Статья "Танцевальные упражнения как средство развития выразительности движений детей пятого года жизни"
статья по музыке

Филатова Зульфия Гарифзяновна

В данной статье представлены основные направления по развитию выразительности движений у детей пятого года жизни в условиях дошкольной образовательной организации. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Научная специальность: 13.00.01

УДК 373

DOI

ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ДВИЖЕНИЙ ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ

© Автор(ы) 2021

SPIN: 7031-1335

AuthorID:798950

ResearcherID: A-0000-0000

ORCID: 0000-0002-2308-5188

ScopusID:0000000000

ШИНКАРЁВА Надежда Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры

«Психологии и педагогики дошкольного образования»

Иркутский государственный университет

(664053, Россия, Иркутск, улица Нижняя - Набережная, 6, e-mail:shinkaryva@yandex.ru)

SPIN: 0000-0000

AuthorID: 000000

ResearcherID: A-0000-0000

ORCID: 0000-0003-4841-1880

ScopusID: 0000000000

ФИЛАТОВА Зульфия Гарифзяновна, бакалавр

Иркутский государственный университет,

(664053, Россия, Иркутск, улица Нижняя - Набережная, 6, e-mail:zulfiya.filatova@mail.ru)

Аннотация.Развитие выразительности движения у детей пятого года жизнив современное время считается актуальной проблемой. С каждым годом в обществе наблюдается снижение уровня сформированности критериев выразительности движения у детей дошкольного возраста. Педагоги в дошкольных образовательных учреждениях не уделяют особого внимания к данной проблеме по развитию выразительности движений у детей пятого года жизни. В данной статье представлены основные направления по развитию выразительности движений у детей пятого года жизни в условиях дошкольной образовательной организации. Так же в статье показаны основные методики для выявления уровня сформированности критериев выразительности движения у детей пятого года жизни таких авторов, как А.И.Буренина, О.П.Радынова, М.А. Васильева. В данной статье расписаны актуальность исследования, теоретическая основа и результаты исследования, которые были проведены на базе дошкольной образовательной организации. Исследование организационно-педагогических условий развития критериев выразительности движений у детей пятого года жизни в статье расписаны по четырем пунктам: изучение уровня сформированности выразительности движений у детей пятого года жизни, анализ развивающей предметно-пространственной среды, анкетирование педагогов на сформированность готовности к развитию критериев выразительности движений у детей дошкольного возраста, опрос родителей воспитанников на выявление готовности к развитию критериев выразительности движений дошкольников. В конце статьи представлен анализ дошкольной организации по развитию критериеввыразительности движений у детей пятого года жизни и рекомендации по улучшению организационно-педагогических условий.

Ключевые слова: эмоциональное воспитание, критерии выразительности, дошкольный возраст, развивающая предметно-пространственная среда, федеральный образовательный стандарт дошкольного образования, музыкальность, пластика, ритм, танцевальные движения, формирование.

DANCE EXERCISES AS A MEANS OF DEVELOPMENT

EXPRESSIVENESS OF MOVEMENTS OF CHILDREN OF THE FIFTH YEAR OF LIFE

©The Author(s) 2021

SHINKAREVA Nadezhda Alekseevna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the Department "Psychology and pedagogy of preschool education"

Irkutsk state University

(664053, Russia, Irkutsk, 6, Nizhnyaya-Naberezhnaya street, e-mail: shinkaryva@yandex.ru)

FILATOVA Zulfiya Garifzyanovna, bachelor's degree

Irkutsk state University,

(664053, Russia, Irkutsk, 6, Nizhnyaya-Naberezhnayastree, e-mail:zulfiya.filatova@mail.ru)

