Методическая разработка проектной деятельности с детьми средней группы. Тема: «Моя семья и семейные ценности»
проект (средняя группа)

Рогачева Татьяна Ивановна

Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая "малая Родина". Откуда он родом? Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет очень глубокий смысл. Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом – это в крови у каждого нормального человека. Можно привести множество примеров, когда люди отыскивают следы тех, от кого они произошли. Эти знания помогают им осознать и оценить себя, своё прошлое.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Методическая разработка проектной деятельности с детьми средней группы.

Тема: «Моя семья и семейные ценности»

                                                                                           Воспитатель МБДОУ «Детский сад №6»

                                                                       Рогачева Татьяна Ивановна

Пояснительная записка

                         «Семья – это та самая среда, в которой человек учиться,

                                                             и сам творит добро» В. А. Сухомлинский

 

           Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая "малая Родина". Откуда он родом? Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет очень глубокий смысл. Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом – это в крови у каждого нормального человека. Можно привести множество примеров, когда люди отыскивают следы тех, от кого они произошли. Эти знания помогают им осознать и оценить себя, своё прошлое.

Актуальность

       Чувство Родины начинает формироваться у ребёнка с отношения в семье. Семья – самое главное в жизни для каждого человека. Это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Доброе отношение, любовь, чувство долга по отношению к пожилым родителям, традиции, семейные реликвии, святыни, общие взгляды, взаимоуважение, чувство взаимопомощи - это и есть семейные ценности.

       Работа в условиях реализации ФГОС требует интеграции семейного воспитания и дошкольного образования, изменения стиля и форм взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, что в итоге будет содействовать выработке общих принципов в работе по развитию личности дошкольника, формированию общего образовательного пространства ребенка дошкольного возраста.

        Наблюдая за детьми нашей группы, я увидела, что детям необходимо ласковое прикосновение взрослых, т.е. они, нуждаются в эмоциональном и тактильном контакте. Порой они откладывают игру, чтобы подойти, прижаться к воспитателю. Родители, забирая своих детей, часто торопят их, спешат. Возникает некоторая напряженность, которая перерастает в капризы детей и раздражённость взрослых. Чтобы понять актуальность данной проблемы, в нашей группе среди родителей, было проведено анкетирование.

      Анкетирование показало, что в нашей группе есть семьи, которые не предают важности традициям своей семьи. Они считают это лишним, не актуальным. В результате дети недополучают эмоционального контакта, понимания в семье.

        Возникает противоречие: с одной стороны, признанное психологами значение семейных традиций в воспитании детей, а с другой стороны, в наше время многие семьи и родственники утратили между собой связь, отсутствуют семейные традиции, следовательно, не все современные родители видят важность влияния семейных традиций на развитие ребенка.

       Данное противоречие позволяет сформулировать гипотезу исследования: если будут созданы необходимые условия для ознакомления детей со своей фамилией, именем и отчеством родителей, своего рода и родословной, семейными традициями, на основе взаимодействия детей и родителей, то это не только объединит семью, но и окажет позитивное влияние на развитие духовно - нравственных качеств детей среднего возраста. С целью изучения семьи, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка, появилась идея создать проект «Моя семья и семейные ценности», которая поможет детям понять значимость семьи, воспитать у детей любовь и уважение к её членам, прививать чувство привязанности к семье и дому. Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.

Объект: семья и семейные традиции

Основная идея

    Идея проекта заключается в следующем: знакомство детей и родителей с традициями, обычаями каждой семьи и передачей их из поколения в поколение.

Предполагаемый результат:

Дети будут знать:

  • прошлое своей семьи;
  • профессии своих родителей, бабушек и дедушек;
  • значение своей фамилии;
  • смогут полностью назвать свое имя и отчество;
  • смогут составить рассказ о членах своей семьи, родословной;
  • будут хорошо ориентироваться в традициях своей семьи;
  • пополнят словарный запас (род, родословная, традиции);

Родители:

  • приобретут знания о семейных и народных традициях, праздниках;
  • будет развито чувство гордости за свою семью;
  • будут уважительно относиться к своим предкам;
  • научатся организовывать семейные праздники;

Педагоги:

  • расширят знания о народных праздниках, их происхождении;
  • разработают планы занятий, бесед для детей, консультации для родителей;
  • будут лучше знать семьи своих воспитанников, их уклад жизни, традиции, что будет способствовать тесному сотрудничеству;
  • будут уважительно относиться, и интересоваться традициями семьи.

Риски:

- пассивное участие детей и их родителей в проекте;

- вспышка вирусных заболеваний в группе;

- ограничения, связанные с пандемией.

Возможные пути решения вышеизложенных проблем:

-Все события проекта должны быть эмоциональными, интересными, познавательными, чтобы избежать безразличия участников проекта;

- Профилактические мероприятия вирусных и простудных заболеваний;

- Особо важные задания и поручения должны быть продублированы, участники проекта-взаимозаменяемы

мы;

- Обеспечение площадки для онлайн-трансляций мероприятий для взрослых и детей.

