Ребенок и компьютер
консультация

Родители должны помнить, что психика детей  ещё очень неустойчива, поэтому чрезмерное увлечение компьютерными играми может стать причиной тяжёлых последствий — развивается повышенная возбудимость, ребёнок становится капризным, перестаёт интересоваться чем-либо, кроме компьютера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rebenok_i_kompyuter._konsultatsiya_dlya_roditeley.docx22.45 КБ

Предварительный просмотр:

Компьютер становится таким же обязательным предметом нашего быта, как холодильник или телевизор. Дети с удовольствием отдают ему своё время. Но родители должны помнить, что психика детей в этом возрасте ещё очень неустойчива, поэтому чрезмерное увлечение компьютерными играми может стать причиной тяжёлых последствий — развивается повышенная возбудимость, ребёнок становится капризным, перестаёт интересоваться чем-либо, кроме компьютера. В отличие от взрослых, которые видят в этих играх возможность переключить внимание с жизненных проблем на безобидную игру, дети скорее ищут в них источник повышенного риска. Эти игры дают возможность почувствовать себя участником острых коллизий. Многие из них готовы часами погружаться в виртуальный мир игры, в «кнопочные» соревнования, одержимые желанием «победить» компьютер. Однако медики и психологи предупреждают о «наркотизирующем», затягивающем влиянии подобных игр, о возможности агрессивного и безжалостного поведения ребёнка под их воздействием. Наверное, каждый может вспомнить подходящий пример из своего окружения. С осторожностью следует решать вопрос о компьютерных занятиях, если у ребёнка имеются невротические расстройства, судорожные реакции, нарушения зрения, поскольку компьютер может усилить все эти отклонения в состоянии здоровья.

Из сказанного следует, что необходимо строго распределить время компьютерных занятий и следить за их содержанием. Несомненно, утомление во многом зависит не только от продолжительности, но и от характера компьютерных занятий. Как это ни покажется на первый взгляд странным, но наиболее утомительны для детей компьютерные игры, рассчитанные главным образом на быстроту реакции. Это, как правило, аркадные или военизированные остросюжетные кнопочные игры, получившие название «стрелялки», «догонялки», «убивалки», «бродилки». Советуем позаботиться о действительно полезном и развивающем содержании компьютерных занятий и контролировать то, чем занимается ребёнок за экраном монитора.

Установлено, что для детей 5—6 лет безопасная непрерывная продолжительность занятия за экраном компьютера составляет 10—15 минут. Функциональные возможности детей в этом возрасте ещё очень малы, и длительное заворожённое сидение за компьютером может стать
причиной нарушений костно-мышечной системы и зрения. В течение всего дошкольного возраста развитие органа зрения продолжается, устойчивость его к внешним воздействиям недостаточна, поэтому большие зрительные нагрузки и неблагоприятные условия для зрительной работы могут привести к развитию дефектов зрения у вашего малыша.

Очень важна правильная организация рабочего места для ребёнка. Компьютер лучше разместить так, чтобы свет на экран падал слева. Несмотря на то что экран светится, занятия должны проходить не в тёмной, а в хорошо освещённой комнате. Предпочтительно, чтобы естественный свет падал сбоку, преимущественно слева.

Главное — исключение прямого солнечного света, что способствует более равномерному освещению помещения. Это позволяет решить проблему засветки и бликования экрана дисплея. Необходимо позаботиться о том, чтобы изображение на экране было чётким, контрастным, не имело бликов и отражений рядом стоящих предметов, а «картинка», которую рассматривает ребёнок, не содержала излишне мелких деталей.
Расстояние от глаз ребёнка до экрана компьютера должно быть не менее 50 см. За компьютером может заниматься только один ребёнок, так как для сидящего сбоку условия рассматривания изображения на экране резко ухудшаются. Стол и стул (обязательно со спинкой) должны соответствовать росту ребёнка. Убедиться в этом можно следующим образом: ноги и спина (а ещё лучше — и предплечья) имеют опору, а линия взора приходится примерно на центр экрана или немного выше. Не следует сутулиться, сидеть на краешке стула, положив ногу на ногу, скрещивать ступни ног. Поза работающего за компьютером отличается следующим: корпус выпрямлен, сохранены естественные изгибы позвоночника и угол наклона таза. Голова наклонена слегка вперёд. Уровень глаз на 15—20 см выше центра экрана. Хотим предупредить, что ноутбук для занятий дошкольников непригоден. Монитор в нём сопряжён с клавиатурой, и это не позволяет ребёнку выдерживать необходимую зрительную дистанцию, о которой говорилось выше.

