ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСКУРСИЙ СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ В ЦЕЛЯХ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья (подготовительная группа)

Экскурсия – это организованный выход, маленькое путешествие, она обладает огромных воспитательным и образовательным эффектом, но в силу того, что требует дополнительных организационных усилий, она оказалась мало востребованной в нынешнем дошкольном образовании. Многие воспитатели считают ее слишком утомительным и рискованным занятием и предпочитают проводить учебно-воспитательные мероприятия, не выходя за пределы группы или детского сада. Однако, эффект от экскурсии не сравним с рядовым занятием. Экскурсия дает знания, положительные эмоции, социальные навыки, навыки коммуникации, формирует познавательный интерес и мотивацию к обучению, в связи с чем, она крайне полезна, особенно для старших дошкольников, которые уже достаточно взрослые и активные, чтобы познавать мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon virtualnye_ekskursii.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальные педагогические чтения руководящих и педагогических работников образовательных организаций МО г. Саяногорск «Практика современного образования: новые форматы для новых результатов»

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСКУРСИЙ СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ В ЦЕЛЯХ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Турусова Татьяна Владимировна

воспитатель МБДОУ д/с № 3 «Фонарик»

Щенникова Анна Леонидовна

воспитатель МБДОУ д/с № 3 «Фонарик»

Социализация – это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой. Сущность социализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, которому он принадлежит. Социализация личности происходит в ситуации, когда человек имеет дело с множеством обстоятельств, оказывающих на него влияние и требующих определенного поведения и определенной активности, которые можно условно назвать факторами социализации. Дошкольный период является важнейшим этапом социализации, у ребёнка закладываются основные функциональные качества, которые используются на протяжении всей жизни, он открыт социальным влияниям, так как активно и в короткие сроки меняется. Воспитание личности - всегда было сложной задачей. Перед педагогами, кроме традиционных вопросов - чему учить и как воспитывать ребенка в современных условиях, встает проблема: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества на данном этапе исторического развития. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию личностных качеств у подрастающего поколения. Одна из главных целей — способствовать успешной социализации ребенка. На сегодняшний день это одна из важнейших задач в педагогике.

 Семья является одним из главных инструментов решения этой задачи. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлись - и не обходятся – без семьи. В её позитивном развитии, сохранении заинтересовано общество, государство, в прочной, надёжной семье нуждается каждый человек. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. Поэтому, на помощь родителям приходят педагоги. Хотя воспитательные функции у родителей и ДОУ различны, но для всестороннего развития ребёнка требуется их взаимодействие. Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Для обеспечения полноценного развития ребенка важно установление партнёрских отношений между дошкольным образовательным учреждением и родителями. Социальное партнёрство – это один из способов социализации детей, способствующих безболезненному вводу наших воспитанников в общественную жизнь, «социум»

Чтобы позитивно влиять на желание той или иной семьи участвовать в работе группы, педагог должен хорошо знать всех родителей своей группы и учитывать индивидуальные особенности не только разных семей, но и членов каждой семьи. Расчёт на положительные качества родителей и их сильные стороны предопределяет успех в работе. По мере развития взаимоотношений крепнет доверие, и родители приобретают определенные полномочия, используя те возможности и средства, которые необходимы для воспитания ребёнка. Одной из основных задач детского сада является вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс с целью улучшения эмоционального самочувствия детей, обогащения воспитательного опыта родителей, повышение их педагогической компетентности. Взаимодействуя с родителями, можно добиться результатов воспитания и обучения детей, подготовки их к школе. Взаимодействие здесь рассматривается как социальное партнёрство, что подразумевает равное участие в воспитании ребёнка, как детского сада, так и семьи. Человеку нравится делать то, что ему интересно, в чем он заинтересован. Следовательно, родителей важно заинтересовать работой в детском саду, показать, что может детский сад сделать для их детей, объяснить необходимость тесного сотрудничества.

Основные принципы организации работы с семьей:

  1. Открытость детского сада для семьи (каждому родителю предоставляется возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребёнок);
  2. Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
  3. Отсутствие формализма в организации работы с семьёй;
  4. Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.

 Наиболее близкой к жизни и крайне эффективной формой организованного образовательно-воспитательного воздействия на детей является экскурсия, которая всегда приходится по душе детям любого возраста, с удовольствием воспринимается ими и поэтому хорошо запоминается.

Экскурсия – это организованный выход, маленькое путешествие, она обладает огромных воспитательным и образовательным эффектом, но в силу того, что требует дополнительных организационных усилий, она оказалась мало востребованной в нынешнем дошкольном образовании. Многие воспитатели считают ее слишком утомительным и рискованным занятием и предпочитают проводить учебно-воспитательные мероприятия, не выходя за пределы группы или детского сада. Однако, эффект от экскурсии не сравним с рядовым занятием. Экскурсия дает знания, положительные эмоции, социальные навыки, навыки коммуникации, формирует познавательный интерес и мотивацию к обучению, в связи с чем, она крайне полезна, особенно для старших дошкольников, которые уже достаточно взрослые и активные, чтобы познавать мир.

