Педагогический проект по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" для детей старшего дошкольного возраста на тему"Зимующие птицы"
проект (подготовительная группа)

Анна Николаевна Иванова

Пояснительная записка

Актуальность

 «Любовь к Родине начинается с любви к природе». Дело в том, что заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.
 Учитывая, что государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды. Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Таким образом, экологическое образование - актуальная и главная задача.
 В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.
  Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное  значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
  Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Результативность деятельности в системе дошкольного образования дает хороший задел для последующих за ней ступеней системы экологического образования.                         
  Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в   процессе   проектно-исследовательской деятельности. Если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.

      Тема проекта «Птицы-наши друзья» выбрана не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться, ведь доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.  В совместной работе с родителями мы должны постепенно повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым, пробуждая чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме. И мы, взрослые должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimuyushchie_ptiy.docx24.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 23»

Педагогический проект

по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

 для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Зимующие птицы»

в подготовительной группе № 6

Составила:

Воспитатель Иванова Анна Николаевна

Ленинградская область,

г. Кириши

2022 год

Пояснительная записка

Актуальность

 «Любовь к Родине начинается с любви к природе». Дело в том, что заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.
 Учитывая, что государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды. Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Таким образом, экологическое образование - актуальная и главная задача.
В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.
  Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное  значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
  Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Результативность деятельности в системе дошкольного образования дает хороший задел для последующих за ней ступеней системы экологического образования.                         
  Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в   процессе   проектно-исследовательской деятельности. Если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.

      Тема проекта «Птицы-наши друзья» выбрана не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться, ведь доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.  В совместной работе с родителями мы должны постепенно повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым, пробуждая чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме. И мы, взрослые должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.

       

Паспорт проекта:

Возрастная группа: дети 6-7 лет.

Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий, краткосрочный.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность: 1 недели (24.01.2022 – 28.01.2022).

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Цель проекта: создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам природы -птицам. Изучение детьми объектов живой природы зимующих птиц во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно – правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы.

Задачи проекта:

  1. Формировать у детей элементарные представления о птицах (характеристика, внешние признаки птиц способы передвижения, особенности внешнего строения, позволяющие летать)
  2. Формировать осознанно-правильное отношение к птицам ближайшего окружения, желание практически сохранить, поддержать, создать для них нужные условия.
  3. Воспитывать желание заботиться о птицах ближайшего окружения.        
  4. Повышать степень участия родителей в формировании экологической культуры детей

Продукт проекта: интернет-конкурс кормушек, коллективная работа «кормушка для птиц», участие в конкурсе «Снежный город Эколят»

Данный материал поможет педагогам ДОУ планомерно и последовательно построить работу по патриотическому воспитанию.

Формы и методы работы:

- словесные (беседа, объяснение, рассказ, консультации для родителей),

- наглядные (просмотр иллюстраций, мультфильмов, презентаций, оформление выставок),

- практические (дидактические игры,),

- организованная продуктивная деятельность детей (рисование, аппликация, лепка, оригами)

Ожидаемые результаты:

  1. Дети закрепят представления о птицах: условия жизни птиц и их детенышей-птенчиков. У ребят будет сформировано представление о том, что нельзя делить птиц на полезных и вредных и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.
  2. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам природы- птицам, будут бережно относиться к природе, стремиться к правильному поведению по отношению к живым объектам природы.
  3. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.

Этапы проекта:

  1. Подготовительный этап

Задачи:

  • Сформулировать цель и задачи проекта. Планирование работы.
  • Изучить методическую литературу и опыт работы педагогов ДОУ по теме «экологическое воспитание».
  • Подобрать информационный материал, видео- и аудиоматериал, книги и иллюстрации по теме проекта. Подобрать дидактические, настольно-печатные игры.
  • Информировать родителей воспитанников о теме проекта, привлечь к сотрудничеству с ДОУ к процессу реализации проекта.

Мероприятия:

  • Оформление родительского уголка, размещение информации по теме проекта.
  • В группе ДОУ пополнить развивающую среду атрибутами соответствующими теме проекта.
  • Составление тематической книжной выставки. 
  1. Второй этап – основной

Задачи:

  • Обогатить развивающую среду в группе по теме проекта.
  • Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

     

Мероприятия:

  1. Рассматривание плакатов «Зимующие птицы»
  2. Просмотр презентаций: "Зимующие птицы»
  3. Тематические беседы с детьми на темы: "Зимующие птицы нашего края", «Жизнь птиц зимой», «Покормите птиц зимой!»
  4. Просмотр видеоматериалов: «Зимующие птицы»
  5. Наблюдение за птицами на участке
  6. Чтение художественной литературы В. Звягиной «Воробей», С. А. Есенина «Поёт зима, аукает», Т. Евдошенко «Берегите птиц», «Зимние гости» Ю. Никонова, Л. Воронкова «Птичьи кормушки», В. Сухомлинский «Как синичка меня будит», стих О. Григорьевой «Синица», «Покормите птиц» А. Яшин.
  7. Совместная творческая работа родителей и детей изготовление кормушек
  8. Художественное творчество:

- аппликация «Синичка»

- рисование «Зимующие птицы», «кормушка для птиц»

- оригами «Снегирь»

  1. Участие в акции «Птичий патруль г.Кириши»
  2. Дидактическая игра "Расскажи о птице", "Знай и назови".
  3. Подвижная игра "Птичьи стайки", «Перелёт птиц», «Птички в    гнёздышках», «Совушка – сова»
  4. Заучивание стихотворений «Воробей» Н. Рубцов.
  5. Памятка «Для тех, кто решился кормить птиц зимой»
  6. Участие в конкурсе «Снежный город Эколят»

3. Третий этап – итоговый (заключительный):  

Задачи:

  • Обобщение материалов проекта.
  • Презентация полученных результатов.

Мероприятия:

  1. Оформление выставки
  2. Участие воспитанников группы в конкурсах различного уровня.
  3. Презентация проекта на педагогическом совете МДОУ.

Список литературы:

  1. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию». Санкт-Петербург, 2004 г.
  2. Горькова Л.Г., Кочергина А.В. Обухова Л.А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников». М., 2005 г.
  3. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом» М., 2002 г.
  4. Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» М., 2003 г.
  5. Иванова А.И. «Живая экология»  М., 2006 г.
  6. Кондратьева Н.Н. «Мы»: Программа экологического образования детей. Санкт-Петербург, 2000 г.
  7. Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду» М., 1999 г.
  8. Шорыгина Т.А. «Зеленые сказки» М., 2002 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

Конспект  комплексного занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»воспитатель Сурякова Светлана.Цели: формировать экологическую культуру у детей; пр...

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Зимующие птицы»

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие»для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Зимующие птицы»Цель:обобщение знаний о зимующих пти...

Дидактическая игра/ пособие мультимедийного контекта природоведческой направленности для детей старшего дошкольного возраста по теме "Зимующие птицы Красноярского края"

Игра создана для повышения уровня и качества работы с детьми по познавательному развитию с применением мультимедии, в процессе ознакомления с миром природы на непосредственно-образовательной деятельно...

Занятие для детей старшего дошкольного возраста по теме "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!"

Данный материал поможет расширить знания  детей о птицах, вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам, учить проявлять заботу к ним....

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста на тему "Зимующие птицы"

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста на тему "Зимующие птицы"...