Abstract.The development of expressive movement in children of the fifth year of life in modern times is considered an urgent problem. Every year in the society there is a decrease in the level of formation of the criteria of expressiveness of movement in preschool children. Teachers in preschool educational institutions do not pay much attention to this problem of the development of expressive movements in children of the fifth year of life. This article presents the main directions for the development of expressive movements in children of the fifth year of life in the conditions of a preschool educational organization. The article also shows the main methods for identifying the level of formation of the criteria of expressiveness of movement in children of the fifth year of life of such authors as A. I. Burenina, O. P. Radynova, M. A. Vasilyeva. This article describes the relevance of the study, the theoretical basis and the results of the study, which were conducted on the basis of a preschool educational organization. Research of organizational and pedagogical conditions of development of criteria of expressiveness of movements in children of the fifth year of life the article describes four points: the study of the level of formation of expressiveness of movements in children of the fifth year of life, the analysis of the developing subject-spatial environment, the questionnaire of teachers on the formation of readiness for the development of criteria of expressiveness of movements in preschool children, the survey of parents of pupils to identify readiness for the development of criteria of expressiveness of movements of preschool children. At the end of the article, an analysis of the preschool organization on the development of criteria for the expressiveness of movements in children of the fifth year of life and recommendations for improving the organizational and pedagogical conditions are presented.

Keywords:emotional education, criteria of expressiveness, preschool age, developing subject-spatial environment, federal educational standard of preschool education, musicality, plasticity, rhythm, dance movements, formation.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема формирования и развития выразительности движений детей пятого года жизни на сегодняшний момент составляет одну из главнейших актуальных тем общего развития ребенка. Исследованиями в широком смысле выразительности движений старших дошкольников занимались Б.Г. Ананьев, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.С. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Л.Ф. Обухова [6]. Авторы рассматривали выразительность движений дошкольников в концепции о единстве сознания и деятельности целостности развития.

Более узко рассматривали выразительность движений детей пятого года жизни через положения организации образовательной деятельности такие авторы как Ю.С. Бабанский, М.В. Богуславский, Л.А. Венгер, А.М. Новиков [2].

Огромный вклад в развитие направления выразительности движений дошкольников внесли С.И. Бекина, Н.А. Ветлугина, О.П. Радынова, С.Д. Руднева, Т.А. Тютюнникова, (Н.А. Александрова, Д.К. Кинарская, Е.В. Назайкинский, К.Э. Сишор, Б.М. Теплов) через теорию организации музыкальной деятельности дошкольников и теорию развития музыкальных способностей [3].

По мнению Е.В. Горшковой, С.Н. Мухиной выразительность движений является одним из показателей гармоничности, которая обеспечивает баланс всех функций, физическое, психическое развитие и социальное благополучие ребенка, так как предполагает согласованность двигательный действий, эмоциональной отзывчивости и способов общения [8].

Однако, несмотря на столь обширные исследования развитие выразительности детей пятого года жизни, в настоящее время имеет ряд нерешенных вопросов.

Анализ психолого-педагогической литературы и программное обеспечение музыкального воспитания дошкольников свидетельствуют о том, что мало изучены компоненты и критерии оценки выразительности движений. Отсутствуют способы и приемы развития выразительности движений в специально организованной деятельности. Решение этих вопросов является одним из важнейших способов повышения эффективности педагогической работы с детьми в специально организованной деятельности.

Таким образом, мы сталкиваемся с противоречием между: значимостью выразительности движений и отсутствии способов и приемов работы на основе дифференцированного содержания обучения в программах дошкольного воспитания.

Указанное противоречие определяют проблему исследования: как развивать выразительность движений дошкольников в специально организованной деятельности? Вместе с этим ФГОС содержит требования к развитию индивидуальных способностей и творческого потенциала в дошкольном возрасте. Однако, отмечается отсутствие разработанных педагогических условий реализации индивидуального подхода к развитию творческого воображения в старшем дошкольном возрасте, не позволяет решать в должной мере вопросы воспитания выразительности движений.

В соответствии с выявленными нами противоречиями были поставлены следующие задачи исследования:

– Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития выразительности движений у детей дошкольного возраста;

– Провести анализ организационно-педагогических условий развития выразительности движений у дошкольников ДОО;

– Апробировать специально подобранные танцевальные упражнения для развития выразительности движений детей 5-го года жизни. Оценить их эффективность.

МЕТОДОЛОГИЯ

Цель статьи: изучить и проанализировать проблему развития выразительности движений детей в дошкольном учреждении.

