Картотека пальчиковой гимнастики для детей 4-5 лет по тематическим неделям.
картотека по развитию речи (средняя группа)

Антонова Наталья Николаевна

Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в  их единстве и взаимосвязи. Разучивание  текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сентябрь   1   неделя

До свидания, лето красное!

        

«Дружба»        

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.           Пальцы рук соединяют в замок (несколько раз).

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять — Пальцы с мизинчика поочередно соединяют друг с другом

Начинаем мы считать.

Раз, два, три, четыре, пять —        

Мы закончили считать.       Руки вниз, встряхивают кистями        

«Что делать после дождика?»

Что делать после дождика?        (Соединяем по очереди все пальцы с большими)
По лужицам скакать!                 (Щёпоть одной руки приставляем в центр ладони другой)
Что делать после дождика?       (Соединяем все пальцы рук с большими)
Кораблики пускать!                    (
Рисуем обеими руками восьмёрку)
Что делать после дождика?         (
Соединяем все пальцы с большими)
На радуге кататься!          (
Руки перед грудью, кисти опущены вниз, каждая рука очерчивает дугу)
Что делать после дождика?   (
Соединяем все пальцы с большими)
Да просто улыбаться!              (Улыбаемся)

2 неделя

        До свидания, лето красное!

«Здравствуй!»

Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю -
Всех я вас приветствую! 

(пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками)

«Солнышко»

Солнышко, солнышко!                     Руки вверх

Погуляй у речки                                 Мах руками

Солнышко, солнышко!                    Руки вверх

Раскидай колечки.                            Выбрасываем пальчики

Мы колечки соберем,                      Собираем в ладошки

Золотёночки возьмем                      Катаем, хлопаем по коленкам.

Покатаем, поиграем,

И тебе назад вернем.                     Руки вверх

3 неделя

«Золотая осень»

«Золотая осень»

Если на деревьях листья пожелтели,                  (Сжимают и разжимают пальцы)

Если в край далекий птицы улетели,                (Машут кистями рук)

Если небо хмурится, если дождик льется,       (Закрывают ладонями глаза,

Это время года осенью зовется.                      открывают и поднимают руки вверх, вниз)

Дует, дует ветер,                                                 (Дуют на кисти рук.)

Дует, задувает,                                                  (Трясут кистями рук.)

Желтые листочки

С дерева срывает.                                         (Руки медленно опускаютсявниз.)

«Ходит осень в нашем парке»

Ходит осень в нашем парке,               (пальчиками шагаем по столу (коленям))

Дарит осень всем подарки:               (показываем две ладошки сложенные вместе)

Бусы красные – рябине,                     (загибаем поочередно пальчики)

Фартук розовый – осине,

Зонтик желтый – тополям,

Фрукты осень дарит нам.                   (прикладываем обе ладошки к груди)

4 неделя

«Золотая осень»

 «Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять.    (Загибают пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать.         (Сжимают и разжимают кулачки)

Листья березы,        

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем.

«Осень.»
Осень, осень, -                                    трем ладошки друг о друга
Приходи! –                                          по очереди сжимаем кулачки
Осень, осень, -                                    трем ладошки друг о друга
Погляди! –                                           положить ладошки на щеки
Листья желтые кружатся, -                движение ладонями сверху вниз
Тихо на землю ложатся. –                  поглаживаем коленки
Солнце нас уже не греет, -                 по очереди сжимаем кулачки
Ветер дует все сильнее, -                    разводим одновременно ручки в разные стороны
К югу полетели птицы, -                    скрестить ручки и пошевелить пальчиками
Дождик к нам в окно стучится. –      стучим пальчиками по ладошкам
Шапки, куртки надеваем –                делаем вид
И ботинки обуваем –                          постучать ногами
Знаем месяцы: -                                  похлопать ладошками по коленкам
Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. -      кулак, ребро, ладонь

Октябрь 1 неделя

«Что нам осень принесла»

«Дары осени»

Солнце, солнце, веселей,

Посвети, ещё погрей!                 (Сжать пальцы в кулак, разжать)

Дождик, дождик, не мешай       (Хлопки)

Собирать нам урожай:

Груши, яблоки в садах,             (При перечислении загибать по одному пальцу на левой

Помидоры на полях.                                           руке, а затем – на правой)

Свёклу, редьку и картошку.

И, конечно же, морковку.

Чтоб когда придет зима,

Были полны закрома.                (Сжать пальцы в кулак)

 «Ягоды»

По тропинке в лес пойдем.        (Два пальца левой руки – человечек – шагает по ладошке

Много ягод наберем.                  правой   руки.)

Земляничку и клубнику            (Щепотью левой руки «отщипываем» кончики пальцев правой И бруснику, и чернику.       по 2 раза.)

И калинку, и малинку —

Все положим мы в корзинку. (Сложенные в щепоть пальцы правой руки опускаем в корзинку    

                             – левую ладонь, согнутую «лодочкой».) Повторяем упражнение левой рукой.

2 неделя

«Улыбнитесь, наши бабушки и дедушки»

«Я и моя семья»

Знаю я, что у меня

Дома дружная семья:       (поднимают руку ладонью к себе и в соответствии с текстом   

Это – мама,                         в определенной последовательности загибают пальцы:

Это – я,                                сначала безымянный, затем мизинец, указательный палец, 

Это – бабушка моя,   средний и большой)

Это – папа,

Это – дед.

