Методические рекомендации по проведению ООД по ФГОС в дошкольном образовании. 2022г.
методическая разработка (подготовительная группа)

Смирнова Светлана Юрьевна

Методические рекомендации по проведению ООД по ФГОС в дошкольном образовании.-2022г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruglyy_stol_po_nastavnichestvu.docx21.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Новозоринская средняя общеобразовательная школа»,

дошкольное отделение детский сад «Родничок»

Павловского района Алтайского края.

Круглый стол в рамках реализации системы наставничества педагогических работников

Методические рекомендации

по проведению ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ СТАНДАРТАМ в дошкольном образовании.

                                                                                           Подготовила:

                                                                          Смирнова Светлана Юрьевна                

                                                                2022г.

С введением федеральных государственных стандартов дошкольного образования меняется  подход к организации и проведению непосредственно образовательной деятельности с детьми. Происходит отказ от традиционных занятий, построенных в логике учебной модели. Занятие понимается как увлекательное дело с детьми, в процессе которого педагог решает программные задачи. Переосмысливается роль педагога,  который становится в большей степени «координатором» или «наставником», чем непосредственным источником информации. Позиция педагога дошкольного образования по отношению к детям изменяется и приобретает характер сотрудничества, когда ребенок выступает в ситуации совместной с педагогом деятельности и общения равноправным партнером.

Непосредственно образовательная деятельность - основная форма обучения в детском саду.

         Ведущей формой организации обучения воспитанников ДОУ является непосредственно образовательная деятельность.

        Систематическое обучение во время непосредственно образовательной деятельности – важное средство образовательной работы с детьми дошкольного возраста.  

         Традиционно выделяется три формы организации обучения:

Формы

организации

обучения

Особенности

Индивидуальная

Позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства), однако требует от ребёнка больших нервных затрат; создаёт эмоциональный дискомфорт, неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми. Работа с литературой; письменные упражнения; экспериментальная деятельность – опыты, наблюдения; работа на компьютере.

Подгрупповая

(индивидуально-

коллективная).

Группа делится на подгруппы.

Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровню развития.

При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения. Работа группами во время непосредственно образовательной деятельности; экскурсия по группам; трудовая практическая непосредственно образовательная деятельность.

Фронтальная.

Общегрупповая (работа со всей группой, чёткое расписание, единое содержание).

Достоинствами формы являются чёткая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком – трудности в индивидуализации обучения. Непосредственно образовательная деятельность усвоения знаний; непосредственно образовательная деятельность овладения умениями и навыками; непосредственно образовательная деятельность применения знаний, умений и навыков; непосредственно образовательная деятельность обобщения и систематизации знаний; непосредственно образовательная деятельность проверки и самопроверки знаний, умений и навыков; комбинированная непосредственно образовательная деятельность по комплексу её основных задач.

Содержание обязательной образовательной деятельности.

Требования к содержанию непосредственно образовательной деятельности:

  • подбирается в соответствии с поставленными задачами, в том числе и с воспитательными;
  • должно быть интересным для детей, доступным, в меру сложным,
  • должно быть направлено не только на закрепление, уточнение того, что дети знают и умеют, но и на расширение, обогащение опыта детей, формирование новых представлений;
  • по возможности продумывается единая линия содержания (если ООД сюжетная);
  • должна быть практическая направленность (связь содержания с жизнью, обсуждение того, где это встречается, где это может быть использовано);
  • включает наличие интегративных связей с другими образовательными областями с целью актуализации имеющихся знаний и умений из других видов деятельности;
  • предусматривает реализацию гендерного подхода (если позволяет содержание);
  • имеет воспитательную направленность (формирование положительного отношения к тому, что познают дети, развитие навыков сотрудничества, формирование личностных качеств).

Структура классической обязательной  образовательной деятельности.

В любой непосредственно образовательной деятельности выделяют три основные части, неразрывно связанные общим содержанием и методикой: начало, ход непосредственно образовательной деятельности (процесс) и окончание.

