Рабочая программа «Подготовка руки к письму» для детей 5-6 лет
рабочая программа (старшая группа)

Чичерова Ольга Геннадьевна

Материал предназначен для воспитателей ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа  

«Подготовка руки к письму»

для детей 5-6 лет

Пояснительная записка

Актуальность:

Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного влияния.

Вопрос подготовки дошкольников к владению письмом является частью проблемы подготовки к обучению в школе, которая с каждым годом, в свете изменения содержания школьных программ, становятся все актуальнее. Родителей и педагогов волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.

Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности со владением навыков письма Многие дети боятся ручки, неправильно ее держат, не могут ориентироваться в тетради, при рисовании ,закрашивании активно поворачивают лист бумаги в разные стороны, изображают слишком маленькие предметы на листе.

Подготовка к письму является одним из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучения. Это связано с психо - физиологическими особенностями 5-6 летнего ребенка, с одной стороны, и с самим процессом письма с другой стороны. Сам процесс письма является чрезвычайно сложным, требующим развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Задачи: Помочь детям старшего дошкольного возраста подготовить руку к письму и сформировать определенные графические навыки для овладения базовыми навыками каллиграфии в школе.

Развить зрительно-моторную координацию, мышление, внимание, память, речь, слуховое восприятие.

Формировать терпение, усердие, усидчивость, желание учиться в школе.

Особенности программы:

Программа разработана с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста и направлена именно на подготовку руки к письму, а не обучению ему. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических правил письма; графические навыки.

Учитывается ведущая игровая деятельность дошкольников. Все задания, упражнения представлены в виде игр. Это позволяет в доступной детям форме выстроить процесс обучения, поддержать их интерес к занятиям и легче освоить сложные умения и навыки.

Поэтапное освоение разнородных графических движений правильно сформирует графические навыки, разовьет зрительно-моторные координации, и в дальнейшем послужит хорошей основой для овладения базовыми навыками каллиграфии в школе.

Выполнение разнообразных пальчиковых игр, графических заданий и тренингов способствует не только совершенствованию тонко координированных движений пальцев и кистей рук, их произвольности, но и развитию речи.

Возраст обучающихся детей – 5-6 лет.

Особенности детей данной возрастной группы

  • Функциональное несовершенство руки ребенка. Не закончено окостенение запястья и фаланг пальцев, слабо развиты мелкие мышцы руки, координация движений пальцев. Наблюдается не полная амплитуда движений и быстрая утомляемость.
  • Несформированность навыка работы с пишущим предметом, когда маленький ребенок свое внимание сосредотачивает не на правильном захвате орудия труда (карандаша, кисточки, ручки и др.) а на точке соприкосновения пишущего предмета и бумаги, что затрудняет свободное движение пишущей руки.
  • Неправильная поза при рисовании и письме – это приводит к быстрому утомлению мышц шеи и спины, увеличивает нагрузку на зрительный анализатор.
  • Низкая способность к произвольной регуляции движений, несовершенство зрительно-моторной координации, чем объясняется недостаточная точность и быстрота движений, трудность завершения их по сигналу.

Сроки реализации программы: долговременные

Форма и режим организации образовательного процесса:

Режим занятий: 1 занятие в неделю по 25 минут.

Форма занятий:  вся группа

Методы и средства:

Беседа, объяснение, показ, отгадывание загадок.

Пальчиковая гимнастика, самомассаж ладоней и пальцев руки, подвижные игры, пальчиковые игры с предметами, графические упражнения.

 

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:

К концу года предполагается развитие и совершенствование у детей:

-мелкой моторики рук (гимнастическое развитие, зрительно-моторные координации: развитие техники рисунка, овладение штриховкой);

-крупных движений и умения владеть своим телом;

«-пространственных и временных представлений (ориентация на листе, в пространстве – на примере собственного тела, ориентация во времени);

-активной речи, словарного запаса;

-мышления, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия;

-навыков учебной деятельности (умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога, действовать по образцу и правилу).

