Семинар. Арт-терапия как средство сохранения психологического здоровья детей
материал

Юсупова Лариса Викторовна

Семинар-практикум  «Арт-терапия как средство сохранения  психологического здоровья детей»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

«Арт-терапия как средство сохранения

 психологического здоровья детей»

Педагог-психолог: Юсупова Лариса Викторовна

МАДОУ № 75

Дата: 20.01.2022 г.

Арт  терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества.

Арт-терапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологами, психотерапевтами и даже педагогами. Так как, существует и педагогическое направление арт-терапии  задачи, которой развитие, коррекция, воспитание и социализация.

Цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

Игротерапия - это игры на знакомство; игры на общение; игры с предметами; игры по сказке; игры с песком и водой; игры с конструктором;

Изотерапия - это рисование пальчиками; рисование ладошками; печать поролоном; восковые мелки; акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; рисование песком; монотипия;

Сказкотерапия - это инсценированние сказок; чтения или обсуждения самой сказки; знакомство с образными выражениями; подведение к умению выразительно интонировать реплики героев; передавать ритмизацией движения героев сказок; угадывать по выразительному исполнению эмоциональные ситуации;

Песочная терапия - это конструирование из песка; рисование песком и на песке; экспериментирование; оставление узоров на песке; создание картин на песке и “песочного мира; создание песочных композиций.

Музыкотерапия-  одно из направлений арт-терапии. Прослушивание классической музыки при депрессии, при невротической тревоге, при агрессии снимает негативные эмоции.

Танцевально-двигательная  терапия -  направление психотерапии, в котором танец и движение используются как процесс, который способствует снижению эмоционального  и физического напряжения у человека.

Цветотерапия – это немедикаментозный метод лечения, основанный на том, что каждая из биологически активных зон организма реагирует на один из цветов: воздействие цветом происходит на орган зрения, а через него и через зрительный анализатор - на нервную систему.

Арт-терапия в детском саду - это путь к психологическому здоровью ребенка. Разнообразные занятия искусством способствуют развитию творческих способностей ребенка. В процессе детского творчества, раскрывается внутренний мир ребенка.

Используя арт-терапию в работе с детьми, можно  достичь следующих целей: формирование высокого жизненного тонуса и гармоничных отношений с окружающим миром, развития взаимопонимания между детьми, а также между ребенком и взрослыми. Мы учим ребенка самовыражению, умению управлять своими чувствами, переживаниями, эмоциями.

В конечном итоге использование метода арт-терапии способствует развитию мышления, логики, воображения, памяти, внимания, речи, мелкой моторики, творческих способностей, навыков успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми , а также  отличному самочувствию ребенка.

Соприкасаясь с искусством в разных его проявлениях, ребенок избавляется от психических напряжений, стрессов, общение с прекрасным дает ему возможность успокоиться, научиться быть сосредоточенным, внимательным и жить в гармонии с самим собой, следовательно, намного легче и безболезненнее адаптироваться к новым условиям детского сада процессе адаптации.

В профилактической и коррекционной работе со старшими дошкольниками изотерапия позволяет получить следующие позитивные результаты:

способствует преодолению коммуникативных барьеров; создает благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции;

 оказывает влияние на осознание детьми своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний;

 содействует  повышению уверенности в себе.

1.  Техника рисования на влажных салфетках

 Цель: работа с напряжением, страхом, тревогой.

Инструментарий: гуашь, вода, кисточки, влажные салфетки, на столах клеенка.

Возраст применения: с 4-х лет. Ограничения: в этой технике сложно работать гиперактивным  детям; не стоит ее применять с большой группой.

Инструкция: 1. Подумайте о какой-то своей тревоге или страхе.

2. Возьмите влажную салфетку, положите перед собой. Нарисуйте свой страх или тревогу. Если в процессе рисования вы понимаете, что получается не то, что хотелось, вы берете новую салфетку.