       Цель проекта: создание условий для повышения роли семейных ценностей и традиций в становлении личности ребенка, его нравственном воспитании.

       Задачи:

Образовательные:

 - формировать у детей представление о семье, семейных традициях;

 - формировать представления о профессии родителей;

 - расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях;

 - обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений.

Развивающие:

-  развивать познавательную активность детей, активно включать их в творческо-поисковую деятельность;

-  развивать коммуникативные навыки детей;

-  развивать интерес к семейным традициям, реликвиям.

Воспитательные:

- воспитывать уважение к традициям, обычаям старшего поколения;

- воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях;

- воспитывать дружеские взаимоотношения в процессе общения друг с другом, с родными;

- побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий.

Вид деятельности: проект

Методы проектирования:

Прогнозирование;

Планирование;

Моделирование.

Тип проекта: групповой, познавательно-творческий, поисковый.

Срок реализации: краткосрочный (1 месяц)

Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатель.

Руководитель проекта: Рогачева Татьяна Ивановна

Место проведения: МБДОУ «Детский сад № 6»

Сроки проведения: с 08.06.2022 по 08.07.2022

Пути реализации проекта:

- организованно - образовательная деятельность;

- совместная деятельность педагога с детьми;

- элементы самостоятельной деятельности;

- взаимодействие с родителями.

Этапы реализации проекта:

Ι. Подготовительный:

- Определение проблемы, цели, задач;

- подбор и анализ методической, научно-популярной и художественной литературы по теме, наглядных пособий, иллюстрационного материала по теме проекта;

- анкетирование родителей;

- планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта;

- совместное обновление атрибутики для сюжетно-ролевых игр «Семья», «Больница», «Магазин».

ΙΙ. Основной (практический):

- реализация проекта.

ΙΙΙ. Заключительный:

- защита проекта.

Методы и технологии:

- знакомство с семейными традициями;

- анкетирование;

- наглядный;

- практический.

Необходимые условия реализации проекта:

-  интерес детей;

-  материальное обеспечение проекта;

-  методические разработки.

Интеграция образовательных областей в проекте:

- «Социально-коммуникативное развитие»;

- «Познавательное развитие»;

- «Речевое развитие»;

- «Художественно-эстетическое развитие»;

- «Физическое развитие».

Содержание практической деятельности по реализации проекта (см. Приложение 1)

ΙΙΙ Заключительный:

 - Выставка семейных работ «Моё генеалогическое древо»;

 - Фотогазета «Моя семья»;

 - Коллективная работа «Пусть всегда будет солнце…»;

 - Герб моей семьи;

 - ООД «Наша дружная семья»;

 - Спортивный праздник: «Папа, Мама, я – спортивная семья!»

          Таким образом, в результате проектной деятельности дети обобщили и систематизировали свои знания о семье. За время реализации проекта «Моя семья и семейные ценности» уровень знаний детей о семье значительно повысился. Дети узнали больше о своей семье, о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек. Благодаря данному проекту укрепились детско-родительские отношения, расширился кругозор и обогатился словарный запас детей, в большинстве семей появились новые семейные традиции.

Список используемой литературы: Коломийченко Л.В. Чугаева Г.И. Занятия для детей 3-5 лет по социально - коммуникативному развитию и социальному воспитанию. – М.: ТЦ СФЕРА, 2017.  Коломийченко Л.В.  Семейные ценности в воспитании детей 3-7 лет. – М.: ТЦ СФЕРА, 2013.  Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2016. , Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2020 г  

https://nsportal.ru

https://akademiarechi.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка совместной деятельности с детьми средней группы Тема: «Золотая осень»

Цели: познакомить детей с характерными особенностями золотой осени, учить любоваться красотой родной природы.Задачи: Воспитывать умение доводить начатое дело до конца. Закреплять с детьми названий дер...

«Педагогическая находка». Методическая разработка образовательной деятельности с детьми средней группы на тему «Зимующие птицы»

Формирование  у детей знаний о зимующих птицах. Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное...

Методическая разработка проектной деятельности с детьми средней группы "Без чего не сваришь суп"

Данная методическая разработка позволяет организовать НОД с детьми средней группы по теме "Овощи" по всем разделам образовательных областей: познавательной, физической, художественно-эстетич...

Методическая разработка образовательной деятельности с детьми средней группы на тему «Зимующие птицы» приоритетная ОО «Познавательное развитие»

Методическая разработка образовательной деятельности с детьми средней группы на тему «Зимующие птицы» приоритетная ОО «Познавательное развитие»...

Методическая разработка образовательной деятельности с детьми средней группы по теме «Особенности труда взрослых в городе»

Методическая разработка образовательной деятельностис детьми средней группы по теме «Особенности труда взрослых в городе»Расширение и уточнение знаний профессиях....

Методическая разработка образовательной деятельности с детьми средней группы с использованием нетрадиционного метода аппликации. Тема: «Аппликация «Снеговик»

Методическая разработка посвящена нетрадиционному методу аппликации с использованием столовых бумажных салфеток. Занятие аппликацией развивает мелкую моторику рук, творческое воображение и навыки аппл...