Музыкально – литературная гостиная для детей старшего дошкольного возраста «Седьмая Ленинградская Симфония Д. Д. Шостаковича»
методическая разработка

Музыкально – литературная гостиная  для детей старшего дошкольного возраста

 «Седьмая Ленинградская Симфония

Д. Д. Шостаковича»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muz._lit._gostinnaya.docx28.14 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №7 пгт Серышево

Музыкально – литературная гостиная  для детей старшего дошкольного возраста

 «Седьмая Ленинградская Симфония

Д. Д. Шостаковича»

Музыкальный руководитель: Курусь Н.А.

Музыкально – литературная гостиная  для детей старшего дошкольного возраста

        Тема: «Седьмая Ленинградская Симфония Д. Д. Шостаковича».

        Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие».

        Интеграция: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

        Цель: Формирование основ досуговой культуры, создать образное содержание музыкального произведения с раскрытием исторического времени.

        Задачи:

1. Познакомить детей  с Седьмой симфонии Д. Д. Шостаковича,  творчеством композитора, с жизнью блокадного Ленинграда во время ВОВ.

2. Создать условия для освоения детьми образного языка данного произведения.

3.Развивать музыкальную память через слуховое восприятие по средствам звучания  различных музыкальных инструментов.

4.Воспитывать, дружелюбие, уважительное отношение друг к другу.

        Ход мероприятия:

        Дети входят в зал под музыку и рассаживаются на стульчики.

        Муз. рук.: Сегодня наше занятие мы назвали музыкально – литературной гостиной «7 Ленинградская Симфония». Почему седьмая? Мы поговорим сейчас.

        «Нашей победе над фашизмом, нашей грядущей победе над врагом,
моему любимому городу Ленинграду, я посвящаю свою седьмую симфонию» (Д. Шостакович).

 Говорю за всех, кто здесь погиб.
В моих строках глухие их шаги,
Их вечное и жаркое дыханье.
говорю за всех, кто здесь живет,
Кто проходил огонь, и смерть, и лед.
Говорю, как плоть твоя, народ,
По праву разделенного страданья...

        Шостакович Дмитрий Дмитриевич родился 25 сентября 1906 г. в Петербурге. В 1919 г. поступил в Петроградскую консерваторию, которую окончил по двум специальностям — в 1923 г. как пианист и в 1925 г. как композитор.

        У Дмитрия Шостаковича было много музыкальных произведений. И одно из знаменитых произведений была 7 Симфония, посвящённая и исполненная в Блокадном Ленинграде. Работа над созданием произведения началась в самом начале войны. И этой симфонии исполняется в этом году 75 лет.

        С первых дней войны Дмитрий  Шостакович, как и многие его земляки, стал работать на нужды фронта. Он рыл окопы, дежурил по ночам во время воздушных тревог. Делал аранжировки для концертных бригад, отправляющихся на фронт. Но, как всегда, у этого уникального музыканта-публициста в голове уже созревал крупный симфонический замысел, посвященный всему происходящему. Он начал писать Седьмую симфонию. Летом была закончена первая часть. Вторую он писал в сентябре уже в блокадном Ленинграде. 27 декабря 1941 г. симфония была закончена.         Начиная с Пятой симфонии, почти все творения композитора в этом жанре исполнялись любимым оркестром - оркестром Ленинградской филармонии под управлением Е. Мравинского. Но, к сожалению, оркестр Мравинского был далеко, в Новосибирске, а власти настаивали на срочной премьере. Ведь симфония была посвящена автором подвигу родного города. Ей придавалось политическое значение. Премьера состоялась в Куйбышеве в исполнении оркестра Большого театра под управлением С. Самосуда. После этого симфония исполнялась в Москве и Новосибирске. 9 августа 1942 года состоялось исполнение Седьмой («Ленинградской») симфонии в осажденном Ленинграде Дмитрия Шостаковича.

        Музыкантов для ее исполнения собирали отовсюду. Многие из них были истощены. Пришлось перед началом репетиций положить их в больницу - подкормить, подлечить. В день исполнения симфонии все артиллерийские силы были брошены на подавление огневых точек врага. Ничто не должно было помешать этой премьере.

        Зал филармонии был полон. Публика была самой разнообразной. На концерт пришли моряки, вооруженные пехотинцы, одетые в фуфайки бойцы Противовоздушной обороны, исхудавшие слушатели  филармонии.         Исполнение симфонии длилось 80 минут. Всё это время орудия врага безмолвствовали: артиллеристы, защищавшие город, получили приказ — во что бы то ни стало подавлять огонь немецких орудий.

        Новое произведение Шостаковича потрясло слушателей: многие из них плакали, не скрывая слёз. Великая музыка сумела выразить то, что объединяло людей в то трудное время: веру в победу, жертвенность, безграничную любовь к своему городу и стране.

        Во время исполнения симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Её слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска.

        Организатором и дирижером выступил Карл Ильич Элиасберг – главный дирижер оркестра Ленинградского радио. Пока исполнялась симфония, на город не упал ни один вражеский снаряд: по приказу командующего Ленинградским фронтом маршала Говорова все вражеские точки были заблаговременно подавлены. Пушки молчали, пока звучала музыка Шостаковича. Спустя много лет после войны немцы говорили: «Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть...»

