Картотека пальчиковой гимнастики для детей 3 – 4 лет по тематическим неделям
картотека (младшая группа)

Кокуева Татьяна Алексеевна
Картотека пальчиковой гимнастики для детей 3 – 4 лет 
по тематическим неделям
 
Здравствуй, детский сад!!
«Наша группа»
В нашей группе все друзья (Ритмично стучат кулачками по столу)
Самый младший – это я.
Это Маша,
Это Саша,
Это Юра,
Это Даша. (Разжимают кулачки, начиная с мизинчика)
 
«Как живёшь?»
- Как живёшь? - Вот так! (Показать большой палец)
- А идешь? - Вот так»! («Шагать» пальчиками по столу)
- Как даешь? - Вот так! (Протягивать открытую ладонь)
- Ждёшь обед? - Вот так! (Кулачок подпирает лицо)
- Машешь вслед? - Вот так! (Помахать рукой)
- Утром спишь? - Вот так! (2 ладошки под щекой)
- А шалишь? - Вот так! (Щёки надули и руками лопнули)
 
"Идем на праздник День города"
 
«Край родной»
Здравствуй, солнце золотое! (Потянуться, растопырив пальцы)
Здравствуй, небо голубое!     (Помахать «небу»)
Здравствуй, вольный ветерок! (Волнообразные движения кистей рук)
Здравствуй, маленький дубок!  (Показать «дубок»- растет от маленького расточка вверх)
Мы живём в одном краю –
Всех я вас приветствую!           («Обнимашки»)
 
 
«Моя страна»
Шар большой, на нем страна, (Руками над головой изображаем большой шар)
Город в ней, а в нем дома. (Руками изображаем крышу)
Дом на улочке одной,
Неприметный, небольшой. (Хлопки на каждое слово)
Этот дом, страна, земля –
Это Родина моя!
 
Я человек
 
«Наши пальчики – малютки»
Наши пальчики – малютки
Не хотят ждать ни минутки, (Ритмично сгибают и разгибают пальцы.)
Тук – тук, молоточками, (Наклоняются и поочерёдно ритмично стучат кулачками по коленям.)
Хлоп – хлоп, лапоточками, (Ритмично хлопают по коленям.)
Прыг – прыг, словно зайки,
Скачут на лужайке. (Стучат полусогнутыми пальцами по коленям.)
 
«Пальчик, пальчик, прячься»
Пальчик прячется в ладошку. (Дети поколачивают сжатыми кулачками.)
Вот так, вот так.
Ты его согрей немножко. (Дуют в сложенные ладошки.)
Вот так, вот так.
Если пальчики замёрзли. (Дети сжимают и разжимают пальцы.)
Вот так, вот так.
Отогреть всегда их можно (хлопают в ладоши.)
Вот так, вот так.
 
Дары осени.
"Капуста"
Я – зелёная капуста,              (Руки перед собой образуют круг.)
Без меня в кастрюле пусто   (Наклонили голову – «заглядываем в кастрюлю».)
Листья снимете с меня,         (Разводим руки в стороны.)
И останусь только я!
 
"Огород"
В огороде много гряд,          (Сжимают и разжимают пальцы.)
Тут и репа, и салат,               (Загибают пальцы поочерёдно.)
Тут и свёкла, и горох,
А картофель разве плох?
Наш зелёный огород             (Хлопают в ладоши.)
Нас прокормит целый год.
 
Домашние животные
 
 «Повстречались»
(На каждую фразу соединять одноимённые пальцы левой и правой рук по одному начиная с мизинца. На последнюю фразу показать «рога», одновременно выпрямив указательные пальцы и мизинцы)
Повстречались два котёнка: «Мяу – мяу».
Два щенка: «Ав – ав». Два жеребёнка: «И-го-го»
Два телёнка, два быка: «Му-у». Смотри, какие рога!
 
«Петушок»
Наш красивый петушок (Обе руки сжаты в кулачки)
Кверху поднял гребешок. (Разжать ладони)
Крылышками машет. (Кистями помахать в воздухе)
На лужайке пляшет.
Крошки хлебные клюёт. (Указательными пальцами постучать по столу)
Пёстрых курочек зовёт. (Кистями рук сделать манящие движения)
 
 "Перелетные птицы"
Птички
Десять  птичек стайка.Пой-ка, подпевай-ка:(Хлопаем в ладоши)Десять птичек – стайка.(Растопыриваем пальцы на обеих руках)Эта птичка – соловей,(Поочередно загибаем пальчики направой руке начиная с большого пальца)Эта птичка – воробей.Эта птичка – совушка,Сонная головушка.Эта птичка – свиристель,Эта птичка – коростель,Эта птичка – скворушка,(Поочередно загибаем пальчики на левой рукеначиная с большого пальца)Серенькое перышко.Эта – зяблик.Эта – стриж.Эта – развеселый чиж.Ну, а эта – злой орлан.(Поднимаем обе руки вверх, пальцы в виде когтей).Птички, птички – по домам!(Машем ручками, как крылышками, объединяем руки над головой).
 
 ПтичкиПтички прилетали,(Большие пальцы цепляем,как крючки друг за друга,остальными машем, как крыльями)Крыльями махалиСели, посидели(Кисти рук собираем в кулачки ифалангами вниз кладем на стол)Дальше полетели(Большие пальцы цепляем,как крючки друг за друга,остальными машем, как крыльями). 
 
Мой дом, моя квартира.
 
«Сколько в доме этажей?»  
Этот дом – одноэтажный.              (Разгибают пальцы из кулака, начиная с мизинца.)
Этот дом – он двухэтажный.
А вот этот – трёхэтажный.
Этот дом – он самый важный:
Он у нас пятиэтажный.
 
  «В домике»
Стол стоит на толстой ножке, (Собрать из пальчиков «стол»)
Рядом стульчик у окошка, («Стул»)
Два бочонка под столом. (Обеими руками сделать «бочонки»)
Вот такой я видел дом! (Ладонями сделать «дом»)
 
Осенины
«Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять, (загибают пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки)
Листья берёзы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины, (загибают пальчики, начиная с большого)
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём. («Шагают» по столу средними и указательными пальчиками)
 
«Осенью»
Ветры яблони качают.
(Руки стоят на столе, опираясь на локти (стволы), пальцы разведены в стороны (кроны яблонь). Покачивать руками)
Листья с веток облетают.
(Кисти рук расслаблены, расположены параллельно столу. Плавными движениями из стороны в сторону медленно опускать кисти рук на поверхность стола (листья опадают).)
Листья падают в саду,
Их граблями я гребу.
Пальцы обеих рук подушечками опираются о поверхность стола (грабли). Приподнимая руки, поскрести пальцами по поверхности стола, изображая работу граблями.
 
Моя семья. Моя страна.
«Моя семья»
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!
 
«Кто живет у нас в квартире?»
Раз-два-три-четыре. (Загибать пальчики.)
Кто живет у нас в квартире? (Хлопать в ладоши.)
Папа, мама, брат, сестренка, (Загибать пальчики.)
Кошка Мурка, два котенка, 
Мой щенок, сверчок и я – 
Вот и вся моя семья! (Сжимать кулачки.)
Раз-два-три-четыре-пять. («Фонарики».)
Всех начну считать опять. (Хлопать в ладоши.)
 
В гостях у старого дуба (деревья, кустарники)
БерезкаПадали листочки осенью с берёзки(сжимаем кулачок).Зимушка снежинки вешала на ветки(смыкаем поочерёдно пальчики большой и указательный, большой и средний и т.д.).А весною почки лопались на ветках(хлопаем в ладоши).Угощала соком белая берёзка(ручки в горсть — «пьём»).Летом зеленели листья на берёзе,Укрывая деток от летнего зноя.(закрывают ладонями голову) 
 
«Ходит осень в нашем парке»
Ходит осень в нашем парке, (пальчиками шагаем по столу)
Дарит осень всем подарки: (показываем две ладошки, сложенные вместе)
Бусы красные – рябине, (загибаем поочередно пальчики)
Фартук розовый – осине,
Зонтик желтый – тополям,
Фрукты осень дарит нам. (прикладываем обе ладошки к груди).
 
