Народные инструменты
презентация к уроку (подготовительная группа)

Новикова Марина Анатольевна

презентация 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_narodnye_instrumenty.pptx1.37 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русские народные инструменты музыкальный руководитель: Новикова М.А.

Слайд 2

ДОМРА - струнный инструмент, получивший распространение в 16 - 17 вв. преимущественно среди скоморохов. Корпус делают из гнутых клепок, дека плоская, с круглым резонаторным отверстием в середине. На грифе врезаны металлические лады, дающие хроматический звукоряд. Струны стальные, крепятся к пуговке в нижней части корпуса и к механическим колкам вверху. На верхней деке под струнами находится подставка. Звук извлекается с помощью медиатора.

Слайд 3

Домры - преимущественно ансамблевые или оркестровые инструменты. В оркестре они - основная мелодическая группа, тогда как балалайки (кроме балалаек прим) являются аккомпанирующими инструментами. Домрам часто поручается соло, а для домр малых (как и для балалаек прим) пишут сольные концертные произведения. Используются следующие разновидности домр: пикколо, малая, альтовая, басовая.

Слайд 4

БАЛАЛАЙКА O популярности балалайки в деревенском и городском музыкальном быту красноречиво говорят многочисленные лубки и различные народные картинки. Применение балалайки в музыкальной жизни народа было весьма разнообразным: на ней исполняли песни и танцы, сопровождали сольное и хоровое пение, ее вводили в состав различных инструментальных ансамблей.

Слайд 5

В оркестре балалайка выполняет как мелодическую, так и аккомпанирующею функцию. Используются следующие разновидности балалаек: прима, секунда, альт, бас, контрабас.

Слайд 6

ГУСЛИ - прямоугольные (столообразные) наиболее сложный по конструкции тип русских гуслей в виде продолговатого плоского ящика с крышкой. Струны у старинных инструментов латунные, а у более современных - стальные; басовые, кроме того, обвиты канителью. Количество струн колеблется от 55 до 66.

Слайд 7

Прямоугольные гусли появились в России, по-видимому, в начале XVII века. Сложность конструкции инструмента, трудность его изготовления и в особенности техника игры, требующая профессиональной выучки, говорят о том, что эти гусли могли быть созданы и первоначально найти применение в узком кругу профессиональных музыкантов - скоморохов.

Слайд 8

Трещётка – набор (до 20 штук) деревянных пластинок размером примерно 50 мм х 130 мм, нанизанных одним концом на две параллельные верёвки или на ремешки. Чтобы пластинки вплотную не прикасались друг к другу, между ними сделаны деревянные прокладки.

Слайд 9

Трещётку берут за концы верёвок (ремешков) в обе руки. От резкого или плавного движения пластины ударяются друг о друга. Звук их щёлкающий. Играли на них преимущественно женщины на свадьбах при исполнении величальных песен.

Слайд 10

Бубен – музыкальный ударный инструмент в виде неширокой круглой деревянной обечайки (боковая часть корпуса музыкальных инструментов) с натянутой на одной стороне кожаной мембраной. Иногда внутри обечайки подвешивают бубенчики и колокольцы , а в прорези стенок вставляют бряцающие металлические пластинки.

Слайд 11

Ложки. Кто и когда первый додумался превратить наши обыкновенные столовые ложки в ударный инструмент, сказать теперь совершенно невозможно. Л ожки популярны не только у нас, но и за рубежом. Тысячами вывозят их иностранцы к себе домой в качестве сувениров. Еще бы: легко, красиво, дешево и сразу «два зайца» — старинный предмет быта и он же — музыкальный инструмент.

Слайд 12

Обычно в игре одного исполнителя используются три ложки. Две из них закладываются между пальцами левой руки, третья берется в правую. Первые две служат как бы двойной «наковальней», по которой бьют третьей ложкой. Получается все время многозвучный ажурный ритмический рисунок. Иногда, при игре сидя, в ногах зажимают два-три, а то и четыре половника, по которым также периодически ударяют ложкой или проводят ею глиссандо.

Слайд 13

Рубель, так же как и ложки, — предмет повседневного обихода русского народа. В прежние времена, когда утюга еще не было, белье гладили, накручивая его во влажном состоянии на скалку и затем продолжительное время укатывая, утрамбовывая рубелем. Возможно, что кто-то когда-то случайно провел по его зубцам другим упругим предметом и получился искристый каскад звуков, похожий на тот, который мы извлекаем палкой из досок забора.

Слайд 14

Колокольчики- их название произошло от старинной их разновидности, где звучащим телом были настроенные на определённую высоту маленькие колокольчики. Позже их заменили набором металлических пластинок разной величины. Они расположены в два ряда, наподобие клавишей фортепиано, и укреплены в деревянном ящике. Играют на колокольчиках двумя металлическими молоточками.