3. Когда вы почувствуете, что вы закончили и этого достаточно, встаньте и походите, глядя на свой рисунок или просто держа его в руке. Отслеживайте свои чувства и ощущения в теле. Когда вы почувствуете, что этого достаточно, когда почувствуете, что готовы освободиться от своего страха, выбросьте салфетку в мусорный пакет (обязательно мусорный – чтобы была четкая ассоциация с мусорным, а не простым пакетом).

4. А теперь нарисуйте новый рисунок на чистой влажной салфетке «Ваши ощущения сейчас». Почувствуйте, что вам комфортно. Если вам что-то не нравится, возьмите новую салфетку и нарисуйте заново.

5. Расскажите о своем процессе работы: чувства и ощущения во время рисования, во время хождения с салфеткой; ощущения и выводы от конечного рисунка и результата работы.

С детьми мы не устраиваем подробного анализа. Просто просим рассказать про рисунки, как ему было в разных процессах. Ребенок рисует до удовлетворяющего его эмоционального состояния. Уточняем: «Тебе нравится рисунок?», «Достаточно?»

2.  Арт-терапевтическая  медитативная техника «Мой синий цвет»

С чем чаще всего ассоциируется синий цвет? Скорее всего, это вода.
Образ воды рождает разные ассоциации: это и расслабление, отдых, и глубина, неизвестное.

И эта техника также поднимает что-то глубокое, внутреннее внутри человека. Работая с красками, человек погружается в медитативное состояние, т.к. нет задачи нарисовать что-то конкретное. И это с одной стороны дает расслабление, с другой стороны (и как следствие) отпускание каких-то подсознательных процессов.

Техника эффективна в состоянии эмоционального возбуждения, смятения, тревоги. Можно использовать со взрослыми  и  с детьми.

Цель: работа с напряжением, тревогой.

Возраст применения: с 4-х лет.

Инструменты: краска (акварель или гуашь), карандаши или пастель, лист А4. Можно включить фоновую спокойную музыку.

Инструкция:

1. Сейчас ты будешь искать свой синий цвет. Можно смешать оттенки синего цвета, можно добавить другие цвета.

2. Вопросы после рисования:

  • Как рисовалось?
  • Что чувствуете сейчас?
  • Какие ощущения в теле были во время рисования и сейчас?

3. Придумай свою аффирмацию на синий цвет.

(Например «Мне хорошо и спокойно», «Я чувствую свежесть и легкость» — каждый сам придумает свою фразу, отталкиваясь от своих чувств).

3. Арт-упражнение для групповой работы с детьми «Нарисуй или сделай животное»

Цель: работа с напряжением, тревогой.

Возраст применения: с 4-х лет.

Инструменты для работы: Карандаши, листы бумаги, нитки, клей, ножницы

Задание:

1. Нарисуй силуэт животного или человечка.

2. Придумай сказку об этом герое — в какой стране он живет, чем питается, во сколько просыпается и во сколько ложится? Любит твой герой солнышко или дождик? Чем увлекается, о чем волнуется и про что беспокоится? Кто его друзья, а кого стоит опасаться? Вопросы могут быть самые разнообразные и подбираются с учетом задач тренинга.

3. Силуэт животного или человечка можно разрисовать, а можно покрыть клеем и посыпать порезанными нитями. В процессе работы дети соприкасаются с теплым, нежным, иногда колючим материалом. Сенсорное восприятие позволяет успокоиться, сосредоточиться, погрузиться в работу и уменьшить тревожность.

4. Когда работы готовы, попросите ребят вслух рассказать истории получившихся персонажей. Вы увидите, как изменится динамика группы и как процесс увлечет ребят. Это даст им возможность поговорить о своих героях, познакомить их и даже подружить. 

4. Упражнение  «Дерево  достоинств»

Работа с  пластилином. Пластилин  дает чувство безопасности, чувство расслабления, дает метафору «Я всё могу слепить» - «Если я это слеплю, значит это будет в моей жизни».

