Заседание круглого стола «Роль воспитателя в общении с дошкольниками»
консультация
Общение – это процесс взаимосвязи и взаимодействия обществ, субъектов {классов, групп, личностей), в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а так же результатами деятельности; одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruglyy_stol.docx | 274.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №22«Город детства»
Заседание круглого стола «Роль воспитателя в общении с дошкольниками»
Старший воспитатель: Тарасова О.И.
р.п. Дрожжино 2022г.
Общение – это процесс взаимосвязи и взаимодействия обществ, субъектов {классов, групп, личностей), в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а так же результатами деятельности; одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности.
Ежедневно человек общается с другими людьми: на учебе, работе, дома.
Редкий индивид получает удовлетворение от постоянной изоляции, ведь
общение позволяет узнать что-то новое, зарядиться энергией друзей,
отстоять собственное мнение в споре с коллегой. Без него жизнь скучна и
неинтересна. Вербальное и невербальное общение - две неотъемлемых
составляющих социализации человека.
Вербальное общение - это речь. С его помощью человек может выражать
свои мысли, оно является наиболее распространенным способом
коммуникации. Переоценить значение устной речи сложно: информация не
только передается, но и уточняется, стимулирует человека к развитию. Как
известно, в споре рождается истина - это и есть одна из задач, которую решает вербальное общение.
Невербальное общение - этот тип общения не только дополняет вербальный,
но нередко является и основным для собеседника. Невербальное общение —
это “язык тела”. И зачастую он дает более правдивую информацию о чувствах того, кто с вами говорит. Этот тип общения может быть выражен в нескольких формах.
Общение ребенка 4 - 5 лет со сверстниками и взрослым.
Взрослые до конца дошкольного возраста остаются источником новой
информации и оценки. Тем не менее, в дошкольном возрасте в жизни ребенка
все больше места занимают другие дети. В 4 - 5 лет ребенок уже точно знает,
что ему нужны другие дети и явно предпочитает общество сверстников.
Разнообразие коммуникативных действий. Общаясь со сверстниками,
ребенок способен не только спорить, требовать, но уже обманывать и жалеть.
Впервые начинают проявляются такие качества как: кокетство, притворство,
фантазирование.
Яркая эмоциональная насыщенность. Эмоциональность и
раскованность отличает общение со сверстниками от общения со
взрослыми. Действия, адресованные сверстнику, более аффективны.
Дошкольник в 3 раза чаще одобряет сверстника и в 9 раз чаще
конфликтует с ним, чем со взрослым.
С 4 лет сверстник становится более привлекательным и предпочитаемым
партнером.
Нестандартность и нерегламентированность общения. Если в общении
со взрослыми дети придерживаются определенных правил поведения, то в
общении со сверстниками используют самые неожиданные действия:
передразнивают, кривляются, сочиняют небылицы, воплощают свои
фантазии в реальность.
Такая свобода общения позволяет ребенку проявить свою оригинальность и
индивидуальность.
Преобладание инициативных действий над ответными. Для ребенка еще
трудно поддерживать и развивать диалог. Для него важнее собственные
высказывания, чем речь другого. Инициативу взрослого он поддерживает в 2
раза чаще, чем предложения другого ребенка.
В общении со сверстниками наблюдаются два переломных момента в 4 года
и 6 лет: в 4 года дети явно предпочитают общество сверстника взрослому и
одиночной игре.
В 6 лет начинает ярко проявляться избирательная привязанность, возникает
дружба. Таким образом, можно сказать, что наиболее сильный и важный источник переживаний дошкольника — его взаимоотношения с другими людьми — взрослыми и детьми. Когда окружающие относятся к ребенку ласково, признают его права, проявляют к нему внимание, он испытывает
эмоциональное благополучие — чувство уверенности, защищенности.
Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности
ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного
отношения к другим людям.
Советы педагогам:
• Как вид общения, всякое занятие с детьми - это передача информации
(знаний), формирование навыков, умений и дружеского общения. Чтобы
занятие возбуждало интерес детей, укрепляло стремление заниматься,
необходимо разнообразить формы его проведения. Если же вы изо дня в день
общаетесь с детьми одним и тем же способом, это быстро наскучит вашим
детям, да и вам самим.