 
Дикие животные
БелкаСкачет белка-шалунишка,(«бегают» пальчиками по столу)Рвет с сосновых веток шишки.(сжимают поочередно кулачки на правой и левой руках)Лапками сжимает ловко(сжимают одновременно кулачки на правой и левой руках)И несет в свою кладовку.(«бегают» пальчиками по столу) 
 
ЕжикМы нашли колючий шарик,Нам его не удержать.Шарик крутится в ладошках,Шарик хочет убежать.(дети крутят между ладонями массажные мячи)Шарик наш живой и теплый,На кого же он похож?(смотрят на мяч, держа его в ладонях)Прыгнул шарик на дорожку —Оказалось…это еж!(дети опускают руки, мячи падают и катятся по полу) 
 
День матери
 
Наши мамыМного мам на белом свете,(разводят руки в разные стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи)Всех их очень любят дети! Журналист и инженер,(поочерёдно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке)Повар, милиционер,Швея, кондуктор и учитель,Врач, парикмахер и строитель –Мамы разные нужны,(сжимают обе ладошки в «замочек»)Мамы разные важны!(разводят руки и поднимают ладошками вверх) 
 
«Моя семья»Знаю я, что у меня (поднимают руку ладонью к себеДома дружная семья: и в соответствии с текстомЭто – мама, в определенной последовательности загибают пальцы:Это – я, сначала безымянный, затем мизинец, указательный палец,Это – бабушка моя, средний и большой)Это – папа,Это – дед.И у нас разлада нет. 
 
Здравствуй, зимушка зима
 
«Снежок»Раз, два, три, четыре,                               (загибать пальчики) Мы с тобой снежок слепили                   (лепить, меняя положение ладоней) Круглый, крепкий, очень гладкий.         (Показывают круг, гладят ладони друг о друга) Раз – подбросим,                                     («подбросить», посмотреть вверх) Два – поймаем.                                        («Ловят», приседают) Три – уроним                                         (встают, «роняют») И … сломаем!                                         (топают)
 
«Зима»
Раз, два, три, четыре, пять         (загибаем пальчики)Мы во двор пошли гулять          (указательным и средними пальчиками «идем» по столу)Бабу снежную слепили               (катаем ручками «комок»)Птичек крошками кормили        («кормим птичек «)С горки мы потом катались        (ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)А ещё в снегу валялись                (кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)Все в снегу домой пришли          (отряхиваем ладошки)Суп поели                                      («едим суп»), спать легли                                    (ладошки под щечку).
 
 
В стране здоровья
«Фрукты»
Жёлтый-жёлтый наш лимон,  (Одноимённые пальцы соединяются подушечками – показываем лимон.)
Кислым соком брызжет он   (Пальцы резко разводим в стороны.)
В чай его, положим   (Соединяем большой, указательный и средний пальцы одной руки и
                                                        «опускаем лимон в чай».)
Вместе с жёлтой кожей     (Пальцы в том же положении, делаем вращательные движения –
                                                          «помешиваем чай»)
 
 «Фруктовая ладошка»
Этот пальчик – апельсин,     (Поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого)
Он, конечно, не один.
Этот пальчик – слива,
Вкусная, красивая.
Этот пальчик – абрикос,
Высоко на ветке рос.
Этот пальчик – груша,
Просит: «Ну-ка, скушай!»   (Показывают ладошками вокруг и на себя)
Этот пальчик – ананас,
Фрукт для вас и для нас.
 
Зимние забавы
 
Что зимой мы любим делать?      (Поочерёдно соединяют большой палец с остальными.)
В снежки играть,
На лыжах бегать,
На коньках по льду кататься,
Вниз с горы на санках мчаться.
 
«Лыжники»
Мы бежим с тобой на лыжах           (Дети «скользят»  шагают пальцами по столу «на лыжах»)
Снег холодный лыжи лижет             («Скользят», делая поочередно движения пальцами)
А потом – на коньках,                                 («бегут» на коньках)
Но упали мы. Ах!                                        
А потом снежки лепили,   (Показывают, как лепят снежки сверху то одна рука, то другая)       
А потом снежки катили,                                 (катят воображаемый комок)
А потом без сил упали                                  («кидают друг в друга»)
И домой побежали                                          
 
 
Здравствуй, здравствуй, елка
 
«Новый год у ворот»
(Поднимают руки вверх «к макушке елки» и, опуская вниз, разводят в стороны.
Поочередно соединяют большой палец с остальными.
«Фонарики»)
Праздник приближается,
Елка наряжается.
Мы развешали игрушки:
Бусы, шарики, хлопушки.
А здесь фонарики висят,
Блеском радуют ребят.
 
«Ёлочка»
Перед нами ёлочка (пальцы рук переплетены, из больших пальцев – верхушка «ёлочки»)
Шишечки, иголочки. (Кулачки; указательные пальчики выставлены)
Шарики, фонарики, («шарики» из пальцев вверх, вниз)
Зайчики и свечки, («ушки» из указательного и среднего пальцев; обе ладони сложены, пальцы сжаты)
Звёзды, человечки. (Ладони сложены, пальцы расправлены; средний и указательный пальцы стоят на столе)
 
Новогодние каникулы
 
«Подарки»
Дед Мороз принёс подарки: (шагают пальчиками по столу)
Буквари, альбомы, марки,
Кукол, мишек и машины,
Попугая и пингвина,
Шоколадок полмешка
И пушистого щенка! (на каждое название подарка загибают по одному пальчику сначала на правой, потом на левой руке)
 
«Здравствуй, Дедушка Мороз!»
- Здравствуй, Дедушка Мороз!   (Ладонь поглаживает подбородок – «бороду» Деда Мороза.)
Что в подарок нам принёс?         (Руки вперёд ладонями вверх.)
- Громкие хлопушки,                   (Хлопнуть в ладоши.)
Сладости, игрушки.                     (Вертим кистями.)
 
Покормите птиц зимой (зимующие птицы)
 
Птичья кормушка
Мы повесили кормушки,
В них насыпали зерно.
Для голодных птиц зимою
Очень вкусное оно.
Прилетайте к нам, синицы,
Голубь, клест и воробей!
И, конечно, ждем мы в гости
Красногрудых снегирей.
Дети имитируют движения.
Имитируют движения.
Загибают по очереди пальцы, перечисляя птиц.
 
Я зимой кормлю всех птиц
Я зимой кормлю всех птиц –
Голубей, ворон, синиц,
Воробьев и снегирей –
Вот кормушка у дверей.
Дам им булки, пшенной каши,
Дам им зерна, семена.
А синице дам я сало,
Пусть клюет его она.
Дети загибают или разгибают пальцы на руке, перечисляя птиц.
Показывают одной рукой на кормушку.
Загибают или разгибают пальцы на руке, перечисляя корм.
Собранными в щепотку пальцами рук имитируют движения.
 
Путешествие в мир профессий
 
«Пекарь»
Пекарь, пекарь, из муки
Испеки нам колобки.                                        (Выполняем круговые движения ладонями)
Да сушки — Ванюшке,                                    (Имитируем скатывание колобка)
Да баранки – Танюшке,                              (Поочередно соединяем большие пальцы)
Да бублики – Мишке,                      (обеих рук с остальными пальцами – упражнение «колечки»)
Да калачи – Маришке.                                 
 
          «Портнихи»
 (Раскрыть обе ладони и поочередно продевать пальцы одной руки между пальцами другой.)
Тетушки-ежихи –
Классные портнихи!
Могут все на свете сшить
И на память подарить.
 
