АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ на первую категорию
материал

Шумкова Юлия Николаевна
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение 
«Детский сад «Колобок»
городского округа Рефтинский
 
 
 
 
 
 
 
         АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
 
 
 
 
 
СОСТАВИТЕЛЬ:
 
                                                                          Шумкова Юлия Николаевна         
    ДОЛЖНОСТЬ:
Воспитатель 
 
 
 
 
 
п.Рефтинский
2019 год
Содержание
 
Введение...............................................................................................................3
Глава 1.  Аналитический отчёт.......................................................................... 7
Глава 2.  Проектная часть..................................................................................18
Список литературы.............................................................................................21
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Введение
     Основная задача образовательной политики на современном этапе – достижение качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Для дошкольного воспитания вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды  дошкольной организации стоит особо актуально. В соответствии с ФГОС программа должна, строится с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
     Нормативные документы в сфере дошкольного образования нацеливают на необходимость совершенствования образовательной деятельности в новых условиях. В современной России заметно возросли требования к социально значимым личностным качествам. 
      Цели образования ребенка дошкольного возраста не могут ставиться сами по себе, и вне воспитанника, а именно исходя из возможности ребенка в зоне его ближайшего развития. Под качеством образования понимается определенный уровень образованности физической, социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической сфер развития, которого он достигает на различных этапах образовательной деятельности, в соответствии с его индивидуальными возможностями, темпами развития.
       Цель моего аналитического отчета: самоанализ и самооценка результатов моей профессиональной деятельности за межаттестационный период. 
С позиции достижения этой цели в ходе составления аналитического отчета мной решались задачи:  
выявить системообразующие проблемы за прошедший межаттестационный период;
проанализировать полученные результаты образования;
установить причинно-следственные связи между результатами образования и условиями их получения;
выявить противоречия, вновь возникшие в межаттестационный период, и спроектировать пути решения этих противоречий в следующий межаттестационный период;
оценить эффективность собственной деятельности.
      Для осуществления своей педагогической деятельности и в решении обозначенных задач я руководствовалась следующими нормативно-правовыми документами:
Федеральным законом от 29.12.2012года. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
Национальной доктриной образования в Российской Федерации;              
Концепцией содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) и Концепцией дошкольного воспитания;                           
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013года. №1155 «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобразования науки России) от 30 августа 2013ггода. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования;
       Федеральные государственные образовательные стандарты предъявляют высокие требования к нам - педагогам дошкольного образования, исходя из которых, мы должны строить образовательную деятельность так,  чтобы не только учитывались способности и возможности воспитанников, но и осуществлялось максимальное развитие их личности. Одним из основных показателей развития ребёнка является его познавательное развитие. На этапе завершения дошкольного образования у ребёнка должна быть сформирована интеллектуальная компетентность, а именно способность к практическому и умственному экспериментированию, обобщению, установлению причинно-следственных связей и речевому планированию; творческие способности, показателем которых являются беглость и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, экспериментальный характер деятельности. Таким образом, показателем результативности творческого развития, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (приказ № 1155 от 17 октября 2013 года), является развитие любознательности, воображения, которое реализуется в разных видах деятельности, исследовательский интерес и творческая активность. 
      На основании вышеизложенного поставила перед собой цель: создание условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности и всестороннее развитие обеспечивающих социальную успешность, посредством создания развивающей предметно-пространственной среды.
      Следовательно, существует противоречие: между проводимой работой в детском саду и недостаточным сотрудничеством с семьёй, недостаточностью оснащения развивающей предметно-пространственной  среды. 
      На основе данного противоречия была определена проблема – необходимость  внедрять педагогические технологии, носящие  активно деятельностный характер, направленные на полноценное проживание ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности и всестороннее развитие.
      Объект исследования: образовательная процесс.
      Предмет исследования: психолого-педагогические условия, способствующие полноценному проживанию ребёнком дошкольного детства, формированию основ базовой культуры личности и всестороннее развитие, обеспечивающее социальную успешность, посредством создания развивающей предметно-пространственной среды.
 