 Подходит для группового и индивидуального формата.

Цель: дать ресурс каждому ребенку; повышение самооценки.

Инструментарий: пластилин, карандаши, ручки, мелки, лист А4.

Инструкция: 1. «Нарисуй дерево,  желательно на весь лист бумаги».

 2. «Теперь возьми пластилин и повесь на свое дерево свои достоинства. Что в тебе есть хорошее?»
Ребенок обязательно должен проговаривать вслух свое достоинства, как бы предъявлять его миру.

3. Затем предлагаем всем отметить достоинства сначала одного участника, затем другого, и так всех. «Скажи что-нибудь хорошее о (имя участника) и размести это качество на его дереве». Каждый может забрать свой рисунок домой.
Интересно, что если у ребенка ресурса достаточно, то он может забыть, потерять рисунок, а если у него мало ресурса, то он обязательно возьмет его домой.

5. Техника  «Работаем с агрессией, тревогой, страхом».
Цель: снизить уровень агрессии, снять мышечное напряжение, вернуть
ребенку ощущение контроля над эмоциями.
Возраст: от 4 лет.
Материалы: Дощечка для пластилина,  влажные салфетки, пластилин.
Инструкция:
1. Попросите ребенка подумать о той ситуации, человеке которая
вызывает максимальное чувство гнева, агрессии с его стороны.
2. Попросите ребенка отметить, в каких частях частях тела он
максимально ощущает свой гнев. Обсудите это с ребенком.
3. Когда ребенок будет рассказывать о своих ощущениях, спросите
его: Какой твой гнев, если бы он был предметом? На что похож твой гнев?
Можешь ли ты слепить свой гнев из пластилина?

Вопросы:
1. Что ты слепил?
2. Что ты чувствовал когда лепил?
3. Может твой гнев говорить?
4. Что бы он тебе сказал?
5. Что бы ты хотел сделать с гневом?

Трансформация: Предложить ребенку сделать что-то с арт-объектом,
можно предложить скатать его в шарик или разорвать на кусочки, сделать
блин и постучать по нему, подавить, комкать.
Важно проговорить о том что гнев- это естественная эмоция, реакция на
определенную ситуацию, просто таким способом ребенок учится безопасно
для себя и окружения выражать свой гнев, справляться с ним, освобождаться
от него.

Вопросы:
Как ты чувствуешь себя теперь?

                             

                      6. Упражнения  для песочной терапии

                                           «Здравствуй, песок!» 

Цель: снижение психофизического напряжения.

Возраст: от 4 лет.
Материалы: песочница, песок

 Алгоритм выполнения:

Педагог просит  по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка. Ребенок:

• дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;

• легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу;

• дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной;

• перетирает песок между пальцами, ладонями.

В последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку: «С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка — ...»

Старшие дети описывают и сравнивают свои ощущения: «тепло — холодно», «приятно — неприятно», «колючее, шершавое» и т.д.

Упражнение «Песочный дождик» 

Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.

Возраст: от 4 лет.
Материалы: песочница, песок 

Песочная фея. В моей стране может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит. 

Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.

Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.

Упражнение «Необыкновенные следы»

Цель: развитие воображения, снижение тревожности.

Возраст: от 4 лет.
Материалы: песочница, песок 

«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).

Игра-упражнение «Секретные задания кротов» 

Цель: снижение тревожности, расслабление, развитие тактильной  чувствительности.

Возраст: от 4 лет.
Материалы: песочница, песок, кисточки или перышки.

Предварительно необходимо познакомить ребенка с животными, обитающими под землей.

Взрослый погружает одну руку в песок, шевелит ею под песком (обращает внимание ребенка на изменения поверхности песка), а затем осторожно раскапывает каждый палец. Затем то же самое проделывает ребенок. После этого они раскапывают руки друг друга (можно дуть на песок, использовать перышко, палочки, кисточки). Вариант: все действия осуществлять с закрытыми глазами — искать в песке пальцы друг друга, пожимать их (кроты здороваются ласково или с силой пожимают друг другу лапки).