Структурный компонент

Содержание

Виды деятельности

Начало обязательной образовательной деятельности

Предполагает организацию детей: переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя, точные и чёткие установки на предстоящую деятельность (последовательность выполнения задания, предполагаемые результаты). Важно, чтобы воспитатель во время объяснения, показа способов действия активизировал детей, побуждал осмысливать, запоминать то, о чём он говорит. Детям надо представлять возможность повторять, проговаривать те или иные положения. Объяснение не должно занимать более 3-5 минут.

  • игровая;
  • предметная;
  • речевая.

Основная часть обязательной образовательной деятельности

Самостоятельная умственная и практическая деятельность детей, выполнение всех поставленных учебных задач.

Осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение). Педагог создаёт условия для того, чтобы каждый ребёнок достиг результата.

  • учебная;
  • игровая;
  • художественная;
  • речевая.

Заключительная часть обязательной образовательной деятельности

Посвящается подведению итогов и оценке результатов учебной деятельности:

- в младшей группе педагог хвалит за усердие, желание выполнить работу, активизирует положительные эмоции;

- в средней группе педагог дифференцированно подходит к оценке результатов деятельности детей;

- в старшей и подготовительной к школе группах к оценке и самооценке результатов привлекаются дети.

  • игровая
  • предметная;
  • художественная;
  • речевая.

В зависимости от раздела обучения, от целей обязательной образовательной деятельности методика проведения каждой части обязательной образовательной деятельности может быть различной. После проведения обязательной образовательной деятельности педагог анализирует его результативность, освоение детьми программных задач, проводит рефлексию деятельности и намечает перспективу деятельности.

Особенности построения обязательной образовательной деятельности.

Вокруг основной   деятельности во время обязательной образовательной деятельности выстраиваются все остальные.. Например, обязательная образовательная деятельность по развитию мышления:

1) начинается с «игровой разминки» (игры «Внимание» и др.);

2) содержит в основной своей части задачу, решение которой для шестилетних детей может требовать включения в «учебную» деятельность;

3) завершается «художественной» или «предметной» деятельностью (создание орнамента, строений, моделей и т.д.).

При этом в течение всей обязательной образовательной деятельности ребёнок попадает в ситуацию, в которой ему необходимо аргументировать, возражать, высказывать просьбу и оценку, вступать в другие виды коммуникации, т.е. говорить.

       В процессе осуществления обязательной образовательной деятельности необходимо использовать:

  • проблемные ситуации, исследовательские ситуации (обучение исследовательской деятельности), интегративные задания (объединение знаний, умений вокруг и ради решения вопроса, познания объекта или явления); 
  • методы и приемы, формы работы с детьми, способствующие развитию у детей инициативы, самостоятельности, произвольности, ответственности и т.д. (в зависимости от возраста детей, в  том числе общеучебных умений);
  • сочетание индивидуальных, групповых и фронтальных форм работы, в соответствии с возрастом детей;
  • систему взаимосвязанных вопросов, заданий, способствующих подведению детей к ответу на вопрос, решению проблемной ситуации;
  • обеспечивать осмысленное усвоение детьми информации (необходимо продумать содержание беседы, практической деятельности для осознанного восприятия детьми информации);
  • грамотно обобщать ответы детей, направлять  их внимание на понимание сути содержания образовательной деятельности;
  • осуществлять рефлексивно-корригирующую деятельность, обеспечивающую формирование элементарных навыков самоконтроля.

Задачи и требования к ним.

Задача обязательной образовательной деятельности триедина:

  • Образовательная: повышать уровень развития ребёнка.
  • Воспитательная: формировать нравственные качества личности, взгляды и убеждения.
  • Развивающая: при обучении развивать у воспитанников познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие.

Реализация задач происходит через проблемные ситуации, экспериментальную работу, дидактические игры и др. Связующим звеном выступает тема (образ) рассматриваемая во время обязательной образовательной деятельности.

Метод как способ достижения цели.

Метод это способ достижения цели.