Для достижения цели определила следующие задачи:
обогатить развивающую предметно-пространственную среду, стимулирующую полноценное проживание ребенком дошкольного детства;
продолжать реализовывать педагогические технологии, направленные на индивидуализацию дошкольного образования;
поддерживать партнерские отношения с родителями;
обеспечивать систему мониторинга, условий качества для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности и всестороннее развитие обеспечивающих социальную успешность, посредством создания развивающей предметно-пространственной среды.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 1.  Аналитический отчет
   Мои достижения в межаттестационный период: 
Диплом о высшем образовании по программе бакалавриата по направлению подготовки менеджмент в Негосударственном образовательном частном учреждении высшего профессионального образования «Уральский институт фондового рынка» 15.06.2015г.
Прошла курсы повышения квалификации в Государственном автономном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования» по программе «Развитие потенциала игровой деятельности детей в условиях реализации ФГОС ДО» - 24 часа, 2019г.
В настоящее время прохожу обучение по программе профессиональной переподготовки «Педагогика и методика дошкольного образования» (Дистанционная форма обучения) продолжительностью 510 часов.
Мною были подготовлены следующие публикации:
Статья на сайт MAAM.RU- конспект НОД по физической культуре на прогулке с детьми «В гостях у лисы Алисы» 31.01.2019 г., Свидетельство о публикации 12.01.2019г.
Фотоотчет на сайт MAAM.RU- «Колядки, колядки – колядуют все!» Свидетельство о публикации 12.01.2019 г.
Фотоотчет на сайте MAAM.RU- экологический проект «Огород на окне» 10.03.2019г.
Статья на сайт MAAM.RU- проект недели «Широкая масленица» 10.03.2019г.
 Фотоотчет на сайте MAAM.RU- поделка «Безопасность на дороге» 21 марта 2019г. Диплом победителя во всероссийском конкурсе 2 место.
    «Дети должны жить в мире красоты, игры,
 сказки, музыки, рисунка ,   фантазии, 
творчества» (В.А. Сухомлинский). 
    Мир ребёнка состоит из реальных объектов и предметов. Он познаёт мир, постоянно исследуя его и экспериментируя с его объектами. При этом используются все сенсорные анализаторы – вкус, обоняние, осязание, зрение, слух. Ребёнок на чувственном уровне постигает элементарные законы, управляющие предметами. Новое всегда потрясает и восхищает, радует и удивляет. Чем больше в жизни ребёнка игр-экспериментов, тем шире и разнообразнее его эмоциональный мир, благодаря чему в каждом ребенке уже с раннего возраста формируются хорошие качества, которые воспитывают в нем прекрасную личность. 
     Чтобы получить положительную динамику полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности и всестороннее развитие обеспечивающих социальную успешность ребенка, необходима организация игровой среды группы. В нашей группе созданы условия для саморазвития и самовыражения детей, сохранения и укрепления их здоровья. Это центры различной направленности. Взаимодействие детей в среде группы помогает инициировать их познавательную активность. Для повышения эффективности познавательного развития оборудовала различные центры, в которых находится все необходимое для совместной и самостоятельной игровой деятельности. Совместно с родителями создаем и обогащаем развивающую предметно-пространственную среду в соответствии с возрастными особенностями.
     Познавательная деятельность в группе реализуется следующим образом:
создан и обогащается сенсорный центр (бусы, различные декоративные камушки, счетные палочки, шишки, мелкие игрушки, каштаны, ракушки). Родителями были сделаны «Волшебные мешочки» для развития мелкой моторики пальцев рук. Цент обогащается и видоизменяется в связи с возрастными особенностями детей.
при организации непосредственно образовательной деятельности мы совместно с детьми проводим совместные наблюдения за растениями и природой (посадка и уход за луком) в группе, и на улице. Совместно с родителями разработан краткосрочный экологический проект «Огород на окне», срок реализации проекта 1месяц (Приложение1). Подобраны игрушки домашних и диких животных, муляжи овощей и фруктов.
 для приобщения и обогащения у детей ценностей к окружающему миру и формирования познавательного интереса совместно с детьми был реализован исследовательский проект «Необычные приключения капельки». Цель проекта: развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе ознакомления со снегом и экспериментальной деятельности с водой и льдом (Приложение2) . Таким образом, в результате работы над проектом дети проявляют свою любознательность, азарт, стремятся взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. По мере исследования окружающего мира у ребят возникают вопросы и к этим вопросам их приводит взрослый для изучения того или иного явления. 
реализуется технология игры, как основная форма познания в раннем возрасте (дидактические игры, сюжетно-ролевые игры «Дочки-матери», «Кухня», «Больница», «Парикмахерская» и т.д.).
привлекаются родители для участия в проектной деятельности группы, благодаря чему между нами устанавливаются партнерские отношения (вместе мы реализовали проект, направленный на познавательное развитие детей: «Зимние забавы» (Приложение3), «Широкая масленица» (Приложени4). Таким образом, я реализую технологию экспериментирования и проживания. Развивая познавательную сферу ребенка, я стремилась создать такие условия для его жизни, развития и обучения, чтобы у малыша возрос интерес к окружающему миру, чтобы ребенок продолжал как можно чаще проявлять свою любознательность и стремился к познанию новых для него явлений нашего мира. 
   Следующий направление моей работы, которое я проанализировала в своем аналитическом отчете – это речевое развитие.
     Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка, совершенствует её и обогащается сама. Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем. 
      Для речевого развития в группе созданы следующие условия: 
с помощью родителей мы создали библиотеку, в которую входит красочная литература, соответствующая возрасту детей; обогатили театральный уголок сказками, пальчиковым театром и масками различных сказочных персонажей;
для реализации технологии формирования ручной умелости обогащена развивающая предметно-пространственная среда (мозаика мелкая и крупная, различный конструктор, шнуровки, вкладыши, паззлы)
в различных режимных моментах  использую потешки, стишки, песенки; применяю игрушки для создания «речевой ситуации»;
В рамках работы творческой группы было разработано и  проведено открытое занятие для педагогов, работающих с детьми младшей группы, по художественной литературе и развитие речи «В гостях Бабушка–загадушка». 
    Мною для развития речи успешно используются: пальчиковые игры, которые были специально подобраны и оформлены в картотеку (Приложение 5), игры на развитие дыхания, картотека дидактических и настольных игр (Приложение 6), игр для развития мышления дошкольников (Приложение7). Очень часто с детьми развиваем мелкую моторику простым обрыванием  бумаги на мелкие кусочки или комкая бумагу в комочки. Это занятие помогает, когда дети эмоционально устали и нужно сконцентрировать внимание. Совместно с детьми разыгрываем сюжеты сказок.
Таким образом создание развивающей предметно-пространственной среды по речевому развитию способствует благоприятному эмоциональному фону, развивает умение подражать взрослому, учит вслушиваться и понимать смысл речи, повышает речевую активность ребенка. Разыгрывая знакомый сюжет, дети обогащают свою речь, начинает развиваться мышление, речь становиться более четкой, ритмичной и яркой. У детей пополняется активный словарный запас. 
     