Зимний город (среда – День освобождения Воронежа)
 
«Снеговик» 
Давай, дружок, смелей, дружок, (Изобразить, будто катим перед собой снежный ком.)
Кати по снегу свой снежок. («Рисовать» руками снеговика из трех комков.)
Он превратится в снежный ком, («Рисовать» руками большой круг.)
И станет ком снеговиком. (Широко улыбнуться.)
Его улыбка так светла! (Показать глаза, правой ладошкой дотронуться до носа, прикрыть голову.)
Два глаза, шляпа, нос, метла.
Но солнце припечет слегка - (Поднять руки вверх; прижать основания ладошек, раскрыть пальцы в стороны.)
Увы! – и нет снеговика. (Развести руки, пожать плечами.)
 
«Зимние забавы»
Лепим мы из снега ком,     (Дети сжимают и разжимают кисти рук)
Из комочков слепим дом. (Соединяют кончики пальцев рук, слегка разводят ладони в стороны)
Звери будут в доме жить, (Хлопают в ладоши)
Веселиться и дружить,
 
Транспорт
 
«Транспорт»
Автобус, троллейбус, машина, трамвай («Пересчет» пальчиков)
О них ты на улице не забывай.      
В морях – корабли, ледоколы, суда,
Они очень редко заходят сюда.
(Соединение всех пальцев с большим по очереди, начиная с указательного)
 
«Машины»
По шоссе идут машины,       (Крутим воображаемый руль.)
По асфальту едут шины.      (Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу.)
По дороге не беги,                   (Погрозили пальцем.)
Я скажу тебе: «Би-би».          (Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим».)
 
Неделя деткой книги
 
«Сказки»
(Разжимают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.
Сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого пальца)
Раз, два, три, четыре, пять –
Любим сказки мы читать.
Царевна-Лягушка, Конек-Горбунок,
Мышка-норушка и Колобок.
Курочку Рябу назвать еще надо –
Героев из сказок вспомнить мы рады!
 
«Сказки»
(Вытягивают руки вперед, играя пальчиками. Поочередно касаются большим пальцем остальных, начиная с указательного)
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть:
Эта сказка – «Теремок».
Эта сказка – «Колобок».
Эта сказка – «Репка»:
Про внучку, бабку, дедку.
«Волк и семеро козлят» —
Этим сказкам каждый рад!
 
День защитника Отечества
 
«Мы солдаты»
Мы солдаты, мы солдаты, (Шагаем пальцами по коленям (столу).
Бодрым шагом мы идем.
В нашу армию, ребята,
Просто так не попадешь. (Грозим указательным пальцем)
Нужно быть умелыми, (Сжимаем-разжимаем пальцы)
Сильными и смелыми. (Показываем силу рук)
 
«Солдатики»
Аты — баты, аты — баты! на войну идут солдаты.
(Указательный и средний пальцы обеих рук «маршируют на столе», изображая солдат (остальные пальцы прижаты к ладони). 
Знамя красное несут, 
(Руки поднять вверх, пальцы выпрямить, прижать друг к другу, затем согнуть руки в локтях (знамя))
Пушки грозные везут
 (Кулаки обеих рук лежат на столе. Выпрямленные указательные пальцы изображают стволы пушек)
 
Неделя безопасности
 
«Светофор»
Красный он один такой: (Погрозили пальцем.)
Не иди, а просто стой! 
Желтый – все еще стоим (Показали ладонь перед собой)
И внимательно следим
А зеленый подмигнет – (Подмигнуть и пальчиками «шагаем».)
И свободен переход.
 
«Дорожных правил очень много»
Дорожных правил очень много.                  («грозят» пальчиками)
Раз - Внимание дорога!                              (загибают поочередно пальцы)
Два - сигналы светофора,
Три – смотри дорожный знак,
А четыре – «переход».
Правила все надо знать                              (хлопки руками)
И всегда их выполнять.                              (показывают «класс!» большим пальцем)
 
Народная игрушка
 
«Мы веселые матрешки»
Мы веселые матрешки,           (Хлопают в ладоши) 
На ногах у нас сапожки,         (Указательным и средним пальцами идут по полу)
В сарафанах наших пестрых   (Соединяют ладошки вместе) 
Мы похожи словно сестры.    (Руки в замок)
 
«Матрешки»
Мы веселые матрешки,
Ладушки, ладушки.
Хороши у нас одежки,
Ладушки, ладушки.
Кружимся мы и танцуем,
Ладушки, ладушки.
Хоровод водить мы будем,
Ладушки, ладушки.
(Дети выполняют движения по тексту) 
 
Мама, мамочка, мамуля, ты такая красотуля
 
«Оладушки у бабушки»
Как вчера у бабушки (Положить кисти обеих рук на стол ладонями вниз и одновременно перевернуть их на тыльную сторону.)
Мы пекли оладушки. 
Раз-два, румяные! (Ладонью гладить тыльную сторону другой руки, затем поменять руки.)
Раз-два, горячие! 
Раз-два, их жарили! (Повторить первое движение.)
Три – поворачивали! 
Вкусные оладушки (Повторить второе движение.)
Ели мы у бабушки!
 
«Маму я свою люблю»
Маму я свою люблю, я всегда ей помогу:                          (Сжать руки на груди)
Я стираю,                                                                     (Потереть кулачок о кулачок)
Полоскаю,                                                                 (Кулачки сжимать-разжимать)
Воду с ручек отряхаю,                                              (Стряхиваем воду с пальчиков)
Пол я чисто подмету                                                  (Погладить одну ладошку другой)
И дрова ей наколю.                            (Постучать кулачком по ладони свободной руки)
Маме надо отдыхать,
Маме хочется поспать.                      (Сложить ладошки вместе и положить под щечку)
Я на цыпочках хожу,   (указательный и средний пальцы ходят по ладони свободной руки)
И ни разу, и ни разу я словечка не скажу.                     (Указательный палец к губам)
 
Весна – красна в гости к нам пришла
 
«Весна»
Вот уж две недели       (Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе)
Капают капели.
Снег на солнце тает     (Руки ладонями вниз разведены в стороны)
И ручьём стекает.        (Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону)
 
«Подснежник»
К нам Весна лишь заглянула     (Протягивают руки вперед)
В снег ладошку окунула            (Руки внизу, перпендикулярно корпусу)
И расцвел там нежный,              (Руки соединяют в бутон на уровне глаз)
Маленький подснежник             (Медленно раздвигают пальцы («цветок раскрылся»)
 
Вода – источник жизни
 
«Водичка» 
Водичка, водичка, (Выполнять ладонью круговые движения перед лицом, как будто умывается.)
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели, (Погладить глазки руками от внутреннего края к наружному, как будто моем.)
Чтобы щечки краснели, (Круговыми движениями погладить щечки.)
Чтоб смеялся роток, (Улыбнуться.)
Чтоб кусался зубок! (Показать зубки.)
 
«Рыбка»
Рыбка плавает в водице, (Сложенными вместе ладонями изобразить, как плывет рыбка.)
Рыбке весело играть. 
Рыбка, рыбка, озорница, (Погрозить пальчиком.)
Мы хотим тебя поймать. 
Рыбка спинку изогнула, (Медленно сближать ладони и хлопать. Пальчиками шевелить – «ротик у рыбки».
Крошку хлебную взяла, 
Рыбка хвостиком махнула, (Сложить ладошки, наклонять пальцы в стороны.)
Рыбка быстро уплыла. (Снова «плыть».)
 