Обучение осуществляется различными методами. В переводе с греческого языка «метод» означает путь к чему-либо, способ достижения цели. Каждый метод состоит из определённых приёмов. Приём обучения в отличие от метода направлен на решение более узкой учебной задачи. Сочетание приёмов образует метод обучения. Чем разнообразнее приёмы, тем содержательнее и действеннее метод, в который они входят. Например, в старшей группе – метод беседа включает в себя распространённые приёмы: вопросы к детям, пояснение, рассказывание самими детьми. Одни и те же приёмы могут входить в разные методы обучения. Например, приёмы запоминания, использования загадки, показа действий, вопросов входят в состав методов наблюдения, беседы, упражнения, экспериментирования и др.

Выбор метода обучения зависит от цели и содержания обязательной образовательной деятельности. При обучении рисованию, конструированию, пению ведущим методом станет упражнение, т.к. без этого нельзя научить рисовать, конструировать, петь. Все методы используются в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно.

Главные методы обучения

Практические:

- опыт

- упражнение

экспериментирование

-моделирование

Наглядные:

- наблюдение

- демонстрация наглядных пособий

Словесные:

-рассказ педагога

-беседа

-чтение художественной литературы

 

Игровые:

-дидактическая игра

-воображаемая ситуация в развёрнутом виде 

Практические советы по проведению ООД  по ФГОС ДО

1. Продумывать организацию детей на занятии (чередование различных видов деятельности детей: сидя, стоя, на ковре, по группам, в парах и т.д.)

2. Качественная подготовка наглядных материалов занятия (доступность каждому ребенку, современность, качество и размер иллюстраций, возможен показ мультимедийных презентаций)

3. Соблюдение структуры занятия:

  • Вводная часть (создание мотивации и «не забывать» о ней на протяжении всего занятия. Например, если пришел Незнайка, значит всё занятие он «участвует» в деятельности с детьми, в конце занятия можно подвести итоги от лица персонажа).
  • Также в первой части ООД необходимо создать проблемную ситуацию (или проблемно-поисковую ситуацию) для детей, решение которой, они будут находить в течение всего мероприятия. Такой прием позволяет дошкольникам не потерять интерес, развивает мыслительную деятельность, учит ребят взаимодействовать в коллективе или в паре.
  • В ходе основной части педагогу можно использовать различные приемы руководства: наглядные, практические и словесные, позволяющие решать программные задачи занятия и поставленные проблемно-поисковые ситуации.
  • После каждого вида детской деятельности педагогу необходимо провести анализ деятельности детей (либо от своего лица, либо от лица персонажа или с помощью других детей) – это требование
  • В случае, когда у детей что-то не получается педагог может использовать такой прием, как педагогическая поддержка. Например, воспитатель говорит: «Мне очень понравилось, как Сережа, Марина и Лена сделали светофор, а вот у Максима и Олега отклеились детали, но я думаю, что в следующий раз они обязательно постараются и сделают все качественно»)
  • На протяжение всего занятия (особенно на группах старшего дошкольного возраста) педагог должен следить и побуждать детей к речевой деятельности с помощью вопросов. Поэтому, вопросы к детям необходимо продумывать заранее, они должны носить поисковый или проблемный характер; стремиться к тому, чтобы дети отвечали «полным ответом». Еще нужно контролировать собственную речь и выстраивать речевые фразы от третьего лица. Например, отходить от выражения: «Я хочу вас пригласить в путешествие…» - это не правильно, т.к. педагог как бы «навязывает» предстоящую деятельность. Правильнее будет обратиться к детям таким образом: «Давайте отправимся в путешествие…»
  • Также в соответствие с новыми образовательными стандартами педагог может использовать педагогические технологии: проблемное обучение, исследовательская деятельность, проектная деятельность, здоровье сберегающие технологии и другое. (В зависимости от вида детской деятельности и от поставленных задач на занятии) Например, на занятии по познавательному развитию на второй младшей группе «В гости к Петушку» воспитатель может провести артикуляционную гимнастику на развитие дыхания и т.д.
  • Заключительную часть занятия следует организовывать таким образом, чтобы прослеживалось решение проблемной и поисковой ситуации (чтобы дети увидели решение поставленной задачи: либо словесное заключение, либо результат продуктивной или исследовательской деятельности и т.д.).
  • Также необходимо подвести итог всего занятия: дать оценку детской деятельности (можно использовать педагогическую поддержку, анализ детей друг друга, самих себя, похвалить детей от лица персонажа и т.д.). Главное - это не забывать о мотивации (которая поставлена в начале занятия см.пункт выше).