И у нас разлада нет.

3 неделя 

  «Что нам дарит лес»

«Ягоды»

Ягоды – это крыжовник,        (Указательным пальцем одной руки пересчитывают, сгибая,     черника, брусника,                                             на другой руке.)
Малина, клубника, шиповник,
Смородина и земляника.
Запомнил ягоды я наконец.
Что это значит?                      
 (Приподнимают плечи, удивляются.)
Я – молодец!                            
 (Большой палец вытягивают вперед.)

«Соберу грибы»

Я корзину в лес беру, там грибы я соберу.                         (Показывают удивление, разводят руки в
Удивляется мой друг: «Сколько здесь грибов вокруг!»    
 стороны.)
Подосиновик, масленок,                                                
   (Поочередно сгибают пальчики на обеих руках,

Подберезовик, опенок,                                                      начиная с мизинца правой руки.)
Боровик, лисичка, груздь -
Не играют в прятки пусть!
Рыжики, волнушки
Найду я на опушке.
Возвращаюсь я домой,
Все грибы несу с собой.
А мухомор не понесу. Пусть останется в лесу!
  (Большой палец левой руки отставляют, грозят ему.)

4 неделя

 «Транспортные средства»

 «Машина»

Би-би-би- гудит машина             (дети ритмично постукивают кулачком

Тук-тук-тук-                                  одной руки о ладонь другой)

Мотор стучит                              (ритмично хлопают руками)

-Едем, едем, едем, едем,-          (ритмично потопывают ногами)

он так громко говорит.        

Шины трутся о дорогу,             (потирают ладони)

Шу-шу-шу- они шуршат.         

Быстро крутятся колеса.

Та-та-та - вперед спешат

(делают ритмичную «вертушку» руками)

«Транспорт»

Раз, два, три, четыре, пять –                      (Сжимают и разжимают пальчики.)

Буду транспорт я считать. 

Автобус, лодка, и мопед,

Мотоцикл, велосипед,

Автомобиль и самолет,

Корабль, поезд, вертолет. (Поочередно сжимают пальчики обеих рук в кулачки, начиная с                                

                                             мизинца левой руки).

НОЯБРЬ 1 неделя

«Город, в котором я живу»

«Дом.»        
Я хочу построить дом,               Руки над головой «домиком».
Чтоб окошко было в нём,         Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в «окошко».
Чтоб у дома дверь была,          Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями. 
Рядом чтоб сосна росла.           Пальцы растопырены. Руки тянем вверх.
Чтоб вокруг забор стоял           Руки перед собой кольцом, пальцы соединены.
Пёс ворота охранял.                 Одна рука «пёс», мизинец отсоединить от других пальцев.
Солнце было,                            Скрестить кисти рук, пальцы растопырены.
Дождик шёл,                            «Стряхивающие» движения.
И тюльпан в саду расцвёл.       Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки смотрят вверх

«Дом»

На поляне дом стоит,         (Дом» изобразить двумя руками, крышу дома - пальцы левой                                      

                                            и    правой рук соприкасаются друг с другом.)

Ну а к дому путь закрыт.       (Правая и левая руки повернуты ладонями к себе, средние  

                              пальцы соприкасаются друг с другом, большие пальцы — вверх («ворота»).

Мы ворота открываем,               (Ладони разворачиваются параллельно друг другу)
В этот домик приглашаем.

2  неделя

«Город, в котором я живу»

«Новый дом»
Тук-тук-тук, тук-тук-тук!               Ударяют, чередуя, кулачком о кулачок.
Молоток бери, мой друг! 
Мы построим новый дом,              Ставят рядом ладошки «стены»
Есть окошко в доме том.                Складывают указательные пальцы «палочкой», остальные     

Есть ещё одно повыше,                    соединяют «крышей».
Есть труба вверху на крыше.           Мизинец отставляют в сторону – труба.
Дом готов, зовём гостей:                  Показывают оба указательных пальца
«Проходите поскорей!»                    Делают приглашающий жест рукой.

«Домик для зайчат.»
Стук, стук, постук,
раздается где-то стук.
Молоточки стучат, 
Строят домик для зайчат.                     (кулачками друг о друга стучим).
Вот с такою крышей                             (ладошки над головой).
Вот с такими стенами                           (ладошки около щечек).
Вот с такими окнами                             (ладошки перед лицом).
Вот с такою дверью                              (одна ладошка перед лицом.)
И вот с таким замком                            (сцепили ручки).
На двери висит замок.
Кто его открыть бы мог?
Повертели,покрутили, постучали,

И – открыли! (расцепили ручки)
        

3  неделя

«Поздняя осень»

«Поздняя осень»
Солнышко греет уже еле-еле;               Поочередно соединяют, начиная с больших,
Перелетные птицы на юг улетели;        пальцы обеих рук (на каждую примету).
Голы деревья, пустынны поля,
Первым снежком принакрылась земля.
Река покрывается льдом в ноябре -          
(Руки сжимают в «замок»).
Поздняя осень стоит на дворе.                 (Разводят руками перед собой.)

