«Развитие творческого потенциала педагога как основа совершенствования педагогического мастерства»
материал

Шарова Любовь Витальевна

Методическая работа в ДОУ на современном этапе приобрела особую значимость. От образовательного уровня, квалификации, профессионализма педагогов зависит решение задач, стоящих перед учреждением в условиях внедрения ФГОС. В настоящий момент приоритетным направлением в методической работе является развитие педагогического творчества. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty_sharova_l.v.docx20.77 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы: «Развитие творческого потенциала педагога как основа совершенствования педагогического мастерства»  

 

Старший воспитатель Шарова Л.В.

Методическая работа в ДОУ на современном этапе приобрела особую значимость. От образовательного уровня, квалификации, профессионализма педагогов зависит решение задач, стоящих перед учреждением в условиях внедрения ФГОС. В настоящий момент приоритетным направлением в методической работе является развитие педагогического творчества. Развивать его – это значит стимулировать мотивацию педагога, внедрять научную организацию труда в практику, создавать психологический настрой на творчество, помогать педагогу видеть собственные достижения, выявлять проблемы и находить пути их решения.

Для успешного осуществления данной работы на блоке  ведется целенаправленная аналитико-диагностическая деятельность. Она заключается в следующем:

  • диагностика уровня профессиональной компетентности педагогов блока;
  • диагностика профессионально-значимых качеств педагога.

Вы знаете, что диагностика и самодиагностика позволяет видеть профессиональный рост или спад деятельности педагогов, развитие их личностных качеств, что в свою очередь определяет выбор форм методической работы.

Так, анализ кадрового состава коллектива подсказал необходимость проведения анкетирования педагогов по теме: «Стиль педагогического общения».  Цель анкетирования -  профилактика профессионального выгорания педагогов, выявление педагогов, испытывающих трудности выстраивания субъект-субъектных взаимоотношений с детьми  в соответствии с требованиями ФГОС.

Результаты анкетирования показали, что педагоги в возрасте старше 49 лет предпочитают авторитарный стиль общения с детьми, учебную модель выстраивания образовательного процесса. Педагоги-психологи ДОУ разработали цикл занятий для коррекции симптомов профессионального выгорания, а старшие воспитатели  подготовили презентацию и рекомендовали к использованию новые технологии, а также методику исследовательского обучения Александра Ильича Савенкова, помогающие формированию субъект-субъектных взаимоотношений с детьми.

А при внедрении в образовательный процесс проектной деятельности педагоги блока заполняли индивидуальные карты экспертной оценки умения педагогического проектирования. Результаты обработки карт помогли сделать выводы о готовности педагогов  к внедрению данной технологии,  помогли оценить  уровень проектировочных умений на начальном этапе и после разработки проектов. На сегодняшний момент в копилке блока насчитывается более 20 проектов реализованных с детьми раннего возраста.

Для более успешного развития педагогического творчества необходимым источник информации, позволяющий осуществлять обратную связь, на наш взгляд таким  источником является контроль.

Все мы знаем, что такое контроль:

  1. Это постоянное сравнение того, что есть с тем, что должно быть.
  2. Контроль как инструмент управления стимулирует творчество и прогресс педагогов.
  3. Контроль помогает вовремя осуществить необходимые корректировки.
  4. Для того чтобы цели были достигнуты в срок и качественно, соответствовали предъявленным требованиям, необходим постоянный процесс наблюдения.

Если анализ – это «мозг» управления, то контроль – это «глаза».

Источники получения информации могут быть различными, но работая на блоке, где в основном группы раннего возраста, мы  считаем что, самая ценная информация это информация, полученная в результате оперативного контроля.

Старшими воспитателями (2 ст.воспитателя) разработаны технологические карты оперативного контроля, позволяющие вести данную работу в системе.  