По мнениюА.И.Бурениной, С.М. Волконского, Е.В. Горшковой, Н.А. Фоминой, выразительность – это качество, проявляющееся в хорошей технике, в правильной школе движений, это хороший «апломб» и темп во время вращений, элегантность, большая амплитуда при полной ясности эмоционального содержания[1], [4], [8].

По мнению С.Л. Рубинштейна термин «выразительные движения» акцентируется впонимании повседневного (невербального) общения в социуме ирассматривается как важная составляющаяэмоциональности личности, иначе – как сигналы информации оего настроении, самочувствии, намерениях, отношении кокружающим ит.д. Другими словами, выразительность движений – это информация, которая выдается телом при выполнении движений [5], [9].

Волошина Л.Н. считает, что двигательно-пластическая выразительность это комбинаторность двух элементов. Перваяך –ךструктурнаяךךвыразительностьך движений – это ךприсущая самому движению содержательность, информативность, которая прочитывается поопределенным опорным элементам, фазам и направлению протекания движения. Вторая составляющая – пластическая выразительность движений.

Поэтому, по нашему мнению, пластическая выразительность движений – это, содной стороны, качество эмоционального проживания, смыслового наполнения движений, ас другой, – это способность ребенка передать другому человеку свои индивидуально переживаемые смыслы. Видоизменение пластики может менять смысл движения и даже деформировать его значение. Пластическая выразительность чаще отражает эмоциональный компонент познания языка движений [5].

Горшкова Е.В. считает, что средством развития двигательно-пластической выразительности вдошкольном детстве выступает освоение языка выразительных движений. Обычно оно происходит вповседневной жизни – стихийно ипреимущественно неосознанно – всилу подражательного присвоения ребенком норм невербального общения, принятых вего ближайшем окружении (семье), поэтому может быть более или менее ограниченным. Наиболее продуктивно освоение дошкольниками языка выразительных движений протекает при осмысленном ипроизвольном его освоении ииспользовании, условия для которого создаются врамках целенаправленного обучения детей от3 до7 лет [8].

Анализ психолого-педагогической литературы и опыт учителей-практиков, музыкальных работников, психологов, врачей позволяет утверждать, что развитие выразительности движений на каждом возрастном этапе происходит различно. В младшем возрасте ребенок эмоционально откликается на музыку, что выражается в мимике, жестах. Но движения еще не точны и порой не согласованы с музыкой.

Буренина А.И. отмечает, что на пятом году жизни у детей уже есть опыт слушания музыки, они могут узнавать знакомые мелодии, определять характер музыки. Движения становятся более ритмичными, четкими, согласованными с началом и окончанием звучания музыки. Дети выполняют более разнообразные движения (прямой галоп, движение парами, притоп одной ногой, выставление ноги на пятку, осваивают уже такие сложные танцевальные упражнения, как «ковырялочка») и могут двигаться в соответствии с контрастным характером музыки [1].

Лисицкой Т.С. установлено, что музыкальное произведение влияет на выбор выразительных средств: элементов мимики, пантомимики, выразительной окраски, прыжков, поворотов, равновесий, поз [9].

Суворова Т.И. считает, что танец – искусство синтетическое. Оно направлено на решение музыкально-ритмического, физического, эстетического и психического развития детей. Движения под музыку приучают их к коллективным действиям, способствуют воспитанию чувства коллективизма, дружбы, товарищества, взаимного уважения [10].

Горшкова Е.В. выделяет навыки выразительного движения, чтобы двигаться в соответствии с характером музыки, надо иметь определённый запас движений:

– из физкультуры основных движений: ходьба, бег, прыжки;

– из сюжетной драматизации берётся принцип построения – инсценирование сюжета песен, программной музыки;

– из области танца используются, прежде всего, элементы народных плясок, доступные восприятию дошкольников. Включаются несложные движения бального танца (шаг польки, шаг галопа и др.).

Музыкально-ритмические навыки и навыки выразительного движения тесно взаимосвязаны и являются единым процессом восприятия музыки и воспроизведения её особенностей в разнообразных движениях[8].

