АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ на высшую категорию
материал

Шумкова Юлия Николаевна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Колобок» городского округа Рефтинский

 

 

 

Аналитический отчёт

 

за межаттестационный период

 

с 2019 по 2023 год

 

 

 

 

   Шумкова Юлия Николаевна

воспитатель

Первая  квалификационная

категория

 

 

 

пгт. Рефтинский

2022 год

Содержание

Введение ……..……………………………………………………….…………...2

Анализ результатов образовательной деятельности в межаттестационный период 2019-2023г...................................................................................................7

Заключение………………………………………………………..….…..............34

Проектная деятельность на межаттестационный период 2023-2027г..............36

Список  литературы………………………………………………….…………..39

 

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно,

но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми

красками радуги»

(В. А. Сухомлинский.)

Введение

Актуальность

     Дошкольный возраст – период, когда закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка, происходит становление ребенка как личности, формируется его мировоззрение.     Он наиболее благоприятный для познавательного и творческого развития детей.

Природные возможности каждого ребёнка велики. Если не создавать соответствующие условия для реализации познавательного и творческого направления - эти возможности нейтрализуются: ребёнок становится пассивным в восприятии окружающего мира, теряет интерес к самому процессу познания и творческой деятельности.

          Дети - прирожденные художники  и изобретатели, они видят мир во всей его своеобразности и первозданности; каждый день они заново придумывают свою жизнь, фантазируют  и экспериментируют, творят, стремятся создавать бесценные произведения искусства, используя при этом разнообразные и обыкновенные вещи.

          Проблема развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка одна из главных образовательных задач. У каждого ребенка индивидуальные познавательные способности. Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения.

          Один из принципов Федерального государственного образовательного стандарта  «формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности» указывает на то, что дошкольная организация призвана создавать условия для того, чтобы «обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям».

          Важную роль в развитии познавательных способностей занимает игра. Игровое обучение в непосредственно образовательной деятельности имеет особое значение. В игре можно создать ситуации, при которых на разных этапах ребята могут обмениваться друг с другом информацией, советоваться, спорить, помогать и оценивать друг друга. В процессе общения дети быстрее и лучше разбираются в материале, вместе устраняют затруднения. Это позволяет практически всем двигаться вперед, подтягивает слабых и не сдерживает сильных по знаниям детей. В дошкольном возрасте гораздо важнее сформировать у ребенка внимательность, умение рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, развить познавательную активность. Игровые ситуации делают деятельность детей разнообразной, интересной, придают ей эмоциональную окраску. При этом игра готовит ребенка и к учению и к труду, являясь всего немного учением и немного трудом. Глубоко ошибаются те, кто считает игру лишь забавой и развлечением.

          Одним из направлений изучения познавательной активности детей дошкольного возраста является изучение и проявление ее в игровой форме. Игровая деятельность представлена следующими видами игр: игры с правилами, сюжетно-ролевыми, строительными, словесными и дидактическими, но именно обучающие игры являются средством формирования. Без сформированных в дошкольный период познавательных интересов, обучение не может быть успешным.

          Таким образом, возникает необходимость комплексной систематической работы педагога, направленной на развитие познавательной активности ребёнка, и технологической проработки этого процесса в условиях современного дошкольного учреждения. Использование современных педагогических технологий, открывают новые возможности воспитания и обучения дошкольников и являются эффективным средством повышения качества дошкольного образования. В процессе развития дошкольников познавательная активность выступает: как средство увлекающего обучения; как сильный мотив, к протеканию познавательной деятельности; как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию.

          На основании вышеизложенного, мною была определена тема: «Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством игровой технологии».

Целью  моего аналитического отчета является самоанализ и самооценка профессиональной деятельности.

С позиции достижения этой цели в ходе составления аналитического отчета мной решались задачи:

  • выявить системообразующие проблемы, проанализировать  полученные результаты образования.
  • установить причинно-следственные связи между результатами образования и условиями их получения;
  • выявить  противоречия и спроектировать пути решения этих противоречий в следующий межаттестационный период.
  • самооценка эффективности собственной деятельности.

В своей деятельности я ориентировалась на содержание профессиональной деятельности по реализации «Основной образовательной программы дошкольного образования» строго в соответствии с требованиями ФГОС ДО. В процессе непосредственно образовательной и свободной деятельности формирую у детей познавательные и творческие способности в процессе разнообразных видов деятельности. В связи с этим, возникла необходимость в создании развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Созданная развивающая среда должна стимулировать и обеспечивать активность ребенка в реализации своих интересов и потребностей. Ситуация  по данной проблеме характеризовалась следующими параметрами:

  • обогащение развивающей  предметно-пространственной среды;
  • индивидуализация образования  в соответствии  с ФГОС ДО.

Исходя из этого, я определила противоречие:

  • между многообразием современных образовательных технологий  в

работе с детьми дошкольного возраста и выбором наиболее эффективных средств обучения и воспитания для развития познавательных способностей дошкольников с целью повышения качества образовательной деятельности;

  • между проводимой работой в детском саду и недостаточным сотрудничеством  с семьей;
  • между многообразием проводимой работой в детском саду  и недостаточностью   оснащения развивающей предметно-пространственной  среды в этом направлении;
  • между необходимостью выбора технологии, которая бы способствовала индивидуализации образования.

 Таким образом, возникает проблема: психолого - педагогические условия, которые обеспечат развитие познавательных способностей дошкольников в процессе  игровой  деятельности. 

          Для успешной реализации данной проблемы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия: поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.   Игровая, исследовательская, проектная, познавательная – это основные виды деятельности ребенка, в процессе которых осуществляется поддержка индивидуальности и инициативы детей.

Учитывая выделенную проблему, я поставила перед собой цель: создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих формирование познавательной активности дошкольников в процессе  игровой деятельности.

          Объектом  исследования является образовательный процесс. 

          Предметом являются психолого - педагогические условия, способствующие формированию познавательной активности дошкольников в процессе  игровой деятельности.

    Для достижения цели определила следующие задачи:

- осуществить преобразования развивающей предметно пространственной среды, стимулирующей  детскую  деятельность;

-  совершенствовать  и реализовать  педагогические технологии;

-  обеспечить партнерские отношения  с семьёй;

- обеспечить систему мониторинга условий качества образовательной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Колобок» городского округа Рефтинский

Аналитический отчёт

за межаттестационный период

с 2019 по 2023 год

   Шумкова Юлия Николаевна

воспитатель

Первая  квалификационная

категория

 

 

пгт. Рефтинский

2022 год

Содержание

Введение ……..……………………………………………………….…………...2

Анализ результатов образовательной деятельности в межаттестационный период 2019-2023г...................................................................................................7

Заключение………………………………………………………..….…..............34

Проектная деятельность на межаттестационный период 2023-2027г..............35

Список  литературы………………………………………………….…………..38

 

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно,

но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми

красками радуги»

(В. А. Сухомлинский.)

