Планирование по экологическому воспитанию (средняя группа)
календарно-тематическое планирование (средняя группа)

Гречухина Елена Владимировна

Перспективное планирование по экологическому воспитанию в средней группе на год

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективный план по экологическому воспитанию средняя группа

Месяц

Тема занятий

Цель и задачи наблюдений

Формы работы

сентябрь

«Воздух»

Учить выявлять свойства воздуха (невидим, без запаха, не имеет формы); учить сравнивать свойства воды и воздуха (воздух легче воды). Подвести детей к выводу о необходимости воздуха для роста растений.

Опыт с воздухом (вкус, запах, цвет)

-Надувание мыльных пузырей

-Пузырьки-спасатели

-Надувание шаров

-Поиск воздуха

-Загадочные пузырьки

-Опыт с растениями (как воздух в почве влияет на рост и развитие растения)

-Рассказ о значении чистого воздуха на жизнь людей

«Путешествие в страну Осень»

Уточнять и расширять представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям.

Наблюдения за состоянием погоды на участке

-Наблюдения за трудом взрослых

-Чтение стих-я Ерихеева "Осень"

-Рассматривание картины "Времена года"

-Дидактические игры:

"Найди такой листок, как на дереве"

"Кто скорее соберёт"

"Так бывает или нет"

"Детки на ветке"

-Игра "Какая сегодня погода"

-Развлечение "Осень разноцветная"

-Чтение Э. Мошковская "Чужая морковка"

-И.Бунин "Листопад"(отрывок)

-И, Токмакова "Ветрено"

-Песенка "Во поле рябинушка"

-Рисование "Грустная осень", "Радостная осень"

«Во саду ли, в огороде»

Закреплять представления детей об овощах и фруктах; учить их классифицировать, правильно называть и различать; знать их место произрастания. Определить взаимосвязь сезона и развития растений (действия тепла и холода на растение).Развивать сенсорные чувства, речь, внимание.

Наблюдения

-Сбор урожая

-Дидактические игры:

"Чего не стало"

"Угадай на ощупь"

"Узнай по описанию"

-Беседа "Что нам осень принесла"

-Пальчиковая гимнастика "Засолка капусты"

-Н. Егоров "Тыква", "Морковка", "Горох", "Лук".

-Ю. Тувим "Овощи"

-Игра "Дорисуй овощ"

-Рассматривание картины "В поле осенью"

-Аппликация "Поспели яблоки в саду"

-Лепка "Овощи для магазина"

-Опыт "Тепло - холодно"

-Посадка чеснока на зиму

«Чудо- ягодка»

Расширять знания детей о ягодах: лесных, садовых; их пользе, среде произрастания, качествах (лечат, имеют запах)

Рассматривание иллюстраций, муляжей

-Отгадывание загадок

-Дидактическая игра "Лесные и садовые ягоды"

октябрь

«Тайны грибного царства»

Познакомить детей с грибами, учить выделять съедобные и несъедобные грибы (рыжик, белый гриб, мухомор, поганка). Дать знания о полезных свойствах грибов.

Лепка "Как ёж готовится к зиме"

-П/и "Перелёт птиц"

-Кукольный театр "Лесная история"

-Загадки Лесовичка о грибах

-Рассматривание муляжей грибов, иллюстраций

-Рассказ о месте произрастания грибов, их строении, размножении

-Аппликация "Поможем белочке заготовить грибы"

«В хороводе деревьев»

Накапливать впечатления о деревьях; учить детей различать их по коре, листьям, цветам, плодам (берёза, клён, тополь, дуб, рябина). Продемонстрировать приспособленность растений к сезонным изменениям в природе; находить и называть отличия, сходство лиственных и хвойных деревьев. Воспитывать интерес к познанию.

-Наблюдения

-Рассматривание листьев, коры, плодов деревьев

-Отгадывание загадок

-Игра "Дорисуй листочек", "Соедини листья с плодами"

-Дидактическое лото "С какого дерева листочек"

-Рисование "Разноцветные листочки"

-Чтение стих-я А. Майков "Кроет уж лист золотой"

-И. Токмакова "Сосны"

" Экскурсия в осенний парк "

углубить и конкретизировать представления об условиях жизни растений и животных осенью, учить различать деревья и кустарники по окраске листьев.

1. Беседа о погоде.

2. Рассматривание деревьев, их сравнение.

3. Наблюдение за насекомыми, птицами.

4. Д/игра " Найди, что опишу ", " Загадай, мы отгадаем ".

5. Составление загадок.