Таким образом, основным средством формирования двигательно-пластической выразительности детей дошкольного возраста является танец (танцевальные движения). Танец воплощается посредством освоения языка выразительных движений, способных характеризовать и передать те чувства, которые заложены для восприятия. Поэтому работа по формированию выразительности движений осуществляется посредством художественно-игровой деятельности, направленной на воплощение определенного образа путем использования пластики движения. Используются следующие выразительные языки: движение, как средство выражения образа; слово, как средство, способствующее усвоению необходимой информации; а также музыка, как средство, направленное на формирование умения принять определенный образ.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Для объективной оценки педагогических условий в дошкольной образовательной организации в области развития выразительности движений у детей пятого года жизни мы использовали следующие методы: анкетирование педагогов, самоанализ, экспертиза развивающей предметно-пространственной среды в группе (РППС), диагностические задания и тестовые упражнения для диагностики детей пятого года жизни, анкетирование родителей.

Исследовательская работа проводилась в Муниципальном Дошкольном Образовательном Учреждении Иркутского районного муниципального образования «Смоленский детский сад». В исследовании приняли участие дети пятилетнего возраста, 20 человек.

Для изучения уровня развития выразительности движения у детей пятого года жизни были выделены методики: На констатирующем этапе использовался ряд диагностических методик: «Мониторинг музыкального развития детей от 3 до 7 лет» автор методики Радынова О.П.; диагностика уровня музыкального и психомоторного развития ребенка на музыкальных занятиях (по методике А.И. Бурениной) [1]; «Мониторинг музыкальных способностей детей от 4 до 7 лет» составлен на основе «Программы воспитания обучения детей в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой и инновационной примерной основной общеобразовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2012г. [7].

Изучив критерии уровня развития выразительности движений у детей пятого года жизни когнитивного, мотивационно-ценностного, деятельностного компонентов и сделав анализ полученных данных, мы получили следующие результаты:

Высокий уровень развития выразительности движений выявлен у 20% детей экспериментальной группы и 30% детей контрольной группы.Высокий уровень развития выразительности движений у детей пятого года жизни характеризуется тем, что у детей достаточно сформировано психомоторное развитие, обеспечивающее качество выполнения движений. У них сформировано чувство равновесия, развита тонкая моторика рук, координация движений. Также у них развито чувство ритма, умение ориентироваться в музыкальном потоке, изменениях характера музыки, развито умение реагировать на реплики партнера, изменять движения в соответствии с действиями партнера и содержанием характера музыки, выполнять движения в рамках образа.

Средний уровень развития выразительности движений выявлен у 30% детей экспериментальной группы и 40% детей контрольной группы.Средний уровень развития выразительности движений характеризуется тем, что дети пятого года жизни имеют достаточный уровень психомоторного развития, но качество выполнения движений взаимосвязано со скоростью их выполнения и контролем за выполнением движений. Чувство ритма у детей развито не в полной мере, при повторении ритмического рисунка дети могут допускать ошибки. В процессе образно-пластического взаимодействия дети частично ориентируются на партнера и их движения соответствуют движениям партнера, при этом увлеченность общением является неустойчивой, образное перевоплощение лишь частичное.

Низкий уровень развития выразительности движений выявлен у 50% детей экспериментальной группы и 30% детей контрольной группы. Охарактеризуем уровни развития выразительности движений у детей пятого года жизни.Низкий уровень развития выразительности движений у детей пятого года жизни характеризуется тем, что их психомоторное развитие является недостаточным, что затрудняет освоение движений и их развития, у них слабо развито чувство ритма, они не чувствуют изменения характера музыки, затрудняются изменять свои действия в соответствии с характером музыки. В ходе образно-пластического взаимодействия не ориентируются на двигательно-пластические реплики партнеров, подражают случайным движениям, не умеют выполнять движения в соответствии с образом и удерживать их.

У детей контрольной группы более развиты отдельные компоненты выразительности движений, такие, как чувство ритма, образное перевоплощение, образно-пластическое взаимодействие. У детей экспериментальной группы более развито психомоторное развитие, но хуже развито чувство ритма и образно-пластическое взаимодействие, также образное перевоплощение.