Введение

Актуальность

     Дошкольный возраст – период, когда закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка, происходит становление ребенка как личности, формируется его мировоззрение.     Он наиболее благоприятный для познавательного и творческого развития детей.

Природные возможности каждого ребёнка велики. Если не создавать соответствующие условия для реализации познавательного и творческого направления - эти возможности нейтрализуются: ребёнок становится пассивным в восприятии окружающего мира, теряет интерес к самому процессу познания и творческой деятельности.

          Дети - прирожденные художники  и изобретатели, они видят мир во всей его своеобразности и первозданности; каждый день они заново придумывают свою жизнь, фантазируют  и экспериментируют, творят, стремятся создавать бесценные произведения искусства, используя при этом разнообразные и обыкновенные вещи.

          Проблема развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка одна из главных образовательных задач. У каждого ребенка индивидуальные познавательные способности. Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения.

          Один из принципов Федерального государственного образовательного стандарта  «формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности» указывает на то, что дошкольная организация призвана создавать условия для того, чтобы «обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям».

          Важную роль в развитии познавательных способностей занимает игра. Игровое обучение в непосредственно образовательной деятельности имеет особое значение. В игре можно создать ситуации, при которых на разных этапах ребята могут обмениваться друг с другом информацией, советоваться, спорить, помогать и оценивать друг друга. В процессе общения дети быстрее и лучше разбираются в материале, вместе устраняют затруднения. Это позволяет практически всем двигаться вперед, подтягивает слабых и не сдерживает сильных по знаниям детей. В дошкольном возрасте гораздо важнее сформировать у ребенка внимательность, умение рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, развить познавательную активность. Игровые ситуации делают деятельность детей разнообразной, интересной, придают ей эмоциональную окраску. При этом игра готовит ребенка и к учению и к труду, являясь всего немного учением и немного трудом. Глубоко ошибаются те, кто считает игру лишь забавой и развлечением.

          Одним из направлений изучения познавательной активности детей дошкольного возраста является изучение и проявление ее в игровой форме. Игровая деятельность представлена следующими видами игр: игры с правилами, сюжетно-ролевыми, строительными, словесными и дидактическими, но именно обучающие игры являются средством формирования. Без сформированных в дошкольный период познавательных интересов, обучение не может быть успешным.

          Таким образом, возникает необходимость комплексной систематической работы педагога, направленной на развитие познавательной активности ребёнка, и технологической проработки этого процесса в условиях современного дошкольного учреждения. Использование современных педагогических технологий, открывают новые возможности воспитания и обучения дошкольников и являются эффективным средством повышения качества дошкольного образования. В процессе развития дошкольников познавательная активность выступает: как средство увлекающего обучения; как сильный мотив, к протеканию познавательной деятельности; как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию.

          На основании вышеизложенного, мною была определена тема: «Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством игровой технологии».

Целью  моего аналитического отчета является самоанализ и самооценка профессиональной деятельности.

С позиции достижения этой цели в ходе составления аналитического отчета мной решались задачи:

  • выявить системообразующие проблемы, проанализировать  полученные результаты образования.
  • установить причинно-следственные связи между результатами образования и условиями их получения;
  • выявить  противоречия и спроектировать пути решения этих противоречий в следующий межаттестационный период.
  • самооценка эффективности собственной деятельности.

В своей деятельности я ориентировалась на содержание профессиональной деятельности по реализации «Основной образовательной программы дошкольного образования» строго в соответствии с требованиями ФГОС ДО. В процессе непосредственно образовательной и свободной деятельности формирую у детей познавательные и творческие способности в процессе разнообразных видов деятельности. В связи с этим, возникла необходимость в создании развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Созданная развивающая среда должна стимулировать и обеспечивать активность ребенка в реализации своих интересов и потребностей. Ситуация  по данной проблеме характеризовалась следующими параметрами:

  • обогащение развивающей  предметно-пространственной среды;
  • индивидуализация образования  в соответствии  с ФГОС ДО.

Исходя из этого, я определила противоречие:

  • между многообразием современных образовательных технологий  в

работе с детьми дошкольного возраста и выбором наиболее эффективных средств обучения и воспитания для развития познавательных способностей дошкольников с целью повышения качества образовательной деятельности;

  • между проводимой работой в детском саду и недостаточным сотрудничеством  с семьей;
  • между многообразием проводимой работой в детском саду  и недостаточностью   оснащения развивающей предметно-пространственной  среды в этом направлении;
  • между необходимостью выбора технологии, которая бы способствовала индивидуализации образования.

 Таким образом, возникает проблема: психолого - педагогические условия, которые обеспечат развитие познавательных способностей дошкольников в процессе  игровой  деятельности.  

          Для успешной реализации данной проблемы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия: поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.   Игровая, исследовательская, проектная, познавательная – это основные виды деятельности ребенка, в процессе которых осуществляется поддержка индивидуальности и инициативы детей.

Учитывая выделенную проблему, я поставила перед собой цель: создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих формирование познавательной активности дошкольников в процессе  игровой деятельности.

          Объектом  исследования является образовательный процесс.  

          Предметом являются психолого - педагогические условия, способствующие формированию познавательной активности дошкольников в процессе  игровой деятельности.

    Для достижения цели определила следующие задачи:

- осуществить преобразования развивающей предметно пространственной среды, стимулирующей  детскую  деятельность;

-  совершенствовать  и реализовать  педагогические технологии;

-  обеспечить партнерские отношения  с семьёй;

- обеспечить систему мониторинга условий качества образовательной деятельности.

Анализ результатов образовательной  деятельности

Образование: Высшее. Негосударственное образовательное частное учреждение высшего профессионального образования «Уральский институт фондового рынка», 2015г.

Диплом о профессиональной переподготовке: ЧОУ ДПО «Академия бизнеса и управления системами» по программе профессиональной переподготовки «Педагогика и методика дошкольного образования», 2019г.

Диплом о профессиональной переподготовке: Институт непрерывного образования по программе образование и педагогика «Реализация программ дополнительного образования», 2019г.

Мои достижения: 

  • Диплом за 3 место в муниципальном конкурсе «Педагогический дебют- 2019» номинация «Молодой педагог».
  • Сертификат за участие первого (заочного) тура регионального этапа Всероссийского конкурса «Педагогический дебют» в Свердловской области в 2020 году.
  • награждена Благодарственным письмом за участие в Областном творческом детском конкурсе Уполномоченного по правам ребенка в Свердловской области «Я горжусь!», 2022г.
  • награждена Благодарственным письмом МАДОУ «Детский сад «Колобок» за высокий профессионализм и творческий подход,  2019г, 2022г.
  • Разместила  свое электронное портфолио на образовательном портале Maam.кu, nsportal.ru
  • Создала в социальной сети работников образования nsportal.ru свой персональный сайт.
  • Под моим руководством дети являются участниками и победителями различных  конкурсов. Награждаются грамотами и дипломами.
  • Создала закрытую группу в мессенджере для родителей воспитанников.

