ДОКЛАД «Поэтапное развитие звуковой культуры речи по возрастным группам»
материал (старшая группа)

Анастасия Алексеевна Калачева

Культура речи – это, умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средствами, в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ДОКЛАД 19.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида

детский сад №73 «Искорка»

ДОКЛАД

«Поэтапное развитие звуковой культуры речи по возрастным группам»

Воспитатель: Калачева А.А.

2022 – 2023 уч. год

Культура речи – это, умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средствами, в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами).

Нормальное функционирование речедвигательного и слухового аппаратов, наличие полноценной окружающей речевой среды - неотъемлемые условия своевременного и правильного формирования звуковой культуры речи.

Этапы работы по воспитанию звуковой культуры речи рассматриваются совместно с воспитателями по возрастным группам.

Учитывая возрастные особенности развития речи детей, формирование звуковой культуры речи можно распределить на три основных этапа:

1 этап – от 1 года 6 месяцев до 3 лет. В этот период происходит уточнение и закрепление простых в артикуляционных отношениях звуков (гласных, губно-губных, губно-зубных и др. согласных).

2 этап – от 3 до 5 лет. На этом этапе проводиться последовательная отработка основных звуков родного языка. Это подготовка органов артикуляции, а затем уточнение произношения изолированного звука

3 этап – от 5 до 7 лет – этап формирования у детей дифференциации на слух и произношения близких в акустическом и артикуляционном отношении звуков.

Воспитание звуковой культуры речи тесно связано с развитием других сторон речи (обогащением словаря, формированием связной речи и грамматического строя и т. д.)

В то же время работа по звуковой культуре речи требует особого подхода, специальных приемов и должна быть выделена в специальные занятия или как часть занятий по развитию речи.

Занятия проводятся систематически. Однако для успешного формирования у детей звуковой культуры речи нельзя ограничиваться только специальными занятиями.

Поэтому, планируя различные занятия по родному языку (например, разучивание стихотворения, работа с картинками и т. д.), надо включать в их программное содержание отдельные разделы воспитания звуковой культуры речи (формирование выразительности речи, развитие речевого дыхания и т. д.).

Большое значение для развития звуковой культуры речи детей имеют музыкальные занятия (например, развитие силы голоса, дыхания, темпа, ритма речи и т. д.).

Дети по-разному овладевают звукопроизношением и навыками четкой, интонационно выразительной речи. 

С некоторыми детьми необходима дополнительная работа для усвоения того или иного раздела звуковой культуры речи, организуемая вне занятий.

Работа по звуковой культуры речи проводится в различных формах:

1. На занятиях, которые могут проводиться как самостоятельные занятия по звуковой культуры речи или как часть занятий по родному языку.

Занятия с детьми от 3 до 5 лет проводят со всей группой как часть занятия по родному языку (не реже одного раза в неделю, по 5-8 минут) и как самостоятельное занятие (не менее одного занятия в месяц, по 15-20 минут).

Занятия с детьми этого возраста направлены на развитие фонематического и речевого слуха, на дальнейшее совершенствование подвижности артикуляционного аппарата, усвоение и закрепление навыков правильного произношения всех звуков, на улучшение внятности и четкости произнесения слов и фраз, на выработку умения правильно пользоваться ударением в словах, в нужном темпе с учетом интонационных средств выразительности. 

Воспитание звуковой культуры речи на данном этапе осуществляется путем проведения дидактических игр, игровых упражнений с использованием различного речевого материала: загадок, потешок, считалок, стихов, рассказов и пр.

Занятия с детьми от 5-7 лет организуются со всей группой и проводится в основном как часть занятий по родному языку (5-8 минут).

На этом этапе отрабатывают, закрепляют и совершенствуют умения и навыки, относящиеся ко всем разделам звуковой культуры речи.

Особое внимание обращается на дифференциацию следующих групп звуков: ф-в, с-з, ш-ж, п-б, д-т, к-г, с-ш, з-ж, ц-ч, л-р, т-ть и др., т.е. глухих и звонких, свистящих и шипящих, звуков л и р, твердых и мягких, смешение которых имеет место у детей дошкольного возраста.