Результаты распределения педагогов по уровню сформированности когнитивно-рефлексивного компонента готовности к развитию выразительности движений детей пятого года жизни показывают, что к повышенному уровню не относится ни один педагог, достаточный уровень выявлен у 44% педагогов, критический уровень выявлен у 56% педагогов.

Несмотря на то, что показатели повышенного уровня нами не выявлены у педагогов, мы можем отметить, что для педагогов с оптимальным уровнем в большей степени будут характерны следующие особенности: у них сформированы целостные представления о том, что такое выразительность движений, как развивать выразительность движений у детей пятого года жизни, какие методы приемы и средства являются эффективными для развития выразительности движений, какие условия необходимы для развития выразительности движений. Педагоги организуют работу по развитию выразительности движений достаточно эффективно, выделяют критерии оценки выразительности движений. Осознают необходимость совершенствования своих профессиональных знаний и умений по вопросу выразительности движений детей пятого года жизни.

Достаточный уровень готовности, который мы определили у педагогов, свидетельствует о том, что у педагогов сформированы основные представления о развитии выразительности движений у детей пятого года жизни. Педагоги правильно определяют, что такое выразительность движений, обозначают методы, приемы, средства и условия развития выразительности движений, но отмечают, что работа осуществляется ими недостаточно эффективно, потому что им требуется получение дополнительных знаний по данному вопросу.

Критический уровень готовности (56% педагогов) отличает педагогов, у которых наблюдается недостаточность представлений педагогов по вопросам выразительности движений. Педагоги затрудняются четко определить, что такое выразительность движений, каковы критерии оценки выразительности движений у детей пятого года жизни, испытывают трудности в выделении методов, приемов, средств и условий развития выразительности движений. Отмечают неэффективность проводимой работы и необходимость повышения уровня своих знаний и умений по данному вопросу.

В соответствии с этим, точками роста для педагогов будет являться, повышение уровня их знаний по вопросам использования методов оценки уровня развития выразительности движений у детей пятого года жизни, а также по вопросам методов, приемов и средств организации работы по развитию выразительности движений у детей пятого года жизни, которая может осуществляться в рамках специально организованных мероприятий для педагогов.

Во время исследования была проведена экспертиза оснащения развивающей предметно-пространственной среды группы. Оценка развивающей предметно-пространственной среды проводилась в соответствии принципам ФГОС ДОО [11]. В анализе развивающей предметно-пространственной среды принималось во внимание: доступность, безопасность, насыщенность группы. Элементы центров безопасны, они соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям и пожарной безопасности. Центры средней дошкольной группы насыщены в достаточной мере (60% и 70%) это свидетельствует о том, что имеющиеся материалы могут быть эффективно использованы для развития выразительности движений у детей пятого года жизни.

Оценка сформированности представлений родителей воспитанников о развитии представлений о выразительности движений детей старшего дошкольного возраста позволила сделать следующий вывод: оптимальный уровень готовности у родителей не выявлен,однако достаточный уровень готовности отмечается у 40% родителей, критический уровень готовности отмечается у 60% родителей.

Достаточный уровень готовности родителей характерен тем, что у родителей сформированы основные представления выразительности движений, они хотели бы развивать выразительность движений у детей, но недостаточно владеют методами и приемами выразительности движений, при этом проявляют интерес к совместной работе, способствующей повышению уровня сформированности данных представлений.

У родителей с критическим уровнем отмечается недостаточнаясформированность представлений о развитии выразительности движений у детей пятого года жизни. Они не осознают необходимость развития выразительности движений, не проявляют интереса к повышению уровня своих знаний и умений, не осуществляют развитие выразительности движений у ребенка в семье.

ОБСУЖДЕНИЕ

В статье Ряхловой Т.В. "Использование педагогической технологии организации музыкально-ритмической деятельности для эмоционального развития дошкольников" была использованаодна из двух методик, но отличается по содержанию исследования и авторству, а именно диагностика уровня музыкального и психомоторного развития ребенка на музыкальных занятиях (по методике А.И. Бурениной). Сравнив результаты исследования, мы пришли к выводу, что для детей пятого года жизни присуще средний и низкий уровень развития выразительности движений. Сходство в полученных результатах в том, что авторы констатируют важность достижения стабильно высокого уровня эмоционального развития воспитанников. У автора статьи отсутствуют результаты исследования педагогов, родителей, развивающей предметно-пространственной среды.