 Сведения о повышении квалификации: 

  • Курсы повышения квалификации в Государственном автономном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования» по программе «Развитие потенциала игровой деятельности детей в условиях реализации ФГОС ДО», 2019г.
  • Курсы повышения квалификации   «Институт изучения детства, семьи  и воспитания Российской академии образования», 2020г
  • Обучение по программе повышения квалификации «Обеспечение санитарно-эпидемиологических требований к образовательным организациям», 2021г.
  • Обучение по программе повышения квалификации «Профилактика гриппа и острых респираторных вирусных инфекции, в том числе новой коронавирусной инфекции», 2021г.
  • Обучение по дополнительной профессиональной программе «Технология обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ по ФГОС ДО»,2021г.
  • Повышении квалификации по программе «Разработка адаптированной образовательной программы для обучающихся с ОВЗ», 2021г.
  • Курсы повышения квалификации в Учебном центре «Всеобуч» по программе «Оказание первой помощи обучающимся в образовательной организации», 2022г.
  • Участник проекта «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ресурс»,2020., «Центр Белый слон», 2021-2022гг.
  • Курсы вебинаров «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», 2020г.
  • Курсы вебинаров «Воспитатели России» по вопросам воспитания и оздоровления дошкольников, 2021г.

Участие в мероприятиях:

  • Диплом муниципального образовательного проекта «Генерация идей» конкурс «Добрые истории», 2022г.
  • Диплом лауреата Всероссийского конкурса семейных проектов технического творчества «Инженерный марафон- 2022».
  • Диплом Всероссийского конкурс «Международный образовательный портал«maam.ru», Развивающий лэпбук по ПДД ,2020.
  • Мною разработана дополнительная программа кружка «Развиваемся, играя!» для детей от 3 до 7 лет.
  • Дети принимали участие в городских и муниципальных конкурсах «Марш парков – 2021-2022г»(1 место), Всеросиийская олимпиада «Эколята- молодые защитники природы», «Книга сказок по ПДД», «Лучший мини-спектакль по ПДД», конкурс открыток  по ПДД, посвященный Дню матери, фестиваль моделей военной техники, областной творческий детский конкурс «Я горжусь!!!», конкурс «Добрые истории»(1 место), «Уральские звездочки» (3 место),  и др.
  • Воспитанники моей группы участвуют в различных соревнованиях и конкурсах разного уровня: конкурс художественного слова «Читалочка» (2 место),«Спорт норма жизни», «Лыжня России»,  «ЭкоКолобок» (1 место),  конкурс рисунков по БДД «Зебра», конкурс рисунков посвященный 25-й годовщине финансового отдела Администрации «Мир финансов» (2 место), в городском конкурсе по пожарной безопасности «Неопалимая купина» ( 2 место), Смотр – конкурс «Зимняя сказка» (3 место), смотр – конкурс за лучшее оформление группы к Новому году, «Подарим сказку детям» (2 место), смотр- конкурс «Лучшее оформление группы» к Новому году(1 место) «Зимняя сказка» смотр- конкурс экологических уголков «Зеленый уголок познания»(1 место).
  • В течение всего межаттестационного периода принимала активное участие в мероприятиях, конкурсах детского сада: выставка декоративно- прикладного искусства «Мамина улыбка», выставка «Дары осени», акция «Ёлка безопасности дорожного движения», социально-значимая акция по безопасности дорожного движения «Письмо водителю», фотовыставка «Милая мамочка»,«Рождественская Лего- история» (2 место), флешмоб «Папа может» номинация «Три поколения»(1 место),  «Сдай макулатуру- спаси дерево!»,  «Новогоднее оформление группы» (1 место), оформление участков и т.д.
  • Принимаю участие в  онлайн - вебинарах для повышения профессионального мастерства: «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ресурс»,2020.; «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», 2020; «Центр Белый слон», 2021; «Воспитатели России» по вопросам воспитания и оздоровления дошкольников, 2021г.

С моими достижениями и достижениями моих воспитанников можно ознакомиться в портфолио.

Для осуществления своей педагогической деятельности и решения обозначенных задач я руководствовалась основными нормативно-правовыми документами, актуальными для дошкольного образования и применяю в своей образовательной деятельности современные педагогические технологии.

Одним из условий реализации моей работы,  является правильная организация развивающей предметно-пространственной  среды в детском саду. На протяжении всего периода создавала и обогащала развивающую предметно-пространственную среду.

Смоделировала предметно-развивающую среду с учетом ФГОС, что способствует развитию у детей познавательного интереса. Работая в данном направлении, стремлюсь к созданию благополучного эмоционально-психологического климата в группе. Постоянно работаю над расширением развивающей предметно-пространственной среды, оснащением игровых центров, размещаю игровой материал по принципу гибкого зонирования с учетом детских интересов, индивидуальных потребностей и дифференцированного подхода: имеются материалы, соответствующие интересам мальчиков и девочек. В группе оформила уголки: изобразительной деятельности, театральной деятельности, математический, художественной литературы и развития речи, природный, сюжетно – ролевых игр. Усовершенствовала в группе уголок экспериментальной деятельности за счет пополнения оборудования и материалов. Для проведения занятий по эксперементированию мною подобрана картотека опытов и экспериментов.

Активно использую принцип индивидуализации в образовательном процессе.

Для повышения образовательного уровня своих воспитанников и качества оказываемых образовательных услуг, разрабатываю педагогические проекты, программы, методические и дидактические материалы с использованием современных ИКТ.

          Мною была разработана дополнительная программа кружка «Развиваемся, играя!» составлена в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования МАДОУ «Детский сад «Колобок». Целью данной программы является развитие творческих, познавательных процессов детей дошкольного возраста, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством развивающих игр. Развитие интеллектуальных, умственных и математических способностей. В программу включены игры, смекалки, головоломки, которые вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывании палочек или других предметов по заданному образцу, по собственному замыслу. На занятиях кружка формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.

           Под познавательной активностью дошкольников следует понимать личностное образование, деятельное состояние, которое выражает интеллектуально-эмоциональный отклик ребенка на процесс познания: стремление к получению знаний, умственное напряжение, проявление усилий, связанных с волевым воздействием, в процессе получения знаний, готовность и желание ребенка к процессу обучения, выполнение индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности взрослых и других детей. В дошкольном возрасте ребенок может не только познавать и усваивать наглядные свойства явлений, предметов, но и способен замечать и понимать связи, закономерности, лежащих в основе многих явлений.

           Выделяют три уровня проявления познавательной активности дошкольников (таблица 1).

Таблица 1 − Уровни проявления познавательной активности дошкольников.

Уровни проявления познавательной активности

Характеристика

Воспроизводящая активность

Стремление ребенка понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий ребенка, отсутствием интереса к углублению знаний, отсутствием вопроса: «Почему?»

