План по самообразованию по теме: «Развитие самостоятельного творчества детей дошкольного возраста в процессе художественно-эстетической деятельности».
занимательные факты

Степанова Ольга Михайловна

Художественно-эстетическое воспитание – это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребёнка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать её.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_stepanova.docx51.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 50» НМР РТ

План по самообразованию по теме: «Развитие самостоятельного творчества детей дошкольного возраста в процессе художественно-эстетической деятельности».

Воспитатель: Степанова О. М.

Индивидуальный план работы по самообразованию с 2022-2026г.

воспитателя Степановой Ольги Михайловны

   Актуальность: Художественно-эстетическое воспитание – это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребёнка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать её.

   Эстетическое воспитание – понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, искусству. Однако познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть. Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания.

   Художественно-эстетическое воспитание осуществляется в процессе ознакомления с разными видами искусства и активного включения детей в различные виды художественно-эстетической деятельности. Оно направлено на приобщение детей к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры.

   Актуальность темы определяется тем, что  художественно-эстетическое развитие – важнейшая сторона воспитания ребёнка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Составляющей этого процесса становится художественное образование – процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.

   Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира детей: литература, музыка, театр, скульптура, народное творчество, живопись. Оно побуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Оно также тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.

  Ведущая педагогическая идея художественно-эстетического воспитания – создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую музыкальную, изобразительную, театрализованную деятельность.

   Цель самообразования:

  • Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами использования активных форм обучения, воспитание творческой личности, развитие ее интересов, наклонностей, способностей.

Для обеспечения эффективности формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста нами были определены следующие задачи: 

Изучить методическую литературу по данной теме.

  • Подготовить методический материал, перспективно-тематический план работы, картотеку дидактических игр и пособий на развитие творческих способностей детей по художественно-эстетическому развитию.
  • Организовать самостоятельную деятельность с использованием
  • активных форм обучения.
  • Развивать интересы, способности детей.
  • Вызвать интерес к изучаемой области, выработать необходимые
  • практические умения и навыки.
  • Воспитывать художественно-эстетический вкус, трудолюбие,
  • аккуратность, усидчивость.
  • Развивать мелкую моторику рук и глазомер;
  • Развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение), развивать творческие способности, фантазию.

   Важными моментами при этом являются:

  • сотрудничество воспитателя с детьми на наглядной основе;
  • учет индивидуальных особенностей ребенка;
  • опора на спонтанные проявления детской активности, отражающие стихийный опыт взаимодействия ребенка с окружающей средой;
  • активизация положительных моральных волнений ребенка при оценке его личностных достижений в процессе деятельности.

Ожидаемые результаты:

Для педагога:

  • сформируются основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества: умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков.

Для воспитанников:

  • сформируется творческая мотивация, творческая активность,  самостоятельность в выборе инструментов для решения поставленных целей, интерес к художественно - эстетической деятельности.

 Для родителей:

  • сформируется осознание того, что они – значимая часть педагогического процесса, художественно - эстетическая деятельность - важный этап для развития творческой активности у детей.

Работа с детьми

Взаимодействие с педагогами

Работа с семьей

Организационные формы работы по направлениям

* ООД (интегрированные, тематические, с использованием ИКТ); * использование в ООД элементов художественно - эстетической деятельности; * беседы; * дидактические игры; * праздники, развлечения; * конкурсы; * выступления детей на родительских собраниях, концертах; *исследовательская деятельность (опыты, эксперименты).

* открытые мероприятия (ООД); * мастер – классы; * семинары – практикумы; * распространение опыта работы среди коллег; * взаимодействие с узкими специалистами: учителем – логопедом, инструктором по физическому воспитанию, педагогом – психологом, музыкальным руководителем.

* открытые мероприятия (ООД); * беседы – консультации; * родительские собрания; * папки – передвижки, рекомендации; * анкетирование и др.

Перспективное планирование по теме самообразования

1 ГОД (2022-2023)

Раздел плана

Содержание деятельности

Сроки исполнения

  1. Составление плана работы по самообразованию.

Сентябрь

 

Самореализация

  1. Изучение литературы по данной теме.

В течение года

  1.  Изучение статей, конспектов по самообразованию и художественно - эстетической деятельности на интернет сайте.

В течение  года.

  1. Анкетирование родителей «Выявление уровня знаний родителей о нетрадиционной техники рисования и её применении»

Сентябрь

  1. Повышение собственной профессиональной компетентности; посещение методических объединений педагогов.

В течение года.

  1. Обогащение предметно-развивающей среды.

В течение

года.