Идем в театр. Международный день детской книги
 
«Колобок» 
Я Колобок, Колобок! (Выполнять движения, как будто катаем колобок.)
По амбару метен, (Имитировать подметание.)
По сусекам скребен, (Поскрести пальцами рук по столу.)
На сметане мешен, (Выполнять движения, как будто замешиваем тесто.)
В печку сажен, (Имитировать действия по тексту.)
На окошке стужен.
Я от дедушки ушел, (Изобразить дедушку.)
Я от бабушки ушел, (Изобразить бабушку.)
Я от зайца ушел... (Загибать пальчики.)
Покатился Колобок дальше – только его и видели.
 
«Репка»
Тянут, тянут бабка с дедкой,                     (Дети вытягивают большие пальцы)
Из земли большую репку.                         (Указательные)
К ним пришла тут внучка,                        (Средние)
Подбежала Жучка,                                     (Безымянные)
Кошка тоже потянула.                               (Мизинцы)
Хоть держалась крепко,                            (Берут репку)
Вытянута репка!                                        (Поднимают руки вместе с репкой)
 
День смеха
 
"Цирк"
На арене цирка - вышка.
(Поднять руки вверх)
А на вышке – две мартышки
 (сложить руки в кулачки)
И они взлетают ловко,                      
Верх под купол – на веревке.
Вниз скользят, как акробаты,
Очень ловкие ребята.
(имитировать движения рук по веревке вверх,  затем вниз)
 
"Клоунята"
Мы сегодня не расскажем    (машут отрицательно указательным пальцем)
А гостям всем цирк покажем   (раскрыли ладошки)
Превратились из ребят   (руки к себе)
Мы в веселых клоунят.   (руки над головой – колпачек)
Развеселые ладошки   (показать ладони)
У веселых клоунят.   (машут в разные стороны ладошками)
Притаились пальцы – крошки.   (соединить пальцы)
Пальцы дружно разбежались.   (раскрыть ладони)
В кулачки потом собрались.   (сжать кулаки)
Развеселые ребята   (показать на себя)
Станут мячики кидать,   (попеременные взмахи кистями рук)
Клоунята, клоунята   (руки над головой- колпачек)
Станут в мячики играть.   (попеременные взмахи кистями рук)
 
Этот загадочный космос понедельник (День космонавтики)
 
"Космос"
Раз, два, три, четыре, пять –
(По одному загибают пальчики на обеих руках.)В космос полетел отряд.
(Соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх.)Командир в бинокль глядит,
(Пальца обеих рук соединяются с большими, образуя «бинокль».)Что он видит впереди?Солнце, планеты, спутники, кометы,
(Загибают пальчики обеих рук)Большую желтую луну. 
 
"Комета"
В космосе сквозь толщу лет (Сжимают и разжимают пальцы рук.) Ледяной летит объект. (Поднимают сжатый кулак, наклоняют вправо-влево.) Хвост его-полоска света, (К кулаку присоединяют раскрытые пальцы второй руки-«хвост») А зовут объект комета. (Сжимают и разжимают пальцы рук.) «Красота нашего города, страны»
 
Планету Земля сохранить мы должны (22 апреля – День Земли)
 
«Моя земля»
Как велика моя земля ( сжимают и разжимают пальцы) 
Как широки просторы!Озера, реки и поля, леса, степь ( загибаем пальцы на обеих руках начиная с больших) и горы (делаем из рук «горы» над головой).
 
«По родному краю»
По родному краю
Дружно мы шагаем (марш на месте)
Справа от нас- зеленый луг. (поворот)
В таком лесу полно чудес.
Белка с ветки на ветку скок. (прыжки)
Филин крыльями машет. Ух!
Аж захватывает дух! (махи руками)
Солнце над березами светит нам. (повороты головы)
Мы рады ягодам, грибам. (наклоны)
 
В мире насекомых
 
«Божьи коровки»
Божья коровка (дети машут руками)
Черная головка. (За голову хватаются) 
Улети на небо, (руки поднимают высоко)
Принеси нам хлеба. (Руки вперед)
Черного и белого (две ладошки в одну сторону, и в другую)
Только не горелого. (Пальчиком грозят)
 
«Насекомые»Раз, два, три, четыре, пять (Сжимать - разжимать пальцы в кулак)Насекомых надо знать: (Последовательно соединять пальцы обеих рук с большими)Муха, бабочка, пчела,Муравей, комар, оса,Шмель, кузнечик и сверчок… (Поочередно загибать пальцы рук, начиная с большого пальца правой руки)И у каждого шесть ног! (Поднять правую руку раскрытой ладошкой вверх, а левую сжать в кулачок, подняв верх большой палец – показать шесть пальцев)
 
Спасибо деду за победу
 
«Солдаты»
Мы солдаты, мы солдаты, бодрым шагом мы идем. 
(Пальцы бодро «Маршируют» по столу.)
В нашу армию, ребята, просто так не попадешь. 
(Пальцы сжаты в кулак, указательный вверх и покачивается влево-вправо.)
Нужно быть умелыми, сильными и смелыми, 
(Ладонь вверх, пальцы растопырены, сжимаются и разжимаются.)
 
«День победы»
Сегодня праздник всех отцов (Сжимаем-разжимаем пальцы)
Всех сыновей, всех кто готов, (Хлопаем в ладоши)
Свой дом и маму защитить, (Крыша над головой)
Всех нас от бед от отгородить. (Сжимаем-разжимаем пальцы)
 
Хочу все знать
«У кого какая шубка»
Шуба серая у волка, (Поочередно загибают пальцы, перечисляя диких животных и цвета их «шуб»).
Шуба ежика в иголках,
Шуба рыжая лисы – 
Удивительной красы.
Шуба белая у зайца, 
У медведя – бурая.
Не страшны ему дожди (Качают головой из стороны в сторону).
И погода хмурая.
 
«Быть здоровыми хотим»
(Движения по тексту)
Утром рано мы проснулись,
Сладко, сладко потянулись.
Глазки широко открыли,
Улыбнуться не забыли.
Носом воздух нюхать стали,
Губки маму целовали.
Ушки, верные друзья,
Слышат то, чего нельзя.
Шея правит с головой,
Поверти-ка ей, друг мой.
Кисти, локти, плечи – это руки, дети.
Вот колени, две ступни –
Это ноги – знаем мы.
Есть спина, и живот,
Только не наоборот.
 
В гостях у сказки
 
"Пальчики-сказки"
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть:
Три медведя, Теремок,
 Колобок- румяный бок!
Репку мы не забываем,
 Знаем Волка и козлят
- Этим сказкам каждый рад!
 
«Теремок»
Стоит в поле теремок, теремок. (руки поднять над головой. Кончики пальцев левой руки соединить с кончиками пальцев правой руки – это “крыша”)
Он не низок, не высок. (ладони сложить на уровне груди)
На двери висит замок, да замок. (Сцепляют пальцы рук «в замок» так сильно, чтобы пальцы покраснели)
Кто бы тот замок нам открыть помог? (расцепить пальчики)
 
Прокатился год пестрым шариком
 
«Шарик».  
Все пальчики обеих рук – «в щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение.
Надуваем быстро шарик.
Он становится большой.
Вдруг шар лопнул, воздух вышел –
Стал он тонкий и худой.
 
Лето наступаетВот и лето наступает(последовательно соединять пальцы обеих рук с большими, начиная с мизинцев)Всех на отдых приглашает(соединять одноименные пальцы рук, начиная с больших)Будем плавать, загорать(круговые движения кистями, «солнце»)И на даче отдыхать.(делаем из ладошек «домик») 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palch.igry_novye.docx26.38 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека пальчиковой гимнастики для детей 3 – 4 лет

по тематическим неделям

Здравствуй, детский сад!!

«Наша группа»

В нашей группе все друзья (Ритмично стучат кулачками по столу)

Самый младший – это я.

Это Маша,

Это Саша,

Это Юра,

Это Даша. (Разжимают кулачки, начиная с мизинчика)

«Как живёшь?»