Интерпретирующая активность

Стремление ребенка к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях

Творческая активность

Стремление ребенка не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этого новый способ. Характерной особенностью этого уровня активности является проявление высоких волевых качеств ребенка, упорство и настойчивость в достижении цели.

          Таким образом, основу познавательной активности дошкольников составляет стремление ребенка понять, запомнить, воспроизвести знания, изучить взаимосвязи между явлениями и процессами, а также законы их функционирования.

           Мною из всего множества изложенных в психолого-педагогической и методической литературе понятий были выделены наиболее специфические компоненты, отражающие непосредственно процесс развития познавательной активности дошкольников. Их можно идентифицировать по следующим показателям (таблица 2).

Таблица 2 − Компоненты познавательной активности дошкольников.

Компоненты познавательной активности

Показатели

Когнитивный

− наглядно-действенное мышление;

− непроизвольное внимание;

− механическая память,

−зрительно-пространственное восприятие

Эмоциональный

− состояния;

− эмоции

Деятельностный

− умения;

− навыки

 

          Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение.

           В дошкольных учреждениях предлагается решение следующих задач:

• поощрение познавательной инициативы ребенка, детских вопросов, рассуждений, самостоятельных умозаключений, уважительное к ним отношение;

• опора на такие виды познавательной активности, как наблюдение, экспериментирование, познавательное общение;

• организация познавательной среды, стимулирующей познавательную активность детей.

          Сегодня в педагогической литературе выделяют новый принцип обучения и воспитания детей: стимулирование и развитие познавательной активности и творчества детей на всех этапах их обучения.

          Показателями познавательной активности являются следующие умения:

– анализировать любое целое, его части, элементы, свойства, их связи, отношения;

– синтезировать, преобразовывать целое, новое соотношение, устанавливать характер изменений в зависимости от несущественных факторов;

– сравнивать, обобщать;

– рассуждать, делать умозаключения, выводы;

– предоставлять аргументы и доказательства.

          Необходимо создание педагогических условий для развития познавательной активности:

– организация познавательного поиска детей;

– организация целенаправленной игровой деятельности;

– создание обогащенной предметно-пространственной среды;

– организация экспериментирования, исследовательской работы;

– проектная деятельность детей;

– обеспечение детям возможностей для интересного и нетрадиционного выполнения заданий;

– создание ситуации успеха;

– мотивации.

          Установлено, что в каждом возрасте один из видов деятельности становится главным, ведущим. Именно он наиболее важен для психического развития ребенка. Детская игра - исторически развивающийся вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними в особой условной форме. Игра,  является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника, то есть такой деятельностью, в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой ступени его развития.

     Игра проходит различные этапы. Сначала появляется предметная игра, когда ребенок воспроизводит предметные действия взрослых. Затем на первый план выходит игра сюжетно-ролевая, направленная на воспроизведение отношений между взрослыми людьми. В конце дошкольного детства появляется игра с правилами - осуществляется переход от игры с открытой ролью и скрытым правилом к игре с открытым правилом и скрытой ролью.

          Игра всегда имеет два аспекта – воспитательный и познавательный. В обоих случаях цель игры формируется не как передача конкретных знаний, умений и навыков, а как развитие определенных психических процессов или способностей ребенка.

           Классификации детских игр включает в себя три класса:

- игры, возникающие по инициативе самих детей. Это игры – экспериментирования (напр., с природными объектами; с животными и людьми; со специальными игрушками для экспериментирования) и сюжетные самодеятельные игры (сюжетно - отобразительные, сюжетно -ролевые, театрализованные);

- игры, возникающие по инициативе взрослого. Это обучающие игры (дидактические, сюжетно - дидактические, подвижные, музыкальные) и досуговые игры (интеллектуальные, забавы, развлечения, празднично -карнавальные, компьютерные).

- традиционные или народные игры. Это обрядовые (семейные, сезонные), тренинговые (интеллектуальные, сенсомоторные, адаптивные) и досуговые (тихие, забавляющие, развлекающие).

          Воспитатель должен находиться в центре детской жизни, понимать происходящее, вникать в интересы играющих детей, умело их направлять. Чтобы игра выполняла в педагогическом процессе организующую функцию, воспитателю нужно хорошо представлять себе, какие задачи воспитания и обучения можно с наибольшим эффектом в ней решать.

           Подводя итог выше изложенному, следует заметить, что познавательная активность дошкольников – это активность, которая возникает в процессе познания. Особенностью развития познавательной активности детей дошкольного возраста является проявление элементов творчества, заинтересованное принятие информации, желание уточнить, углубить свои знания, самостоятельный поиск ответов на интересующие вопросы, умение усвоить способ познания и применить его в других ситуациях.

          Игра – уникальный вид деятельности, который часто недооценивают родители и некоторые педагоги. Ведь только игра дает ребенку возможность самовыражения, саморазвития и социализации, принося при этом радость дошколятам.

           Тема моей работы задает проблемный вопрос:  «Влияет ли игровая деятельность на развитие познавательной активности детей дошкольного возраста?». Изучив теоретическую часть исследования, я пришла к положительному ответу на вопрос, остается лишь на практике доказать гипотезу исследования.

Для активизации познавательной деятельности воспитанников используются  педагогические технологии, которые направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования: применяю следующие методики и технологии:

  • здоровьесберегающие техгологии;
  • технологию проектной деятельности;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • личностно-ориентированная технология;
  • игровые и, технологию лэпбук

  Здоровьесберегающие  технологии

В настоящее время проблемы оздоровления детей стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией к ухудшению здоровья дошкольников.

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов.

Цель дошкольного образования – всестороннее развитие личности ребенка через различные виды детской деятельности, социализация ребенка, сохранение и укрепление здоровья, поэтому так актуальна тема создания здоровьесберегающей среды, обеспечивающей благополучное развитие ребенка и способствующей его успешной социализации. Также актуально создание здоровьесберегающего пространства - комплексной системы, ориентированной на формирование ценностей здорового образа жизни и определяющей отбор средств сохранения и укрепления здоровья, физического развития детей. «Здоровьесберегающие технологии» в дошкольном образовании - можно рассматривать как совокупность определенных подходов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные педагогические технологии задачами здоровьесбережения.

В своей работе комплексно применяю здоровьесберегающие технологииРазработала перспективный план работы по физическому развитию детей дошкольного возраста, которая включает в себя:

- закаливающие процедуры (обширные умывания прохладной водой, воздушные ванны, хождение босиком с использованием массажных ковриков, ходьба по дорожкам здоровья);

-  организую оптимальную двигательную активность детей (точечный массаж, дыхательную гимнастику, пальчиковую гимнастику, ленивую гимнастику после сна, гимнастики для глаз и физкультурных минуток;      

-   применяю в работе занятия по нейрогимнастике.