Слайд 15

Чем отличаются колокольчики от бубенчиков? Колокольчик представляет собой открытую книзу металлическую чашечку с закрепленным внутри ударником (язычком). Звучит он только в подвешенном вертикальном положении. Бубенчик же является полым шаром, в котором свободно катается металлический шарик, при встряске ударяющийся о стенки и извлекающий звук. Колокольчик более чист и ярок по тембру, бубенчик тускловат; звук его менее продолжителен. Зато звучит он в любом положении.

Слайд 16

Свистульки. Подавляющее большинство музыкальных инструментов делается из дерева. Однако некоторые духовые инструменты хороши из глины или фарфора. К ним относится всемирно распространенная окарина, что в буквальном переводе с итальянского означает гусенок. (Первоначально по форме окарина действительно напоминала гусенка.)

Слайд 17

У нас на Руси инструменты такого типа народ просто назвал свистульками. В разных районах страны они имеют самую разнообразную форму и раскраску. Наибольшее распространение получили «петушки» с тремя-четырьмя игровыми отверстиями. Эти примитивные духовые инструменты в глубокой древности имели обрядовое значение.

Слайд 18

СВИРЕЛЬ - парная продольная свистковая флейта с двумя не скрепленными между собой стволами из ивы, клена, черемухи. Головки стволов имеют клювовидную форму; в нижних частях стволов вырезано или выжжено по 3 игровых отверстия, из которых два - на лицевой стороне и одно - на тыльной. Во время игры "клювы" берут в рот, а стволы держат несколько наклонно вниз, раздвигая под острым углом друг к другу; пальцы обеих рук накладывают на отверстия соответствующих стволов.

Слайд 19

ЖАЛЕЙКА - небольшая трубочка из ивы или бузины, длиной 100 - 150 мм, в верхний конец которой вставлен пищик с одинарным язычком из камыша или гусиного пера, а на нижний надет раструб из коровьего рога или из бересты. Язычок иногда надрезают на самой трубочке. В стволе имеется от 3 до 7 игровых отверстий.

Слайд 20

РОЖОК изготовляют из березы, клена или можжевельника. По утверждению некоторых рожечников, лучшими звуковыми качествами обладают можжевеловые рожки. В прошлом их выделывали тем же способом, что и пастушеские рога, то есть из двух половин, скрепленных берестой; в настоящее время их вытачивают на токарном станке.

Слайд 21

Звук рожка довольно сильный, но мягкий. На рожке исполняют песни, танцы и сопровождают хоровое пение. На основе типового инструмента были созданы ансамблевые разновидности рожков: малые дискантовые рожки, получившие образное название " визгунки ", и крупные, звучащие октавой ниже - басовые. Ансамблевые рожки имеют 6 игровых отверстий, из которых верхнее располагается на тыльной стороне.

Слайд 22

Гармоника – под таким названием объединяются губные и ручные гармоники. Извлечение звука происходит в результате колебания металлических пластинок – язычков – под воздействием струи воздуха. Гармоника уже давно стала в России (и не только в России) самым распространённым, подлинно массовым музыкальным инструментом, вытеснившим многие другие инструменты.

Слайд 23

В народном музыкальном быту она используется как сольный и аккомпанирующий инструмент. При сопровождении песен, особенно частушек, партия гармоники часто значительно более развита, чем мелодия голоса. Существуют дуэты, трио, квартеты и оркестры русских народных инструментов и становится обязательным участником многих национальных инструментальных ансамблей.

Слайд 24

Представьте себе: на сцену выходит обыкновенный прохожий с вязанкой дров за спиной. Затем он раскладывает свои «дрова» перед собой и небольшими деревянными молоточками начинает играть на них веселые плясовые мелодии. А если к нему присоединяются другие музыканты с подобного рода инструментами, эффект будет большой и неожиданный. Все это в традициях русского скоморошества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

files.mail.ru/0XVQQ0 Презентация"Русские народные инструменты"

Презентация и конспект занятия для детей средней и старшей групп...

Оркестр народных инструментов

Конспект занятия по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с оркестром народных инструментов. Могут использоваться воспитателями на занятиях по ознакомлению с окружающим миром....

Русские народные инструменты

Русские народные инструменты...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо

Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1.   «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...

Конспект музыкального занятия "Русские народные инструменты. Народный оркестр"

На музыкальном занятие дети  знакомятся с русскими народными инструментами и народным оркестром....

Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста через знакомство народными инструментами. Презентация лэпбука «Народные инструменты

Воспитание толерантности и чувств патриотизма у старших дошкольников посредством знакомства с народными инструментами, с их выразительными возможностями....