     Следующее направление моей работы – художественно-эстетическое развитие.
      Познавательное и художественно-эстетическое развитие неразрывно связаны между собой. Формировать личность и художественно – эстетическую культуру особенно важно в дошкольном возрасте, поскольку именно в этом возрасте закладываются все основы будущего развития человека. Это период, когда развивается познавательный интерес детей и любознательность, период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, его начальной социализации, когда активизируется самостоятельность мышления. Научно доказано, что ребенок очень рано приобретает способность воспринимать не только форму и величину, строение предметов, но и красоту окружающей действительности, поэтому необходимо развивать детей в этом направлении через обогащение развивающей предметно-пространственной среды.
    Художественно-эстетическое развитие реализуется мной через технологию формирования художественного образа, создавая эмоциональный настрой, осознание образа, что способствует познавательному развитию дошкольника:
 организован центр художественного творчества, в который включены разнообразные материалы, необходимые для творчества (раскраски, трафареты, простые карандаши, восковые и цветные карандаш, пальчиковые краски).
создан театр (музыкальные инструменты, куклы бибабо, маски и шапочки для театрализованной деятельности, настольные театры, пальчиковые игрушки для театра) родителями группу были пошиты народные костюмы.  Совместно с детьми посещаем музыкальные занятия, где разучиваем различные песни и танцы, иногда слушаем стишки или сказки, используя  музыкальный проигрыватель.    
организуются праздники, развлечения (совместно с родителями был реализован проект посвященный празднику «8 Марта», где все смогли поближе познакомиться получить хорошее настроение (Приложение 8).
в приемной комнате для родителей я вывешиваю рекомендации как правильно разучивать стихи с детьми, какие стихи нужно разучивать, как и какие читать сказки, чтобы проделанная работа способствовала полноценному познавательному развитию дошкольников. Наше  совместное с детьми творчество, также индивидуальные работы детей представлены в папках и находятся в свободном доступе для родителей.
    Основными, первостепенными задачами музыкальной деятельности, как одного из видов художественно - эстетической деятельности вообще, являются:  воспитание любви и интереса к музыке; обогащение музыкальных впечатлений детей посредством знакомства с разнообразными музыкальными произведениями; знакомство детей с простейшими музыкальными понятиями, развитие навыков в области музыкально-ритмического движения, развитие эмоциональной отзывчивости, сенсорных способностей и музыкального слуха, чувства ритма, формирование выразительности движения; обучение элементарным двигательным навыкам, добиваясь простоты, естественности и выразительности исполнения музыкальных произведений; содействовать возникновению и первоначальному проявлению музыкального вкуса на основе полученных впечатлений и представлений о музыке; развивать творческую активность, самостоятельность и инициативу в музыкально-ритмическом движении
    Таким образом, художественно-эстетическое развитие, играет важную роль в познавательном развитии детей, отдается предпочтение индивидуальному взаимодействию, так как именно индивидуализация при совместной деятельности в рамках изобразительной, музыкальной и ритмической деятельности или при разучивании стихотворений помогает добиться поставленной цели.
     Социально-коммуникативное развитие мной реализуется, через:
игровую деятельность.  При участии детей проигрываются сюжетно-ролевые игры, где происходит становление самостоятельности, в воспитании эмоциональной отзывчивости; использую прием проигрывания ситуаций. Создала картотеку сюжетно-ролевые игр (Приложение 9), которая постоянно пополняется.
формирование позитивных установок к различным видам труда. Побуждаю интерес к труду взрослых людей (консультация для родителей «Как научить ребенка трудиться?»);  
реализую технологию личностно-ориентированного взаимодействия с детьми, воспитываю в детях чувство сопереживания, доброе отношение к окружающим («Пожалей мишку», «Погладь собачку»), учу детей хорошо относиться друг к другу, что нельзя обижать других, нужно делиться игрушками друг с другом; формирую позитивное отношение к труду, хвалю маленьких помощников; учимся прибирать за собой игрушки, расставлять стульчики, аккуратно развешивать одежду;
провожу с детьми минутки безопасности в соответствии с различными режимными моментами. Для родителей был организован показ режимного момента -  завтрак «Подготовка к завтраку, завтрак» (Приложение10). Когда родители приходят забирать ребенка из садика, они также мотивируют ребенка прибрать за собой игрушки, прежде чем пойти домой. Сейчас маленькие помощники воспитателя всегда оставляют в группе порядок. Также были подготовлены родителям буклеты, в которых собраны «Минутки безопасности», чтобы родители могли повторять и запоминать их вместе с детьми дома (Приложение 11).
используется и реализуется парциальная программа «Светелка», направленной на развитие интереса к истории семьи, народа.
     Таким образом, социально-коммуникативное развитие также благотворно влияет на познавательное развитие, как во взаимодействии со сверстниками, так и с взрослыми.  Родители, также активно принимают участие в игровой деятельности детей, в реализации парциальной программы «Светёлка» (участие в праздниках: Новый год, колядки, Масленица, и т.д.)  
     Следующее направление моей работы – физическое развитие. 
     Важным направлением в своей работе считаю эффективное внедрение в образовательную деятельность здоровьесберегающих технологий. Еженедельно в спортивном зале детского сада проводятся занятия по физической культуре в соответствие с возрастом; каждое утро проводится зарядка (для повышенного интереса мы часто при ее проведении используем различные атрибуты, такие как ленточки, флажки, мячики, обручи).   
     Мною было проведено открытое занятие для педагогов по физической культуре на прогулке с детьми «В гостях у лисы Алисы».
 Подобран материал и создана картотека «Веселая физминутка» (Приложение12). 
     После сна проводится  ленивая гимнастика; дыхательная гимнастика (Приложение13). Соблюдается режим дня (с родителями проводятся индивидуальные консультации на эту тему), соблюдается система закаливающих процедур с использованием дорожки «здоровья».  
     Организована развивающая предметно-пространственная среда, имеется центр по физическому развитию: скакалки, дорожки здоровья, различные мячи, кегли, совместно с родителями изготовлены флажки, разноцветные гимнастические ленточки, султанчики, мешочки для метания. Проводятся различные подвижные игры: «Воробушки и автомобиль», «Паровоз», «Мячик», «Цыплята и лиса» и другие; создана картотека подвижных игр (Приложение14), малоподвижных игр  (Приложение15). Для родителей в приемной комнате создан уголок здоровья, где регулярно меняется информация «Как одевать ребенка по сезону», «Витамины», «Овощи и фрукты – наши лучшие друзья».
     Работая в данном направлении, мне удалось реализовать поставленные образовательные и коммуникативные задачи, не отвлекая детей от их основной деятельности – игры. 
     В результате систематической работы по здоровьесбережению прослеживается стойкая динамика снижения заболеваемости детей, что стало хорошим показателем стабильного посещения детьми ДОУ:
Ноябрь 2018 – Декабрь 2018 уч.г. -75% посещаемости;
         Декабрь 2018- Январь 2019 уч.г.- 78% посещаемости;
        Январь 2019 – Февраль 2019 уч.г. – 81% посещаемости;
       Февраль 2019 – Март 2019 уч.г. – 90% посещаемости.
 
Мониторинг посещаемости
 
   
Индивидуализация образовательной деятельности.
    В условиях реформирования системы дошкольного образования и перехода на личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми  одной из самых важных является задача индивидуализации образования. С целью индивидуализации педагогической деятельности я использую следующие компоненты:
    - оформление предметно-развивающей среды (стенд с фотографиями детей и обозначением дня их рождения, «Наши успехи»);
    - здоровьесберегающие технологии;
    - физкультурно-оздоровительные: элементы дыхательной гимнастики, пальчиковая гимнастика, утренняя гимнастика, релаксация, сказкотерапия и другие;
    - технология обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка: создание эмоциональной комфортности ребенка, обеспечение позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками;
    - исследовательскую деятельность: создан уголок, где я поместила  песок, аквариум, шишки, ракушки.
    - проектный метод (совместная деятельность взрослого и детей над определённой практической проблемой).
 
 
Партнерские отношения с семьей выстраиваю по следующим направлениям:
привлекаю родителей к участию в образовательной деятельности, организованном дошкольным учреждением;
повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через родительские собрания, консультации, индивидуальные беседы;
оформляю родительский уголок в приемной комнате, где предоставляю необходимую информацию в доступной форме;
организую в группе небольшие выставки поделок, 
привлекаю к участию в конкурсах на лучшее оформление летних и зимних участков.
ввела хорошую традицию «Поздравительный коллаж» для родителей группы на такие праздники как 23 февраля, 8 марта, для формирования у детей первичных семейных ценностей.
     На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.
     Семья и детский сад – два воспитательных феномена, дающие ребенку социальный опыт для вхождения маленького человека в большой мир. Для меня это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству. Постепенно ушли непонимание, недоверие родителей.
     Таким образом, стараюсь сделать родителей своими партнерами и единомышленниками в деле воспитания детей. Использование разнообразных форм работы способствует вовлечению родителей в организацию педагогической деятельности. 
 