21 августа 2008 года фрагмент первой части симфонии был исполнен в разрушенном грузинскими войсками южноосетинском городе Цхинвале оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева.

«Эта симфония - напоминание миру, что ужас блокады и бомбежки Ленинграда не должен повториться...»
         Муз. рук: Творческая деятельность Дмитрия Шостаковича посвящена почти всем жанрам музыкального искусства. Он сочинял оперы и балеты, симфонии, концерты и сонаты, писал музыку к драматическим спектаклям.  Муз. рук: Сегодня мы поговорим об истории создания самой знаменитой Седьмой Ленинградской симфонии Д. Шостаковича. Той самой, что началась создаваться во время Великой Отечественной войны в осаждённом фашистами городе Ленинграде.

Муз. рук: Седьмая Ленинградская Симфония - это музыкальное произведение, которое состоит из 4 -х частей.

        Муз. рук: Ребята, симфония написана для оркестра, в составе которого звучали музыкальные инструменты, такие как – деревянные, духовые - это флейта, гобой, кларнет, фагот. Медные, духовые - валторна, труба, тромбон, туба. Ударные - барабан,  клавишные - фортепиано. Струнные - скрипка, арфа, виолончель, контрабас. Сейчас мы посмотрим на эти музыкальные инструменты в картинках, и миниатюрные копии некоторых инструментов.

        Муз. рук: наступило время послушать 7 Ленинградскую Симфонию Дмитрия Шостаковича. Вы услышите отрывок из первой, самой яркой, части «Ленинградской» симфонии. И так, слушаем и думаем о характере этой музыки.

        Слушание «7 Симфония» (нашествие).

        Муз. рук: Ребята, что вы почувствовали, слушая эту музыку? (тревогу, страх, жестокость, зло).

        Муз.рук: -Почему вы так думаете?
        Дети. - Музыка была зловещая, жестокая, разрушительная.

        Муз. рук: 7 симфония  настолько широко известна, что это музыкальное произведение узнают по началу главной темы, которую композитор назвал «Нашествие».

        Муз. рук: а сейчас мы послушаем ещё одну часть 7 симфонии.

 

Слушание «7 Симфонии».

        Муз. рук: ребята, теперь мы поговорим о выразительных средствах музыки. Какие чувства, вызвала эта музыка у вас? (победу добра, радость, торжество)

         Муз. рук: Молодцы! Вы прониклись духом этой музыки.

        Муз. рук: Сейчас вы услышите и увидите отрывок исполнения 7 Ленинградской Симфонии в исполнении автора Дмитрия Дмитриевича  Шостаковича.

 Фрагмент «Седьмая Ленинградская Симфония» (видеозапись).

         Муз. рук: ребята вы запомнили автора и исполнителя этого произведения? (ответ детей). Как называется это произведение? (ответ детей).

        Муз. рук:  А сейчас, мы с вами пройдем на лестничную площадку и познакомимся с дневником Тани Савичевой.

        Ведущий: На этой прекрасной ноте, наша музыкально – литературная гостиная завершается. Звучит музыка. Дети уходят в группу.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальный сценарий для детей старшего дошкольного возраста "Планета Кошек"

Сценарий весеннего литературно-музыкального досуга для детей старшей и подготовительной группы...

Конспект непрерывной непосредственно - образовательной деятельности в образовательной области «Социально - коммуникативное развитие» для детей старшего дошкольного возраста седьмого года жизни по теме «Наша Родина - Россия»

Краткая аннотация работы:Предлагаемый материал поможет сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций. Полученные знани...

Сценарий литературно – музыкального досуга для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у феи Осени» -авторы Фесенко Г.В.,Тимошенко Е.А. МБДОУ д/с №80, г.Таганрог

Литературно- музыкальный досуг "В гостях у феи Осени"  -очень хорошая возможность в доступной для старших дошкольников форме рассказать об осени в творчестве поэтов, писателей, художников компози...

Сценарий литературно - музыкальной гостиной для детей старшего дошкольного возраста "В гостях у Волшебницы Осени"

Привлечь особое внимание общества к литературе и чтениюв 2015 г. призвал Президент РФ Владимир Путин, издав Указот 12.06. 2014 №426 «О проведении в Российской Федерации Года литературы». Трудно переоц...

Сценарий литературно – музыкальной гостиной для детей старшего дошкольного возраста

Данный сценарий может быть полезен музыкальным руководителям, педагогам дополнительного образования, воспитателям старшего дошкольного возраста....

Литературно-музыкальная гостиная для детей старшего дошкольного возраста «ПОКЛОНИМСЯ ВЕЛИКИМ ТЕМ ГОДАМ!» (2016 г.)

Цель: расширение представлений детей старшего дошкольного возраста об истории Родины, о защитниках Отечества в годы ВОВ....

Конспект литературно-музыкальной композиции для детей старшего дошкольного возраста, посвящённого 100-летию образования республики Башкортостан и 100-летию со Дня рождения башкирского поэта Мустая Карима "Земля моя талантами богата".

Программное содержание:-Познакомить дошкольников с жизнью и творчеством писателя.-Донести до детей духовные ценности его произведений, самобытность и философскую глубину творческой мысли башкирского п...