«Осень».
Ветер по лесу летал,                (Плавные, волнообразные движения ладонями)
Ветер листики считал:
Вот дубовый, 
Вот кленовый                             ( Загибать по одному пальчику)
Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку         ( Плавно опустить кисти рук вниз)        

4  неделя

«Мое счастливое детство»

«Дружба»

Дружат в нашей группе              пальцы рук соединяют  в замок        
Девочки и мальчики.                
(несколько раз) 
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять        
пальцы с мизинчика поочередно соединяют друг с другом
Начинаем мы считать.                    

 Раз, два, три, четыре, пять
Мы закончили считать              
(Руки вниз, встряхивают кистями) 

 «Здравствуй!»

Здравствуй, Солнце золотое!        Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с 
Здравствуй, небо голубое!           пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.

Здравствуй, вольный ветерок!        
Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю –

Всех я вас приветствую!

5  неделя

«Мы и наши мамы»

«Наши мамы»
Много мам на белом свете,      (Разводят руки в стороны, затем крепко обхватывают

Всех их очень любят дети!            себя за плечи.)
Журналист и инженер,             (Поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца,
Повар, милиционер,                         сначала на одной, затем на другой руке.)
Швея, кондуктор и учитель,
Врач, парикмахер и строитель -
Мамы разные нужны,
               (Сжимают обе ладошки в «замочек».)
Мамы разные важны!               (Разводят руки, поднимают ладошками вверх.)

 

«Мамочка»

Мамочка, мамочка               Поочерёдно загибаем пальчики правой руки, начиная с          Любимая моя                        большого, затем то же на левой руке.
Ведь ты знаешь, мамочка,

Как я люблю тебя.               Правую руку сжать в кулак, ладошкой левой крепко его  
                                                обхватить.

        Декабрь1 неделя

«Вот и Зимушка пришла»

« Круглый год»
Круглый год, круглый год!
  (Сжимают в кулачок пальцы правой руки и вращают большим
За зимой весна идет,            
пальцем.) Поочередно соединяют большой палец с остальными А за весною следом             (на каждое время года).
Торопится к нам лето.
И у кого не спросим -
Идет за летом осень.
А за осенью сама
Вновь идет, спешит зима.      
 Повторяют другой рукой.

«Зима»
Наши ручки замерзают.             Кулачки крепко прижать друг к другу
Поиграем – ка немножко           Разжать кулачки, хлопать в ладони.
Да похлопаем в ладошки.          Хлопать в ладоши
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп!
Пальчики, чтоб их согреть,      Прижать ладони друг к другу, тереть ладонь о ладонь.
Сильно надо растереть. Пальчики мы согреваем, Греем руки круговыми движениями,
Их сжимаем – разжимаем! сжимаем и разжимаем кулачки.

        

2неделя

«Вот и Зимушка пришла»

«Зимние забавы»

Лепим мы из снега ком, 
(Дети сжимают и разжимают кисти рук) 
Из комочков слепим дом. 
(Соединяют кончики пальцев рук, слегка разводят ладони в стороны) 
Звери будут в доме жить, 
(Хлопают в ладоши) 
Веселиться и дружить, 
Вместе домик сторожить
(Соединяют руки в «замок») 
Что зимой мы любим делать?
В снежки играть, на лыжах бегать,
     (Поочередно соединяют большой палец с остальными.)
На коньках по льду кататься,
Вниз с горы на санках мчаться.

Мороз
Ой, сердит мороз                      (качают головой, взявшись за нее руками)
Ветки снегом занес.                  (взмахивают кистями рук)
Хватает за нос.                           (хватают себя за нос)
Щиплет до слез                         (щиплют себя за щеки)
Ребятишки не пугаются           (грозят пальчиком)
И на лыжах                                («едут на лыжах»)
И на саночках катаются           («едут на санках»)
Над морозом сердитым потешаются.   (прыгают и одновременно хлопают в ладоши)

3 неделя 

«Сказочное волшебство»

«Белый пух»

Сыплет белый , снежный пух,              Плавно  опускаем кисти рук  сверху вниз  Устилает все вокруг.                                    Разводим руки в разные стороны         

Пух на шапках                                             Показываем на названные вещи,

Пух на шубках,                                            ( или поочередно загибаем пальцы)

Пух на бровках,        

Пух на губках.

Как щекотно — ух!                                       Щекочем себя и встряхиваемся

Кто  щекочет  —  пух!                                 Ладошки перед собой, дуем на них

«Дедушка Мороз»

Закрывайте двери,               Руки ставим ладонями к себе, переворачиваем  от себя

Закрывайте двери                                     Закрываем ладошками глаза

Закрывайте уши,                                       Закрываем ушки

Закрывайте нос.                                        Закрываем нос

Ходит, бродит по дорогам                       Ходим указательным и средним пальцами

Старый дедушка Мороз!                          Изображаем бороду, усы

 Щиплет уши, щиплет нос,                      Щипаем названные части тела

 Щиплет щёчки дед Мороз

4 неделя

«Здравствуй, Новый год!»