Во время прогулок играем в различные подвижные игры,  в летний период проходят развлечения и досуги спортивно-оздоровительной направленности. Для снятия эмоционального напряжения воспитанников провожу такие игры, как «Охотник и зайцы», «Коршун и наседка», «Кто быстрее», «Ворона и воробушки», игры-соревнования «Самый ловкий», «Веселые старты»,  и многие другие.

В группе ведется целенаправленная работа по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни. Одна из форм работы - ежегодная традиционная «Неделя здоровья». В ходе ее проведения решаются следующие задачи:

-  привитие культурно-гигиенических навыков;

-  обучение уходу за своим телом;

-  формирование представлений о том, что полезно, что вредно для организма;

-  развитие представлений о строение и работе отдельных органов и систем организма и многое другое.

По итогу недели здоровья с детьми реализуется проект: «Будьте здоровы».

Осуществляя консультативно-просветительскую работу с родителями воспитанников, стараюсь заинтересовать их процессом укрепления здоровья: - приглашаем родителей принимать активное участие в спортивных соревнованиях и подвижных играх совместно с детьми;

- сделала подборку материала в информационном центре: разработала наглядно - стендовую информацию, буклеты, папки - передвижки по организации здорового образа жизни.

Организую, досуги и развлечения спортивно-оздоровительной направленности. Принимаем активное участие в  конкурсах по здоровьесбережению, таких как  «В гостях у доктора Пилюлькина», «Кросс нации», «Лыжня России».

Результатами здоровьесберегающей деятельности является снижение простудных заболеваний у детей, что стало хорошим показателем стабильного посещения и активное стремление детей участвовать в мероприятиях, направленных на формирование здорового образа жизни.

Имеется стойкая динамика снижения простудной заболеваемости:
2019 уч.г.- 49%;  2020 уч.г.- 80%;  2021 уч.г.- 83%;  2022 уч.г.- 91%.

Мониторинг посещаемости

Технология проектной деятельности

Считаю, что развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.

          Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

На протяжении межаттестационного периода мною были разработаны и реализованы следующие проекты:

Для эффективного формирования системного подхода к развитию у детей дошкольного возраста любви к родному краю, в рамках муниципального образовательного проекта «Генерация идей» посвященного 170-лет со дня рождения  уральскому писателю, разработала долгосрочный проект «Добрые истории в произведениях Д.Н. Мамин – Сибиряка». Проект успешно реализован на практике в 2022 году. С интересом был воспринят как воспитанниками и родителями, так и другими членами педагогического коллектива.

  • детско- творческий проект «Путешествие по сказкам Д. Н. Мамин - Сибиряка»;
  • творчески-исследовательский проект «Д.Н. Мамин – Сибиряк – Уральский сказочник».

Совместно с детьми и родителями изготовили  игровой развивающий макет-модель по мотивам сказок уральского писателя Д.Н. Мамин-Сибиряка. Игры с макетами способствуют развитию креативности и коммуникативной инициативы (то есть способности к творческому решению проблем, возникающих при осуществлении деятельности, в игре дошкольники договариваются, словесно объясняя исходные замыслы, планируя начало игры, используя простой договор, стремятся к взаимопониманию). В ходе реализации проекта у детей подготовительной группы углубились знания о жизни и творчеством уральского писателя Д.Н. Мамин – Сибиряка.

По результатам проект занял призовое место среди муниципальных дошкольных образовательных организаций и был направлен на Всероссийкий конкурс семейных проектов технического творчества «Инженерный марафон-2022». Проект получил диплом лауреата.

В рамках экологического воспитания в детском саду, были реализованы проекты: «Покормите птиц зимой», «Мой домашний питомец», «Волшебница Зима», экологический проект «Веселый огород на окне».

Работая по данному направлению с детьми и их родителями,  реализовали: творческий  проект «Сделаем чистой нашу планету!», творческая работа по изготовлению «Эко-сумки», макет города «Зеленый город будущего». У всех участников проекта существенно повысился уровень профессиональной компетентности в вопросах формирования и развития экологического воспитания.

По результатам проекты заняли призовое - 1 место среди муниципальных дошкольных образовательных организаций и был представлен на заочном этапе в ГАНОУ СО «Дворец молодёжи» и Министерства образования и молодежной политики Свердловской области на областной конкурс экологической кейс-игры для детей дошкольного возраста GreenTeam (ЭкоКолобок) и муниципальном конкурсе «Марш парков- 2022» с темой  «Зеленый город будущего».

В рамках реализации проектов по формированию основ экологического воспитания воспитанники под моим руководством приняли участие в  акциях: «Дети против мусора», «Спаси бездомных животных», «Голубь мира», «Спаси дерево, сдай макулатуру», «Всемирный день птиц». Для более интересной и целенаправленной работы в рамках экологического развития мною была подобрана «Картотека экологических сказок».

В рамках проектной деятельности по формирования основ безопасного поведения: «Правила знай и всегда их выполняй!», «Дети и дорога», книга по ПДД «Сказка про умный светофор». В рамках формирования основ безопасного поведения было проведено спортивное развлечение для детей «Как Баба Яга выучила правила дорожного движения».

 Цель данных проектов - формирование у детей дошкольного возраста основных представлений, знаний, умений и навыков об основах безопасности жизнедеятельности; стимулирование развития у детей смысловых образований, поведенческих навыков в вопросах безопасности и жизнедеятельности; повышение уровня развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста.

В рамках реализации проектов по формированию основ безопасного поведения на дороге мои воспитанники вместе с родителями приняли участие в  акциях: «Пристегни самое дорогое», «Моя мама - Автоледи», «Письмо водителю». Акции  были организованы  не только для родителей детского сада, но и для жителей поселка.        

В рамках познавательного развития мною были разработаны проекты:  познавательный проект  «По осенним тропам», «Покров-светлый праздник», «Широкая масленица», познавательный проект «Знатоки космоса», «Неделя дружбы», «Мамочка любимая», в рамках патриотического воспитания реализован проект посвященный ВОВ «Год памяти и славы». Проект был представлен в рамках муниципального конкурса «Педагогический дебют - 2019».

          Лэпбук – вид совместной деятельности взрослого и ребенка. Технология лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде, позволяет учитывать индивидуальные способности детей (задания разной сложности), структурировать сложную информацию, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность. 

В рамках формирования познавательного развития детей мною были созданы лэпбуки:  по развитию речи,  лэпбук по русским народным сказкам «В гостях у сказки», лэпбуки о временах года «Здравствуй, лето красное», «Зимушка Зима», «Осень в гости к нам пришла», лэпбук о творчестве уральского сказочника Д.Н, Мамин-Сибиряка «Путешествие в страну произведений Д.Н. Манин-Сибиряка», лэпбук по экологии «Береги природу».

В рамках исследовательской деятельности были реализованы проекты: «Бытовые отходы семьи из четырех человек», «Сколько разлагается мусор разного происхождения», исследовательская работа  упаковки товаров на примере ассортимента магазина «Монетка».