Работа детей оценивается в течение всего периода обучение. Оценивая их, педагог учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка. Основным показателем полученных результатов является сумма необходимых знаний, умений и навыков, которым ребенок должен овладеть за определенное время. Критериями оценки могут быть игры в процессе занятий, позволяющие детям самим оценивать собственные достижения, а также тестовые задания в начале и конце учебного года, определяющие уровень их развития.

Средства для реализации программы: доска, мебель, соответствующие росту детей, альбом с нелинованной бумагой, ручка, простые карандаши, цветные карандаши, ножницы, цветная бумага, игровые пособия (фасоль, горох, камешки, счетные палочки, резиновые мечи, клубочки ниток, прищепки, тонкие шнурки, губка), раздаточные листы, тетрадь в клетку, тетрадь в узкую линейку.

Программное содержание осваивается детьми особенно продуктивно, если поддерживается связь, понимание и оказание помощи со стороны родителей.

Работа с родителями:

  1. Беседы, консультации об особенностях психо - физиологическом развитии детей 5-6 лет, об особенностях и своеобразии детского мышления.
  2. Выполнение небольших домашних заданий родителями с детьми.
  3. Разучивание пальчиковой гимнастики.

Перспективное планирование

 «Подготовка руки к письму»  для детей 5-6 лет

Сентябрь

Тема, цели

Количество часов

Используемый материал

1

Знакомимся с правилами при письме (Здравствуй карандаш)

Познакомить детей с правильным хватом карандаша пальцами рук, правильная посадка, положение листа. Развивать внимание, слуховое восприятие, двигательную активность гибкость пальцев, кистей рук, умение понимать словесные установки.

25мин.

Карандаши неотточенные с гранями, карандаш отточенный, цветные карандаши, демонстрационный материал, тетрадь в крупную клетку, набор ручек (красная, синяя, зеленая)

2

Правила при письме. Ориентировка на листе бумаги

(Здравствуй карандаш)

25 мин

Карандаши неотточенные с гранями, карандаш отточенный, цветные карандаши, демонстрационный материал, тетрадь в клетку, набор ручек

3

Рисуем вертикальные линии.

(Веселый дождик)

Формировать пространственную ориентацию на листе бумаги, умение правильно держать карандаш, проводить вертикальные линии сверху вниз, не отрывая карандаш от листа бумаги.

25 мин

Цветные карандаши, простой

карандаш, камешки, тетрадь в клетку

4

Регулируем нажим на карандаш.

(Дождик тише, дождик громче.)

Продолжать учить правильно держать карандаш, придавать телу правильное положение, формировать пространственную ориентацию на листке бумаги (справа, слева, в центре, вверху, внизу) Учить проводить линии сверху вниз регулируя нажим на карандаш (Ручку)

25 мин

Цветные карандаши, простой

карандаш, счетные палочки,

тетрадь в крупную клетку

Октябрь

Тема, цели

Количество часов

Используемый материал

1

Вырезаем  ножницами.

(Аппликации Дом для трех поросят)

Развивать у детей мелкую моторику рук, умение пользоваться ножницами, резать строго по линии, умение ориентироваться на листе бумаги

25 мин.

Цветная бумага, клей, ножницы, демонстрационный лист, раздаточный лист №3

2

Рисуем вертикальные линии.

(Строим забор)

Учить детей «строить» забор из палочек слева направо, беря по одной палочке правой рукой, выкладывать их на полоску на расстоянии друг от

друга, рисовать забор также слева направо, проводя вертикально линии сверху вниз, от верхней полоски к низшей, не заходя за них

25

мин.

Карандаши неотточенные по 2 на каждого ребенка, фасоль по 10 штук, тарелочки по 3 штуки, счетные палочки, цветные

карандаши, тетрадь в клетку, ручки

3

Регулируем нажим на карандаш

(Разукрашиваем забор)

Учить проводить вертикальные линии сверху вниз, меняя нажим на карандаш (слабо, сильнее, сильно), рисовать в ограниченном пространстве. Развивать моторные движения и действия

правой и левой руки.

25 мин.