 
   Заключение
   Создание и обогащение развивающей предметно-пространственной среды– является необходимым условием успешного становления личности ребенка, воспитания потребности к целостному восприятию окружающего мира.
    Проанализировав свою педагогическую деятельность считаю, что созданные психолого-педагогические условия обеспечивают полноценное проживание ребёнком дошкольного детства, формируют основы базовой культуры личности и всестороннее развитие, посредством создания развивающей предметно-пространственной среды.
     Положительным результатом своей деятельности считаю:                                                                                                                                                рост собственного профессионального мастерства; использование современных технологий обучения и воспитания; умение вовлекать родителей в образовательную деятельность через участие в разных конкурсах, проектах;  внедрение в образовательную деятельность методов и приемов по развитию речи детей; отметила, что дети стали более любознательными, продолжает расширяться их словарный запас, восприимчивость к явлениям и объектам окружающего мира. Но знания и навыки, полученные детьми в ходе непосредственно образовательной деятельности, необходимо систематически закреплять и продолжать применять в разнообразных видах детской деятельности.    Но, несмотря на положительные результаты, необходимо продолжать осваивать новые современные технологии , постоянно пополнять развивающую предметно-пространственную среду, продолжать выстраивать систему взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса.
 
 
      
 
Глава 2.  Проектная часть            
Тема: Развитие познавательной активности дошкольников в процессе игровой деятельности.
Актуальность 
     Дошкольный возраст – период, когда закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка, происходит становление ребенка как личности, формируется его мировоззрение. Этот возраст  является наиболее сензитивным для овладения различными видами деятельности, в том числе игры .
     Дети - прирожденные художники  и изобретатели, они видят мир во всей его своеобразности и первозданности; каждый день они заново придумывают свою жизнь, фантазируют  и экспериментируют, творят, стремятся создавать бесценные произведения искусства, используя при этом разнообразные и обыкновенные вещи. 
      Проблема развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка одна из главных образовательных задач. У каждого ребенка индивидуальные познавательные способности. Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения.
     Один из принципов Федерального государственного образовательного стандарта  «формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности» указывает на то, что дошкольная организация призвана создавать условия для того, чтобы «обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям».
     Важную роль в развитии познавательных способностей занимает игра. Игровое обучение в непосредственно образовательной деятельности имеет особое значение. В игре можно создать ситуации, при которых на разных этапах ребята могут обмениваться друг с другом информацией, советоваться, спорить, помогать и оценивать друг друга. В процессе общения дети быстрее и лучше разбираются в материале, вместе устраняют затруднения. Это позволяет практически всем двигаться вперед, подтягивает слабых и не сдерживает сильных по знаниям детей. В дошкольном возрасте гораздо важнее сформировать у ребенка внимательность, умение рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, развить познавательную активность. Игровые ситуации делают деятельность детей разнообразной, интересной, придают ей эмоциональную окраску. При этом игра готовит ребенка и к учению и к труду, являясь всего немного учением и немного трудом. Глубоко ошибаются те, кто считает игру лишь забавой и развлечением.
     На основании вышеизложенного, я определила противоречие: между проводимой работой в детском саду и недостаточным сотрудничеством с семьёй и недостаточной индивидуализацией образовательного процесса.            Таким образом, возникает проблема: педагогические условия, которые обеспечат развитие познавательных способностей дошкольников в процессе  игровой  деятельности.  
     Для успешной реализации данной проблемы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия: поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.   Игровая, исследовательская, проектная, познавательная – это основные виды деятельности ребенка, в процессе которых осуществляется поддержка индивидуальности и инициативы детей. 
    Учитывая выделенную проблему, я поставила перед собой цель: создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих формирование познавательной активности дошкольников в процессе  игровой деятельности
   Объектом  исследования является образовательный процесс.  
   Предметом являются педагогические условия, способствующие формированию познавательной активности дошкольников в процессе  игровой деятельности. В связи с целью возникают следующие задачи:
осуществить преобразования развивающей предметно-пространственной среды, стимулирующей  детскую  деятельность;
совершенствовать  и реализовать  педагогические технологии.  
обеспечить партнерские отношения  с семьёй 
обеспечить систему мониторинга условий качества образовательной деятельности.
Этапы реализации проекта на межаттестационный период
1 этап 2019-2020гг. Диагностический:
Анкетирование родителей
Разработка технологии формирования познавательных способностей у детей; 
 
2 этап 2020 -2023гг. Формирующий:
Реализация технологии по формированию познавательных способностей в процессе игровой деятельности
Вторичная диагностика детей
Взаимодействие с родителями 
 
3 этап 2023-2024гг. Заключительный: 
Подведение итогов (итоговая диагностика детей)
Выявление новой проблемы в следующий межаттестационный период
 
Список литературы:
 
1.Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 № 273-ФЗ.
2.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г."Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»).
3.Лаптева Г., Прямоносова Е. «Лучшие развивающие прогулки круглый год». Издательство «Речь», 2012
4.Сигимова М.Н. Формирование представлений о себе у младших дошкольников. Волгоград, 2009.
5. Кулик Г.И., Сергиенко Н.Н. «Школа здорового человека». Программа для ДОУ. Творческий центр. Москва 2008.
6.«Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. Практический журнал». Практический журнал. 2008, 2009, 2011.
7.Шорыгина Т.А. «Осторожные сказки». Безопасность для малышей. Развивающие сказки для детей. Издательство «Книголюб», 2002.
8.Зайцева О.Ю.Психологические основы игровой деятельности дошкольника [Текст]: Учеб. Пособие / О.Ю.Зайцева.–2-е изд., перераб. и доп.–Иркутск: ГОУ ВПО «ВСГАО», 2010.–248 с.
9.Павлова Л.П., Волосова Е.Б., Пилюгина Э.Г. Раннее детство: познавательное развитие. Методическое пособие. М. : Мозаика - Синтез, 2000.
10.Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г.. Дети раннего возраста  в дошкольных учреждениях. – М. : ВЛАДОС, 2004.
11.Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М.А.Васильевой. М., 2007.
 
 
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analit.otchet_shumkova_yu.n._gotov-ch-b.docx66.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Колобок»

городского округа Рефтинский

         АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

СОСТАВИТЕЛЬ:

                                                                          Шумкова Юлия Николаевна        

    ДОЛЖНОСТЬ:

Воспитатель

п.Рефтинский

2019 год

Содержание

Введение...............................................................................................................3

Глава 1.  Аналитический отчёт.......................................................................... 7

Глава 2.  Проектная часть..................................................................................18

Список литературы.............................................................................................21

  Введение

     Основная задача образовательной политики на современном этапе – достижение качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Для дошкольного воспитания вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды  дошкольной организации стоит особо актуально. В соответствии с ФГОС программа должна, строится с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

     Нормативные документы в сфере дошкольного образования нацеливают на необходимость совершенствования образовательной деятельности в новых условиях. В современной России заметно возросли требования к социально значимым личностным качествам. 