Обучая детей азам компьютерной грамоты, необходимо им объяснить и правила безопасного общения с компьютером. Задача и воспитателей, и родителей — не только обучить, но и воспитать полезную привычку чередовать работу за компьютером с выполнением несложных упражнений, направленных на снятие утомления, профилактику близорукости.

Ребенок за компьютером. Что должны делать родители, чтобы ребенок хорошо владел современными гаджетами, но не был зависим от них.

Нужно знать правильные ответы на вопросы: Что? Где? Когда? Сколько?

Если будите знать ответы, значит, сформируете у ребенка культуру обращения с компьютером.

Первое: «Что»

Решите для себя: ЧТО должен ваш ребенок делать с помощью компьютера?

Вы же думаете, что должен кушать ребенок, не разрешаете ему тянуть в рот всякую гадость. Так почему вы не должны продумать, что у вашего ребенка в компьютере? Продумайте и его компьютерное «меню». Какие «компьютерные продукты» можно «употреблять» чаще, какие реже, а какие должны быть под запретом.

Полезное

  1. Познавательные и добрые мультфильмы
  2. Логические игры («Собери сокровища», «Тэтрис» и др.)
  3. Учебные программы («Баба яга учится считать», «Уроки мудрой совы», «Учимся читать с Незнайкой»)
  4. Раскраски, игры для моделирования («Собери и раскрась замок», «Наряди новогоднюю ёлку»)
  5. Игры-путешествия для расширения кругозора («Открываем страны», «Занимательная география для детей», «Космос», «Океан» и др.)
  6. Полезные материалы («Как сделать открытку своими руками», «Как собрать кораблик», «Как слепить пуделя» и т.п.)

Пусть компьютер больше знакомит детей с реальным миром, чем с вымышленными мирами!

Сомнительное

– Игры-бродилки, сказочные стратегии – интересно, но затягивает.

– Игры-стрелялки с монстрами («Зомби») – детей притягивает не познавательный интерес, а страх. Он будоражит, но не развивает.

Второе: «Где»

Этот вопрос нужно задать и по поводу организации пространства, и по поводу гаджетов: «Где» заниматься ребенку компьютерными играми и программами»?

Где должны быть закачаны все детские мультики и программы?

Допустимо ли играть с маминого телефона? С папиного компьютера? Или у ребенка должен быть свой гаджет для этого? Компьютер вещь персональная. И лучше, чтобы все детские игры и мультики были закачаны только в один гаджет, к примеру, в планшет, которым и будет пользовать дошкольник. Это формирует чувство порядка и ответственности.

Где можно проводить время со своим компьютером, планшетом или телефоном?

Спросите у себя, допустимо ли играть:

  • в туалете,
  • в машине по дороге в детский садик и обратно,
  • в кровати перед сном, или, когда только проснулся,
  • за обеденным столом,
  • на диване перед телевизором?

Лучше всего, чтобы гаджет не переносился постоянно по дому, а было выделено одно, хорошо освещенное место в детской комнате, например.

Плюс допустимо брать его с собой только в дальние поездки, чтобы было чем заняться в долгой дороге.

Третье: «Когда»

Ребенок в процессе своего небольшого опыта, уже знает, что есть время для приёма пищи, сна, игр, прогулок. Пусть он усвоит, что для занятий и игр с компьютером тоже должно быть только определенное время.