"Беседа о труде людей осенью"

систематизировать знания о труде людей осенью. Учить устанавливать причины смены труда, сравнивать их с трудом людей летом, делать выводы о направленности и значении труда. Обогатить словарь детей. Воспитывать уважение к труду людей, стремление помогать им.

1. Беседа о работе в саду, в парке, сквере.

2. Д/игра "Овощехранилище".

ноябрь

«Человек - живой организм»

Подвести к осознанию себя как живого существа, имеющего особенности и потребности. Формировать представления детей о некоторых органах и системах строения человека, о "+" и "-" влиянии на них. Развивать сенсорную чувствительность при решении познавательных задач.

-Рассматривание плакатов, иллюстраций со строением органов человека

-Дидактическая игра "Валеология"

"Понюхай и отгадай"

-Беседа о потребностях человека

-Рассказ о вредных привычках

-Игра "Угадай на вкус"

-Гимнастика для глаз

«Перелётные

птицы»

Закреплять и расширять представления о птицах: дать представление о перелетных птицах. Показать связь птиц со средой обитания.

Воспитывать у детей заботливое отношение к птицам.

1. Рассмотреть иллюстрации птиц.

2. Беседа «Почему птицы улетают в тёплые края».

3. Просмотр мультфильма о птицах «Серая шейка».

4. На прогулке организовать п/и «Перелётные птицы».

декабрь

«Животные жарких стран»

Дать первоначальное представление о пустыне, растениях и животных пустыни. Доступно рассказать о приспособлении всего живого к погодным условиям пустыни. Обозначить закон природы: все животные живут в тех местах, к которым они приспособлены.

1. Демонстрационный материал «Животные жарких стран»

2. Видеофильм «Животные жарких стран»

"Беседа о том, кто как зимует".

расширить и углубить представление о зимовке зверей, птиц, насекомых. Учить отыскивать причины изменений условий их обитания, устанавливать причинно- следственные связи. Воспитывать любовь к животным.

1. Беседа о зиме.

2. Беседа о животных с вопросами.

3. Физминутка.

4. Д/игра "Зоологическое домино".

«Зимушка-зима»

Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать детям связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь и интерес ко всему живому.

-Беседа о зиме

-Рассматривание картины "Зимние забавы"

-Рассказ и рассматривание картины "Как зимуют дикие звери"

-Игрушечный зайчик хочет узнать о жизни зайцев в лесу

-Диафильм "Зима в лесу"

-Рассматривание картины К. Коровин "Зима"

-Аппликация "Деревья зимой"  (коллективная, обрывание полосок)

-Рисование "Зимушка- зима"

-Лепка из снега крупных фигур (совместно со взрослыми)

-Чтение сказки "Зимовье"

-С. Козлов  "Зимняя сказка"

-А.Фет "Мама, глянь-ка из окошка:"

-И. Суриков "Зима"

-А.Барто "Ёлка"

-Детские впечатления "Я был в зимнем лесу"

«Белый снег, пушистый»

Способствовать установлению свойств и качеств снега и льда, их сравнение. Подвести детей к пониманию защитных свойств снега и  зависимости свойств снега от температуры воздуха ( на морозе снег рассыпчатый, чтобы можно было лепить, он должен быть влажным).

-Опыт со снегом

-"Нужен ли зимой растениям снег?"

-Цветные льдинки

-Рисование "Снежинки"

-Постройка горки с помощью взрослых

январь

«Хвойные деревья в зимнем убранстве»

Способствовать развитию представлений детей о хвойных деревьях, их внешнем виде, строении, месте обитания. Побудить эстетические чувства: желание защищать и сохранять окружающую среду.

1. Дать понятие хвойные деревья.

2. Беседа о сосне.

3. Беседа о ели.

4. Рассмотреть шишки

«В гостях у птиц»

Продолжать знакомить детей с зимующими и перелётными птицами (сорока, ворона, голубь, скворец, грач). Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие, сопереживание к "братьям нашим меньшим"

-Беседа о зимующих и перелётных птицах

-Отгадывание загадок

-Рассматривание иллюстраций с изображением птиц

-Наблюдения за птицами на участке

-Дидактические игры:

"Кто , где живёт",

"Нарисуй птицам дорожку в сказку"

-Рассматривание альбома "Пернатые друзья"

-Рисование "Чудо- птица" (по мотивам дымковской игрушки)

-Слушание пения птиц (аудио запись "Голоса птиц")

-Чтение стих-я "Покормите птиц зимой"

-Игра "Птички-невелички"

-Устройство птичьей столовой

«Почему белые медведи не живут в лесу?»