      Цели образования ребенка дошкольного возраста не могут ставиться сами по себе, и вне воспитанника, а именно исходя из возможности ребенка в зоне его ближайшего развития. Под качеством образования понимается определенный уровень образованности физической, социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической сфер развития, которого он достигает на различных этапах образовательной деятельности, в соответствии с его индивидуальными возможностями, темпами развития.

       Цель моего аналитического отчета: самоанализ и самооценка результатов моей профессиональной деятельности за межаттестационный период.

С позиции достижения этой цели в ходе составления аналитического отчета мной решались задачи:  

  • выявить системообразующие проблемы за прошедший межаттестационный период;
  • проанализировать полученные результаты образования;
  • установить причинно-следственные связи между результатами образования и условиями их получения;
  • выявить противоречия, вновь возникшие в межаттестационный период, и спроектировать пути решения этих противоречий в следующий межаттестационный период;
  • оценить эффективность собственной деятельности.

      Для осуществления своей педагогической деятельности и в решении обозначенных задач я руководствовалась следующими нормативно-правовыми документами:

  • Федеральным законом от 29.12.2012года. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Национальной доктриной образования в Российской Федерации;              
  • Концепцией содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) и Концепцией дошкольного воспитания;                          
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013года. №1155 «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобразования науки России) от 30 августа 2013ггода. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования;

       Федеральные государственные образовательные стандарты предъявляют высокие требования к нам - педагогам дошкольного образования, исходя из которых, мы должны строить образовательную деятельность так,  чтобы не только учитывались способности и возможности воспитанников, но и осуществлялось максимальное развитие их личности. Одним из основных показателей развития ребёнка является его познавательное развитие. На этапе завершения дошкольного образования у ребёнка должна быть сформирована интеллектуальная компетентность, а именно способность к практическому и умственному экспериментированию, обобщению, установлению причинно-следственных связей и речевому планированию; творческие способности, показателем которых являются беглость и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, экспериментальный характер деятельности. Таким образом, показателем результативности творческого развития, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (приказ № 1155 от 17 октября 2013 года), является развитие любознательности, воображения, которое реализуется в разных видах деятельности, исследовательский интерес и творческая активность.

      На основании вышеизложенного поставила перед собой цель: создание условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности и всестороннее развитие обеспечивающих социальную успешность, посредством создания развивающей предметно-пространственной среды.

      Следовательно, существует противоречие: между проводимой работой в детском саду и недостаточным сотрудничеством с семьёй, недостаточностью оснащения развивающей предметно-пространственной  среды.

      На основе данного противоречия была определена проблема – необходимость  внедрять педагогические технологии, носящие  активно деятельностный характер, направленные на полноценное проживание ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности и всестороннее развитие.

      Объект исследования: образовательная процесс.

      Предмет исследования: психолого-педагогические условия, способствующие полноценному проживанию ребёнком дошкольного детства, формированию основ базовой культуры личности и всестороннее развитие, обеспечивающее социальную успешность, посредством создания развивающей предметно-пространственной среды.

Для достижения цели определила следующие задачи:

  • обогатить развивающую предметно-пространственную среду, стимулирующую полноценное проживание ребенком дошкольного детства;
  • продолжать реализовывать педагогические технологии, направленные на индивидуализацию дошкольного образования;
  • поддерживать партнерские отношения с родителями;
  • обеспечивать систему мониторинга, условий качества для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности и всестороннее развитие обеспечивающих социальную успешность, посредством создания развивающей предметно-пространственной среды.

Глава 1.  Аналитический отчет

   Мои достижения в межаттестационный период:

  • Диплом о высшем образовании по программе бакалавриата по направлению подготовки менеджмент в Негосударственном образовательном частном учреждении высшего профессионального образования «Уральский институт фондового рынка» 15.06.2015г.
  • Прошла курсы повышения квалификации в Государственном автономном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования» по программе «Развитие потенциала игровой деятельности детей в условиях реализации ФГОС ДО» - 24 часа, 2019г.
  • В настоящее время прохожу обучение по программе профессиональной переподготовки «Педагогика и методика дошкольного образования» (Дистанционная форма обучения) продолжительностью 510 часов.

Мною были подготовлены следующие публикации:

  • Статья на сайт MAAM.RU- конспект НОД по физической культуре на прогулке с детьми «В гостях у лисы Алисы» 31.01.2019 г., Свидетельство о публикации 12.01.2019г.
  • Фотоотчет на сайт MAAM.RU- «Колядки, колядки – колядуют все!» Свидетельство о публикации 12.01.2019 г.
  • Фотоотчет на сайте MAAM.RU- экологический проект «Огород на окне» 10.03.2019г.
  • Статья на сайт MAAM.RU- проект недели «Широкая масленица» 10.03.2019г.
  •  Фотоотчет на сайте MAAM.RU- поделка «Безопасность на дороге» 21 марта 2019г. Диплом победителя во всероссийском конкурсе 2 место.

    «Дети должны жить в мире красоты, игры,

 сказки, музыки, рисунка ,   фантазии,

творчества» (В.А. Сухомлинский).

    Мир ребёнка состоит из реальных объектов и предметов. Он познаёт мир, постоянно исследуя его и экспериментируя с его объектами. При этом используются все сенсорные анализаторы – вкус, обоняние, осязание, зрение, слух. Ребёнок на чувственном уровне постигает элементарные законы, управляющие предметами. Новое всегда потрясает и восхищает, радует и удивляет. Чем больше в жизни ребёнка игр-экспериментов, тем шире и разнообразнее его эмоциональный мир, благодаря чему в каждом ребенке уже с раннего возраста формируются хорошие качества, которые воспитывают в нем прекрасную личность. 

     Чтобы получить положительную динамику полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности и всестороннее развитие обеспечивающих социальную успешность ребенка, необходима организация игровой среды группы. В нашей группе созданы условия для саморазвития и самовыражения детей, сохранения и укрепления их здоровья. Это центры различной направленности. Взаимодействие детей в среде группы помогает инициировать их познавательную активность. Для повышения эффективности познавательного развития оборудовала различные центры, в которых находится все необходимое для совместной и самостоятельной игровой деятельности. Совместно с родителями создаем и обогащаем развивающую предметно-пространственную среду в соответствии с возрастными особенностями.