ВЫВОДЫ

Результаты, которые мы извлекли во время исследования, указывают нам на обязательное планирование и организацию работы с педагогами по развитию трех компонентов готовности к развитию критериев выразительности движений у детей дошкольного возраста: когнитивного, рефлексивного и практического; работу с родителями по развитию когнитивного и практического компонентов готовности к развитию выразительности движений у детей дошкольного возраста, поскольку у большинства детей, как в экспериментальной группе, так и контрольной группе выразительность движений развита недостаточно; проведение работы с детьми пятого года жизни по развитию качеств выразительности движений; для успешной организации педагогических условий развития выразительности движений у детей пятого года жизни необходимо подходить комплексно, т. е. через работу с детьми, педагогами, родителями, создание предметно-пространственной среды.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Буренина А.И. Ритмическая мозаика [Текст]: программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста // А.И. Буренина. – СПб.: ЛОИРО, 2014. – 220с.
  2. Вавилова Е.Н. Развитие основных движений у детей 3–7 лет. Система работы [Текст] //Е.Н. Вавилова. – М.: Издательство Скрипторий, 2016. – 160с.
  3. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка [Текст] // Н.А. Ветлугина. – М.: Просвещение, 1967. – 203с.
  4. Волконский С.М. Выразительный человек [Текст]: сценическое воспитание жеста (по Дельсарту) // С.М. Волконский. – Изд. 2-е, испр. – Санкт-Петербург: Лань, 2012. – 174с.
  5. Волошина Л.Н. Воспитание двигательной культуры дошкольников [Текст]: учебно-методическое пособие / Волошина Л.Н. – М.: Аркти, 2016. – 108с.
  6. Выготский Л.С. Педагогическая психология [Текст] // Л.С.Выготский. – Москва: Педагогика-Пресс, 2015. – 536 с.
  7. Выразительное движение [Текст]:Программа «Развитие» для средней группы детского сада // под ред. О.М. Дьяченко; Е.В. Горшкова. – М.: МГППИ, 2017. – С. 66–74.
  8. Горшкова Е.В. Развитие моторики у дошкольников[Текст]: Учебное пособие / Е.В. Горшкова. – М.: Некоммерческое партнерство «Авторский клуб», 2017. – 76с.
  9. Лисицкая Т.С. Хореография в гимнастике[Текст]: учебное пособие для СПО / Т.С. Лисицкая. – 2-е изд., испр. и доп. – Издательство Юрайт, 2017. – 163с.
  10. Суворова Т.И. Танцевальная Ритмика для детей [Текст] / Т.И. Суворова. – СПб.: «Музыкальная палитра», 2016. – 44с.
  11. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: - URL: http://www.edu.ru/db-minobr/mo/Data/d_13/m1155.pdf. Загл. с экрана


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию самостоятельности у детей пятого года жизни в конструировании

Система работы по развитию самостоятельности у детей пятого года жизни в конструировании включает в себя три этапа, содержание каждого этапа представляет собой самостоятельную ступень педагогической т...

Роль игровых этюдов в развитии театральной деятельности детей пятого года жизни

Использование игровых этюдов для развития театральной деятельности детей...

педагогическая статья " педагогическое сопровождение развития связной речи детей пятого года жизни средствами театрализованных игр"

педагогическая статья " педагогическое сопровождение развития связной речи детей пятого года жизни средствами театрализованных игр"...

развитие связной речи детей пятого года жизни средствами театрализованных игр в условиях педагогического сопровождения

комплекс театрализованных игр для развития связной речи детей пятого года жизни в условиях педагогического сопровождения...

Развитие психических процессов детей пятого года жизни

Средний дошкольный возраст. Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребенка. Происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений детей....

Презентация на тему: Логоритмические игры как средство развития связной речи детей пятого года жизни

Презентация к проекту "Логоритмические игры как средство развития связной речи детей пятого года жизни"....