«Елочка»
Ждут красавицу колючую                «Рисуют» руками елочку.
В каждом доме в декабре.                 Делают ладошками «дом».
На ветвях зажгут фонарики,             Показывают «фонарики».
Искры брызнут в серебре.                 Руки над головой, пальцы оттопырены.
Сразу станет в доме празднично,      Берутся за руки и становятся в хоровод.
Закружится хоровод.
Дед Мороз спешит с подарками,       Идут по кругу с воображаемым. мешком за плечами.
Наступает Новый год

«Новый год»
Наступает Новый год!             (Хлопаем в ладоши)
Дети водят хоровод.                (Кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты, кисти вращаем  

                                                                  внутрь-наружу)

Висят на елке шарики,           (Поочередно соединяем пальцы на двух руках, образуя шар)
Светятся фонарики.                (Фонарики)
Вот сверкают льдинки,         (Сжимать и резко разжимать кулаки поочередно)
Кружатся снежинки.              (Легко и плавно двигать кистями)
В гости Дед Мороз идет,       (Пальцы шагают по коленям или по полу)
Всем подарки он несет.          (Трем друг об друга ладони)
Чтоб подарки посчитать,       (Хлопаем по коленям или по полу, одна рука - ладонью,  

                                                  другая - кулаком, затем меняем)

Будем пальцы загибать:        (по очереди массажируем каждый палец)
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10.
              5 неделя  «Здравствуй, Новый год!»

«Новый год»

Перед нами ёлочка:      Показывают «ёлочку»: руки, согнутые в локтях, перед собой; пальцы  

                                   рук переплетены, большие пальцы, поднятые вверх, - верхушка «ёлочки».
Шишечки, иголочки,       Показывают «шишечки» - сжатые кулачки и «иголочки» -

                                      растопыренные пальцы.
Шарики, фонарики,           Показывают «шарики»: ладошка – «полуковшик» со слегка  

                      раздвинутыми пальцами обращена вверх; «фонарики»:

                                        так же сложенные ладошки обращены вниз.
Зайчики и свечки,         Показывают «зайчиков» - кулачки с поднятыми указательным и средним пальцами; «свечки» - сложенные ладони со сведёнными пальцами.
Звёзды, человечки.        Показывают «звёзды» - сложенные ладошки с растопыренными пальцами; «человечков» - положение «ушки» вниз

«На ёлке»
Мы на елке веселились,             Ритмичные хлопки в ладоши
И плясали, и резвились.             Удары кулачками.
После добрый Дед Мороз          «шагают» средним и указательным пальчиками по столу.
Нам подарки преподнес.            «рисуют» руками большой круг.
Дал большущие пакеты,
В них же вкусные предметы:     Ритмичные хлопки в ладоши
Конфеты в бумажках синих,      Загибают пальчики, начиная с большого
Орешки рядом с ними, 
Груша, яблоко,

Один золотистый мандарин.

 

Январь 2 неделя

«Неделя вежливых слов»

«Вежливые слова»        

Раз-два, раз-два                         (Соединить пальцы в замок)
Вспомним добрые слова         (Потереть ладонь о ладонь)
Здравствуйте!                            (Помахать пальцами)
Простите!                (Попеременно обхватить пальчики одной руки паль цами другой руки)
До свиданья!           (Развести руки с растопыренными пальцами в стороны)
Извините!               (Вращение большими пальцами, остальные соединены в замок)
Когда надо их сказать? 
Как конфуза избежать? 

 

«Неделя доброты»

Если пальчики грустят –
Доброты они хотят.                              
пальцы плотно прижимаем к ладони
Если пальчики заплачут – 
Их обидел кто-то значит.                    
трясем кистями
Наши пальцы пожалеем – 
Добротой своей согреем.                    
«моем» руки, дышим на них
К себе ладошки мы прижмем,             поочередно, 1 вверху, 1 внизу
Гладить ласково начнем.                     гладим ладонь другой ладонью
Пусть обнимутся ладошки,
Поиграют пусть немножко.            
скрестить пальцы, ладони прижать,  пальцы двух рук

                                                            быстро легко стучат
Каждый пальчик нужно взять
И покрепче обнимать.                      
каждый палец зажимаем в кулачке

В гости к пальчику большому
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний, 
Безымянный и последний. 
Сам мизинчик-малышок, 
Постучался на порог. 
Вместе пальчики-друзья, 
Друг без друга им нельзя.

3 неделя «Мебель»

«Много мебели в квартире»

Раз, два, три, четыре,                      Ритмично сжимают и разжимают

Много мебели в квартире              кулачки.                                                      

В шкаф повесим мы рубашку,      Загибают пальчики, начиная с больших,

А в буфет поставим чашку.           на каждое название мебели.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом.

Чай с вареньем дружно пили.         Ритмично попеременно хлопают в ладоши  

Много мебели в квартире!              и стучат кулачком о кулачок.

«Мебель я начну считать»

Мебель я начну считать:                           Дети делают ритмичные хлопки.

Кресло, стол, диван, кровать,                   На каждую строчку пальчики  

                                                                     «здороваются».

Полка, тумбочка, буфет,

Шкаф, комод и табурет.

Много мебели назвал —                          Показывают десять пальцев.