     Познавательная деятельность в группе реализуется следующим образом:

  • создан и обогащается сенсорный центр (бусы, различные декоративные камушки, счетные палочки, шишки, мелкие игрушки, каштаны, ракушки). Родителями были сделаны «Волшебные мешочки» для развития мелкой моторики пальцев рук. Цент обогащается и видоизменяется в связи с возрастными особенностями детей.
  • при организации непосредственно образовательной деятельности мы совместно с детьми проводим совместные наблюдения за растениями и природой (посадка и уход за луком) в группе, и на улице. Совместно с родителями разработан краткосрочный экологический проект «Огород на окне», срок реализации проекта 1месяц (Приложение1). Подобраны игрушки домашних и диких животных, муляжи овощей и фруктов.
  •  для приобщения и обогащения у детей ценностей к окружающему миру и формирования познавательного интереса совместно с детьми был реализован исследовательский проект «Необычные приключения капельки». Цель проекта: развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе ознакомления со снегом и экспериментальной деятельности с водой и льдом (Приложение2) . Таким образом, в результате работы над проектом дети проявляют свою любознательность, азарт, стремятся взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. По мере исследования окружающего мира у ребят возникают вопросы и к этим вопросам их приводит взрослый для изучения того или иного явления.
  • реализуется технология игры, как основная форма познания в раннем возрасте (дидактические игры, сюжетно-ролевые игры «Дочки-матери», «Кухня», «Больница», «Парикмахерская» и т.д.).
  • привлекаются родители для участия в проектной деятельности группы, благодаря чему между нами устанавливаются партнерские отношения (вместе мы реализовали проект, направленный на познавательное развитие детей: «Зимние забавы» (Приложение3), «Широкая масленица» (Приложени4). Таким образом, я реализую технологию экспериментирования и проживания. Развивая познавательную сферу ребенка, я стремилась создать такие условия для его жизни, развития и обучения, чтобы у малыша возрос интерес к окружающему миру, чтобы ребенок продолжал как можно чаще проявлять свою любознательность и стремился к познанию новых для него явлений нашего мира. 

   Следующий направление моей работы, которое я проанализировала в своем аналитическом отчете – это речевое развитие.

     Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка, совершенствует её и обогащается сама. Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.

      Для речевого развития в группе созданы следующие условия:

  • с помощью родителей мы создали библиотеку, в которую входит красочная литература, соответствующая возрасту детей; обогатили театральный уголок сказками, пальчиковым театром и масками различных сказочных персонажей;
  • для реализации технологии формирования ручной умелости обогащена развивающая предметно-пространственная среда (мозаика мелкая и крупная, различный конструктор, шнуровки, вкладыши, паззлы)
  • в различных режимных моментах  использую потешки, стишки, песенки; применяю игрушки для создания «речевой ситуации»;

В рамках работы творческой группы было разработано и  проведено открытое занятие для педагогов, работающих с детьми младшей группы, по художественной литературе и развитие речи «В гостях Бабушка–загадушка».

    Мною для развития речи успешно используются: пальчиковые игры, которые были специально подобраны и оформлены в картотеку (Приложение 5), игры на развитие дыхания, картотека дидактических и настольных игр (Приложение 6), игр для развития мышления дошкольников (Приложение7). Очень часто с детьми развиваем мелкую моторику простым обрыванием  бумаги на мелкие кусочки или комкая бумагу в комочки. Это занятие помогает, когда дети эмоционально устали и нужно сконцентрировать внимание. Совместно с детьми разыгрываем сюжеты сказок.

Таким образом создание развивающей предметно-пространственной среды по речевому развитию способствует благоприятному эмоциональному фону, развивает умение подражать взрослому, учит вслушиваться и понимать смысл речи, повышает речевую активность ребенка. Разыгрывая знакомый сюжет, дети обогащают свою речь, начинает развиваться мышление, речь становиться более четкой, ритмичной и яркой. У детей пополняется активный словарный запас.

     

     Следующее направление моей работы – художественно-эстетическое развитие.

      Познавательное и художественно-эстетическое развитие неразрывно связаны между собой. Формировать личность и художественно – эстетическую культуру особенно важно в дошкольном возрасте, поскольку именно в этом возрасте закладываются все основы будущего развития человека. Это период, когда развивается познавательный интерес детей и любознательность, период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, его начальной социализации, когда активизируется самостоятельность мышления. Научно доказано, что ребенок очень рано приобретает способность воспринимать не только форму и величину, строение предметов, но и красоту окружающей действительности, поэтому необходимо развивать детей в этом направлении через обогащение развивающей предметно-пространственной среды.

    Художественно-эстетическое развитие реализуется мной через технологию формирования художественного образа, создавая эмоциональный настрой, осознание образа, что способствует познавательному развитию дошкольника:

  •  организован центр художественного творчества, в который включены разнообразные материалы, необходимые для творчества (раскраски, трафареты, простые карандаши, восковые и цветные карандаш, пальчиковые краски).
  • создан театр (музыкальные инструменты, куклы бибабо, маски и шапочки для театрализованной деятельности, настольные театры, пальчиковые игрушки для театра) родителями группу были пошиты народные костюмы.  Совместно с детьми посещаем музыкальные занятия, где разучиваем различные песни и танцы, иногда слушаем стишки или сказки, используя  музыкальный проигрыватель.    
  • организуются праздники, развлечения (совместно с родителями был реализован проект посвященный празднику «8 Марта», где все смогли поближе познакомиться получить хорошее настроение (Приложение 8).
  • в приемной комнате для родителей я вывешиваю рекомендации как правильно разучивать стихи с детьми, какие стихи нужно разучивать, как и какие читать сказки, чтобы проделанная работа способствовала полноценному познавательному развитию дошкольников. Наше  совместное с детьми творчество, также индивидуальные работы детей представлены в папках и находятся в свободном доступе для родителей.

    Основными, первостепенными задачами музыкальной деятельности, как одного из видов художественно - эстетической деятельности вообще, являются:  воспитание любви и интереса к музыке; обогащение музыкальных впечатлений детей посредством знакомства с разнообразными музыкальными произведениями; знакомство детей с простейшими музыкальными понятиями, развитие навыков в области музыкально-ритмического движения, развитие эмоциональной отзывчивости, сенсорных способностей и музыкального слуха, чувства ритма, формирование выразительности движения; обучение элементарным двигательным навыкам, добиваясь простоты, естественности и выразительности исполнения музыкальных произведений; содействовать возникновению и первоначальному проявлению музыкального вкуса на основе полученных впечатлений и представлений о музыке; развивать творческую активность, самостоятельность и инициативу в музыкально-ритмическом движении

    Таким образом, художественно-эстетическое развитие, играет важную роль в познавательном развитии детей, отдается предпочтение индивидуальному взаимодействию, так как именно индивидуализация при совместной деятельности в рамках изобразительной, музыкальной и ритмической деятельности или при разучивании стихотворений помогает добиться поставленной цели.