- Как живёшь? - Вот так! (Показать большой палец)

- А идешь? - Вот так»! («Шагать» пальчиками по столу)

- Как даешь? - Вот так! (Протягивать открытую ладонь)

- Ждёшь обед? - Вот так! (Кулачок подпирает лицо)

- Машешь вслед? - Вот так! (Помахать рукой)

- Утром спишь? - Вот так! (2 ладошки под щекой)

- А шалишь? - Вот так! (Щёки надули и руками лопнули)

"Идем на праздник День города"

«Край родной»

Здравствуй, солнце золотое! (Потянуться, растопырив пальцы)

Здравствуй, небо голубое!     (Помахать «небу»)

Здравствуй, вольный ветерок! (Волнообразные движения кистей рук)

Здравствуй, маленький дубок!  (Показать «дубок»- растет от маленького расточка вверх)

Мы живём в одном краю –

Всех я вас приветствую!           («Обнимашки»)

«Моя страна»

Шар большой, на нем страна, (Руками над головой изображаем большой шар)

Город в ней, а в нем дома. (Руками изображаем крышу)

Дом на улочке одной,

Неприметный, небольшой. (Хлопки на каждое слово)

Этот дом, страна, земля –

Это Родина моя!

Я человек

«Наши пальчики – малютки»

Наши пальчики – малютки

Не хотят ждать ни минутки, (Ритмично сгибают и разгибают пальцы.)

Тук – тук, молоточками, (Наклоняются и поочерёдно ритмично стучат кулачками по коленям.)

Хлоп – хлоп, лапоточками, (Ритмично хлопают по коленям.)

Прыг – прыг, словно зайки,

Скачут на лужайке. (Стучат полусогнутыми пальцами по коленям.)

«Пальчик, пальчик, прячься»

Пальчик прячется в ладошку. (Дети поколачивают сжатыми кулачками.)

Вот так, вот так.

Ты его согрей немножко. (Дуют в сложенные ладошки.)

Вот так, вот так.

Если пальчики замёрзли. (Дети сжимают и разжимают пальцы.)

Вот так, вот так.

Отогреть всегда их можно (хлопают в ладоши.)

Вот так, вот так.

Дары осени.

"Капуста"

Я – зелёная капуста,              (Руки перед собой образуют круг.)

Без меня в кастрюле пусто   (Наклонили голову – «заглядываем в кастрюлю».)

Листья снимете с меня,         (Разводим руки в стороны.)

И останусь только я!

"Огород"

В огороде много гряд,          (Сжимают и разжимают пальцы.)

Тут и репа, и салат,               (Загибают пальцы поочерёдно.)

Тут и свёкла, и горох,

А картофель разве плох?

Наш зелёный огород             (Хлопают в ладоши.)

Нас прокормит целый год.

Домашние животные

 «Повстречались»

(На каждую фразу соединять одноимённые пальцы левой и правой рук по одному начиная с мизинца. На последнюю фразу показать «рога», одновременно выпрямив указательные пальцы и мизинцы)

Повстречались два котёнка: «Мяу – мяу».

Два щенка: «Ав – ав». Два жеребёнка: «И-го-го»

Два телёнка, два быка: «Му-у». Смотри, какие рога!

«Петушок»

Наш красивый петушок (Обе руки сжаты в кулачки)

Кверху поднял гребешок. (Разжать ладони)

Крылышками машет. (Кистями помахать в воздухе)

На лужайке пляшет.

Крошки хлебные клюёт. (Указательными пальцами постучать по столу)

Пёстрых курочек зовёт. (Кистями рук сделать манящие движения)

 "Перелетные птицы"

Птички

Десять  птичек стайка.
Пой-ка, подпевай-ка:
(Хлопаем в ладоши)
Десять птичек – стайка.
(Растопыриваем пальцы на обеих руках)
Эта птичка – соловей,
(Поочередно загибаем пальчики на
правой руке начиная с большого пальца)
Эта птичка – воробей.
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка,
(Поочередно загибаем пальчики на левой руке
начиная с большого пальца)
Серенькое перышко.
Эта – зяблик.
Эта – стриж.
Эта – развеселый чиж.
Ну, а эта – злой орлан.
(Поднимаем обе руки вверх, пальцы в виде когтей).
Птички, птички – по домам!
(Машем ручками, как крылышками, объединяем руки над головой)
.

 Птички
Птички прилетали,
(Большие пальцы цепляем,
как крючки друг за друга,
остальными машем, как крыльями)
Крыльями махали
Сели, посидели
(Кисти рук собираем в кулачки и
фалангами вниз кладем на стол)
Дальше полетели
(Большие пальцы цепляем,
как крючки друг за друга,
остальными машем, как крыльями).

Мой дом, моя квартира.

«Сколько в доме этажей?»  

Этот дом – одноэтажный.              (Разгибают пальцы из кулака, начиная с мизинца.)

Этот дом – он двухэтажный.

А вот этот – трёхэтажный.

Этот дом – он самый важный:

Он у нас пятиэтажный.

         «В домике»

Стол стоит на толстой ножке, (Собрать из пальчиков «стол»)

Рядом стульчик у окошка, («Стул»)

Два бочонка под столом. (Обеими руками сделать «бочонки»)

Вот такой я видел дом! (Ладонями сделать «дом»)

Осенины

«Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять, (загибают пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки)

Листья берёзы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины, (загибают пальчики, начиная с большого)

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём. («Шагают» по столу средними и указательными пальчиками)

«Осенью»

Ветры яблони качают.

(Руки стоят на столе, опираясь на локти (стволы), пальцы разведены в стороны (кроны яблонь). Покачивать руками)

Листья с веток облетают.

(Кисти рук расслаблены, расположены параллельно столу. Плавными движениями из стороны в сторону медленно опускать кисти рук на поверхность стола (листья опадают).)

Листья падают в саду,

Их граблями я гребу.

Пальцы обеих рук подушечками опираются о поверхность стола (грабли). Приподнимая руки, поскрести пальцами по поверхности стола, изображая работу граблями.

Моя семья. Моя страна.

«Моя семья»

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папа,

Этот пальчик – мама,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

«Кто живет у нас в квартире?»

Раз-два-три-четыре. (Загибать пальчики.)

Кто живет у нас в квартире? (Хлопать в ладоши.)

Папа, мама, брат, сестренка, (Загибать пальчики.)

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щенок, сверчок и я –

Вот и вся моя семья! (Сжимать кулачки.)

Раз-два-три-четыре-пять. («Фонарики».)

Всех начну считать опять. (Хлопать в ладоши.)

В гостях у старого дуба (деревья, кустарники)

Березка
Падали листочки осенью с берёзки
(сжимаем кулачок).
Зимушка снежинки вешала на ветки
(смыкаем поочерёдно пальчики большой и указательный, большой и средний и т.д.).
А весною почки лопались на ветках
(хлопаем в ладоши).
Угощала соком белая берёзка
(ручки в горсть — «пьём»).
Летом зеленели листья на берёзе,
Укрывая деток от летнего зноя.
(закрывают ладонями голову) 

«Ходит осень в нашем парке»

Ходит осень в нашем парке, (пальчиками шагаем по столу)

Дарит осень всем подарки: (показываем две ладошки, сложенные вместе)

Бусы красные – рябине, (загибаем поочередно пальчики)

Фартук розовый – осине,

Зонтик желтый – тополям,

Фрукты осень дарит нам. (прикладываем обе ладошки к груди).

