Презентация "Экологическое воспитание дошкольников. Наблюдения." Консультация для педагогов.
консультация

Лариса Назарова

 Сущность наблюдения  заключается в чувственном познании природы через различные формы восприятия. Для обеспечения формирования и развития у детей отчетливых представлений об объектах живой и неживой природы, сезонных изменениях, необходима правильная организация наблюдения. В консультации для педагогов рассматриваются основные составляющие и моменты содержания наблюдений, требования к проведению, подготовка,  формы организации.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Экологическое воспитание дошкольников Консультация для педагогов « Наблюдения» Подготовила: Воспитатель ГБОУ Школа №2044 Назарова Л.Н.

Слайд 2

Наблюдение - метод чувственного познания (По С.Н. Николаевой) Сущность наблюдения заключается в чувственном познании объектов природы, в познании их через различные формы восприятия – зрительное, тактильное, слуховое, кинестетическое, обонятельное и др. Правильная организация чувственного познания природы обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений об объектах живой и неживой природы, сезонных изменениях в природе.

Слайд 3

С.Л.РУБИНШТЕЙН рассматривал наблюдение как результат осмысленного восприятия, в результате которого происходит развитие мыслительной деятельности. Развитие разных форм восприятия и наблюдения он связывает с содержанием

Слайд 4

то, что дети могут познать в непосредственном контакте с природой , та сенсорная информация, которая происходит от самих объектов и которую они могут получить самостоятельно при условии специальной педагогической организации наблюдений педагогом. Содержание наблюдений

Слайд 5

Три основные составляющие наблюдений

Слайд 6

Основные моменты содержания наблюдений

Слайд 7

Требования к проведению наблюдений

Слайд 8

Видеть его и все, что с ним происходит. Слышать звуки, которые он издает. чувствовать запахи иметь возможность которые от него исходят. Трогать, брать в руки, чтобы ощутить характер поверхности, форму , температуру, цвет, тяжесть. I . Пространственная организация наблюдений. Непосредственный контакт с объектом наблюдений (если это возможно) – оптимальное условие проведения наблюдения. Любой объект должен быть максимально доступен каждому ребенку . Ребенок должен самостоятельно получить сенсорную информацию, иметь возможность тактильно- кинестетического обследования объекта:

Слайд 9

Процесс наблюдений должен включать два основных составляющих блока : Совместную партнерскую деятельность взрослых с детьми Свободную самостоятельную деятельность детей. Важно помнить : самостоятельное получение сенсорной информации не должно подменяться словесной информацией взрослых. В каждом конкретном случае важно продумать : Количество детей, одновременно участвующих в наблюдении: объект должен быть доступен каждому. Расположение детей относительно объекта, обеспечивающее непосредственный контакт с объектом природы. Использование раздаточного материала: семена, овощи, фрукты и др.

Слайд 10

II . Временные параметры наблюдений Рассматривание восприятие любых объектов природы должно быть непродолжительным по времени. Это обусловлено тем, что наблюдение, что это интеллектуальная деятельность, требующая сосредоточенного внимания, волевого усилия, умственного напряжения. Длительность наблюдений должна колебаться в пределах от 3 до 10минут. Это оптимальное время для интенсивной умственной деятельности детей, для сосредоточения внимания, самостоятельного получения и усвоения ими небольшого объема информации. чем меньше по возрасту дети, тем короче по длительности наблюдения. Важно помнить: дети должны начинать и завершать наблюдение в положительном эмоциональном состоянии, без умственного утомления

Слайд 11

III . Соблюдение структуры наблюдения Структурные компоненты наблюдений:

Слайд 12

Начало Его основная задача – собрать детей и сконцентрировать их внимание. Наилучшими приемами являются словесные и действенные, которые вызывают легкие положительные эмоции и готовность к деятельности. Это могут быть интригующий вопрос, проблемная ситуация, загадка-описание или загадка-действие о предмете. Основные функций компонентов наблюдений

Слайд 13

Основная часть Её задача – использование приемов, обеспечивающих возможность самостоятельного получения детьми сенсорной информации, реализации задуманного наблюдения. Педагог предлагает рассмотреть объект и задает вопросы, соблюдая при этом правила (см. приложения № 1) Основная часть должна быть цельной, единой. Усилить наблюдение, помочь понять его содержание могут правильно найденные и включенные действия и движения, которые выполняют сами дети. Основную часть нельзя прерывать: Длительными пояснениями, рассказом Посторонним содержанием Отвлекать детей стихами, загадками, играми

Слайд 14

Заключительная часть Завершение наблюдения должно быть эмоциональным, чтобы ребенок находился в хорошем настроении, и в дальнейшем у него возникало желание наблюдать.

Слайд 15

IV . Осуществление наблюдения Педагог должен знать и учитывать биологические особенности живых существ (особенно животных, т.к. они не всегда себя проявляют так, как хочет педагог) Следовательно нужна специальная подготовка и организация наблюдения. Если специальная организация затруднена в силу непредсказуемости и неопределенности ситуации, можно использовать форму «задания для самостоятельного наблюдения»

Слайд 16

Основные моменты подготовки: Определение цели, содержания наблюдения и его организации Определение времени и места проведения Определение количества детей, которые одновременно могут участвовать в нем Определение методических приемов, которые целесообразно использовать в начале, в основной части и конце наблюдения. Проведение наблюдений в соответствии с обозначенными требованиями возможно при условии специальной подготовки к ним воспитателя .

Слайд 17

Формы организации наблюдений Циклы наблюдений за объектами природы Недельная методика ознакомления дошкольников с сезонными явлениями природы Наблюдения за ростом и развитием живых существ Наблюдения с использованием опытов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Что такое наблюдение? Виды педагогических наблюдений.Алгоритм действия педагога при наблюдении.".

Презентация подготовлена мною для выступления перед слушателями курсов повышения квалификации и подробно знакомит с одним из методов мониторинга - с методом наблюдения....

Консультация для педагогов " Наблюдение за природой в рамках экологического воспитания дошкольников"

Консультация для педагогов "наблюдение за природой в рамках экологического воспитания дошкольников" представлена в виде презентации.  Использовались яркие и красочные фото, иллюстрации из сети Ин...

Консультация для педагогов "Наблюдения и эксперименты зимой"

Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, воздействуя на его чувства своей яркостью и многообразием. Ребёнку кажется, что он первый услышал стрекотание кузнечика, увидел, что снег – это множеств...

Консультация для педагогов "Прогулки и наблюдения в летний период в детском саду"

Консультация для педагогов "Прогулки и наблюдения в летний период в детском саду"...

Методика ведения педагогических наблюдений. (Консультация для педагогов)

Методика ведения педагогических наблюдений.(Консультация для педагогов) Что такое наблюдение? Во всех учебниках по дошкольной педагогике наблюдение трактуется как основной способ сбора инфор...