Десять пальчиков зажал.                            Сжимают пальцы в кулак

4 неделя

«Зима в нашем городе»

«Постовой»
Постовой стоит упрямый           (пальчики «шагают» по ладошке)
Людям машет: Не ходи!             («грозят» пальчиками)
Здесь машины едут прямо         (руки перед собой, изображают руль)
Пешеход, ты погоди!                  («грозят» пальчиками)
Посмотрите: улыбнулся             (хлопают в ладоши)
Приглашает нас идти                  (пальчики «шагают» по ладошке)
Вы, машины, не спешите           (хлопки руками)
Пешеходов пропустите!             (прыжки на месте)


«Дорожных правил очень много».
Дорожных правил очень много.     («грозят» пальчиками)
Раз - Внимание дорога!                   (загибают поочередно пальцы)
Два - сигналы светофора,
Три – смотри дорожный знак,
А четыре – «переход».
Правила все надо знать                    (хлопки руками)
И всегда их выполнять.                 (показывают «класс!» большим пальцем)

Февраль1неделя «Дуют ветры в феврале»

«Кормушка»
Сколько птиц к кормушке нашей     (Ритмично сжимают и разжимают кулачки.)
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, 
Воробей,                                          (На каждое название птицы загибают по одному пальчику.) 
Шесть щеглов и голубей, 
Дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек.                (Опять сжимают и разжимают кулачки.)

«Покормите птиц зимой!»
Покормите птиц зимой!                      (Изображают как сыплют крошки)
Пусть со всех концов                          (Разводят руки в стороны)
К нам слетятся, как домой    (Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями)
Стайки на крыльцо.                             (Кончики пальцев соединяют изображая крышу дома)
Сколько гибнет их – не счесть            (Держатся за голову и качают ей)
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть                  (Прижимают руки к сердечку)
И для птиц тепло.                                 (Обнимают и гладят себя)
Приучите птиц в мороз                         (Изображают как сыплют крошки)
К своему окну,                                      (Соединяют руки кольцом, над головой)
Чтоб без песен не пришлось               (Пальцы щепоткой «открывают и закрывают клюв»)
Нам встречать весну.

2 неделя «Нянюшкины сказки»

«В гостях у сказки»
Раз, два, три, четыре, пять -                    (Разжимают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.)
Любим сказки мы читать.
Царевна-Лягушка, Конек-Горбунок,

 Мышка-норушка и Колобок.                  (Сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого                                      
Курочку Рябу назвать еще надо -                  пальца.)
Героев из сказок вспомнить мы рады!

«Сказки»
Будем пальчики считать,               (Вытягивают руки вперед, играя пальчиками.)
Будем сказки называть:
Эта сказка – «Теремок».                (Поочередно касаются большим пальцем остальных,
Эта сказка – «Колобок».                начиная с указательного.)
Эта сказка – «Репка»:
Про внучку, бабку, дедку.
«Волк и семеро козлят» -
Этим сказкам каждый рад!
«Репка»
Тянут, тянут бабка с дедкой,                Дети вытягивают большие пальцы.
Из земли большую репку.                     Указательные.
К ним пришла тут внучка,                    Средние.
Подбежала Жучка,                                 Безымянные.
Кошка тоже потянула.                           Мизинцы.
Хоть держалась крепко,                      Берут репку.
Вытянута репка!                                  Поднимают руки вместе с репкой.

3 неделя  «Веселая Масленица»

«Масленица»
Положи блинок в ладошку:               Прочертить пальцем круг на ладошке.

Угости мурлыку- кошку,                    На с следующие пять строчек загибать пальцы
Угости щенка Трезорку,                     приговариванием соответствующих слов.
Потом мальчика Егорку,
Дай блиночек мамочке,
Дай блиночек папочке.
«На блины»

Стала Маша Гостей созывать:            Хлопки в ладоши на каждое слово.

 И Иван приди,                    Подушечка полусогнутого указательного пальца одной руки мягко            

                                               покачивает подушечку большого пальца другой руки.

И Степан приди,                  Подушечка указательного пальца правой руки покачивает      

                        указательный палец левой руки  

Да и Андрей приди,             Аналогично покачивается средний палец левой руки.

Да и Матвей приди,             Покачиваем безымянный палец левой руки.

 А Митрошечка:                   Указательный палец правой руки покачивает мизинец левой на  

                                                каждое слово (четыре раза).

— Ну, пожалуйста!

 Стала Маша Гостей угощать:                        Хлопки в ладоши.

— И Ивану блин, И Степану блин,

Да и Андрею блин, Да и Матвею блин,        Одна рука ладонью вверх. Большой палец другой  

             руки нажимает на подушечки каждого пальца раскрытой ладони, начиная с большого.

А Митрошечке – Мятный пряничек!            Большой палец правой руки нажимает на

                                                              подушечку мизинца левой на каждое слово (четыре раза).

Стала Маша Гостей провожать:                    Хлопки в ладоши.

— Прощевай, Иван! Прощевай, Степан!

Прощевай, Андрей! Прощевай, Матвей!       Пальцы правой руки загибают пальцы па левой

                                                                                     ладони, начиная с большого.

А ты, Митрошечка, моя крошечка,                Большой, указательный и средний пальцы

Да ты побудь со мной еще немножечко.       правой руки ласково поглаживают мизинец левой руки сверху вниз. 