7. Упражнение «Рисование под музыку»

Цель: Снятие эмоционального напряжения.

Материал: Краски акварельные или гуашевые, широкие кисти, бумага, музыка  Вивальди «Времена года».

Проведение: Рисование под музыку Вивальди «Времена года» большими мазками.

  1. Лето – красные мазки (ягоды)
  1. Осень – желтые и оранжевые (листья)
  1. Зима – голубые (снег)
  1. Весна – зеленые (листья)

8. «Новогодняя ёлочка». Арт-терапевтическое упражнение. 

Цели:

- обозначить свои большие и маленькие цели;

- визуализировать свои эмоции и чувства, которыми вы хотите наполнить себя и свою жизнь;

- подвести итоги прошлого года или любого жизненного периода, отметить свои заслуги и достижения.

Проводится со взрослыми (педагоги, родители)

Материалы:

Карандаши, фломастеры, краски (лучше всего), кисточки, бумага (желательно не меньше размера А3).

Алгоритм проведения:

Инструкция.

1. Возьмите бумагу и то, чем вы будете рисовать свою елочку. Представьте, что елочка – это ваша жизнь в следующий год. Нарисуйте ее так, как хочется.

Рассмотрите свою елочку: какая она – высокая, низкая, пушистая или не очень, много веточек или только контур елочки? Какой ствол – мощный или тонкий? Какое основание – растет из земли, или в чем-то стоит? Как можно описать ваши ожидания на предстоящий год, глядя на вашу елочку?

Если вы рисовали елочку красками, дождитесь, пока она высохнет.

2. Теперь нарисуйте свою главную цель на следующий год – украшение верхушки (это может быть и звезда, и конус, и что-то необычное).

3. Теперь нарисуйте другие большие значимые цели – украсьте елочку крупными игрушками.

4. Теперь можете нарисовать гирлянды-бусы проговаривая свои желания и небольшие цели, которые вам так же хотелось бы воплотить в этом году.

5. Посмотрите на вашу елочку. Какая она красивая, яркая, необычная.

Это ваш будущий год. Что вы можете сказать про ваш год сейчас? Про ваши цели? Достигаемы ли они? Желаемы ли они? Какие препятствия? Какие ресурсы?

6. Полюбуйтесь на свою елочку, наполнитесь этой атмосферой праздника, чуда, детской радости и уверенности в своих силах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Арт-терапия как средство сохранения психологического здоровья детей»

Цель арт-терапии состоит в гармонизации развитие личности через развитие способности самовыражения и самопознания....

Семинар практикум для педагогов "Арт-терапия как средство сохранения психологического здоровья детей"

Цель: познакомить педагогов с опытом работы по проведению и организации занятий с элементами арт терапии...

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ, КАК СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В качестве приоритетных направлений сопровождения детей с ОВЗ, в системе психологического сопровождения, можно назвать работу с детьми в рамках метода песочной терапии, как средства сохранения психоло...

Семинар – практикум для педагогов « Арт – терапия как средство сохранения психологического здоровья детей».

Семинар – практикум « Арт – терапия как средство сохранения психологического здоровья детей».Цель: познакомить педагогов  детского сада с различными видами арт-терапии, ис...

Семинар – практикум: «Арт терапия как средство сохранения психологического здоровья детей»

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов через педагогическое общение с демонстрацией применения арт – терапевтических технологий.Огромное количество информации ребенок получает зр...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ: «Арт-терапия как средство сохранения психологического здоровья детей»

Цель: познакомить педагогов с опытом работы по проведению и организации занятий с элементами арт-терапии.Задачи:1. Научить педагогов способствовать самопознанию ребенка, осознанию своих характерных ос...