Статья на тему: «Детские страхи»
статья

Страх - это острое эмоциональное состояние, проявляющееся в опасной ситуации. Страх является наиболее опасной из всех эмоций. С возрастом у детей меняются мотивы поведения, отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. Ребёнок первых лет жизни боится всего нового и неизвестного, одушевляет предметы и сказочные персонажи, опасается незнакомых животных и верит, что его родители будут жить вечно. У маленьких детей всё реально, следовательно, их страхи носят реальный характер. Баба Яга - это живое существо, обитающее где-то рядом. Только постепенно у детей складывается объективный характер представлений, когда они учатся различать свои ощущения, справляться со своими чувствами и мыслить абстрактно - логически.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya-detskie_strahi.docx20.92 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Детские страхи»

Страх - это острое эмоциональное состояние, проявляющееся в опасной ситуации. Страх является наиболее опасной из всех эмоций. С возрастом у детей меняются мотивы поведения, отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. Ребёнок первых лет жизни боится всего нового и неизвестного, одушевляет предметы и сказочные персонажи, опасается незнакомых животных и верит, что его родители будут жить вечно. У маленьких детей всё реально, следовательно, их страхи носят реальный характер. Баба Яга - это живое существо, обитающее где-то рядом. Только постепенно у детей складывается объективный характер представлений, когда они учатся различать свои ощущения, справляться со своими чувствами и мыслить абстрактно - логически.

Каждый человек периодически испытывает чувство тревоги, беспокойства и страха – это одна из сторон нашей психической активности. Чувство страха заставляет ребенка переживать по-настоящему сильные эмоции, которые моментально могут завладеть всем его маленьким миром. Известно, что психика ребенка отличается обостренной восприимчивостью, ранимостью, неспособностью противостоять неблагоприятным воздействиям.

Проявления детских страхов весьма разнообразны: это и ночные кошмары, и боязнь оставаться одному в комнате, боязнь темноты, тревожность за родителей. Некоторые дети отказываются кататься с горки, боятся преодолевать препятствия, плавать в бассейне, и т.д. Все это причина страха. Проблема страхов затрагивает все возрастные периоды психического развития ребенка и имеет временный характер. Не смотря на то, что страх является одной из опасных эмоций, данная проблема изучена мало, и на сегодня является одной  из актуальных в детской психологии.

В настоящее время увеличилось число детей с повышенным состоянием страха, что и послужило основанием для написания данной статьи. Цель данной работы - изучение страхов у детей дошкольного возраста.

 В работе сформулированы следующие задачи: рассмотреть причины возникновения детских страхов, виды детских страхов, проанализировать возрастные детские страхи, представить рекомендации родителям по преодолению страхов у детей.

Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, что отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока.

В самом общем виде страх условно делится на:

  • ситуативный;
  • личностный.

Ситуативный страх возникает в необычной, крайне опасной или шокирующей ребенка обстановке, например при стихийном бедствии, нападении собаки и т.д. Часто он появляется в результате психического заражения тревожных предчувствий со стороны членов семьи, тяжелых испытаний, конфликтов и жизненных неудач. 

Личностно обусловленный страх предопределен характером человека, например его повышенной мнительностью, и способен появляться в новой обстановке или при контактах с незнакомыми людьми. Ситуативно и личностно обусловленные страхи часто смешиваются и дополняют друг друга.

Страх также бывает:

  • реальный и воображаемый;
  • острый и хронический.

Реальный и острый страхи предопределены ситуацией, а воображаемый и хронический – особенностями личности.

Как показывают исследования, страх кратковременен, обратим, исчезает с возрастом, не затрагивает глубоко ценностные ориентации человека, существенно не влияет на его характер, поведение и взаимоотношения с окружающими людьми.

Причин, для возникновения детских страхов может быть множество:

  • пережитые ранее травмирующие ситуации (например, укус собаки, и в последствии, боязнь собак);
  • тревожность ближайшего окружения, которая транслирует ребенку огромное количество запретов и установку на неудачу;
  • чрезмерно эмоциональное обсуждение взрослыми различных происшествий и стихийных бедствий;
  • акцентирование внимания на том, что опасность может подстерегать на каждом шагу также не остается без внимания детей и является плодотворной почвой для страхов;
  • также, причиной для возникновения страхов служит гиперопека;
  • или же недостаток внимания родителей;
  •  недостаток физической активности;
  • агрессия матери по отношению к ребенку;
  • нестабильная атмосфера в семье;
  • наличие у ребенка психологических и психических расстройств.

Выделяют три вида страхов:

  1. Навязчивые страхи (например, страх высоты, открытых пространств, мест скопления большого количества людей и т.д.);
  2. Бредовые страхи (например, ребенок боится играть с конкретной игрушкой, одевать определенную одежду, открывать зонтик и т.д.);
  3. Сверхценные страхи (фантазии ребенка, именно они встречаются в 90% случаев при работе с детьми. Например, страх темноты, которая в детском воображении «кишит страшными чудовищами»).