          Метод проектов можно представить, как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Информационно-коммуникационные технологии

Сегодня ИКТ начинают занимать свою нишу и в воспитательно-образовательном пространстве ДОУ. Это позволяет:

  • предъявлять информацию на экране телевизора в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника – игре;
  • ярко, образно, в доступной дошкольникам форме преподнести новый материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста;
  • привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией;
  • поощрять детей при решении проблемной задачи, используя возможности презентации, игрового комплекса, что является стимулом для развития их познавательной активности;
  • развивать у дошкольников исследовательское поведение;
  • расширять творческие возможности самого педагога.

И вот здесь очень важно, чтобы педагоги умели и, самое главное, имели возможность и желание использовать информационно – коммуникационные технологии в своей работе. Одно из главнейших условий успеха информатизации учебного и воспитательного процессов – овладение педагогами новыми для них формами работы.

В своей работе с дошкольниками я активно использую аудиовизуальные средства обучения, ноутбук, интерактивную доску. Создаю презентации для проведения мероприятий и непосредственно образовательной деятельности. Используя данные средства, я преследую основную цель: развитие социально-коммуникативных, интеллектуальных, творческих возможностей дошкольников. Перед тем как провести тематическое мероприятие, с детьми провожу беседу, с  использованием интерактивной доски. Например:  интеллектуально- познавательная игра по сказкам   Д. Н. Мамин -Сибиряка с использованием ИКТ, ознакомление с биографией писателя «Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк – великий Уральский сказочник», интеллектуальная игра «Откуда берется и куда девается мусор», «Сохраним мир от мусора!». В результате такой работы у детей развивается познавательный интерес, повышается активность в получении новых знаний.        

При работе с родителями, использую презентации на родительских собраниях (в знакомстве с новой темой - дана подборка рекомендаций по работе с детьми дома, предложен дидактический материал по теме), а также, информацию о том, как проживали данную тему дети в группе, чего достигли и что получилось (сопровождая показ видео и фото материалами). Выпускаю информационные буклеты для родителей (учитываю занятость родителей), где расписана подробная деятельность детей в группе по образовательным областям. 

Разместила  свое электронное портфолио на образовательном портале maam. кu, и nsportal.ru, где размещаю свои методические разработки в личном блоге, изучаю работу и опыт коллег, делюсь своими педагогическими наработками и участвую в конкурсах.

Таким образом, благодаря использованию информационно-коммуникационных технологий увеличивается диапазон профессиональных возможностей.

Личностно-ориентированные технологии

Личностно - ориентированный подход – это такой подход, где во главу угла ставится личность ребёнка, её самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Признание ребёнка главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно - ориентированная педагогика.

Личностно - ориентированная технология предполагает тесное взаимодействие педагога и ребенка, поэтому моя педагогическая деятельность по отношению к детям включает проявление уважения к личности каждого ребенка, доброжелательное внимание к нему:

-  обращаюсь с детьми ласково, с улыбкой, поглаживаю, обнимаю: утром при встрече, во время еды, подготовки ко сну, одевании и т. д;

-  стремлюсь установить доверительные отношения, проявляю внимание к их настроению, желаниям, достижениям и неудачам;

-  поощряю самостоятельность в выполнении режимных процедур, учитывая их индивидуальные особенности (привычки, темперамент, предпочтение к той или иной пище);

-  чутко реагирую на инициативу в общении, потребность в моей поддержке;

-  слушаю детей внимательно и уважением;

- вежливо и доброжелательно отвечаю на вопросы и просьбы, обсуждаю проблемы;

- успокаиваю и подбадриваю расстроенных детей, стремятся помочь в устранении дискомфорта;

- разговаривая с детьми, выбираю позицию «на уровне глаз» – общаясь с ребенком, присаживаюсь рядом или беру его на руки;

-  в течение дня общаюсь не только с группой в целом, но и каждым ребенком индивидуально.

Личностно ориентированная технология, сближает ребенка и педагога, делает их общение более тесным и доверительным. Мы даём возможность всем детям проявить себя, ведь у каждого есть свои таланты. Это даёт возможность каждому ребёнку почувствовать свою успешность. Полученные навыки дети  применяют  во время участия в муниципальных конкурсах и концертах.

Таких как: художественное слово «Читалочка»; в рамках муниципального образовательного проекта «Генерация идей» Громкие чтения и видео «Добрые истории» Уральского сказочника; в рамках муниципального этапа экологической  кейс-игры «ЭкоКолобок», а также «Уральские звёздочки», «Я горжусь», и др, проводимых  Центром  Культуры и Искусства, Центром Молодёжи.

Таким образом, благодаря  творческой работе ребенок выявляет свои способности, узнает о сильных сторонах своей личности, а достижения успеха способствует формированию позитивного настроя, стимулирует дошкольника для работы по самосовершенствованию и строительству своего неповторимого творческого образа

Игровые  технологии 

В своей работе использовала игровые  технологии  при проведении игровых образовательных ситуаций, в ходе которых раскрываются способности детей, развиваются коммуникативные навыки, формируется мотивационная сфера. Игра рассматривается как преодоление пассивности, нерешительности, неуверенности ребенка.

В воспитательно-образовательной работе с воспитанниками используются все виды игр:

  • дидактические игры использовала для формирования у детей мыслительных операций (сравнение, классификация, обобщение, совершенствования речи (обогащение словаря, правильное произношение звуков, составление предложений);
  • настольно-печатные игры применяла для уточнения и расширения представлений детей об окружающем мире, систематизации знаний, развития мыслительных процессов;
  • Сюжетно-ролевые игры,  игры-инсценировки важны для принципа интеграции образовательных областей. С помощью словесных игр создаётся эмоциональный настрой у детей, при котором вырабатывается быстрота реакции, умение понимать юмор.  Воспитывала у детей умение слушать, воспитываю эстетические переживания, развиваю образное мышление с помощью использования словесных игр.
  • Игры-драматизации применяю с целью развития диалогической речи у дошкольников, умения сочинять и обыгрывать маленькие рассказы, подбирать слова – действия и слова – признаки.

          Используемые  педагогические технологии  ориентированы на развитие познавательной активности ребенка и формируют умения взаимодействовать, представлять и прогнозировать собственную позицию, получать результат, овладевать социальными навыками и формами поведения. А все эти качества - основа готовности дошкольников к условиям современной жизни.

Использование игровых технологий в педагогическом процессе оказывает положительное влияние на качество воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Партнерские отношения с семьей выстраиваю по следующим направлениям:

  • привлекаю родителей к участию в образовательном процессе, организованном дошкольным учреждением;
  • повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляю через родительские собрания, консультации, индивидуальные беседы;
  • оформляю родительский уголок в приемной комнате, где предоставляю необходимую информацию в доступной форме;
  • активно использую в работе информационно-коммуникационные технологии: поиск наглядной информации с помощью Интернет-ресурсов, публикации на сайте детского сада, освещение информации для родителей с помощью группы в WhatsApp;
  • организую в группе небольшие выставки поделок, которые родители изготавливают совместно с детьми;
  • использую технологию проектной деятельности для вовлечения родителей в образовательный процесс.