Формировать представление детей о приспособлении животных к жизни в природных условиях. Обозначить закон природы: все животные живут в тех местах, к которым они приспособлены.

1. Демонстрационный материал «Животные Севера» 2. Видеофильм «Животные севера»

3. Беседа «Почему белые медведи не живут в лесу»

февраль

«Огород

на окошке»

Показать зависимость роста растений от условий. Закреплять представления детей о потребности растения в почве, воде, свете, тепле. Воспитывать ответственность.

1. Беседа «Что нужно растению?»

2. Посадить лук, петрушку.

3. Дальнейшие наблюдение и уход

«Посадим лук».

Способствовать развитию знаний о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста растения; Продолжать способствовать формированию умения проводить эксперименты, делать умозаключения.

Эксперимент «Где растет лучок»

«Путешествие в царство комнатных растений»

Познакомить с новыми растениями (фиалка и герань) и со способами их черенкования. Закрепить названия знакомых комнатных растений (бальзамин, фикус). Продолжать обучать детей описывать растение, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки. Поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.

Рассматривание картины из серии "Уход за комнатными растениями"

-Игра "Какого растения не стало"

-Пальчиковая гимнастика "Посадим цветы"

-Рассматривание растений

-Опыт по ознакомлению с потребностями растений (свет, тепло, влага, почвенное питание)

-Игра "Цветы"

-Беседа о строении растений

-Беседа об уходе за комнатными растениями

-Дидактические игры "Живые картинки",

"Опиши, я отгадаю"

-Рассматривание картины "Цветущий кактус"

-Лепка "Кактус"

-Барельеф "Красивые цветы"

-Теневой театр "Как я ухаживаю за цветами"

март

«Весенние явления в неживой природе»

Учить детей замечать увеличение дня и укорачивание ночи, появление, проталин и сосулек, взаимосвязь с живой природой. Упражнять в сравнении признаков зимы и весны.

1. Рассмотреть иллюстрацию «Весна»

2. Беседа «Признаки весны»

3. Сравнение признаков зимы и весны

«Как солнце жизнь

дает земле»

Уточнить роль солнца как источника света и тепла в жизни живых существ. Развивать познавательный интерес.

1. Чтение и рассматривание иллюстраций

«География для малышей»

2. Просмотр мультфильма «Краденое солнце»

Весна идет, весне – дорогу!

Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений и животных , на деятельность людей. Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям.

  • Чтение К.Ф.Юон «Мартовское солнце», «Ранняя весна», стихотворения С.Вангели «Подснежники», В Берестов «Песенка весенних минут», М Пришвин «Мать-и-мачеха», «Одуванчик», «Ребята и утята»
  • Рассматривание картины «Грачи прилетели»,
  • Дидактические игры «Какие животные живут в лесу», «Когда это бывает», «Найди детеныша», «Где будут первые проталины», «Где быстрее наступит весна», «Покажи птиц, которые прилетают весной»
  • Рисование «Волшебница весна»
  • Кукольный театр «Заюшкина избушка»
  • Подвижные игры «Зайцы и волк», «Птицы и леса»

«Цветущий сад»

Познакомить детей с особенностями весеннего состояния плодовых деревьев

(цветением). Продолжать устанавливать связи между

изменениями условий

(тепло, свет) и изменением состояния растений (рост, цветение). Воспитывать эстетические чувства.

1. Наблюдение за яблоней.

2. Беседа «Почему цветут деревья»

(установить связь с

погодными условиями)

3. Работа с календарём природы.

апрель

«Растения весной»

Учить детей наблюдательности: набухают почки, появляются листья и цветы, трава. Уточнить и расширить знания детей о разнообразии видов растений в природе. Закреплять знание названий растений. Развивать способности анализировать и сравнивать: дерево – куст, куст – трава. Воспитывать эстетическое отношение к растениям.

1. Наблюдение за деревьями.

2. Впомнить названия

некоторых деревьев и кустарников

3. Работа с календарём природы

"Рассказ о лягушке".

изменить у детей традиционно неприязненное отношение к лягушкам. Объяснить, насколько полезны и нужны в природе эти безобидные существа.

1. Отгадывание загадки.

2. Беседа о лягушке.

3. Рассматривание игрушечную лягушку.

4. Физ - ка.

5. Работа по картинкам.