Психологи выделяют детские страхи, которые проявляются в определенном возрастном периоде, и со временем исчезают при нормальном развитии.

  • 0–6 месяцев – страх вызывают неожиданные громкие звуки, резкие движения, падение предметов; отсутствие матери, и резкие перемены в ее настроении, общая потеря поддержки;
  • 7–12 месяцев – страх могут вызвать громкие звуки; люди, которых ребенок видит впервые; переодевания; резкая смена обстановки; высота; отверстие стока в ванной или бассейне, беспомощность перед неожиданной ситуацией;
  • 1–2 года – страх могут вызвать громкие звуки; разлука с родителями; засыпание и пробуждение, плохие сны; незнакомые люди; отверстие стока ванны или бассейна; страх травмы; потеря контроля над эмоциональными и физическими функциями;
  • 2–2,5 года – страх потери родителей, эмоционального непринятия с их стороны; незнакомые дети того же возраста; ударные звуки; возможно появление ночных кошмаров; перемены в окружающей обстановке; проявления стихии – гром, молния, ливень;
  • 2–3 года – большие, непонятные, «несущие в себе угрозу», объекты, например, стиральная машина; изменение привычного жизненного уклада, экстренные события (смерть, развод и т.д.); изменения местоположения привычных объектов;
  • 3–5 лет – смерть (приходит понимание того, что жизнь конечна); ночные кошмары; нападения грабителей; стихийные бедствия; пожар; болезнь и операция; змеи;
  • 6–7 лет – сказочные персонажи (ведьмы, призраки); страх потери (потеряться или потерять маму и папу), одиночества; страх не оправдать надежды родителей в учебе, страхи, связанные со школой; страх физического насилия;
  • 7–8 лет – темные зловещие места (подвал, каморка), стихийные бедствия и катастрофы, утрата внимания и принятия, любви со стороны окружающих (сверстников, учителей, родителей); страх опоздания в школу, исключение из школьной и домашней жизни; физическое наказание; отсутствие принятия в школе;
  • 8–9 лет – несостоятельность в играх, в школе; уличение во лжи либо нежелательном поведении; страх физического насилия; страх потери родителей, ссоры с родителями;
  • 9–11 лет – невозможность достигнуть успеха в школе или в спорте; болезни; определенные животные; высота, кружение (страх могут вызывать некоторые карусели); люди, несущие в себе угрозу (наркоманы, хулиганы, пьяницы и т.д.);
  • 11–13 лет – поражение; необычные собственные поступки; собственная внешность и привлекательность; болезни и смерть; сексуальное насилие; критика со стороны взрослых; собственная несостоятельность; потеря личных вещей.

Важно помнить о том, что страхи присущи всем, и их не стоит бояться. Родителям важно научиться принимать своих детей такими, какие они есть, со всеми их страхами и тревогами. Ведь если рядом уверенный, надежный и принимающий родитель, преодолеть страх становится для ребенка делом времени. Все, что требуется от мамы и папы в преодолении детских страхов – быть рядом с ребенком, уметь выслушать его, вовремя выявить страх малыша, и найти правильный способ борьбы с этим страхом: самостоятельно или при помощи специалиста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Определение страха и тревожности,сходства и отличия."

И в страхе,и в тревоге есть общий эмоциональный компонент в виде чувства волнения и беспокойства. Наиболее часто тревога проявляется в ожидании какого-то события,которое трудно прогнозировать и которо...

Статья на тему: "Детские страхи"

Детские страхи...что это такое и откуда они берутся? Почему один ребенок боится, а другой нет?...

Статья на тему: «Детские страхи»

Статья на тему: «Детские страхи» Человеку свойственно чего-то бояться. А ребенку тем более: ведь его окружает такой огромный и пока еще неизведанный мир. Порой малыша может испугать т...

Статья на тему: "Детские страхи"

статья на тему: "Детские страхи"...

Статья на тему: «Детские страхи»

      Страх - это острое эмоциональное состояние, проявляющееся в опасной ситуации. Страх является наиболее опасной из всех эмоций. С возрастом у детей меняются мотивы поведения,...

Статья на тему: «Детские страхи»

Человеку свойственно чего-то бояться. А ребенку тем более: ведь его окружает такой огромный и пока еще неизведанный мир. Порой малыша может испугать то, что любому взрослому покажется абсолютно безопа...

Статья на тему: детские страхи, рекомендации родителям

В данной статье рассказывается о причинах возникновения детских страх, рассматриваются виды детских страхов. И самое главное – даются практические рекомендации родителям, как помочь малышу справ...