Простые неотточенные

карандаши, цветные карандаши,

счетные палочки, тетрадь в клетку, ручки

4

Раскрашиваем рисунок

(Цыплята гуляют на лужайке)

Учить рисовать линии (травку) сверху вниз слева на право в ограниченном пространстве, раскрашивать в пределах контура рисунка. Следить за позой ребенка, положением бумаги

и карандаша.

25

мин.

Карандаши неотточенные по 2 на

каждого ребенка, фасоль по 10

штук, тарелочки по 3 штуки,

счетные палочки, цветные

карандаши, тетрадь в клетку, ручки

Ноябрь

Тема, цели

Кол-во часов

Используемый материал

1

Горизонтальные линии

(Учимся рисовать дорожку)

Учить детей понимать словесные установки педагога, выполнять движение по показу, рисовать прямые горизонтальные линии по середине, слева на право не отрывая карандаш от бумаги. Продолжать развивать согласованное действие обеих рук.

25

мин.

Игровое пособие с лентой, карандаши, демонстрационный и тетрадь в клетку, ручки

2

Горизонтальные линии

(Дорожки для автомобилей)

Продолжать учить проводить горизонтальные линии слева на право, не отрывая карандаш от бумаги, формировать умение пространственной ориентации, развивать мелкую моторику руки.

25

мин.

Игровое пособие  с лентой, карандаши, демонстрационный и раздаточный, тетрадь в клетку, ручки

3

Пунктирные линии

(Чудесный платочек)

Познакомить с пунктирной линией, учить правильно ее рисовать. Продолжать формировать умение правильно держать карандаш. Следить за позой ребенка, положением бумаги на столе.

25

 мин.

Прищепки по 1 шт. на каждого ребенка, карандаши, тетрадь , ручки

4

Пунктирные линии

(Украсим платочек)

Продолжать формировать умение правильно рисовать пунктирную линию, используя ее для украшения платочка, регулировать нажим на карандаш (слабо, сильнее, сильно), развивать моторные умения и гибкость рук.

25

мин.

Прищепки по 2 шт. на каждого ребенка, карандаши, тетрадь, ручки

декабрь

Тема и цели

Количество часов

Используемый материал

1

Вертикальные, горизонтальные, наклонные линии ( Расчески для куклы)

Развивать зрительно-моторную координацию, чувство пространства, умение соблюдать на листе бумаги направление линий (вертикальные, горизонтальные, наклонные) рисуя по образцу

25

мин.

Карандаши не отточенные по 2 штуки на каждого ребенка, счетные палочки, цветные карандаши, тетрадь, ручки

2

Штриховка горизонтальными линиями

    (Учимся штриховать)

Познакомить детей с правилами штриховки: проводить линии только в заданном направление, не выходя за контуры фигуры (квадрата, прямоугольника). Соблюдать параллельность линий. Продолжать активизировать моторику рук при помощи пальчиковой гимнастики

25

мин.

Мячи резиновые маленькие по 2 на каждого ребенка, карандаши, тетради, ручки

3

Штриховка вертикальными линиями

(Учимся штриховать)

Учить детей рисовать вертикальные штрихи, увеличивая и уменьшая высоту линии, постепенно заштриховывая треугольник. Продолжать развивать мышцы пальцев и кистей рук

25 мин.

Карандаши неотточенные по 2
на каждого ребенка, фасоль
по 10 штук, тарелочки по 3
штуки, счетные палочки,
цветные карандаши, тетради, ручки

4

Штриховка наклонными линиями

(Учимся штриховать)

Учить рисовать наклонные линии, постепенно заштриховывая ими геометрическую фигуру. Развивать зрительно-моторную координацию, умение соблюдать направление линии.

25 мин.

Мячи резиновые маленькие по 2 на каждого ребенка, карандаши, тетради, ручки

Январь

Тема, цели

Кол-во часов

Используемый материал

1

Рисование по точкам

(Учимся рисовать по точкам)

Учить детей обводить рисунок по точкам, не отрывая карандаш от бумаги, развивать пространственное видение, заштриховывать рисунок аккуратно в пределах контура рисунка.

25 мин.