В любом детском саду есть педагоги, нуждающиеся в систематическом контроле со стороны администрации (это молодые воспитатели и педагоги с недостаточным профессиональным опытом для реализации инновационных процессов, педагоги, обеспечивающие стабильные результаты, но еще не имеющие достаточной методической компетентности для проявления творчества) и есть педагоги с высоким профессиональным мастерством и методической компетентностью. У нас такие педагоги (а их 4) по решению педагогического совета, работают на принципах доверия и самоконтроля. Критерии профессионального мастерства педагогов для перехода на режим самоконтроля вы видите на экране. Перевод воспитателя на режим доверия вовсе не означает отказ от посещения  данной группы. Самоконтроль – это одна из форм контроля, а не бесконтрольность.

Работа на доверии открывает перед педагогами широкие возможности для реализации педагогического потенциала, способствует повышению профессиональной компетентности педагогов, стимулирует творчество и как результат  на блоке есть педагоги-наставники (4 воспитателя).

Актуальность  наставничества объясняется тем, что, с одной стороны, воспитатели, имеющие высокий уровень профессионализма и опыт инновационной деятельности, получают дополнительную возможность для самореализации и признания своих заслуг, а с другой – начинающим педагогам оказывается методическая и психологическая помощь. Деятельность наставников регламентирует  Положение о наставничестве; приказ заведующего ДОУ об организации наставничества; план работы наставника. И, конечно же, работа наставников стимулируется  надбавками в соответствии с картой эффективности разработанной в ДОУ .

Видя положительные результаты  своей деятельности, педагоги блока стали активными участниками  временных творческих групп. У нас, творческие группы – это добровольное содружество небольшого числа педагогов имеющих различный профессиональный уровень, действующее до тех пор, пока не исчерпается необходимость взаимного профессионального общения. Общий интерес к проблеме позволяет педагогам учиться друг у друга на равных, оказывать необходимую помощь, а также создавать новый продукт (технологию, перспективный план, конспекты занятий, пособия, дидактический материал и многое другое.). Деятельность творческих групп  регламентируется Положением о ВТГ; приказом заведующего ДОУ об организации ВТГ,  стимулируется  надбавками в соответствии с картой эффективности разработанной в ДО.

Таким образом, творческий потенциал педагогов повысился,  о чем свидетельствуют следующие достижения:

Повысили квалификационную категорию 4 педагога: высшая-2 человека, первая-2 человека.

Педагоги активные участники  конкурсов различного уровня:

Муниципальный конкурс «Информика»; «Педагог года»

Международный конкурс «Призвание-педагог».

Публикации на сайтах – «Зауч.Инфо»; образовательный проект Maaam.ru; Международный педагогический портал «Солнечный свет»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого потенциала педагогов - залог продуктивности методического мастерства

Детский сад сегодня – это сложный организм, стремящийся к развитию, ищущий новые возможности, создающий необходимые условия для удовлетворения потребностей ребенка, семьи, общества, отвечающий самым с...

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ, КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ В ДОУ.

Давно отмечено, что создание благоприятного психологического климата благотворно влияет на работу педагогического коллектива и является одним из  факторов развития творческого потенциала педагого...

Доклад на педсовете: Развитие творческого потенциала педагога как основа совершенствования педагогического мастерства

Доклад на педсовете: Развитие творческого потенциала педагога как основа совершенствования педагогического мастерства Современный педагог немыслим вне творчества. С позиции философии творчество –...

Семинар-практикум по профессиональному развитию для педагогических работников: «Креативность и развитие творческого потенциала педагога»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждениеЦентр Образования «Юлдаш»Табасаранский район, с.Хучни      семинар-практикум по профессиональному развити...

Индивидуальный план профессионального развития «Повышение качества образовательного процесса и совершенствование педагогического мастерства с использованием передовых методик и технологий обучения и воспитания дошкольников» старшего воспитателя Ивановой

Индивидуальный план профессионального развития«Повышение качества образовательного процесса и совершенствование педагогического мастерства с использованием передовых методик и технологий обучени...