     Социально-коммуникативное развитие мной реализуется, через:

  • игровую деятельность.  При участии детей проигрываются сюжетно-ролевые игры, где происходит становление самостоятельности, в воспитании эмоциональной отзывчивости; использую прием проигрывания ситуаций. Создала картотеку сюжетно-ролевые игр (Приложение 9), которая постоянно пополняется.
  • формирование позитивных установок к различным видам труда. Побуждаю интерес к труду взрослых людей (консультация для родителей «Как научить ребенка трудиться?»);  
  • реализую технологию личностно-ориентированного взаимодействия с детьми, воспитываю в детях чувство сопереживания, доброе отношение к окружающим («Пожалей мишку», «Погладь собачку»), учу детей хорошо относиться друг к другу, что нельзя обижать других, нужно делиться игрушками друг с другом; формирую позитивное отношение к труду, хвалю маленьких помощников; учимся прибирать за собой игрушки, расставлять стульчики, аккуратно развешивать одежду;
  • провожу с детьми минутки безопасности в соответствии с различными режимными моментами. Для родителей был организован показ режимного момента -  завтрак «Подготовка к завтраку, завтрак» (Приложение10). Когда родители приходят забирать ребенка из садика, они также мотивируют ребенка прибрать за собой игрушки, прежде чем пойти домой. Сейчас маленькие помощники воспитателя всегда оставляют в группе порядок. Также были подготовлены родителям буклеты, в которых собраны «Минутки безопасности», чтобы родители могли повторять и запоминать их вместе с детьми дома (Приложение 11).
  • используется и реализуется парциальная программа «Светелка», направленной на развитие интереса к истории семьи, народа.

     Таким образом, социально-коммуникативное развитие также благотворно влияет на познавательное развитие, как во взаимодействии со сверстниками, так и с взрослыми.  Родители, также активно принимают участие в игровой деятельности детей, в реализации парциальной программы «Светёлка» (участие в праздниках: Новый год, колядки, Масленица, и т.д.)  

     Следующее направление моей работы – физическое развитие.

     Важным направлением в своей работе считаю эффективное внедрение в образовательную деятельность здоровьесберегающих технологий. Еженедельно в спортивном зале детского сада проводятся занятия по физической культуре в соответствие с возрастом; каждое утро проводится зарядка (для повышенного интереса мы часто при ее проведении используем различные атрибуты, такие как ленточки, флажки, мячики, обручи).  

     Мною было проведено открытое занятие для педагогов по физической культуре на прогулке с детьми «В гостях у лисы Алисы».

 Подобран материал и создана картотека «Веселая физминутка» (Приложение12).

     После сна проводится  ленивая гимнастика; дыхательная гимнастика (Приложение13). Соблюдается режим дня (с родителями проводятся индивидуальные консультации на эту тему), соблюдается система закаливающих процедур с использованием дорожки «здоровья».  

     Организована развивающая предметно-пространственная среда, имеется центр по физическому развитию: скакалки, дорожки здоровья, различные мячи, кегли, совместно с родителями изготовлены флажки, разноцветные гимнастические ленточки, султанчики, мешочки для метания. Проводятся различные подвижные игры: «Воробушки и автомобиль», «Паровоз», «Мячик», «Цыплята и лиса» и другие; создана картотека подвижных игр (Приложение14), малоподвижных игр  (Приложение15). Для родителей в приемной комнате создан уголок здоровья, где регулярно меняется информация «Как одевать ребенка по сезону», «Витамины», «Овощи и фрукты – наши лучшие друзья».

     Работая в данном направлении, мне удалось реализовать поставленные образовательные и коммуникативные задачи, не отвлекая детей от их основной деятельности – игры.

     В результате систематической работы по здоровьесбережению прослеживается стойкая динамика снижения заболеваемости детей, что стало хорошим показателем стабильного посещения детьми ДОУ:

Ноябрь 2018 – Декабрь 2018 уч.г. -75% посещаемости;

         Декабрь 2018- Январь 2019 уч.г.- 78% посещаемости;

        Январь 2019 – Февраль 2019 уч.г. – 81% посещаемости;

       Февраль 2019 – Март 2019 уч.г. – 90% посещаемости.

Мониторинг посещаемости

   

Индивидуализация образовательной деятельности.

    В условиях реформирования системы дошкольного образования и перехода на личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми  одной из самых важных является задача индивидуализации образования. С целью индивидуализации педагогической деятельности я использую следующие компоненты:

    - оформление предметно-развивающей среды (стенд с фотографиями детей и обозначением дня их рождения, «Наши успехи»);

    - здоровьесберегающие технологии;

    - физкультурно-оздоровительные: элементы дыхательной гимнастики, пальчиковая гимнастика, утренняя гимнастика, релаксация, сказкотерапия и другие;

    - технология обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка: создание эмоциональной комфортности ребенка, обеспечение позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками;

    - исследовательскую деятельность: создан уголок, где я поместила  песок, аквариум, шишки, ракушки.

    - проектный метод (совместная деятельность взрослого и детей над определённой практической проблемой).

Партнерские отношения с семьей выстраиваю по следующим направлениям:

  • привлекаю родителей к участию в образовательной деятельности, организованном дошкольным учреждением;
  • повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через родительские собрания, консультации, индивидуальные беседы;
  • оформляю родительский уголок в приемной комнате, где предоставляю необходимую информацию в доступной форме;
  • организую в группе небольшие выставки поделок,
  • привлекаю к участию в конкурсах на лучшее оформление летних и зимних участков.
  • ввела хорошую традицию «Поздравительный коллаж» для родителей группы на такие праздники как 23 февраля, 8 марта, для формирования у детей первичных семейных ценностей.

     На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.

     Семья и детский сад – два воспитательных феномена, дающие ребенку социальный опыт для вхождения маленького человека в большой мир. Для меня это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству. Постепенно ушли непонимание, недоверие родителей.

     Таким образом, стараюсь сделать родителей своими партнерами и единомышленниками в деле воспитания детей. Использование разнообразных форм работы способствует вовлечению родителей в организацию педагогической деятельности.

   Заключение

   Создание и обогащение развивающей предметно-пространственной среды– является необходимым условием успешного становления личности ребенка, воспитания потребности к целостному восприятию окружающего мира.

    Проанализировав свою педагогическую деятельность считаю, что созданные психолого-педагогические условия обеспечивают полноценное проживание ребёнком дошкольного детства, формируют основы базовой культуры личности и всестороннее развитие, посредством создания развивающей предметно-пространственной среды.