Карандаши неотточенные по 2 на каждого ребёнка, фасоль, горох, тарелочки по 3 штуки, цветные карандаши, тетради, ручки

2

Волнистая линия

(Волны большие, волны маленькие)

Учить рисовать волнистую линию, слева на право.

Закрепить умение регулировать нажим на карандаш, продолжать формировать зрительно-моторную координацию.

25

мин.

Фасоль, мелкие камешки, тарелочки, тонкий шнурок, цветные карандаши, тетради, ручки

3

Волнистая линия

(Волны большие, волны маленькие)

Закрепить умение рисовать волнистые линии, закрашивать рисунок в пределах контура

25

мин.

Фасоль, мелкие камешки, тарелочки, тонкий шнурок, цветные карандаши, тетради, ручки

4

Вырезание ножницами

(Резные снежинки)

Формировать умение вырезать по заданным линиям, развивать зрительно-моторную • координацию, двигательную активность пальцев

25

мин.

Белый лист, ножницы, карандаш простой, счетные палочки, демонстрационный материал, тетради, ручки

Февраль

Тема, цели

Количество часов

Используемый материал

1

Линии в различных направлениях

(Елочка - зеленая иголочка)

Развивать воображение зрительно-моторную координацию, чувство пространства, умение

соблюдать направление линии.

25

мин.

Счетные палочки, цветные карандаши, демонстрационный и раздаточный листы №16

Цветная и белая бумага, ножницы, клей

2

Вырезание ножницами

(Волшебные ладошки (елка))

Учить детей вырезать по сложной линии контура собственной ладони. Развивать глазомер, двигательную активность пальцев рук.

25

 мин.

Плотная бумага (по размеру открытки), цветная бумага, краски, кисти, ножницы, клей

3

Рисование

(Ах, ты зимушка-зима)

Учить детей самостоятельно выбирать содержание рисунка, располагать предметы, передавать не сложный сюжет, аккуратно закрашивать, используя приемы штриховки сверху вниз, слева на право.

25

мин.

Карандаши, фломастеры, альбомный лист

4

Линии разных направлений

(Мороз рисует узоры на стекле)

Развивать воображение, зрительно-моторную координацию, чувство пространства, умение

соблюдать на листе бумаги направление линий.

25 мин.

Клубочки ниток 1 шт. на каждого, цветные карандаши, демонстрационный материал ,тетради, ручки

Март

Тема, цели

Количество часов

Используемый материал

1

Линии разных видов: горизонтальные, вертикальные, волнистые, пунктирные

(Украсим рукавички)

Закрепить умение проводить линии разных видов:

вертикальные, горизонтальные, волнистые,

пунктирные. Развивать зрительно-моторную

координацию

25

мин.

Лист фольги, 1 шт. на каждого, цветные карандаши, демонстрационный материал, тетради, ручки

2

Спираль

(Волшебный клубочек)

Учить «разматывать» и «сматывать» клубочки по точкам в направление стрелок, формировать

восприятия форм предмета, зрительно-двигательную координацию. Закрепить понятие правый, левый, верхний угол, нижний угол, верх, низ.

25

мин.

Клубочки ниток 1 шт. на каждого, цветные карандаши, демонстрационный материал, тетради, ручки

3

Спираль

(Волшебный клубочек)

Продолжать формировать умение самостоятельно

рисовать клубочки на свободном пространстве

листа.

25

 мин.

Клубочки ниток 1 шт. на каждого, цветные карандаши, тетради, ручки

4

Штриховка

(Заштрихуй рисунок)

Продолжать формировать умение штриховать
только в заданном направление, не выходить за
контуры фигуры, соблюдать параллельность линей,
не сближать штрихи.

25

мин.

Клубочки ниток 1 шт. на каждого, цветные карандаши, тетради, ручки

Апрель

Тема, цели

Кол-во часов

Используемый материал

1

Рисование полукругов

(Цветы на лугу)

Учить детей на листочках в клетку рисовать узор из полукругов по образцу, а затем его раскрашивать, не заходя за контур. Формировать умение анализировать  и воспроизводить образец.

25

 мин.

