Развитие культуры речи у детей дошкольного возраста(из опыта работы)
методическая разработка

Иванова Елена Владимировна

Рассуждение ,что влияет на развитие речи детей.Как мы в своей практике помогаем детям формировать речь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Иванова Елена Владимировна,

воспитатель БДОУ города Омска

«Детский сад № 339 общеразвивающего вида»

Развитие культуры речи у детей дошкольного возраста

О том, насколько человек культурен, мы судим прежде всего по его речи. И каждый родитель хочет, чтобы его ребенок говорил грамотно, рассуждал логично и правильно, использовал обширный словарный запас. Поэтому сегодня мы хотим рассказать о том, как мы развиваем   культуру речи детей в нашем дошкольном образовательном учреждении.

Воспитание культуры речи — проблема нравственная, имеющая социальную значимость. Воспитанность и культура человека ярко проявляются в умении оформлять мысль в слова, манере говорить и общаться, богатстве словарного запаса.

С детства нам говорили о том, что существуют «волшебные слова»: «извините», «спасибо», «пожалуйста», — и мы верили в их магическую силу. Но проходили годы, и мы все чаще убеждались, что многие люди практически не обращают на них внимания. Вера в волшебство этих слов уходила вместе с детством. В слове — суть мысли. Вот почему важно, чтобы растущий человек с самого раннего возраста учился мыслить и обозначать мысль словом, умел общаться посредством слова, соблюдая общепринятый речевой этикет. В этой связи возникают следующие задачи воспитания:

— учить ребенка четко и ясно произносить слова;

— формировать у ребенка культуру речи;

— учить детей вежливо отвечать на вопросы взрослых и обращаться к ним с просьбой;

— не перебивать говорящих;

— внимательно выслушивать указания старших;

— говорить без крика, владея силой голоса и различными интонациями;

— не вульгаризировать речь словами-сорняками;

— спокойно и скромно держать себя во время разговора.

Ребенок черпает культуру родного языка в семье. От того, какую речь слышит ребенок, во многом зависит его речевое развитие. Дети удивительно чутко улавливают, как разговаривают взрослые — спокойно или с раздражением, умеренно громко или крикливо, уважительно или с пренебрежением — и, подражая, копируют услышанное.

Воспитатели в детском саду и родители дома должны следить за тем, как дети проявляют себя в разговоре с близкими, со взрослыми, со сверстниками. Достаточен ли у ребенка запас слов? Может ли выразить мысль ясно для окружающих? Какова манера говорить? Каков тон, выразительность речи?

Если у ребенка плохо развита речь, то ему трудно выразить в вежливой форме свою просьбу, быть интересным собеседником, чувствовать себя непринужденно во время разговора. Четкая и ясная речь является показателем ясности мысли, культуры мышления.

Воспитание речевой культуры у детей начинается с создания в группе тишины. Мерный говор — свидетельство нормального общения детей, при котором педагог слышит каждого ребенка. А дети в свою очередь, не прерывая своих игр и занятий, контактируют с воспитателем. В спокойной обстановке педагог имеет возможность поговорить с каждым ребенком, обучая своим примером речевого общения.

Одним из условий развития речи в широком смысле является культурно - языковая среда. Культура речи детей неразрывно связана с культурой речи воспитателя и всех окружающих. Развивать речь следует не столько путем методических приемов и указаний, сколько путем примера и образца.

Большое значение в речевом развитии детей мы придаем игре. Игра –центральная деятельность ребенка, наполненная для него смыслом и значением. Игра - необходимая составляющая здорового развития ребенка.

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них – форма воспитания. 

Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие детей в целом. В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Игра является средством воспитания и обучения. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и поведение в целом.

Использование сюжетно-ролевых игр предоставляет возможность воспитания культуры поведения, а именно как здороваться и прощаться, обращаться к взрослым на «Вы» и называть по имени и отчеству, вежливо обращаться с просьбой и благодарить за услуги, извиняться за неловкость, вежливо подтвердить или отказаться от предложенного во время приема пищи, не перебивать разговора взрослых, оказывать им услуги.

Сюжетов для игры может быть множество, ведь культура поведения нужна во многих ситуациях: при встрече со знакомым; при общении в детском саду; при посещении поликлиники, театра, музеев; при походе в магазин, кино; в транспорте; в гостях или при приеме гостей у себя; в ежедневном общении.

Сюжетно-ролевая игра влияет на формирование личности ребенка, на развитие и формирование положительных взаимоотношений со сверстниками, с близкими и окружающими людьми, на развитие нравственных качеств, и, в частности, культуры поведения.

Дидактические игры создают прекрасные условия для воспроизведения и освоения окружающего, правил и отношений, существующих в мире. В игре ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определённые трудности. Результат дидактической игры - показатель уровня достижения детей в усвоении программного материала, в развитии умственной деятельности взаимоотношений, а не просто выигрыш, полученный любым путём.