  1. На диагностическом уровне выявить уровень развития познавательных, творческих способностей детей, уровня их самостоятельности и инициативности в решении проблемных ситуаций;

Сентябрь

Май

  1. Самоанализ и самооценка проделанной работы;

   Май

  1. Участие в конкурсах разного уровня, соответствующих теме самообразования.

В течение года

Работа с детьми

      1.Проведение мастер – класса: «Картина из гофрированной бумаги»;

Октябрь

       2. Познакомить детей с нетрадиционной техникой «Кляксография»;

Ноябрь

       3. Представление пособия «Сезонное дерево из фетра»;

Март

        4. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «Рисование мыльными пузырями»;

Январь-февраль

        5. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «Рисование пальчиками».

Апрель

 

 

 

Работа с родителями

      1. Оформление  папки – передвижки по теме: «Советы родителям по работе с краской»;

Сентябрь

  1. Родительское собрание «Роль художественного творчества во всестороннем развитии детей»;

Октябрь

  1. Папка - передвижка «Как научить ребёнка рисовать».

Ноябрь

  1. Консультация для родителей «Роль семьи в       развитии творческих интересов».

Ноябрь

  1. Размещение стендовой информации для родителей «Информация о художественно – эстетическом развитии»

В течение года

  1.  Реализация творческой деятельности совместно с родителями «Книжки - малышки».

Октябрь    

  1.  Привлечение родителей к организации проектов в группе

В течение года

  1. Участие в конкурсах и выставках различного уровня.

В течение года

  1. Помощь родителей в обогащении РППС.  Оформление и оснащение центра «Хочу все знать!» (дидактические игры, н/печатные игры, фотоальбомы)

В течение

года

Работа с педагогами

      1.Консультация для педагогов: «Формы работы по художественно - эстетическому развитию дошкольников в условиях введения ФГОС»

Ноябрь

        2. Посещение ООД у воспитателей ДОУ по изобразительной деятельности

Май

2 ГОД (2023-2024)

Раздел плана

Содержание деятельности

Сроки исполнения

 Самореализация

  1. Изучение литературы по данной теме.

Сентябрь

  1. Повышение собственной профессиональной компетентности.

Октябрь

  1. Обеспечение воспитательно- образовательного процесса методическим материалом.

Ноябрь

  1. Обогащение предметно-развивающей среды.

В течение года

  1. На диагностическом уровне выявить уровень развития познавательных, творческих способностей детей, уровня их самостоятельности и инициативности в решении проблемных ситуаций.

Сентябрь

Май

  1.  Самоанализ и самооценка проделанной работы.

Май

 

 

 

Работа с детьми

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «Рисование солью».

Сентябрь,

октябрь.

Реализация проекта «Вместо кисточки - рука».

Октябрь  

Беседы и игры в рамках изучения  лэпбука по теме «Разноцветная политра».

Ноябрь

 Работа с  альбомом «Народные промыслы».

Декабрь

Работа с временной лентой «От куда взялись краски».

        

Декабрь, январь

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «Рисование мятой бумагой».

Февраль

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «Пластилинография».

Апрель

Работа с родителями

  • 1. Помощь родителей в оснащении уголка по «Художественно – эстетическому искусству»

Сентябрь,

октябрь

  • 2. Размещение информации для родителей в виде папок-передвижек в приемной группы.

В течение

года

3.Проведение общих и индивидуальных консультаций для родителей по     изобразительной деятельности.

В течение

года

4.Взаимодействие педагога и родителей в организации     проекта «Вместо кисточки - рука».

Октябрь

5.Помощь родителей в обогащении РППС.  

В течение

года.

Работа с педагогами

  1. Консультация для педагогов: «Создание условий для художественно – эстетического развития детей в группе».

Октябрь

  1. Посещение городских методических объединений педагогов по теме самообразования.

Декабрь

  1. Обобщение результатов работы по теме на заседании методического объединения.

Декабрь

  1. Мастер – класс для педагогов «Техника рисования животных».

Апрель

  1. Изготовление и распространение памяток.

В течение

года.

3 ГОД (2024-2025)

Раздел плана

Содержание деятельности

Сроки исполнения

 Самореализация

  1. Повышение познавательного интереса педагогов ДОУ, дошкольников и их родителей к познавательному развитию.

В течение

года

  1. Повышение собственной профессиональной компетентности.

Октябрь

  1. Обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ (отчет о проделанной работе).

Декабрь

  1. На диагностическом уровне выявить уровень развития познавательных, творческих способностей детей, уровня их самостоятельности и инициативности в решении проблемных ситуаций.

Сентябрь

Май

  1. Планирование деятельности и перспектив развития на следующий учебный год

Май

  1. Самоанализ и самооценка проделанной работы.