Горох, фасоль, листок в клетку,

цветные карандаши, тетради, ручки

2

Рисование круглой формы

(Угощение для друзей)

Учить рисовать предметы круглой формы, формировать умение различать форму, величину предмета

30 мин.

Мячи резиновые маленькие, на

каждого по 2 шт., цветные

карандаши, тетради, ручки

3

Рисование круглой формы

(Угощение на тарелочках)

Продолжать учить рисовать предметы круглой формы

(тарелочки). Самостоятельно дорисовывать «тарелочки» вокруг угощения

25

мин.

Фасоль, тарелочки, цветные

карандаши, тетради, ручки

4

Рисование круглой формы

(Рисуем веселого снеговика)

Закрепить умение рисовать предметы круглой формы,

продолжать формировать зрительно-моторную координацию, умение ориентироваться в пространстве

листа.

25

мин.

Горох, фасоль, цветные

карандаши, тетради. ручки

Май

Тема, цели

Кол-во часов

Используемый материал

1

Учимся писать цифры (цифра 1,2)

Учить писать цифру 1 и цифру 2. Согласовывать свои действия с инструкциями педагога, закрепить понятия пространственных ориентации: слева на право, сверху вниз, верхний левый угол.

25 мин.

Счетные палочки, тетрадь в клетку, простые карандаши, тетради, ручки

2

Учимся писать цифры

(Цифра 3 и 4)

Учить писать цифру 3 и 4. Согласовывать свои действия с инструкциями педагога, закрепить понятия пространственных ориентации: слева на право, сверху вниз, верхний левый угол. Развивать

слуховое восприятие, следить за правильным хватом карандаша.

25 мин.

Пластилин, тетрадь в клетку, простые карандаши, тетради, ручки

3

Учимся писать цифры

(Цифра 5 и 6)

Учить писать цифры 5 и 6. Согласовывать свои действия с инструкциями педагога, закрепить понятия пространственных ориентации: слева на право, сверху вниз, верхний левый угол. Развивать слуховое восприятие, следить за правильным хватом карандаша.

25 мин.

Горох, тетрадь в клетку, простые карандаши, демонстрационный материал, тетради, ручки

4

Учимся писать цифры

(Цифры 7 и 8)

Учить писать цифры 7 и 8. Согласовывать свои действия с инструкциями педагога, закрепить понятия пространственных ориентации: слева на право, сверху вниз, верхний левый угол. Развивать внимание, сосредоточенность, следить за правильным положением тела.

25 мин.

Счетные палочки, тетрадь в клетку, простые карандаши, демонстрационный материал, тетради, ручки

5

Учимся писать цифры

(Цифры 9 и 10)

Учить писать 9 и 10. Согласовывать свои действия с инструкциями педагога, закрепить понятия пространственных ориентации.. Развивать

внимание, сосредоточенность, следить за

правильным положением тела

25 мин.

Пластилин, тетрадь в клетку, простые карандаши, демонстрационный материал, тетради, ручки



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА КРУЖКА «ВЕСЁЛЫЕ ПАЛЬЧИКИ» (подготовка руки к письму для детей 6-7 лет) срок реализации 1 год

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению, поэтому в дошкольном возрасте необходимо создать условия для накопления ребёнком двигательного ...

Рабочая программа по подготовке руки к письму для детей старшего дошкольного возраста "Веселые прописи"

В рабочей программе представлен перспективный план занятийной деятельности с детьми 6-7 лет по подготовке руки к письму...

Дополнительная образовательная программа «ПОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ» .

Дополнительная образовательная программа     «ПОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ»...

ПРОГРАММА «Подготовка руки к письму и профилактика дисграфии»

Письмо – сложный процесс, который требует совместной работы мышц кисти, всей руки, координации движений всего тела. Не каждый взрослый умее...

Дополнительная общеразвивающая программа «Подготовка руки к письму»

Направленность: предшкольное развитиеВозраст обучающихся: 6 лет....

Программа кружка «Веселые пальчики» по подготовке руки к письму у детей старшего дошкольного возраста

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? В этом возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение к нему. Поэтому в старше...