Дикие животные

Белка
Скачет белка-шалунишка,
(«бегают» пальчиками по столу)
Рвет с сосновых веток шишки.
(сжимают поочередно кулачки на правой и левой руках)
Лапками сжимает ловко
(сжимают одновременно кулачки на правой и левой руках)
И несет в свою кладовку.
(«бегают» пальчиками по столу) 

Ежик
Мы нашли колючий шарик,
Нам его не удержать.
Шарик крутится в ладошках,
Шарик хочет убежать.
(дети крутят между ладонями массажные мячи)
Шарик наш живой и теплый,
На кого же он похож?
(смотрят на мяч, держа его в ладонях)
Прыгнул шарик на дорожку —
Оказалось…это еж!
(дети опускают руки, мячи падают и катятся по полу) 

 

День матери

Наши мамы
Много мам на белом свете,
(разводят руки в разные стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи)
Всех их очень любят дети! Журналист и инженер,
(поочерёдно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке)
Повар, милиционер,
Швея, кондуктор и учитель,
Врач, парикмахер и строитель –
Мамы разные нужны,
(сжимают обе ладошки в «замочек»)
Мамы разные важны!
(разводят руки и поднимают ладошками вверх) 

«Моя семья»
Знаю я, что у меня (поднимают руку ладонью к себе
Дома дружная семья: и в соответствии с текстом
Это – мама, в определенной последовательности загибают пальцы:
Это – я, сначала безымянный, затем мизинец, указательный палец,
Это – бабушка моя, средний и большой)
Это – папа,
Это – дед.
И у нас разлада нет.
 

Здравствуй, зимушка зима

«Снежок»
Раз, два, три, четыре,                               
(загибать пальчики) 
Мы с тобой снежок слепили                   
(лепить, меняя положение ладоней) 
Круглый, крепкий, очень гладкий.        
(Показывают круг, гладят ладони друг о друга) 
Раз – подбросим,                                    
(«подбросить», посмотреть вверх) 
Два – поймаем.                                       
(«Ловят», приседают) 
Три – уроним                                        
(встают, «роняют») 
И … сломаем!                                         
(топают)

 

«Зима»

Раз, два, три, четыре, пять         (загибаем пальчики)
Мы во двор пошли гулять          
(указательным и средними пальчиками «идем» по столу)
Бабу снежную слепили               
(катаем ручками «комок»)
Птичек крошками кормили        
(«кормим птичек «)
С горки мы потом катались        
(ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись                
(кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли          
(отряхиваем ладошки)
Суп поели                                      
(«едим суп»), 
спать легли                                    
(ладошки под щечку).

В стране здоровья

«Фрукты»

Жёлтый-жёлтый наш лимон,  (Одноимённые пальцы соединяются подушечками – показываем лимон.)

Кислым соком брызжет он   (Пальцы резко разводим в стороны.)

В чай его, положим   (Соединяем большой, указательный и средний пальцы одной руки и

                                                        «опускаем лимон в чай».)

Вместе с жёлтой кожей     (Пальцы в том же положении, делаем вращательные движения –

                                                          «помешиваем чай»)

 «Фруктовая ладошка»

Этот пальчик – апельсин,     (Поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого)

Он, конечно, не один.

Этот пальчик – слива,

Вкусная, красивая.

Этот пальчик – абрикос,

Высоко на ветке рос.

Этот пальчик – груша,

Просит: «Ну-ка, скушай!»   (Показывают ладошками вокруг и на себя)

Этот пальчик – ананас,

Фрукт для вас и для нас.

Зимние забавы

Что зимой мы любим делать?      (Поочерёдно соединяют большой палец с остальными.)

В снежки играть,

На лыжах бегать,

На коньках по льду кататься,

Вниз с горы на санках мчаться.

«Лыжники»

Мы бежим с тобой на лыжах           (Дети «скользят»  шагают пальцами по столу «на лыжах»)

Снег холодный лыжи лижет             («Скользят», делая поочередно движения пальцами)

А потом – на коньках,                                 («бегут» на коньках)

Но упали мы. Ах!                                        

А потом снежки лепили,   (Показывают, как лепят снежки сверху то одна рука, то другая)       

А потом снежки катили,                                 (катят воображаемый комок)

А потом без сил упали                                  («кидают друг в друга»)

И домой побежали                                          

Здравствуй, здравствуй, елка

«Новый год у ворот»

(Поднимают руки вверх «к макушке елки» и, опуская вниз, разводят в стороны.

Поочередно соединяют большой палец с остальными.

«Фонарики»)

Праздник приближается,

Елка наряжается.

Мы развешали игрушки:

Бусы, шарики, хлопушки.

А здесь фонарики висят,

Блеском радуют ребят.

«Ёлочка»

Перед нами ёлочка (пальцы рук переплетены, из больших пальцев – верхушка «ёлочки»)

Шишечки, иголочки. (Кулачки; указательные пальчики выставлены)

Шарики, фонарики, («шарики» из пальцев вверх, вниз)

Зайчики и свечки, («ушки» из указательного и среднего пальцев; обе ладони сложены, пальцы сжаты)

Звёзды, человечки. (Ладони сложены, пальцы расправлены; средний и указательный пальцы стоят на столе)

Новогодние каникулы

«Подарки»

Дед Мороз принёс подарки: (шагают пальчиками по столу)

Буквари, альбомы, марки,

Кукол, мишек и машины,

Попугая и пингвина,

Шоколадок полмешка

И пушистого щенка! (на каждое название подарка загибают по одному пальчику сначала на правой, потом на левой руке)

«Здравствуй, Дедушка Мороз!»

- Здравствуй, Дедушка Мороз!   (Ладонь поглаживает подбородок – «бороду» Деда Мороза.)

Что в подарок нам принёс?         (Руки вперёд ладонями вверх.)

- Громкие хлопушки,                   (Хлопнуть в ладоши.)

Сладости, игрушки.                     (Вертим кистями.)

Покормите птиц зимой (зимующие птицы)

Птичья кормушка

Мы повесили кормушки,

В них насыпали зерно.

Для голодных птиц зимою

Очень вкусное оно.

Прилетайте к нам, синицы,

Голубь, клест и воробей!

И, конечно, ждем мы в гости

Красногрудых снегирей.

Дети имитируют движения.

Имитируют движения.

Загибают по очереди пальцы, перечисляя птиц.

Я зимой кормлю всех птиц

Я зимой кормлю всех птиц –

Голубей, ворон, синиц,

Воробьев и снегирей –

Вот кормушка у дверей.

Дам им булки, пшенной каши,

Дам им зерна, семена.

А синице дам я сало,

Пусть клюет его она.

Дети загибают или разгибают пальцы на руке, перечисляя птиц.

Показывают одной рукой на кормушку.

Загибают или разгибают пальцы на руке, перечисляя корм.

Собранными в щепотку пальцами рук имитируют движения.

Путешествие в мир профессий

«Пекарь»

Пекарь, пекарь, из муки

Испеки нам колобки.                                        (Выполняем круговые движения ладонями)

Да сушки — Ванюшке,                                    (Имитируем скатывание колобка)

Да баранки – Танюшке,                              (Поочередно соединяем большие пальцы)

Да бублики – Мишке,                      (обеих рук с остальными пальцами – упражнение «колечки»)

Да калачи – Маришке.                                 

          «Портнихи»

 (Раскрыть обе ладони и поочередно продевать пальцы одной руки между пальцами другой.)

Тетушки-ежихи –

Классные портнихи!

Могут все на свете сшить

И на память подарить.

Зимний город (среда – День освобождения Воронежа)

«Снеговик»

Давай, дружок, смелей, дружок, (Изобразить, будто катим перед собой снежный ком.)

Кати по снегу свой снежок. («Рисовать» руками снеговика из трех комков.)

Он превратится в снежный ком, («Рисовать» руками большой круг.)

И станет ком снеговиком. (Широко улыбнуться.)

Его улыбка так светла! (Показать глаза, правой ладошкой дотронуться до носа, прикрыть голову.)

Два глаза, шляпа, нос, метла.

Но солнце припечет слегка - (Поднять руки вверх; прижать основания ладошек, раскрыть пальцы в стороны.)