Май

  1. Участие в семинарах, практикумах, конкурсах по теме самообразования.

В течение

года

 

 

 

Работа с детьми

1. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «Отпечатывание».

Октябрь

2. Провести опыты в рамках проекта «Экспериментирование в изобразительной деятельности, как средство умственного и эстетического развития ребёнка»

Ноябрь - февраль

3. Использование игр – экспериментов в работе с детьми по изобразительной деятельности.

В течении

года

4. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «Рисование по ткани».

Март- апрель

Работа с родителями

  1. Консультация для родителей «Учите детей изображать».

Ноябрь

  1. Памятка для родителей «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей». Практические советы

Декабрь

  1. Индивидуальные беседы с целью выявления волнующих вопросов, дополнений.

В течение

года

  1. Папка - передвижка «Дидактические игры по изобразительному искусству для дошкольников».

Апрель

  1. Проведение познавательно-игрового мероприятия «Волшебный мир красок».

Март

  1. Привлечение родителей к участию в художественно – эстетической деятельности.

В течение

года

Работа с педагогами

  1. Консультация для педагогов: «Как понимать и ценить детские рисунки»

Октябрь

  1. Мастер-класс для педагогов по правополушарному рисованию: «Открываем в себе художника»

Декабрь

  1. Посещение ООД у воспитателей ДОУ по изобразительной деятельности.

Декабрь

  1. Обобщение результатов работы по теме на заседании методического объединения

Декабрь

  1. Изготовление и распространение памяток

В течение

года

  1. Создание мини-музея «Народные промыслы»

февраль

 

4 год (2025-2026)

Раздел плана

Содержание деятельности

Сроки исполнения

 Самореализация

  1. Повышение познавательного интереса педагогов ДОУ, дошкольников и их родителей к познавательному развитию.

Октябрь

  1. Повышение собственной профессиональной компетентности.

В течение

года

  1. Обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ (отчет о проделанной работе).

Декабрь

  1. На диагностическом уровне выявить уровень развития познавательных, творческих способностей детей, уровня их самостоятельности и инициативности в решении проблемных ситуаций.

Сентябрь

Май

  1. Планирование деятельности и перспектив развития на следующий учебный год.

Май

 

 

 

Работа с детьми

  1. Проведение бесед и игр по лепбуку «Небесная гжель».

Октябрь -апрель

  1. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «Печать из ниток».

Декабрь

  1. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «Рисование ладошками».

Апрель

  1. Проведение бесед и игр по лепбуку «Золотая хохлома»

Май

 

 

 

Работа с родителями

  1. Консультации для родителей «Формирование художественного восприятия ребёнка как одна из проблем современного образования».

Октябрь

  1. Выставка рисунков «Путешествие капельки».

Декабрь

  1. Индивидуальные беседы с целью выявления волнующих вопросов, дополнений.

В течение

года

  1. Конкурс «Лучшая книга загадок».

Февраль

  1. Консультации для родителей «Развиваем мелкую моторику рук».

В течение

года

  1. Привлечение родителей к участию в художественно – эстетической деятельности.

В течение

года

Работа с педагогами

  1. Консультация для педагогов: От изобразительной деятельности к творчеству..

Октябрь

  1. Мастер-класс опытно-экспериментальной деятельности на тему: «Волшебница- вода»

Декабрь

  1. Обобщение результатов работы по теме на заседании методического объединения

Май

  1. Дополнение мини-музея «Народные промыслы».

В течение

года

  1. Изготовление и распространение памяток

март


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию по теме «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста, посредством нетрадиционных видов рисования»

Перспективный план по самообразованию по теме «Развитие творческих  способностей детей дошкольного возраста, посредством нетрадиционных  видов рисования» на 2017-2018 учебный год...

План по самообразованию на тему:Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность.

Тема самообразования: Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность. Цель:  Изучение актуальности использования игровых приёмов при формировании ...

План по самообразованию на тему: "Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредствои игровой деятельности в условиях ФГОС дошкольного образования"

Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в ДОУ. Основным методом развития дошкольника является проблемно-поисковый, основной формой его о...

План по самообразованию по теме «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность».

Дошкольный возраст является недолгим по длительности в жизни человека, периодом, однако чрезвычайно важным и насыщенным, в том числе и с точки зрения познания и приобретения знаний о мире. Источником ...

Перспективный план работы самообразовании по теме развития творческого воображения детей старшего возраста в процессе рисования по замыслу

Перспективный план на работы развития творческого воображения детей старшей группы  детского сада "Кэнчээри" в изобразительной деятельности...