4 неделя    «Я - будущий солдат»

«Сегодня праздник всех отцов»
Сегодня праздник всех отцов,                              Сжимают и разжимают пальцы
Всех сыновей, всех кто готов,                             Хлопают в ладоши
Свой дом и маму защитить,                                 Из ладошек делают «домик», руки прикладывают к сердцу
Всех нас от бед отгородить!                                Сжимают и разжимают пальцы
«Аты — баты»

Аты — баты, аты — баты!                        (поочерёдно «шагают» указательным
На парад идут солдаты!                              и средним пальцами правой и левой руки) 
Вот идут танкисты, 
Потом артиллеристы, 
А потом пехота –
Рота за ротой.

«Пограничник».
Пограничником я буду,              Сжимать и разжимать пальцы в кулаки одновременно на обеих руках.
Чтоб границы защищать,                   Соединять одноименные пальцы обеих рук, начиная с больших.
И страна могла спокойно                   Разъединять одноименные пальцы, начиная с мизинцев.
Крепким сном ночами спать.             Соединять все пальцы обеих рук по очереди с большим.

Март 1неделя «Кис – кис - мяу»

Домашние животные
Довольна корова своими телятами,
Овечка довольна своими ягнятами,
Кошка довольна своими котятами,
Кем же довольна свинья? Поросятами!
Довольна коза своими козлятами,
А я довольна своими ребятами!
Домашние птицы
Есть у курицы цыпленок,
У гусыни есть гусенок,
У индюшки – индюшонок,
А у утки есть утенок.
(Большим пальцем поочередно касаются остальных, начиная с мизинца.)
У каждой мамы малыши
Все красивы, хороши!
(Показывают пальчики, играя ими.)

«Домашние животные»

Кто в деревне живет?

Лежебока рыжий котенок,

Маленький теленок

Желтенький цыпленок,

Белая овечка,

Мышка по крылечком.

Раз, два, три, четыре, пять, их не трудно сосчитать.

2 неделя «Мамочка милая, мама моя, бабушка милая, тоже моя»»

«Маме помогаем»

Дружно маме помогаем –
Пыль повсюду вытираем.                          Движения по тексту
Мы белье теперь стираем
Полощем, отжимаем.
Подметаем все кругом – 
И бегом за молоком.
Маму вечером встречаем, 
Двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем. 

«Вгости к бабушке-на оладушки»
Вкусные оладьи бабушка пекла,

Всех своих внучат обедать позвала:            (произвольные движения кистями рук)

Машу, Таню и Сережу,

Киру, Ваню и Антошу.                                  (загибаем пальчики)

Все за стол садятся дружно,                          (сжимаем кулачки)

Ведь давно обедать нужно!         (разжимаем кулачки, энергичные потряхивания кистями рук)

Оладушки вареньем смажем,                         (гладим одну ладошку другой)

Бабушке «спасибо» скажем!                          (сжимаем и разжимаем кулачки)

3 неделя

 «Мамочка милая, мама моя, бабушка милая, тоже моя»

«Моя семья»
Знаю я, что у меня                 (поднимают руку ладонью к себе
Дома дружная семья              и в соответствии с текстом в определенной
Это – мама,                             последовательности загибают пальцы:
Это – я,                                    сначала безымянный, затем мизинец, указательный палец,
Это – бабушка моя,                средний и большой)
Это – папа,
Это – дед.
И у нас разлада нет.

«Так мы маме помогали».

Раз, два, три, четыре                     (удар кулачками друг о друга)
Мы посуду перемыли:                  (одна ладонь скользит по другой по кругу)
Чайник, чашку, ковшик, ложку   (загибают пальчики по одному, начиная с большого)
И большую поварёшку.
Мы посуду перемыли,                   (одна ладонь скользит по другой по кругу)
Только чашку мы разбили,           (загибают пальчики по одному, начиная с большого)
Ковшик тоже развалился, 
Нос у чайника отбился. 
Ложку мы чуть-чуть сломали,
Так мы маме помогали.                 (удар кулачками друг о друга)

4 неделя «Весна - красна»

«Перелетные птицы»
Тили-тели, тили-тели -                 (Скрещивают большие пальцы, машут ладошками.)
С юга птицы прилетели!
Прилетел к нам скворушка -      (Поочередно сгибают пальцы на обеих руках,

Серенькое перышко.                   начиная с мизинца левой руки.)
Жаворонок, соловей
Торопились: кто скорей?
Цапля, лебедь, утка, стриж, аист, ласточка и чиж -
Все вернулись, прилетели,          (Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками.)
Песни звонкие запели!    (Указательным и большим пальцами делают клюв – «птицы поют»).

«Солнышко, солнышко»

Солнышко, солнышко                 (хлопают ладонями)

Золотое донышко,

Гори, гори ясно,                           (сгибают и разгибают ладони.)

Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей,                (показывают волну)

Прилетели сто грачей,                (машут руками)        

А сугробы тают, тают,                (опускают руки вниз)

А цветочки подрастают.             (поднимают руки вверх)

5 неделя

«Водичка, водичка умой мое личико»

«Весёлый человечек».
Я – веселый человечек,         Указательные и средние пальчики обеих рук «шагают» по столу.
Я гуляю и пою.
Я – веселый человечек,
Очень я играть люблю.