Увы! – и нет снеговика. (Развести руки, пожать плечами.)

«Зимние забавы»

Лепим мы из снега ком,     (Дети сжимают и разжимают кисти рук)

Из комочков слепим дом. (Соединяют кончики пальцев рук, слегка разводят ладони в стороны)

Звери будут в доме жить, (Хлопают в ладоши)

Веселиться и дружить,

Транспорт

«Транспорт»

Автобус, троллейбус, машина, трамвай («Пересчет» пальчиков)

О них ты на улице не забывай.      

В морях – корабли, ледоколы, суда,

Они очень редко заходят сюда.

(Соединение всех пальцев с большим по очереди, начиная с указательного)

«Машины»

По шоссе идут машины,       (Крутим воображаемый руль.)

По асфальту едут шины.      (Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу.)

По дороге не беги,                   (Погрозили пальцем.)

Я скажу тебе: «Би-би».          (Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим».)

Неделя деткой книги

«Сказки»

(Разжимают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.

Сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого пальца)

Раз, два, три, четыре, пять –

Любим сказки мы читать.

Царевна-Лягушка, Конек-Горбунок,

Мышка-норушка и Колобок.

Курочку Рябу назвать еще надо –

Героев из сказок вспомнить мы рады!

«Сказки»

(Вытягивают руки вперед, играя пальчиками. Поочередно касаются большим пальцем остальных, начиная с указательного)

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть:

Эта сказка – «Теремок».

Эта сказка – «Колобок».

Эта сказка – «Репка»:

Про внучку, бабку, дедку.

«Волк и семеро козлят» —

Этим сказкам каждый рад!

День защитника Отечества

«Мы солдаты»

Мы солдаты, мы солдаты, (Шагаем пальцами по коленям (столу).

Бодрым шагом мы идем.

В нашу армию, ребята,

Просто так не попадешь. (Грозим указательным пальцем)

Нужно быть умелыми, (Сжимаем-разжимаем пальцы)

Сильными и смелыми. (Показываем силу рук)

«Солдатики»

Аты — баты, аты — баты! на войну идут солдаты.

(Указательный и средний пальцы обеих рук «маршируют на столе», изображая солдат (остальные пальцы прижаты к ладони).

Знамя красное несут,

(Руки поднять вверх, пальцы выпрямить, прижать друг к другу, затем согнуть руки в локтях (знамя))

Пушки грозные везут

 (Кулаки обеих рук лежат на столе. Выпрямленные указательные пальцы изображают стволы пушек)

Неделя безопасности

«Светофор»

Красный он один такой: (Погрозили пальцем.)

Не иди, а просто стой! 

Желтый – все еще стоим (Показали ладонь перед собой)

И внимательно следим

А зеленый подмигнет – (Подмигнуть и пальчиками «шагаем».)

И свободен переход.

«Дорожных правил очень много»

Дорожных правил очень много.                  («грозят» пальчиками)

Раз - Внимание дорога!                              (загибают поочередно пальцы)

Два - сигналы светофора,

Три – смотри дорожный знак,

А четыре – «переход».

Правила все надо знать                              (хлопки руками)

И всегда их выполнять.                              (показывают «класс!» большим пальцем)

Народная игрушка

«Мы веселые матрешки»

Мы веселые матрешки,           (Хлопают в ладоши)

На ногах у нас сапожки,         (Указательным и средним пальцами идут по полу)

В сарафанах наших пестрых   (Соединяют ладошки вместе)

Мы похожи словно сестры.    (Руки в замок)

«Матрешки»

Мы веселые матрешки,

Ладушки, ладушки.

Хороши у нас одежки,

Ладушки, ладушки.

Кружимся мы и танцуем,

Ладушки, ладушки.

Хоровод водить мы будем,

Ладушки, ладушки.

(Дети выполняют движения по тексту) 

Мама, мамочка, мамуля, ты такая красотуля

«Оладушки у бабушки»

Как вчера у бабушки (Положить кисти обеих рук на стол ладонями вниз и одновременно перевернуть их на тыльную сторону.)

Мы пекли оладушки.

Раз-два, румяные! (Ладонью гладить тыльную сторону другой руки, затем поменять руки.)

Раз-два, горячие!

Раз-два, их жарили! (Повторить первое движение.)

Три – поворачивали!

Вкусные оладушки (Повторить второе движение.)

Ели мы у бабушки!

«Маму я свою люблю»

Маму я свою люблю, я всегда ей помогу:                          (Сжать руки на груди)

Я стираю,                                                                     (Потереть кулачок о кулачок)

Полоскаю,                                                                 (Кулачки сжимать-разжимать)

Воду с ручек отряхаю,                                              (Стряхиваем воду с пальчиков)

Пол я чисто подмету                                                  (Погладить одну ладошку другой)

И дрова ей наколю.                            (Постучать кулачком по ладони свободной руки)

Маме надо отдыхать,

Маме хочется поспать.                      (Сложить ладошки вместе и положить под щечку)

Я на цыпочках хожу,   (указательный и средний пальцы ходят по ладони свободной руки)

И ни разу, и ни разу я словечка не скажу.                     (Указательный палец к губам)

Весна – красна в гости к нам пришла

«Весна»

Вот уж две недели       (Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе)

Капают капели.

Снег на солнце тает     (Руки ладонями вниз разведены в стороны)

И ручьём стекает.        (Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону)

«Подснежник»

К нам Весна лишь заглянула     (Протягивают руки вперед)

В снег ладошку окунула            (Руки внизу, перпендикулярно корпусу)

И расцвел там нежный,              (Руки соединяют в бутон на уровне глаз)

Маленький подснежник             (Медленно раздвигают пальцы («цветок раскрылся»)

Вода – источник жизни

«Водичка»

Водичка, водичка, (Выполнять ладонью круговые движения перед лицом, как будто умывается.)

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели, (Погладить глазки руками от внутреннего края к наружному, как будто моем.)

Чтобы щечки краснели, (Круговыми движениями погладить щечки.)

Чтоб смеялся роток, (Улыбнуться.)

Чтоб кусался зубок! (Показать зубки.)

«Рыбка»

Рыбка плавает в водице, (Сложенными вместе ладонями изобразить, как плывет рыбка.)

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка, озорница, (Погрозить пальчиком.)

Мы хотим тебя поймать.

Рыбка спинку изогнула, (Медленно сближать ладони и хлопать. Пальчиками шевелить – «ротик у рыбки».

Крошку хлебную взяла,

Рыбка хвостиком махнула, (Сложить ладошки, наклонять пальцы в стороны.)

Рыбка быстро уплыла. (Снова «плыть».)

Идем в театр. Международный день детской книги

«Колобок»

Я Колобок, Колобок! (Выполнять движения, как будто катаем колобок.)

По амбару метен, (Имитировать подметание.)

По сусекам скребен, (Поскрести пальцами рук по столу.)

На сметане мешен, (Выполнять движения, как будто замешиваем тесто.)

В печку сажен, (Имитировать действия по тексту.)

На окошке стужен.

Я от дедушки ушел, (Изобразить дедушку.)

Я от бабушки ушел, (Изобразить бабушку.)

Я от зайца ушел... (Загибать пальчики.)

Покатился Колобок дальше – только его и видели.

«Репка»

Тянут, тянут бабка с дедкой,                     (Дети вытягивают большие пальцы)

Из земли большую репку.                         (Указательные)

К ним пришла тут внучка,                        (Средние)

Подбежала Жучка,                                     (Безымянные)

Кошка тоже потянула.                               (Мизинцы)

Хоть держалась крепко,                            (Берут репку)

Вытянута репка!                                        (Поднимают руки вместе с репкой)

День смеха

"Цирк"

На арене цирка - вышка.