«На бабушкином дворе»

Уточнить и расширить представления детей о домашних животных, их внешнем виде. Дать первоначальные знания детям об их образе жизни и приносимой ими пользе. Познакомить детей с трудом людей по уходу за домашними животными (их кормят, лечат, выгуливают). Прививать добрые чувства к животным.

-Отгадывание загадок о домашних животных

-Рассматривание игрушек, иллюстраций, картин с изображением домашних животных

-Рассматривание иллюстраций к сказкам, в которых героями являются домашние животные

-Дидактические игры:

"Назови детёнышей"

"Какая польза от домашних животных"

"Кто, где живёт"

-Игра "Угадай, это зверь или птица?" (по модели)

-Сравнение живой кошки и игрушечного котёнка

-Чтение сказки "Как собака друга искала"

-Драматизация сказки "Три поросёнка"

-Аппликация "Кисонька-мурысынька"

- Подвижная игра "Пастух и стадо"

«Лесные жители»

Дать первоначальное представление о лесе и жизни в нём диких животных (как передвигаются, чем питаются, как спасаются в зимних условиях, о запрещении охоты на диких животных). Помочь детям устанавливать зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. Воспитывать любовь и заботу к животным.

-Игровое упражнение "Придумай ласковые слова"

-Дидактические игры:

"Найди детёныша".

"Кто, что ест", "Кто, где живёт"-Театр на фланелеграфе "Маша и медведь"
-Настольный театр "Снегурушка и лиса"
-Рисование "животные в лесу" (трафарет)
-Сюжетно-ролевая игра "Зоопарк"
-Сказки "Лисичка-сестричка и волк", "Зимовье зверей", "Заюшкина избушка"
--Рассказ Е. Чарушина "Что за зверь?"
-Рассказ Н, Носов "Лисята"
-Лепка  "Заяц-длинные уши"
-Подвижная игра "У медведя во бору"

май

«Встречаем птиц»

Совершенствовать знания о перелетных птицах. Уточнить особенности строения птиц, сезонные изменения в жизни птиц (гнездование, высиживание из яиц птенцов) Первый прилет стрижей, ласточек и т. д.

1. Рассмотреть иллюстрации птиц. Вспомнить их названия

2. Загадать загадки про птиц

3. Беседа «Для чего нужен скворечник»

4. Игра с бумажными птицами

  • Пальчиковая игра «Птицы и пташки»
  • Аппликация «Птицы у скворечника»

«Насекомые - наши помощники»

Дать элементарные знания о жуках (майский, носорог, божья коровка, пчела, кузнечик, муравей); бабочках (крапивница, капустница); на доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых бабочек. Показать пользу насекомых.

Воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым.

Отгадывание загадок

-Наблюдения за насекомыми

-Рассматривание иллюстраций

-Дидактические игры:

"Найди насекомых, поедающих листья"

"Как спрятаться бабочкам

-Чтение стих-й М. Пришвина "Божья коровка", "Кузнечик", "Майский жук" (из книги В. Зотова "Лесная мозаика")

-Рисование "Божья коровка"

-Лепка "Зелёная гусеница"

«Волшебница вода»

Продолжать знакомить со свойствами и признаками воды (вода может быть холодной, тёплой, может нагревать другие вещества; вода прозрачная, но может менять окраску; имеет запах, если в ней растворить пахучие вещества: чем больше этого вещества, тем интенсивнее запах и цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество), с различным его состоянием. Расширять знания детей о значении воды  в нашей жизни.

Беседа

-Чтение рассказа К. Д. Ушинского "Хотела галка пить"

-Чтение стих-я Н. Рыжовой "Вы слыхали о воде"-Окрашивание воды (сравнение чистой и грязной воды)
-Дидактическая игра "Вода"
-Опыт с водой
- Чтение рассказа Николаевой "Путешествие капельки

1. Чтение стих-ия Н. Рыжовой " Вы слыхали о воде ".

2. Беседа о воде:

- Где и какую видели?

- Для чего нужна?

- Откуда берется вода?

- Как "рождается речка " ?

«Подводное царство»

Познакомить с аквариумными рыбками (телескоп, гуппи), лягушкой. Учить выделять и называть части тела рыб, повадки. Дать понятие о том, что в водоёмах живут растения и животные; знакомить с особенностями внешнего вида рыб, позволяющими приспосабливаться к жизни в окружающей среде. Побуждать к наблюдениям за аквариумными рыбками. Воспитывать интерес и желание ухаживать за рыбками.

-Наблюдения за аквариумными рыбками

-Рассматривание иллюстраций с изображением лягушки, рыб, водорослей.

