

- придумать сначала предложение, потом рассказ на данную тему;

- составить рассказ по картинке;

- составить рассказ по картинкам;

- исправить речевые ошибки;

- сказать наоборот (антонимы);

- подбор слов-приятелей (синонимы).

V. Общее развитие:

-Развитие ориентации в пространстве и на листе бумаги.

- Развитие крупной и мелкой моторики.

Условия реализации программы:

1) Наличие необходимых условий для занятий:

  • логопедического кабинета для занятий;
  • наглядных пособий;
  • дидактического материала;
  • учебной литературы;
  • зеркал;
  • средств ИКТ;
  • канцелярских принадлежностей.

2) Обеспечение систематических занятий.

3) Последовательное выполнение всех задач.

4) Привлечение родителей к работе с детьми дома.

 Возрастной состав групп: дети преддошкольного возраста (6-7 лет).

 Программа рассчитана на 1 год (34 основные темы).

Методические пособия:

1) Крупенчук, О.И. Научите меня говорить правильно! Комплексная методика подготовки ребёнка к школе. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2013.

2) Успенский, М.Б. Правильно, складно, красиво учимся мы говорить: Пособие по развитию речи: Для дошкольников и школьников мл.кл. / М.Б.Успенский, Л.П.Успенский.- М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ»; СПб.: СпецЛит, 2002.

3) Лопухина, И.С. 550 упражнений для развития речи.- СПб.: КАРО, Дельта+, 2004.

4) Богомолова, А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – ТОО «Издательство «Библиополис»: СПб., 1994.

 5) Гаврина, С.Е. Тренажер по развитию речи: Школа для дошколят/ С.Е.Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г.Топоркова, С.В.Щербинина. – М.: РОСМЭН, 2014.  

Календарно-тематическое планирование

развивающих логопедических занятий с детьми предшкольного возраста

на 2019 -  2020 учебный год

№ п/п

Дата

Тема занятия

Примечания

I      Введение

Диагностика уровня сформированности навыков и умений воспринимать, дополнять, пересказывать, составлять текст (рассказ).

Уточнение речевых возможностей детей на лексико-грамматическом уровне.

Уточнение возможностей детей на фонематическом, просодическом уровне.

II     Работа над связной речью.

Грибы в лесу

Грибная корзина. Съедобные и несъедобные грибы

Грибники

Ягоды. Места распространения, время созревания

Ягодный сбор. Домашние заготовки

Ягоды. Любимое блюдо

Осень. Деревья

Деревья и кустарники осенью

Листопад

Прогулка по осеннему лесу

Осенний подарок

Деревья твоего посёлка

Дикие животные и их семьи

В зоопарке мы бродили...

Обитатели леса

Дикие животные готовятся к зиме

Дикие животные. Как они зимуют?

Загадки зимующих зверей

Дикие животные. Кто как зиму проводит?

Рассказ о диком животном по образцу

Рассказ о диком животном по плану

Птицы. Что общего?

Перелётные птицы

Перелётные птицы. Работа с текстом

Зимующие птицы

Зимующие птицы в твоем районе

Загадки о пернатых

Рыбы. Признаки рыб

Рыбы. Места обитания

Рыбьи семейки

Загадки про рыб

Рассказ о рыбах по наглядному плану

Рыбы. Рассказ по картинкам

Домашние животные, птицы и их детёныши

Рассказ по картинке

Рассказ-описание домашнего животного по плану, образцу

Зима. Зимняя одежда

Пословицы о зиме

Рассказ по картинке и заданному плану/образцу

Зимние забавы

Зимние забавы. Новый год

Новый год. Рассказ по картинке

Человек. Части тела

Игры на моторное развитие

Рассказ по картинкам

Транспорт

Загадки о транспорте

Рассказ по картинке

Транспорт. Правила дорожного движения

Игры на пространственное восприятие

Рассказ по плану/образцу

Материалы и инструменты

Инструменты и профессии

Рассказ по картинкам

Профессии. Строительство.

Профессии и фамилии. В чем связь?

Профессии. Составление предложений по картинкам

Профессии родителей

Расскажи о профессии по плану

Рассказ «Кем быть?» по образцу

Электроприборы. Ателье

Электроприборы. Сложные слова

Электроприборы для ателье

Ателье. Дидактические игры

Ателье. Редактируем предложения

Ателье. Рассказ по картинкам

Времена года. Календарь.

Времена года. В чём их отличия?

Весна в природе

Рассказ о весне (ответы на вопросы, пересказ)

Весна в каждом доме...

Весна. Весенние праздники.

Ранние признаки весны. Первые цветы

Загадки-описания

Рассказ по картинке

Возвращение птиц. Насекомые

Особенности перелетных птиц

Перелетные птицы. Рассказ

Насекомые весной

Насекомые. Описательный рассказ

Насекомые нашего края

Космос

Космические загадки. Комические игры

Рассказ о космосе

Города. Город Москва

Путешествие по Москве

Я - турист. Рассказ по заданному плану-маршруту

Город Санкт-Петербург

Санкт-Петербург. Работа над предложением

Прогулка по улицам Санкт-Петербурга

Малая Родина. Город Магадан (Магаданская область).

Мой адрес – место жительства. Достопримечательности места, где я живу

Флора и фауна Магаданской области

Я и моя семья. Занятость и отдых магаданцев

Мои предки – мои корни

Рассказ «За что я люблю Магадан»

III  Итог

Проверка знаний и умений по пройденному материалу

Мониторинг речевого развития детей: фонетио-фонематический, просодический уровень

Мониторинг речевого развития детей: связное высказывание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Чудесная бисеринка"для детей 6-7 лет

В работе разработаны цель,задачи курса. Дана подробная сетка занятий на учебный год,есть пояснительная записка, методическая литература, есть содержание образовательной программы, основные разделы; не...

Рабочая программа коррекционного курса "Логопедические занятия" (обучение грамоте)

Данная программа разработана для группы компенсирующей направленности для детей с ТНР старшего дошкольного возраста (6-7 лет).Цель коррекционного курса: освоение фонетико-фонематической стороны родног...

Рабочая программа коррекционного курса "Логопедические занятия" (развитие речи)

Данная программа разработана для группы компенсирующей направленности для детей с ТНР старшего дошкольного возраста (6-7лет).Цель коррекционного курса: формирование связной, грамматически правильной р...

Рабочая программа коррекционного курса "Логопедические занятия" (логоритмика)

Данная программа разработана для группы компенсирующей направленности для детей с ТНР старшего дошкольного возраста (6-7 лет). Цель коррекционного курса: преодоление речевого нарушения у детей с ...

Рабочая программа коррекционного курса "Развитие речи" для детей с тяжелыми нарушениями речи (Вариант 5.1,5.2)

Рабочая программа учителя-логопеда разработана на основе федеральной адаптированной общеобразовательной  программы начального общего образования,  для детей с тяжелыми нарушениями речи (вари...

Рабочая программа коррекционного курса "Развитие речи" для детей с задержкой психического развития ( Вариант 7.1, 7.2)

Рабочая программа учителя-логопеда разработана на основе федеральной адаптированной общеобразовательной  программы начального общего образования,  для детей с задержкой психического развития...

Рабочая программа коррекционного курса "Развитие речи" для детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи

Рабочая программа коррекционного курса "Развитие речи" для детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи...