Заседание круглого стола «Роль воспитателя в общении с дошкольниками»
консультация

Тарасова Ольга Игоревна

Общение – это процесс взаимосвязи и взаимодействия обществ, субъектов  {классов, групп, личностей), в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а так же результатами деятельности; одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruglyy_stol.docx274.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №22«Город детства»

        Заседание круглого стола «Роль воспитателя в общении с дошкольниками»

                                                                              Старший воспитатель: Тарасова О.И.

р.п. Дрожжино 2022г.

Общение – это процесс взаимосвязи и взаимодействия обществ, субъектов  {классов, групп, личностей), в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а так же результатами деятельности; одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности.

Ежедневно человек общается с другими людьми: на учебе, работе, дома.

Редкий индивид получает удовлетворение от постоянной изоляции, ведь

общение позволяет узнать что-то новое, зарядиться энергией друзей,

отстоять собственное мнение в споре с коллегой. Без него жизнь скучна и

неинтересна. Вербальное и невербальное общение - две неотъемлемых

составляющих социализации человека.

Вербальное общение - это речь. С его помощью человек может выражать

свои мысли, оно является наиболее распространенным способом

коммуникации. Переоценить значение устной речи сложно: информация не

только передается, но и уточняется, стимулирует человека к развитию. Как

известно, в споре рождается истина - это и есть одна из задач, которую решает вербальное общение.

Невербальное общение - этот тип общения не только дополняет вербальный,

но нередко является и основным для собеседника. Невербальное общение —

это “язык тела”. И зачастую он дает более правдивую информацию о чувствах того, кто с вами говорит. Этот тип общения может быть выражен в нескольких формах.

Общение ребенка 4 - 5 лет со сверстниками и взрослым.

Взрослые до конца дошкольного возраста остаются источником новой

информации и оценки. Тем не менее, в дошкольном возрасте в жизни ребенка

все больше места занимают другие дети. В 4 - 5 лет ребенок уже точно знает,

что ему нужны другие дети и явно предпочитает общество сверстников.

Разнообразие коммуникативных действий. Общаясь со сверстниками,

ребенок способен не только спорить, требовать, но уже обманывать и жалеть.

Впервые начинают проявляются такие качества как: кокетство, притворство,

фантазирование.

Яркая эмоциональная насыщенность. Эмоциональность и

раскованность отличает общение со сверстниками от общения со

взрослыми. Действия, адресованные сверстнику, более аффективны.

Дошкольник в 3 раза чаще одобряет сверстника и в 9 раз чаще

конфликтует с ним, чем со взрослым.

С 4 лет сверстник становится более привлекательным и предпочитаемым

партнером.

Нестандартность и нерегламентированность общения. Если в общении

со взрослыми дети придерживаются определенных правил поведения, то в

общении со сверстниками используют самые неожиданные действия:

передразнивают, кривляются, сочиняют небылицы, воплощают свои

фантазии в реальность.

Такая свобода общения позволяет ребенку проявить свою оригинальность и

индивидуальность.

Преобладание инициативных действий над ответными. Для ребенка еще

трудно поддерживать и развивать диалог. Для него важнее собственные

высказывания, чем речь другого. Инициативу взрослого он поддерживает в 2

раза чаще, чем предложения другого ребенка.

В общении со сверстниками наблюдаются два переломных момента в 4 года

и 6 лет: в 4 года дети явно предпочитают общество сверстника взрослому и

одиночной игре.

В 6 лет начинает ярко проявляться избирательная привязанность, возникает

дружба. Таким образом, можно сказать, что наиболее сильный и важный источник переживаний дошкольника — его взаимоотношения с другими людьми — взрослыми и детьми. Когда окружающие относятся к ребенку ласково, признают его права, проявляют к нему внимание, он испытывает

эмоциональное благополучие — чувство уверенности, защищенности.

Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности

ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного

отношения к другим людям.

Советы педагогам:

• Как вид общения, всякое занятие с детьми - это передача информации

(знаний), формирование навыков, умений и дружеского общения. Чтобы

занятие возбуждало интерес детей, укрепляло стремление заниматься,

необходимо разнообразить формы его проведения. Если же вы изо дня в день

общаетесь с детьми одним и тем же способом, это быстро наскучит вашим

детям, да и вам самим.

• В общении с детьми на занятиях возникают нередко ситуации, которые,

как бы специально испытывают воспитателя на сдержанность, терпение,

умение владеть собой. Иногда при объяснении нового задания одному-двум

детям приходится несколько раз делать замечания, и нередко воспитатель не

сдерживается, (т.к устал от непослушания, ему надоело повторять несколько

раз одно и то же), и он срывается на крик и угрозы. Постарайтесь найти в себе силы чтобы преодолеть этот срыв. Нужно помнить: "Крик - это самый верный признак отсутствия культуры человеческих отношений" (В.А.Сухомлинский)

• Большое значение в общении с детьми имеет настроение. Воспитатель

должен следить за своим настроением. Он должен уметь подавлять в себе и

перестраивать своё грустное и унылое настроение на позитив. В этом случае

неплохо овладеть искусством перевоплощения, которым в совершенстве

владеют актёры. Насколько важно этому научиться, понятно каждому (наше

настроение заразительно, оно передаётся детям, влияя на их восприятие,

готовность понять, следовать указаниям педагога. Дети всегда тянутся к

людям, которым свойственно повышенное весёлое настроение, и, наоборот,

избегают людей хмурых, неулыбчивых, скучающих. Детей сковывает

настроение грусти, подавленности взрослых.

• Если педагог хочет сохранить уважение и любовь своих детей он не должен ни одним словом, взглядом, жестом, показывать свою не

расположенность или неприязнь к кому-то из них. Надо относиться

одинаково ко всем и к каждому в отдельности. Вместе с тем необходимо

удовлетворять желание каждого ребёнка, чтобы он чувствовал, что его любят

и любят несколько особенно.

• Работая с детским коллективом, воспитатель должен знать

индивидуальные особенности своих детей. Плохо, если педагог начнёт всех

"причёсывать под одну гребёнку", "подгонять" индивидуальные свойства

того или иного ребёнка под общую линию. Бережное отношение к личности

ребёнка - это прежде всего признание его непохожести, особенностей

проявления характера, воли, мышления, поступков, отличающих одного

ребёнка от всех других в детском коллективе.

Педагогу надо считаться с индивидуальностью каждого ребёнка, а тем более

ярко выраженной индивидуальностью.

• Важным условием оптимизации общения с ребёнком является

внимательность, проникновенность и неторопливость. Ребёнок хочет нам

что-то сказать, а мы, взрослые, обременённые множеством дел, обычно

бросаем обратившемуся к нам: "Погоди, некогда, потом!" При этом мы

забываем, что у каждого человека возникает ситуация, когда ему

исключительно важно с кем – либо поговорить, когда очень хочется

поделиться своими наблюдениями, открытиями, мнением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол "Роль воспитателя на физкультурных занятиях"

Вырастить ребёнка сильным, крепким, здоровым – одна из ведущих задач ДОУ. Физическое воспитание дошкольников – сложный процесс. Поэтому, повышение качества взаимодействия воспитателя с инструктор...

консультация для воспитателя Роль воспитателя в общении с дошкольником

консультация для воспитателя Роль воспитателя в общении с дошкольником...

Круглый стол для воспитателей " Особенности речевого развития дошкольников через организацию познавательно-исследовательской деятельности"

Данный материал поможет воспитателям на занятиях по развитию речи в старших дошкольных группах...

Круглый стол «Роль детских произведений в усвоении дошкольниками правил безопасности»

Сказки, неиссякаемая сокровищница мудрости и фантазии, опыта и наблюдательности.Сказки - это учебник, по которому маленький человек начинает учиться жить. Сказки многослойны, и один из слоев - те самы...