В целях   повышения педагогической компетентности родителей мною были проведены консультации по развитию познавательной активности дошкольников в процессе игровой деятельности в домашних условиях: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников», "Использование дидактической игры как средства познавательной активности ребенка», "Формирование познавательной активности у младших дошкольников". Разработаны буклеты и памятки для родителей «Как помочь маленькому исследователю», «Домашняя игротека».

Эффективное взаимодействие с семьей подтверждаю активным участием родителей в жизни группы: помощь в оформлении групповых помещений,  выставка «Зимняя сказка», изготовление атрибутов для игр  в уголок безопасности дорожного движения; участие в выставке декоративно – прикладного искусства «Мамина улыбка»; «Бабушкины руки» в тематических праздниках – «Светлая Пасха», «День космонавтики», «День победы» семейных праздниках – «День матери», «День защитника отечества», новогодние утренники, в выставках – «Подарим сказку детям»,

 «Осенние фантазии», выставка из бросового материала «Чтобы в дело шли отходы, для спасения природы», и т.д.

На родительских собраниях использую анкетирование родителей по вопросу собрания, презентации деятельности детей, показ фотографий. Практико-ориентированное взаимодействие с семьями воспитанников, участие в конкурсах с детско-родительской продуктивной деятельностью: выставка «Бабушкины руки не знают скуки», «Огонь и дети», «Засветись», выставка рисунков «Зебра», «Рисую Россию», «Марш Парков», выставка работ из природного материала, фотовыставки на различную тему.

Повышение профессионализма:

-   Регулярно прохожу курсы повышения квалификации, участвую в семинарах, проводимых методическими объединениями.

-    В рамках семинар - практикума детского сада мною была подготовлена консультация для педагогов на тему «Физминутки в непосредственно образовательной деятельности», 2021г.

-    Опыт моей профессиональной деятельности представлен педагогическому сообществу МАДОУ «Детский сад «Колобок»: показ непосредственно образовательной деятельности по физической культуре на прогулке с детьми второй младшей группы «В гостях у лисы Алисы» 2019г, занятие по звуковой речи в средней группе «По дороге в лес» 2020г, показ непосредственно образовательной деятельности интегрированного занятия в старшей группе «Год памяти и славы» 2021г, показ непосредственно образовательной деятельности по грамоте в подготовительной группе «Согласные звуки [р, р'],буквы Р, р» 2022г.  

-   В 2022 году приняла участие в семинаре-практикуме « Наставничество как эффективное средство профессионального развития педагога» в Центре Молодёжи.

-  В 2022 году приняла участие в семинаре-практикуме для педагогов детского сада «Будущие инженеры».

-    На образовательном портале  веду свой сайт https://nsportal.ru/yuliya-shumkova

          Критериями результативности работы по выбранному направлению можно считать качественные изменения в развитии познавательной активности и положительная динамика в познавательном, речевом и социально-коммуникативном развитии моих воспитанников.

По результатам педагогической диагностики на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Развитие» в образовательной области «Познавательное развитие»: ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать, экспериментировать.

По итогам входящей диагностики в области «Познавательное развитие»:

          В образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»: ребенок проявляет самостоятельность в разнообразных видах деятельности, стремится к проявлению творческой инициативы.

По итогам входящей диагностики  в области «Социально-коммуникативное развитие»:

          В образовательной области «Речевое развитие»: ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний.

По итогам входящей диагностики в области «Речевое развитие»:

       

В ходе работы над темой исследования была преобразована развивающая предметно-пространственная среда группы, соответствующая требованиям ФГОС ДО, способствующая развитию игровой деятельности детей. Осуществляя работу по развитию познавательной активности детей, уделяла большое внимание ведущей форме деятельности – игре, проводила с детьми игры-опыты, игры-эксперименты, игры-исследования, квесты, которые развивают положительные эмоции, постоянно старалась выводить детей на диалог, поддерживать их инициативу и самостоятельность.    По результатам контрольной диагностики в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» количество детей, проявляющих самостоятельность в разнообразных видах деятельности, стремящихся к проявлению творческой инициативы увеличилось:

в 2019г. с 38% до 62%; в 2020г. – с 62% до 80%, в 2021г. – с 80% до 82%, в 2022г.- с 82% до 85%.

         

Непосредственно образовательная деятельность в нашей группе организуется по образовательной программе дошкольного образования «Развитие» под ред. Венгера Л.А., которая направлена на овладение ребенком представлениями, способами деятельности для развития общих способностей действиями и средствами.

Итоговая диагностика по освоению образовательной программы в детском саду:

           

Сопоставляя количественные данные начального этапа и итоговых диагностических результатов, можно убедиться в том, что в целом получена положительная динамика процесса развития познавательной активности детей дошкольного возраста.

Полученные результаты развития познавательной активности в процессе игровой деятельности показали, что из года в год происходили позитивные изменения. Данные результаты были достигнуты благодаря использованию всех видов игровой деятельности, применению разнообразных педагогических технологий, творческой организации воспитательно-образовательного процесса. Такой динамике способствовало тесное сотрудничество дети- родители-педагоги, разработка и реализация совместного проекта.

Итак, проделанная мною работа, оказалась вполне результативной. Это доказывает то, что правильно определенные задачи и пути их решения в работе по организации работы по развитию познавательной активности в процессе игровой деятельности дошкольников нашли эффективность в проведенной профессиональной деятельности в межаттестационный период.

Проделанная работа оказала влияние на повышение уровня любознательности, дети научились управлять своим поведением, научились взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, стали более самостоятельными и инициативными, научились решать интеллектуальные задачи. Считаю, что система работы, проведенная в нашей группе по развитию познавательной активности детей в процессе игровой деятельности, была эффективной.

Заключение

Изучение и анализ познавательного развития детей дошкольного возраста, проведённая педагогическая работа по развитию познавательной активности в процессе игровой деятельности позволили сделать следующие выводы.

Игровая деятельность, как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста является основой развития познавательных психических процессов и личностных качеств у детей и может служить эффективным средством воспитания фундаментальных основ как социально-коммуникативного развития личности, так и речевого становления в детском возрасте.

Данная деятельность способствует развитию умственной и речевой активности детей, развивает интерес детей к окружающему миру, желание как можно больше узнать о ней. Правильная организация опытов и экспериментов обеспечивает формирование и развитие у детей отчётливых представлений о животных, растениях, о сезонных явлениях природы и их свойствах.

Наряду со всеми положительными моментами проведенной работы хочется отметить проблемы, с которыми приходилось столкнуться в реализации данной темы:

•        готовясь к каждому мероприятию приходилось основательно его перерабатывать и вносить изменения, что затратно по времени.