-Игра "Мы весёлые рыбки"

-Опыт "Кто живёт в воде"

-"Зачем лягушке такие лапки"

-Лепка "Рыбка"

-Аппликация "Аквариум" (коллективная)

-Рассказ Л. Берг "Рыбка"

июнь

«Беседа о лете»

обобщить и систематизировать представления о лете по основным существующим признакам, уточнить представления о с/х труде летом.

1. Чтение стих-ия Е. Трутневой " Если в небе ходят грозы ".

2. Беседа о летних месяцах.

3. Физминутка.

4. Э/игра " Что где зреет?"

5. Опыт: Цветы и вода.

Беседа о лесе

дать понятие о том, что лес - природное сообщество растений и животных

1. Приход старика - лесовика.

- Кто был в лесу?

- Что там видел?

- Что растет в лесу?

2. Рассказ о лесе.

3. Физминутка.

4. Опыт: " Здравствуй, ветер ".

5. Чтение стих-ия Пушкина А. С. " Ходит в море ветер - пастушок ".

Дом под крышей голубой

дать детям понять, что природа - это наш общий дом. Учить различать природу и не природу, называть объекты живой и неживой природы. Составлять небольшие рассказы на тему "Я путешествую на облаке", воспитывать любовь к природе, умение сопереживать.

1. Чтение стих-ия "Дом под крышей голубой".

2. Беседа о природе (живая, неживая).

3. Игра на волшебной поляне "Живая и неживая природа".

4. Рассказ о доме - природа, с сопоставлением неживой природы.

5. Раскрашивание рисунков.

6. Беседа про облако.

7. Составление рассказа "Я путешествую на облаке".

Осень

  1. С.Козлов «Сосновая шишка»
  2. Я. Аким «Зайчик»
  3. И.Бунин «Листопад»
  4. Н.Сладков «Эхо», «Кто как спит», «Под снегом», «Почему ноябрь пегий»
  5. Л.Толстой «деревья дышат»
  6. А.Ремизов «Хлебный голос»
  7. И.Соколов-Микитов «Листопадничек»
  8. В.Бианки «Прячутся…»

Зима

  1. Н.Сладков «Жалобы на сугробе», «Столовая прорубь», «Птичьи столовые», «Суд над декабрем»
  2. Л.Толстой «Зайцы»
  3. И.Полуянов «Шепот снегов»
  4. А.Пушкин «Идет волшебница зима»
  5. Н.Некрасов «Мороз воевода»
  6. Г.Скребицкий «Четыре художника»

Весна

  1. Н.Сладков «лесной календарь» «Воробьишкина весна» «Весенние радости» «Медвежья горка»
  2. А.Плешеев «Весна»
  3. В.Степанков «Чудеса весны»
  4. Р.н сказка «Снегурочка»
  5. Э.Шим «Солнечная капель»
  6. Г.Скребицкий «На лесной опушке весна»

Лето

  1. К.Бальмонд «Камарики-макарики»
  2. Я. Аким «Веселое лето»
  3. Н.Сладов «Сорока воровка» «Хитрый одуванчик» «Бежал ежик по дорожке» «Все хотят петь»
  4. Л.Толстой «Как мальчик рассказывал про то как его в лесу застала гроза» Быль, «Черепаха»
  5. М.Глинская «Хлеб»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

перспективный план по экологическому воспитанию (средняя группа)

Перспективный план по экологическому воспитанию в средней группе  Тема занятийЦель и задачи наблюденийФормы работы СЕНТЯБРЬ1.Во саду ли, в огороде2. В хороводе деревьев3. "Зелён...

Экологическое воспитание средняя группа

Экологическое воспитание средняя группа...

«Путешествие в осенний лес со старичком-лесовичком». Конспект НОД по экологическому воспитанию (средняя группа)

Путешествие в осенний лес со старичком-лесовичком.Цель: Показать детям красоту леса в осеннее время.Задачи: формировать представление у детей «Осень в лес пришла», развивать мышление, воображение...

ПРОЕКТ по экологическому воспитанию средняя группа 2015-2016 учебный год

Прект по экологическому воспитанию в средней группе  2015-2016 учебный год.     Тип проекта: познавательно-творческий.Долгосрочный Цель: воспитать у детей эмоциональное, положительное о...

Конспект по экологическому воспитанию средняя группа

Конспект по экологическому воспитанию средняя группа...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ (средняя группа)

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ...

Календарное планирование по экологической тропе средней группы

Планирование посещения экологической тропы с детьми и ее объекты....