4. Отличительной особенностью занятия по ФГОС ДО является активная речевая деятельность детей (вопросы к детям должны носить проблемно-поисковый характер), а также тщательно продумываться.

Например, детям нужно помочь Курочке найти цыплят. Педагог может спросить: «Вы хотите помочь Курочке найти цыплят? А как это можно сделать?» То есть, вопрос носит проблемный характер и заставляет детей продумать варианты ответа: позвать цыплят, отправиться вслед за ними и т.д.

5. Педагог просто обязан предоставлять детям «свободу выбора» предстоящей деятельности и, в тоже время, своим мастерством увлечь детей за собой. Например, воспитатель первой младшей группы на познавательном занятии рассказала детям сказку «Колобок», а потом предлагает мотивацию предстоящей деятельности (коллективная аппликация персонажа Колобок) «Ребята, Колобок убежал от бабушки и дедушки, они горько плачут. Как же мы можем помочь бабушке с дедушкой? Далее предлагает варианты ответов: может быть нам нарисовать Колобка и подарить его бабушке и дедушке? Таким образом, она увлекла ребят, организовала мотивацию для рисования, заинтересовав их, также решила воспитательную задачу: вызвать у детей желание помочь бабушке и дедушке в поисках Колобка.

   

    Таким образом, следует заключить, в настоящее время требования к проведению занятий изменились, т.к. существуют педагогические технологии, которые необходимо использовать при реализации ФГОС ДО.

Советы воспитателям по организации ООД:

  •  Не торопитесь ответить, сделать за детей, исправить.
  •  Давайте детям возможность предполагать, домысливать, доводите до логического конца их размышления, не торопитесь выдать  готовый ответ сами.
  •  Подводите детей к выводам, обобщениям.
  •  Замечайте противоречия между ответами детей и своим выводом.
  •  Не забывайте об обеспечении субъектной активности детей.
  • Проводите игры, упражнения, используйте задания, которые в первую  очередь  влияют на развитие детей.
  •  Обеспечивайте смену видов деятельности для того, чтобы максимально увлечь, заинтересовать, удержать внимание детей.
  •  Чаще  обращайтесь к детям  с просьбой -  уточнить сказанное (делая вид, что это важно, но еще непонятно), объяснить по-другому.
  •  После выполнения детьми заданий  поговорите с детьми о том, как удалось добиться результата, у кого получилось и почему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации на тему: "Использование исследовательской деятельности в дошкольном образовании"

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ. Содержат особенности организации педагогического процесса, критерии и способы оценивания промежуточных и конечных результатов, упражнения для развития и...

Методические рекомендации по разработке примерных адаптированных основных программ дошкольного образования для детей с ОВЗ

Для обеспечения качественного доступного образования обучающихся с ОВЗ необходимы образовательные программы, которые учитывают особенности каждой категории детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ и...

Методические рекомендации по проведению ООД по ФГОС ДО. Консультация для педагогов

С введением ФГОС ДО меняется подход к организации и проведению непосредственно образовательной деятельности с детьми. Переосмысливается роль педагога, который становится в большей степени координаторо...

Презентация "Методические рекомендации по проведению ООД по ФГОС ДО"-2022г.

Презентация  "Меточические рекомендации попроведению ООД по ФГОС ДО"-2022г.                              ...

Методические рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста

В методических рекомендациях по проведению артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста раскрыты основные требования, даны рекомендации при проведении гимнастики на занятиях в условиях Цен...

"Методические рекомендации по проведению диагностики определения обученности детей дошкольного возраста калмыцкому языку в ДОО"

Методические рекомендации разработаны в соответствии дополнительной  образовательной программы «Бичкдүдин садт хальмг кел дасхлһна көтлвр» под научным руководством В.К.Эрендженовой, к...