(Поднять руки вверх)

А на вышке – две мартышки

 (сложить руки в кулачки)

И они взлетают ловко,                      

Верх под купол – на веревке.

Вниз скользят, как акробаты,

Очень ловкие ребята.

(имитировать движения рук по веревке вверх,  затем вниз)

"Клоунята"

Мы сегодня не расскажем    (машут отрицательно указательным пальцем)

А гостям всем цирк покажем   (раскрыли ладошки)

Превратились из ребят   (руки к себе)

Мы в веселых клоунят.   (руки над головой – колпачек)

Развеселые ладошки   (показать ладони)

У веселых клоунят.   (машут в разные стороны ладошками)

Притаились пальцы – крошки.   (соединить пальцы)

Пальцы дружно разбежались.   (раскрыть ладони)

В кулачки потом собрались.   (сжать кулаки)

Развеселые ребята   (показать на себя)

Станут мячики кидать,   (попеременные взмахи кистями рук)

Клоунята, клоунята   (руки над головой- колпачек)

Станут в мячики играть.   (попеременные взмахи кистями рук)

Этот загадочный космос понедельник (День космонавтики)

"Космос"

Раз, два, три, четыре, пять –

(По одному загибают пальчики на обеих руках.)
В космос полетел отряд.

(Соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх.)
Командир в бинокль глядит,

(Пальца обеих рук соединяются с большими, образуя «бинокль».)
Что он видит впереди?
Солнце, планеты, спутники, кометы,

(Загибают пальчики обеих рук)
Большую желтую луну. 

"Комета"

В космосе сквозь толщу лет (Сжимают и разжимают пальцы рук.) 
Ледяной летит объект. (Поднимают сжатый кулак, наклоняют вправо-влево.) 
Хвост его-полоска света, (К кулаку присоединяют раскрытые пальцы второй руки-«хвост») 
А зовут объект комета. (Сжимают и разжимают пальцы рук.) 
«Красота нашего города, страны»

Планету Земля сохранить мы должны (22 апреля – День Земли)

«Моя земля»

Как велика моя земля ( сжимают и разжимают пальцы) 

Как широки просторы!Озера, реки и поля, леса, степь ( загибаем пальцы на обеих руках начиная с больших) и горы (делаем из рук «горы» над головой).

«По родному краю»

По родному краю

Дружно мы шагаем (марш на месте)

Справа от нас- зеленый луг. (поворот)

В таком лесу полно чудес.

Белка с ветки на ветку скок. (прыжки)

Филин крыльями машет. Ух!

Аж захватывает дух! (махи руками)

Солнце над березами светит нам. (повороты головы)

Мы рады ягодам, грибам. (наклоны)

В мире насекомых

«Божьи коровки»

Божья коровка (дети машут руками)

Черная головка. (За голову хватаются) 

Улети на небо, (руки поднимают высоко)

Принеси нам хлеба. (Руки вперед)

Черного и белого (две ладошки в одну сторону, и в другую)

Только не горелого. (Пальчиком грозят)

«Насекомые»
Раз, два, три, четыре, пять (Сжимать - разжимать пальцы в кулак)
Насекомых надо знать:
(Последовательно соединять пальцы обеих рук с большими)
Муха, бабочка, пчела,
Муравей, комар, оса,
Шмель, кузнечик и сверчок…
(Поочередно загибать пальцы рук, начиная с большого пальца правой руки)
И у каждого шесть ног! (Поднять правую руку раскрытой ладошкой вверх, а левую сжать в кулачок, подняв верх большой палец – показать шесть пальцев)

Спасибо деду за победу

«Солдаты»

Мы солдаты, мы солдаты, бодрым шагом мы идем.

(Пальцы бодро «Маршируют» по столу.)

В нашу армию, ребята, просто так не попадешь. 

(Пальцы сжаты в кулак, указательный вверх и покачивается влево-вправо.)

Нужно быть умелыми, сильными и смелыми,

(Ладонь вверх, пальцы растопырены, сжимаются и разжимаются.)

«День победы»

Сегодня праздник всех отцов (Сжимаем-разжимаем пальцы)

Всех сыновей, всех кто готов, (Хлопаем в ладоши)

Свой дом и маму защитить, (Крыша над головой)

Всех нас от бед от отгородить. (Сжимаем-разжимаем пальцы)

Хочу все знать

«У кого какая шубка»

Шуба серая у волка, (Поочередно загибают пальцы, перечисляя диких животных и цвета их «шуб»).

Шуба ежика в иголках,

Шуба рыжая лисы –

Удивительной красы.

Шуба белая у зайца,

У медведя – бурая.

Не страшны ему дожди (Качают головой из стороны в сторону).

И погода хмурая.

«Быть здоровыми хотим»

(Движения по тексту)

Утром рано мы проснулись,

Сладко, сладко потянулись.

Глазки широко открыли,

Улыбнуться не забыли.

Носом воздух нюхать стали,

Губки маму целовали.

Ушки, верные друзья,

Слышат то, чего нельзя.

Шея правит с головой,

Поверти-ка ей, друг мой.

Кисти, локти, плечи – это руки, дети.

Вот колени, две ступни –

Это ноги – знаем мы.

Есть спина, и живот,

Только не наоборот.

В гостях у сказки

"Пальчики-сказки"

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть:

Три медведя, Теремок,

 Колобок- румяный бок!

Репку мы не забываем,

 Знаем Волка и козлят

- Этим сказкам каждый рад!

«Теремок»

Стоит в поле теремок, теремок. (руки поднять над головой. Кончики пальцев левой руки соединить с кончиками пальцев правой руки – это “крыша”)

Он не низок, не высок. (ладони сложить на уровне груди)

На двери висит замок, да замок. (Сцепляют пальцы рук «в замок» так сильно, чтобы пальцы покраснели)

Кто бы тот замок нам открыть помог(расцепить пальчики)

Прокатился год пестрым шариком

«Шарик».  

Все пальчики обеих рук – «в щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение.

Надуваем быстро шарик.

Он становится большой.

Вдруг шар лопнул, воздух вышел –

Стал он тонкий и худой.

Лето наступает
Вот и лето наступает
(последовательно соединять пальцы обеих рук с большими, начиная с мизинцев)
Всех на отдых приглашает
(соединять одноименные пальцы рук, начиная с больших)
Будем плавать, загорать
(круговые движения кистями, «солнце»)
И на даче отдыхать.
(делаем из ладошек «домик»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека. Пальчиковая гимнастика для детей старшей группы комбинированной направленности для детей с ОНР по лексическим темам.

Предлагаемая Вашему вниманию картотека комплексов пальчиковой гимнастики может быть использована  в старшей группе комбинированной направленности для детей с ОНР для развития речи, улучшения прои...

Картотека. Пальчиковая гимнастика для детей подготовительной к школе группы комбинированной направленности для детей с ОНР по лексическим темам.

Предлагаемая Вашему вниманию картотека комплексов пальчиковой гимнастики может быть использована  в подготовительной к школе группе комбинированной направленности для детей с ОНР для развития реч...

Картотека пальчиковой гимнастики в соответствии с темами недель.

Пальчиковая гимнастика в соответствии с темами недель...

Картотека пальчиковой гимнастики для детей 4-5 лет по тематическим неделям.

Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в  их единстве и взаимосвязи. Разучивание  текстов с использованием «пальчиковой&ra...

Картотека пальчиковой гимнастики для детей 4 – 5 лет по тематическим неделям

laquo;Детский сад»Наша группа. В нашей группе все друзья (ритмично стучат кулачками по столу)Самый младший – это я.Это Маша,Это Саша,Это Юра,Это Даша. (разжимают кулачки, начиная с мизинч...

Картотека. Пальчиковая гимнастика в соответствии с тематическим планированием

Пальчиковая гимнастика в соответствии с тематическим планированием...