Задайте себе вопрос «КОГДА» ребенку лучше посвящать свое время гаджету:

  • Каждый вечер, после ужина до самого сна (не слишком ли много?)
  • Только по субботам и воскресениям (Не однообразно ли будут проходить выходные? Ведь порой, приходя в понедельник в детский сад, дети сообщают, что вчера целый день играли в компьютер).
  • За час до ужина, пока маме нужно приготовить еду и накрыть на стол
  • Через день или через два дня.

Здесь нет однозначно верного ответа. Главное, чтобы ребенку был понятен этот четкий график.

Если решите в компьютерных играх для детей практиковать режим «через день», или «по выходным», можно даже отметить такие дни в настенном календаре и показывать ребенку, когда он наступит.

Четвертое: «Сколько»

Педиатры рекомендуют:

Продолжительность разовой работы ребенка на компьютере не должна превышать
10 минут для детей 5 лет,

15 минут – для детей 6 лет.

Однако большинство игр рассчитаны на больший период времени: 20-30 минут, а то и больше.

Перерывы для соблюдения норм часто неэффективны. Ребенок не хочет отвлекаться на перерыв от начатой игры. Со стороны родителей начинаются уговоры, угрозы выключить компьютер, со стороны ребенка – упрямство, капризы, а то и истерики.

Как показывает наблюдения, лучше «достаточно, но редко», т.е. позволить ребенку посидеть 20-30 минут, но при этом заниматься не каждый день.

Как вытянуть ребенка из-за компьютера, когда время закончилось.

Возьмите за правило ставить таймер. Ребенок, слыша сигнал, – поймет, что время закончилось. Дайте ему возможность завершить начатое действие (сохранить игру, к примеру), но все это время не выключайте таймер. Когда выключится игра, тогда выключится и таймер. Не поддавайтесь на уговоры «Поставь еще время», лучше пообещайте, что в праздничный день, на таймере будет выставлено не 20, а 30 минут к примеру.

Вам самим бывает сложно оторваться от компьютера? Ставьте таймер и для себя, чтобы ребенок видел – правила для всех едины, привилегий ни у кого нет!

Подводя итоги, хочу напомнить вам, уважаемые родители, что естественная среда развития ребёнка – это игра. Малыша не нужно учить или заставлять играть. Он играет спонтанно, с удовольствием, не жалея времени и не преследуя определённых целей. Поэтому имеет большое значение разнообразие детских игр, в том числе и компьютерных, в которых ребёнок мог бы выдумывать всё новые повороты сюжета и принимать на себя разные роли. Развивая воображение ребёнка, важно помнить, что материалом для его фантазий служит вся окружающая жизнь, и чем больше в его мире разнообразия, тем больше простора для его развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Ребенок и компьютер"

В нынешнее время дети способны с завидной легкостью овладеть навыками работы с различными электронными компьютерными новинками. Но для нас самое главное, чтобы дети не попали в зависимость от «компьют...

Родительское собрание "Ребенок и компьютер"

В нынешнее время дети способны с завидной легкостью овладеть навыками работы с различными электронными компьютерными новинками. Но для нас самое главное, чтобы дети не попали в зависимость от «компьют...

Родительское собрание "Ребенок и компьютер"

В нынешнее время дети способны с завидной легкостью овладеть навыками работы с различными электронными компьютерными новинками. Но для нас самое главное, чтобы дети не попали в зависимость от «компьют...

ребенок и компьютер

советы родителям на тему: ребенок и компьютер...

Ребенок и компьютер

Отличительной чертой времени,в котором мы живем,является стремительное проникновение инфармационных технлогий во все сферы жизни.Но главное,что бы наши дети не попали в зависимость от "компьютерного д...

РЕБЕНОК У КОМПЬЮТЕРА. КАК ПРАВИЛЬНО ОБЩАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ

Многих современных родителей занимает во­прос: как регламентировать общение ребенка с до­машним компьютером?...