     Положительным результатом своей деятельности считаю:                                                                                                                                                рост собственного профессионального мастерства; использование современных технологий обучения и воспитания; умение вовлекать родителей в образовательную деятельность через участие в разных конкурсах, проектах;  внедрение в образовательную деятельность методов и приемов по развитию речи детей; отметила, что дети стали более любознательными, продолжает расширяться их словарный запас, восприимчивость к явлениям и объектам окружающего мира. Но знания и навыки, полученные детьми в ходе непосредственно образовательной деятельности, необходимо систематически закреплять и продолжать применять в разнообразных видах детской деятельности.    Но, несмотря на положительные результаты, необходимо продолжать осваивать новые современные технологии , постоянно пополнять развивающую предметно-пространственную среду, продолжать выстраивать систему взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса.

     


Глава 2.  Проектная часть            

Тема: Развитие познавательной активности дошкольников в процессе игровой деятельности.

Актуальность

     Дошкольный возраст – период, когда закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка, происходит становление ребенка как личности, формируется его мировоззрение. Этот возраст  является наиболее сензитивным для овладения различными видами деятельности, в том числе игры .

     Дети - прирожденные художники  и изобретатели, они видят мир во всей его своеобразности и первозданности; каждый день они заново придумывают свою жизнь, фантазируют  и экспериментируют, творят, стремятся создавать бесценные произведения искусства, используя при этом разнообразные и обыкновенные вещи.

      Проблема развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка одна из главных образовательных задач. У каждого ребенка индивидуальные познавательные способности. Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения.

     Один из принципов Федерального государственного образовательного стандарта  «формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности» указывает на то, что дошкольная организация призвана создавать условия для того, чтобы «обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям».

     Важную роль в развитии познавательных способностей занимает игра. Игровое обучение в непосредственно образовательной деятельности имеет особое значение. В игре можно создать ситуации, при которых на разных этапах ребята могут обмениваться друг с другом информацией, советоваться, спорить, помогать и оценивать друг друга. В процессе общения дети быстрее и лучше разбираются в материале, вместе устраняют затруднения. Это позволяет практически всем двигаться вперед, подтягивает слабых и не сдерживает сильных по знаниям детей. В дошкольном возрасте гораздо важнее сформировать у ребенка внимательность, умение рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, развить познавательную активность. Игровые ситуации делают деятельность детей разнообразной, интересной, придают ей эмоциональную окраску. При этом игра готовит ребенка и к учению и к труду, являясь всего немного учением и немного трудом. Глубоко ошибаются те, кто считает игру лишь забавой и развлечением.

     На основании вышеизложенного, я определила противоречие: между проводимой работой в детском саду и недостаточным сотрудничеством с семьёй и недостаточной индивидуализацией образовательного процесса.            Таким образом, возникает проблема: педагогические условия, которые обеспечат развитие познавательных способностей дошкольников в процессе  игровой  деятельности.  

     Для успешной реализации данной проблемы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия: поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.   Игровая, исследовательская, проектная, познавательная – это основные виды деятельности ребенка, в процессе которых осуществляется поддержка индивидуальности и инициативы детей.

    Учитывая выделенную проблему, я поставила перед собой цель: создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих формирование познавательной активности дошкольников в процессе  игровой деятельности

   Объектом  исследования является образовательный процесс.  

   Предметом являются педагогические условия, способствующие формированию познавательной активности дошкольников в процессе  игровой деятельности. В связи с целью возникают следующие задачи:

  • осуществить преобразования развивающей предметно-пространственной среды, стимулирующей  детскую  деятельность;
  • совершенствовать  и реализовать  педагогические технологии.  
  • обеспечить партнерские отношения  с семьёй
  • обеспечить систему мониторинга условий качества образовательной деятельности.

Этапы реализации проекта на межаттестационный период

1 этап

2019-2020гг.

Диагностический:

  • Анкетирование родителей
  • Разработка технологии формирования познавательных способностей у детей;

2 этап

2020 -2023гг.

Формирующий:

  • Реализация технологии по формированию познавательных способностей в процессе игровой деятельности
  • Вторичная диагностика детей
  • Взаимодействие с родителями

3 этап

2023-2024гг.

Заключительный:

  • Подведение итогов (итоговая диагностика детей)
  • Выявление новой проблемы в следующий межаттестационный период

Список литературы:

1.Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 № 273-ФЗ.

2.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г."Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»).

3.Лаптева Г., Прямоносова Е. «Лучшие развивающие прогулки круглый год». Издательство «Речь», 2012

4.Сигимова М.Н. Формирование представлений о себе у младших дошкольников. Волгоград, 2009.

5. Кулик Г.И., Сергиенко Н.Н. «Школа здорового человека». Программа для ДОУ. Творческий центр. Москва 2008.

6.«Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. Практический журнал». Практический журнал. 2008, 2009, 2011.

7.Шорыгина Т.А. «Осторожные сказки». Безопасность для малышей. Развивающие сказки для детей. Издательство «Книголюб», 2002.

8.Зайцева О.Ю.Психологические основы игровой деятельности дошкольника [Текст]: Учеб. Пособие / О.Ю.Зайцева.–2-е изд., перераб. и доп.–Иркутск: ГОУ ВПО «ВСГАО», 2010.–248 с.

9.Павлова Л.П., Волосова Е.Б., Пилюгина Э.Г. Раннее детство: познавательное развитие. Методическое пособие. М. : Мозаика - Синтез, 2000.

10.Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г.. Дети раннего возраста  в дошкольных учреждениях. – М. : ВЛАДОС, 2004.

11.Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М.А.Васильевой. М., 2007.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитический отчет воспитателя первой младшей группы о работе за 2015–2016 учебный год

Аналитический отчет воспитателя первой младшей группы о работе за 2015–2016 учебный годВоспитатель: Петрова Т.В..Состав группы:Всего человек: 22.Возраст детей: от 2 до 3 лет (на начало года)В те...

Аналитический отчет воспитателя первой младшей группы за 2018-2019 учебный год

Аналитический отчет воспитателя 1 младшей группы1 младшую группу № посещают 23 ребенка: из них 13 мальчиков и 10 девочек. Наша группа начала прием детей 3 сентября 2018 года. Нами велись листы адаптац...

Аналитический отчет воспитателя на 1 квалификационную категорию

Аналитический отчет воспитателя на первую квалификационную категорию (адаптация детей раннего возраста, развитие речи детей младшего дошкольного возраста)...

Аналитический отчет воспитателя первой младшей группы о работе

В течение года дети развивались согласно возрасту, изучали программный материал и показали позитивную динамику по всем направлениям развития....

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ на высшую категорию

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Колобок» городского округа Рефтинский   Аналитический отчёт за межаттестационный пери...

Аналитический отчет за первое полугодие младшей группы «Хензигбейлер» за 2023 учебный год

Аналитический отчет воспитателя младшей группы «Хензигбейлер» о проделанной работе за первое полугодие 2023-2024учебный год.Характеристика группы.Общее количество детей:21Из них:Мальчиков:...