 Кирюханцев в структуре экскурсии выделяет три этапа:

 1) подготовка к экскурсии (проектирование содержания экскурсии, распределение ролей и обязанностей участников экскурсии, составление рассказа экскурсовода, подбор вопросов экскурсоводу и др.)

 2) непосредственно экскурсия (исполнение ролей экскурсоводов и экскурсантов)

 3) подведение итогов экскурсии (составление рассказа об экскурсии, подготовка фотоотчѐта, организация игровой выставки и др.)

В своей работе мы часто используем экскурсии при закреплении пройденного материала или при ознакомлении с новой темой. Родители с удовольствием принимают активное участие в наших мероприятиях, т.к. являются полноценными участниками. Совместно с родителями мы разрабатываем план экскурсии (цели, задачи, прокладываем маршрут). Во время экскурсии родители могут общаться не только со своим ребенком, но и с другими детьми и родителями. Из этого общения они подчерпывают что-то новое и полезное для развития и воспитания собственного ребенка.

Мы всей группой больше всего любим экскурсии в природу.  Там проводим квесты, спортивные игры и проходим полосу препятствий. Родители самостоятельно  подготавливают конкурсы и помогают обеспечивать безопасность детей. Прохождение квестов и решение общих задач сплотили нас в дружный коллектив.

С момента введения ограничений по массовым посещениям общественных мест, мы были вынуждены перейти на виртуальные экскурсии.

 Виртуальная экскурсия-это новый эффективный презентационный инструмент, с помощью которого возможна наглядная и увлекательная демонстрация любого реального места. Основными преимуществами таких экскурсий являются следующие:

  • Доступность-возможность осмотра достопримечательностей всего мира без больших материальных и временных затрат.
  • «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
  • Возможность осмотра в любое время.
  • Возможность многоразового просмотра экскурсии и прилагаемой информации.

 Виртуальные экскурсии предполагают использование мультимедийной аппаратуры. Когда дошкольники находятся в затемненном помещении и видят на экране яркую картинку, то возникает «эффект телевизора», привычный детям, и они, чувствуя себя свободно, не стесняются обсуждать увиденное .  Использование виртуальных экскурсий формирует у детей потребности в получении информации при помощи доступных средств, повышает мотивацию к познанию, формирует активную личностную позицию в окружающем мире.

 В  виртуальных экскурсиях родители принимают не менее активное участие. В начале года на родительском собрании каждая семья выбрала для себя понравившуюся тему, по которой родителям необходимо  подобрать материал и подготовить презентацию или научный фильм .

Анализ практической деятельности показал, что применение виртуальных экскурсий активизирует познавательную активность, обогащает социальный опыт, дает возможность использовать полученный опыт в практической деятельности, что способствует успешной социализации.

Таким образом, для детей старшего дошкольного возраста рекомендуется вводить систематическую экскурсионную деятельность как форму не просто получения знаний и опыта, но и получения первичных социальных навыков, навыков общения и коммуникации, самостоятельной организованной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация совместной деятельности с семьями воспитанников по знакомству старших дошкольников с природой родного края»

Родители уделяют мало внимания общению с природой.Поэтому родители, и педагоги должны с раннего детства учить детей любить природу, уметь восхищаться её красотой, внести свою посильную лепту в дело со...

Консультация для педагогов на тему "Совместная работа родителей и педагогов по социализации детей с ЗПР в процессе развития речи с использованием пособия "Разрешите представиться".

Степень социализации личности является важным критерием её адаптации к жизни в обществе. Л.С.Выготский в теории культурно-исторического развития психики обращал внимание на то, что любой дефект, огран...

«Организация акций как одна из форм успешной социализации старших дошкольников»

Авторская методическая разработка  посвящена формированию у старших дошкольников эмоционально-ценностного отношения к миру, окружающим людям и самому себе на основе нравственного содержания; разв...

Тема: «Позитивная социализация старших дошкольников через организацию совместной трудовой деятельности с взрослыми и детьми»

             Последнее время родители и педагоги уделяют большое внимание интеллектуальному и умственному развитию детей, подготовке их обучению в школе и не ...

Методический семинар по теме "Виртуальная экскурсия, как средство социализации старших дошкольников"

С развитием компьютерной техники и глобальных сетей появилась возможность проведения виртуальных экскурсий в стенах ДОУ.Мы все любим путешествовать! Но можем ли мы попасть в любую точку мира как тольк...

Сообщение из опыта работы:"Социализация старших дошкольников через организацию досуговой деятельности"

Культурно-досуговая деятельность должна удовлетворять самые разнообразные интересы ребенка в свободное время, как в образовательной организации, так и дома. По своему содержанию данная деятельность ра...

Консультация для родителей по организации совместной деятельности «Значение режима дня в воспитании старшего дошкольника»

Поведение ребенка в детском саду, его настроение, работоспособность находятся в прямой зависимости от того, как организованы его деятельность и сон в семье в обычные, а также в выходные дни.Выходные д...