•        Не достаточно методической базы, готовясь к мероприятиям необходимо было найти и просмотреть большой объем литературы, подготовить большой наглядный материал, иллюстрации, опытный материал и оборудование.

•        Не вся представленная в методических пособиях для детей опытно-экспериментальная деятельность учитывает возрастные особенности детей дошкольного возраста.

Все проблемы в ходе работы по теме были преодолены или найдены пути их реализации через разработку и адаптацию методических материалов под возрастные особенности детей дошкольного возраста и с учетом тех пособий и оборудования, которое есть в детском саду.

        

Проектная деятельность на межаттестационный период

Актуальность

Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развиватьРазвитие стоит во главе углаРазвивать нужно посредством доступной для их возраста деятельности – игры. Одна из важных задач современного дошкольного воспитания – создание таких условий, которые способствовали бы развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала. Познавательные процессы являются составной частью любой человеческой деятельности, которые обеспечивают ту или иную ее информацию. Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому развивать познавательные процессы легче через игру. 

На следующий межаттестационный период планирую продолжить работу по развитию познавательных способностей детей. После выпуска детей в школу, я набрала новых малышей. Поэтому и тему выбрала исходя из возрастных особенностей этой группы. «Разработать дидактические игры направленные на развитие детей младшего дошкольного возраста».

Чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями, речью, разнообразными умениями и навыками, их этому надо учить. Для обучения через игру и создания дидактических игр. Главная их особенность состоит в том, что задание ребёнку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Любая дидактическая игра содержит познавательную и воспитательную игровые составляющие, игровые действия, игровые и организационные отношения.

Дидактическая игра – это не любые действия с учебным материалом и не игровой прием на обязательном учебном занятии. Это специфическая, полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность. Она имеет свои побудительные мотивы и свои способы действий.
         Значит, дидактическая игра поможет ребенку чему-то научиться в легкой, непринужденной форме. Эта тема стала  актуальной.

Исходя из этого, я выбрала направление в работе: «развитие познавательной активности детей  младшего дошкольного возраста через дидактические игры».

Определила ряд противоречий:  между проводимой работой в детском саду и семьей и недостаточностью учебно-методического комплекта по формированию познавательной активности детей младшего дошкольного возраста  с использованием дидактических игр.

       Из этих противоречий вытекает проблема: необходимость внедрять педагогические технологии, носящие активно деятельностный характер необходимые для развития познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры.

Учитывая выделенную проблему, я поставила перед собой цель: повышение своего педагогического мастерства и компетенции; изучить влияние дидактических игр на развитие познавательных способностей  детей младшего дошкольного возраста; создание психолого-педагогических условий обеспечивающих формирование познавательной активности детей.

Для достижения цели определила следующие задачи:

  • Повысить собственный профессиональный уровень знаний путём изучения нормативно-правовой, организационно-методической литературы, интернет источников;
  • Разработать проект  по формированию познавательной активности детей младшего дошкольного возраста через дидактиеские игры.
  • Реализовать в работе дидактические игры, способствующие  развитию интересов детей, любознательности, воображения, творческой активности и познавательной мотивации.
  • Обогатить развивающую предметно - пространственную среду, стимулирующую деятельность детей.
  • Разработать рекомендации для педагогов по планированию дидактических игр, способствующих развитию познавательных способностей.  
  • Подобрать рекомендации для родителей, по использованию дидактических игр.
  • Обеспечивать систему мониторинга условий качества образовательной деятельности;

Этапы реализации проекта

1 этап

2023-2024гг.

Диагностический

  1. Совместное планирование деятельности.

Анализ литературы, методических пособий, обсуждение с родителями, детьми вопросов, связанных с проведением проекта.

2. Подбор методической литературы.

3. Составление планов работы.

2 этап

2024-2026гг.

Формирующий

1. Обеспечение условий для реализации проекта.

2. Разработка образовательных маршрутов для участников проекта.

3. Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методик формирования познавательной активности детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры.

4. Совершенствование предметно-развивающей среды в группе.                                                                                                5. «Родительский всеобуч» по данной теме.

6. Разработка и накопление методических материалов, разработок, рекомендаций по проблеме.

3этап

2026-2027гг.

Заключительный

1.Создана  система работы, по формирования  познавательной активности детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры.

2.Пополнена и обновлена предметно-развивающая среда.

3.Проведён итоговый мониторинг выявления сформированности  познавательной активности детей младшего дошкольного возраста.

Список литературы

  1. Венгер Л.А. Программа «Развитие», М., 2002.
  2. Венгер Л.А., Мухина В.С. «Психология», М.: «Просвещение», 1988.
  3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991 г.
  4. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»; М., 2013.
  5. Закон «Об образовании Свердловской области»; в редакции от 08.06.2012.
  6. Конвенция о правах ребенка; М., 1998.
  7. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 Екатеринбург, 2013.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. От 01.01.2014.

9.Технология проектирования в ДОУ / Е.С. Евдокимова – М.: ТЦ Сфера, 2006 Панфилова А.П Инновационные педагогические технологии: активное обучение: учебное пособие для студ.-М.: Изд.центр «Академия», 2009

10.Крашенинников Е.Е., Холодова О.Л.  «Развитие познавательных способностей дошкольника», учебно-методический комплект: для занятий с детьми 4—7 лет, Москва : Мозаика-Синтез, 2015.

11.Модель Н.А. «Поддержка детской инициативы и самостоятельности» М.: Сфера, 2018. Атемаскина Ю.В. Современные педагогические технологии в ДОУ. – М.: Детство-Пресс, 2011.

Интернет-ресурсы

https://roskoshnaya-ds27-schel.edumsko.ru/folders/post/1521562

https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/igrovye-tehnologii/igrovye-tehnologii-v-detskom-sadu-po-fgos.html?ysclid=laprq0s2g1470578253

https://multiurok.ru/blog/intierniet-riesursy-dlia-vospitatieliei.html?ysclid=laprqsxgft3821806


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка воспитателя для аттестации на первую (высшую) категорию

Аналитический отчет о результатах деятельностипри присвоении квалификационной категории (первой или высшей)  по должности «воспитатель»  Лист экспертной оценки профессиональной де...

Аналитический отчет на подтверждение высшей категории

Аналитический отчет за межаттестационный период с 2017 по 2021г....

Аналитический отчет за межаттестационный период 2017 - 2022 г. г. на высшую категорию.

Представляю вашему вниманию аналитический отчет за межаттестационный период 2017 - 2022 г. г. на высшую категорию....

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ на первую категорию

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Колобок»городского округа Рефтинский             ...

Пример создания аналитической справки для аттестации на Высшую категорию.

Аналитическая справка «О результате личного участия педагога в создании развивающей предметно – пространственной среды в группе общеобразовательной направленности ГБДОУ детский сад №36 Мос...

Аналитическая справка педагогической деятельности педагога высшей категории Пашаева Г.В.

Аналитическая справка педагогической деятельностипедагога высшей категории Пашаева Г.В....