Отработка всех разделов звуковой культуры речи осуществляется через дидактические игры, посредством использования скороговорок, поговорок, загадок, потешок и стихотворений.

2. Различные разделы звуковой культуры речи могут быть включены в содержание занятий по родному языку.

Работа по воспитанию звуковой культуры речи может быть включена и в программное содержание любого занятия по родному языку.

Так, на занятии по картине воспитатель наряду с активизацией словаря и совершенствованием связной речи может осуществлять и воспитание хорошей дикции.

На других занятиях (дидактические игры, разучивание стихотворений, чтение и беседы о прочитанном, рассказывание сказок, чтение и пересказ) можно осуществлять работу по развитию речевого слуха, речевого дыхания, по воспитанию умения владеть голосом, четко и правильно произносить звуки, рассказывать в необходимом темпе с соответствующей интонацией.

3. Отдельные разделы работы по звуковой культуры речи включаются в музыкальные занятия.

Особое внимание следует обратить на возможность использования музыкальных занятий, на которых работа над звуковой культуры речи должна проводиться согласованно воспитателем и музыкальным работником, так как отдельные элементы музыкального занятия (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения) развивают у детей речевой слух, речевое дыхание, голос, дикцию, темп, ритм и интонационную выразительность речи).

4. Дополнительная работа по звуковой культуры речи вне занятий.

Работу по звуковой культуры речи вне занятий можно организовать на утренней речевой зарядке, на прогулке, в часы игр, во время утреннего прихода детей и перед уходом их домой.

Для развития и совершенствования артикуляционного аппарата, голоса и речевого дыхания желательно включать в режим дня речевую зарядку.

На речевой зарядке детям дают упражнения в игровой форме, направленные на выработку точных, дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата, на развитие речевого дыхания и голоса.

С детьми, которые не усвоили программный материал по звуковой культуры речи или плохо усваивают его на занятиях, необходимо проводить дополнительную работу.

Занятия организуются как индивидуальные, так и групповые (например, объединяются в одну группу дети, которые не усвоили какой-либо звук).

На дополнительных занятиях даются различные игры, упражнения в игровой форме, используется различный речевой материал, который направлен на выработку у детей правильного произношения звуков, на развитие фонематического и речевого слуха.

Работа вне занятий предупреждает и устраняет несовершенства речи у отдельных детей, выравнивает группу и дает возможность успешно проводить последующие фронтальные занятия по звуковой культуры речи.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что вся работа по воспитанию звуковой культуры речи должна осуществляться поэтапно через разнообразные формы работы на занятиях и в повседневной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи в старшей группе "Звуки [с], [ш]"

Развивать у детей старшего дошкольного возраста звуковую культуру речи....

Конспект НОД образовательной области «Речевое развитие» (звуковая культура речи в средней группе) Тема: «В гостях у Красной шапочки»»

Конспект НОД образовательной области «Речевое развитие» (звуковая культура речи в средней группе)Тема: «В гостях у Красной шапочки»»Никишина Лариса Васильевна,Воспитатель МБДОУ «Детский сад комб...

Конспект НОД образовательной области «Речевое развитие» (звуковая культура речи в средней группе) Тема: «В гостях у Красной шапочки»»

Конспект НОД образовательной области «Речевое развитие» (звуковая культура речи в средней группе)Тема: «В гостях у Красной шапочки»»Никишина Лариса Васильевна,Воспитатель МБДОУ «Детский сад комб...

Занятие по развитию звуковой культуры речи в средней группе «Звук з , з’»

Программное содержание конспекта: закрепить произношение звука с    в словах. Помочь воспитанникам запомнить потешку «Расти коса». Научить выделять голосом звук   с...

Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи в старшей группе "Звуки [с], [ш]".

Учить детей отчетливо произносить звуки [с], [ш] в словах и фразах, определять позицию звука в слове.Упражнять детей в придумывании слов с определенным звуком.Закреплять умение изменять темп реч...