Пальчиковые игры создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность детей.

Настольный театр помогает учить детей координировать движения рук и глаз; сопровождать движения пальцев рук речью; побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи.

Художественная литература – могучее действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее влияние на развитие и обогащение речи. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение, дает ребенку прекрасные образцы литературного языка. Используем в своей работе скороговорки и чистоговорки для развития речи, и добиваемся больших успехов в исправлении неправильного произношения звуков.

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающим и нередко накладывает отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. К сожалению, количество детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения, год от года не уменьшается, а растет.

Одним из условий нормального звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного и дыхательного аппаратов. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. Правильное речевое дыхание способствует корректному звукообразованию, поддержанию нормального уровня громкости, плавности и выразительности словарного ряда.

Совместной деятельности воспитателя и  детей по рисованию, лепке, аппликации в детском саду мы уделяем  немало внимания. Результатом этой деятельности является создание ребенком определенного продукта. В процессе творчества у ребёнка формируется культура общения, поведения, развитие речи, умение налаживать контакт со взрослым и со сверстником; такие черты характера как: взаимопомощь, умение делиться, умение понять и оценить работу другого ребенка.

Воспитывая культуру общения и поведения детей, особое внимание стоит уделить  культурно-гигиеническим навыкам и привычкам. Культура общения предполагает умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции. Неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен и в работе, и в словах, и в общении.

«В пустых стенах ребенок не заговорит», – заметила в свое время Е. И. Тихеева [2, с. 59]. Насыщая групповое пространство, мы заботимся в первую очередь о том, чтобы дети в группе могли удовлетворить свои важные жизненные потребности в движении, познании, общении со взрослыми и сверстниками. В своей работе мы стараемся  оснащение развивающей предметно-пространственной среды по речевому развитию обогащать современным игровым и дидактическим оборудованием, которое включает в себя наглядный, раздаточный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательно-речевого развития детей.

        Основными формами нашей   работы с родителями являются:

- общие   родительские собрания;

- консультации  (индивидуальные и групповые);

- беседы  (индивидуальные и групповые);

- открытые показы мероприятий;

- участие родителей в жизни группы;

- папки – передвижки;

- подбор литературы в помощь  родителям и т.д.

Включение  родителей  в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого  развития ребенка. 

Ни одна, даже самая лучшая развивающая программа не может дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не созданы условия для привлечения родителей к участию в образовательно-воспитательном процессе. Овладение ребенком речью успешнее идет тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье.

Считаю, что вся наша совместная работа с родителями поможет воспитанникам достичь хороших результатов в общении и будет способствовать в дальнейшем успешному обучению в школе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Выготский Л.С. Мышление и речь- Собр. соч. в 6 Т-М: ”Педагогика”,1983-Т.2, 340с.
  2. Тихеева Е.И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста  - Пособие для воспитателей детского сада/ Под ред. Ф.А. Сохина. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 1981. – 159 с.
  3. Ушакова О.С.  Развитие речи детей 4-7лет // Дошкольное воспитание-1995-№ 1, 59-66 с.
  4. Ушакова О.С.  Теория и практика развития речи дошкольника. – М.: «Сфера», 2008.

 5. Черенкова Елена Феликсовна – реферат, из опыта работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. Из опыта работы

Представленный материал может использоваться учителями-логопедами, воспитателями дошкольных организаций для проведения коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста по разделу "Формиро...

Тема: «Педагогические технологии развития связной речи у детей дошкольного возраста» (из опыта работы)

Развитие активной, коммуникативной речи у детей дошкольного возраста. Больше привлекать их в диалоги и давать возможность высказывать свои мысли....

Статья "Педагогические технологии развития связной речи у детей дошкольного возраста" (из опыта работы)

На сегодняшний день мы видим, насколько остро стоит проблема задержки речевого развития у детей. Поэтому первой задачей для нас является развитие активной, коммуникативной речи....

Технологии воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя).

Дошкольный возраст — уникальный, самоценный и важнейший период становления человека и его здоровья. Именно в эти возрастные периоды закладываются фундаментальные ценности и строятся отношения ре...

Методическая разработка "Технологии воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя)"

Технологии воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста(из опыта работы воспитателя)      Культура здоровья, как часть общечеловеческой культуры представляет собо...

Технологии воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя).

За последние десятилетие показатели здоровья у дошкольников имеют устойчивую тенденцию к ухудшению. Вследствие этого возрастает актуальность проблемы воспитания у дошкольников культуры здорового образ...

Методы и приемы работы по формированию связной речи у детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Открытое занятие на РУМО на тему "Методы и приемы работы по формированию связной речи у детей дошкольного возраста"...