• В общении с детьми на занятиях возникают нередко ситуации, которые,
как бы специально испытывают воспитателя на сдержанность, терпение,
умение владеть собой. Иногда при объяснении нового задания одному-двум
детям приходится несколько раз делать замечания, и нередко воспитатель не
сдерживается, (т.к устал от непослушания, ему надоело повторять несколько
раз одно и то же), и он срывается на крик и угрозы. Постарайтесь найти в себе силы чтобы преодолеть этот срыв. Нужно помнить: "Крик - это самый верный признак отсутствия культуры человеческих отношений" (В.А.Сухомлинский)
• Большое значение в общении с детьми имеет настроение. Воспитатель
должен следить за своим настроением. Он должен уметь подавлять в себе и
перестраивать своё грустное и унылое настроение на позитив. В этом случае
неплохо овладеть искусством перевоплощения, которым в совершенстве
владеют актёры. Насколько важно этому научиться, понятно каждому (наше
настроение заразительно, оно передаётся детям, влияя на их восприятие,
готовность понять, следовать указаниям педагога. Дети всегда тянутся к
людям, которым свойственно повышенное весёлое настроение, и, наоборот,
избегают людей хмурых, неулыбчивых, скучающих. Детей сковывает
настроение грусти, подавленности взрослых.
• Если педагог хочет сохранить уважение и любовь своих детей он не должен ни одним словом, взглядом, жестом, показывать свою не
расположенность или неприязнь к кому-то из них. Надо относиться
одинаково ко всем и к каждому в отдельности. Вместе с тем необходимо
удовлетворять желание каждого ребёнка, чтобы он чувствовал, что его любят
и любят несколько особенно.
• Работая с детским коллективом, воспитатель должен знать
индивидуальные особенности своих детей. Плохо, если педагог начнёт всех
"причёсывать под одну гребёнку", "подгонять" индивидуальные свойства
того или иного ребёнка под общую линию. Бережное отношение к личности
ребёнка - это прежде всего признание его непохожести, особенностей
проявления характера, воли, мышления, поступков, отличающих одного
ребёнка от всех других в детском коллективе.
Педагогу надо считаться с индивидуальностью каждого ребёнка, а тем более
ярко выраженной индивидуальностью.
• Важным условием оптимизации общения с ребёнком является
внимательность, проникновенность и неторопливость. Ребёнок хочет нам
что-то сказать, а мы, взрослые, обременённые множеством дел, обычно
бросаем обратившемуся к нам: "Погоди, некогда, потом!" При этом мы
забываем, что у каждого человека возникает ситуация, когда ему
исключительно важно с кем – либо поговорить, когда очень хочется
поделиться своими наблюдениями, открытиями, мнением.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Круглый стол "Роль воспитателя на физкультурных занятиях"
Вырастить ребёнка сильным, крепким, здоровым – одна из ведущих задач ДОУ. Физическое воспитание дошкольников – сложный процесс. Поэтому, повышение качества взаимодействия воспитателя с инструктор...
Консультация для воспитателей "Роль воспитателя в общении с дошкольником"
Консультация для воспитателей ДОУ...
консультация для воспитателя Роль воспитателя в общении с дошкольником
консультация для воспитателя Роль воспитателя в общении с дошкольником...
Круглый стол для воспитателей " Особенности речевого развития дошкольников через организацию познавательно-исследовательской деятельности"
Данный материал поможет воспитателям на занятиях по развитию речи в старших дошкольных группах...
Консультация для воспитателей: «Роль воспитателя в общении с дошкольниками»
Как выстроить эффективное общение с родителями...
Круглый стол «Роль детских произведений в усвоении дошкольниками правил безопасности»
Сказки, неиссякаемая сокровищница мудрости и фантазии, опыта и наблюдательности.Сказки - это учебник, по которому маленький человек начинает учиться жить. Сказки многослойны, и один из слоев - те самы...