Разотру ладошки сильно,       Растирают ладони.        
Каждый пальчик покручу,
Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну.               Охватывают каждый палец у основания и вращательными        

                                                  движениями поднимаются до ногтевой фаланги.
Руки я затем помою,               Потирают ладони.
Пальчик к пальчику сложу,
На замочек их закрою
И тепло поберегу.                   Складывают пальцы в замок.

«Дружные пальчики».
Эти пальчики щипают,          Большим и указательным пальцем щипаем ладонь другой руки

Эти пальчики гуляют,            Указательный и средний "идут" по другой руке.
Эти - любят поболтать,      Средний и безымянный шевелятся, трутся друг об друга (шурша).
Эти - тихо подремать,            Безымянный и мизинец прижимаем к ладони.
А большой с мизинцем братцем
Могут чисто умываться.          Крутим большим пальцем вокруг мизинца.

«Умывание»        

Льётся чистая водица,               (Дети имитируют движения по тексту.)

Мы умеем чисто мыться.

Пасту для зубов берём,

Крепко щёткой зубы трём.

Моем шею, моем уши,

После вытремся посуше.

Апрель1неделя

«Книжная ярмарка»

«Книги»

 Много книжек есть на свете,             (Ладошки соединяют вместе «книжкой».Раскрывают
Читать их очень любят дети.              и закрывают «книгу».)
Если книги мы прочтем,
То узнаем обо всем:
Про моря и океаны,              (Поочередно соединяют одноименные пальцы обеих рук, Удивительные страны.        начиная с мизинцев.)
Про животных прочитаем
И про космос мы узнаем.

«Мартышки и книжки».
Две проказницы мартышки          (Выполнять движения, соответствующие тексту)
Полистать любили книжки.
Потрясти их, полизать
И как будто почитать.

Ловко принялись за дело
И очки они надели.                       (Показать руками «очки»)
К носу книжку поднесли,             (Две ладошки приблизить к лицу)
Вдруг подальше отвели
Ничего в очках не видно.              (Ладошки отдалить от лица)
И мартышкам так обидно!            (Вытираем щечки, «слезы»)

2 неделя  «Будущие космонавты»

«Будущие космонавты»        

Космонавтом хочешь стать?                     Выполнять движения по тексту.
Сильным быть и ловким?
Надо пару подобрать
И лицом друг к другу встать.

Если чистые ладошки – 
Значит можно начинать.        
Раз, два, три, четыре, пять -                      По одному загибают пальчики на обеих руках.
В космос полетел отряд.                           Соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх.
Командир в бинокль глядит,                    Пальца обеих рук соединяются с большими,

Что он видит впереди?                             образуя «бинокль».
Солнце, планеты, спутники, кометы,     Загибают пальчики обеих рук
Большую желтую луну. 

«Комета»

В космосе сквозь толщу лет                  (Сжимают и разжимают пальцы рук.) 
Ледяной летит объект.                           (Поднимают сжатый кулак, наклоняют вправо-влево.) 
Хвост его-полоска света,    (К кулаку присоединяют раскрытые пальцы второй руки-«хвост») 
А зовут объект комета.                           (Сжимают и разжимают пальцы рук.) 

        3 неделя

«Пасха»

«Пасха»

В лужах солнышко искрится,

Верба пухом зацвела,

«Живы, жить!» - щебечут птицы

И поют колокола.

На столе кулич душистый,

Горка крашеных яиц.

В этот праздник светлый, чистый

Не увидишь хмурых лиц.

«Поиграем с яичком»

Курочка пеструшка

Яичко принесла,

Всем ребяткам поиграть дала.

Мы с яичком поиграем,

Мы яичко покатаем.        

Вперед-назад, вперед-назад,

А теперь я покручу,

Всем яичко покажу.

Спрячу в ручки, покажу,

Покатаю, не разобью,

Деду с бабой подарю.

Поможем деду и бабе разложить яички в цветные корзиночки.

 

4 неделя

«Цветущая весна»

 «Весна»

Иди, весна, иди, красна,                («шагают» пальчиками обеих рук по столу или ладошке)
Принеси ржаной колосок, ,           (загибают по одному пальчику с мизинца)
Овсяный снопокЯблоки душистые,
Груши золотистые,
Большой урожай в наш край.

«Весна»
Вот уж две недели             Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе.
Капают капели.
Снег на солнце тает           Руки ладонями вниз разведены в стороны.
И ручьём стекает.              Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону.

        

Май 1неделя

«Цветущая весна»

«Цветок»        

Вырос высокий цветок на поляне,      Запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы
                                                                  слегка округлить.

Утром весенним раскрыл лепестки.      Развести пальцы рук.
Всем лепесткам красоту и питанье        Ритмично двигать пальцами вместе-врозь.
Дружно дают под землей корешки.       Ладони опустить вниз, тыльной стороной
                                                                  прижать друг к другу, пальцы развести.

«Солнечный зайчик»

Скачет зайчик по стене                (ритмично ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь)

И подмигивает мне.                     (зажмуривают один глаз)

Перепрыгнул на картинку,          (поочередно загибают пальцы на обеих руках

Прогулялся по ботинку,              одновременно ( на каждые две строчки)

Поплясал на потолке,

Притаился в уголке.

Вот он спрятался в кроватке.

Он со мной играет в прятки.        (прижимают ладони к лицу)

Раз, два, три, четыре, пять -    (сжимают — разжимают пальцы на обеих руках одновременно)

Кто пойдет его искать? (пожимают плечами, руки отведены в стороны, пальцы растопырены)

2 неделя  «День Победы»

 

«На параде».
Как солдаты на параде,                      Сжимаем, разжимаем кулачки.
Мы шагаем ряд за рядом, 
Левой — раз, левой — раз,            

Все захлопали в ладошки —              Хлопки в ладоши. 
Дружно, веселей!
Застучали наши ножки 
Громче и быстрей!

«Наши деды-славные победы»

Что такое день победы?                 (Рисуют вопрос пальчиками в воздухе.)

Это праздник!                                 (Вытягивают руки вперёд ладошками вверх.)

Ордена и награды боевые.             (Кулачки прижимают к груди.)

И салюты золотые,                   (Поднимают руки вверх, пальчики растопырив на обеих руках.)

И тюльпанчики цветные,               (Показывают руками бутон.)

И чистая земля.                          (Рисуют большой круг в воздухе).

3 неделя  «Наша дружная семья»

«Семья» 
Раз, два, три, четыре!                        (хлопают в ладоши)
Кто живет в моей квартире?
Раз, два, три, четыре, пять!               (хлопают в ладоши)
Всех могу пересчитать:
Папа, мама, брат, сестренка, кошка Мурка,         (поочередное поглаживание- массаж всех
Два котенка, мой щегол, сверчок и я                                     десяти пальцев).
Вот и вся моя семья!
«Дружная семья»
Этот пальчик – дедушка,                       (загибаем поочередно пальцы, начиная с большого)
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот пальчик – я,
Вместе – дружная семья!                       (хлопаем в ладоши)

«Дружная семейка»

Этот пальчик большой —           (Руку сжать в кулак, поочередно разгибать пальцы, начиная с  

Это папа дорогой.                                                                  большого.)

Рядом с папой — наша мама.

Рядом с мамой — брат старшой.

Вслед за ним сестренка —

Милая девчонка.

И самый маленький крепыш —

Это славный наш малыш.               (Сжать руку в кулак несколько раз.)

Дружная семейка!

4 неделя «Здравствуй, лето»

«Вот и лето на пороге»

Вот и лето наступает,            (Вытягивают руки вперёд ладошками вверх.)

Всех на отдых приглашает.   (Соединяют одноименные пальчики рук, начиная с больших. )

Будем плавать, загорать         (Делают круговые движения кистями; складывают ладошки          

                                                  вместе, пальчики врозь – «солнышко».)

И на даче отдыхать.                (Показывают «домик».)

«Насекомые»
Дружно пальчики считаем -      (Сжимают и разжимают пальцы.)
Насекомых называем.
Бабочка, кузнечик, муха,
           (Поочередно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого.)
Это жук с зеленым брюхом.
Это кто же тут звенит?
Ой, сюда комар летит!                (Вращают мизинцем.)
Прячьтесь!
«Божьи коровки».
Божья коровка - черная головка.        (дети машут руками, хватаются за голову) 
Улети на небо,                                      (руки поднимают высоко)
Принеси нам хлеба.                              (руки вперед)
Черного и белого                                  (две ладошки в одну сторону, и в другую)

Только не горелого.                              (пальчиком грозят) 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека. Пальчиковая гимнастика для детей старшей группы комбинированной направленности для детей с ОНР по лексическим темам.

Предлагаемая Вашему вниманию картотека комплексов пальчиковой гимнастики может быть использована  в старшей группе комбинированной направленности для детей с ОНР для развития речи, улучшения прои...

Картотека. Пальчиковая гимнастика для детей подготовительной к школе группы комбинированной направленности для детей с ОНР по лексическим темам.

Предлагаемая Вашему вниманию картотека комплексов пальчиковой гимнастики может быть использована  в подготовительной к школе группе комбинированной направленности для детей с ОНР для развития реч...

Картотека пальчиковых игр для детей 4–5 лет по темам недели по методики Аурика Ковалык

Пальчиковые игры я подобрала согласно темам недели, на первое полугодие своей работы с детьми...

Картотека пальчиковых игр для детей 6 – 7 лет по тематическим неделям

Картотека пальчиковых игр для детей 6 – 7лет по тематическим неделям...

Картотека пальчиковой гимнастики для детей 3 – 4 лет по тематическим неделям

Картотека пальчиковой гимнастики для детей 3 – 4 лет по тематическим неделям Здравствуй, детский сад!!«Наша группа»В нашей группе все друзья (Ритмично стучат кулачками по с...

Картотека пальчиковой гимнастики для детей 4 – 5 лет по тематическим неделям

laquo;Детский сад»Наша группа. В нашей группе все друзья (ритмично стучат кулачками по столу)Самый младший – это я.Это Маша,Это Саша,Это Юра,Это Даша. (разжимают кулачки, начиная с мизинч...