Самообразование.«Народное искусство и нематериальное культурное наследие в дошкольном образовании по ФЦКМ в средней группе».
план-конспект занятия (младшая группа)

Юлия Быкова

Самообразование.«Народное искусство и нематериальное культурное наследие в дошкольном образовании по ФЦКМ в средней группе».НОД по ФЦКМ «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» в средней группе на тему «Знакомство с русской избой».

Конспект.

Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Формировать у детей дошкольного возраста ценностные ориентиры и нравственные нормы, основанные на культурно- исторических традициях русского народа.

Задачи: Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, самообразования.

- Разработать перспективный план работы.

- Познакомить детей с русской народной культурой.

-Продолжать  знакомить детей с бытом, утварью русской семьи, одеждой в давние времена.

-Развивать речь детей, активизировать её словами: русская печь (труба, окно, шесток, заслонка, лежанка), горница, горшочек, ухват, крынка, коврик, подсвечник, сундук, шкатулка.

-Развивать интерес к старинным играм, и забавам.

-Воспитывать интерес  и уважение к народным традициям, истокам русской культуры.

- Создать условия для приобщения детей к декоративно-прикладному искусству.

-Привлечь внимание воспитателей, родителей к проблеме формирования эстетических и нравственных качеств у детей.

- Развивать творческое воображение, образную речь и нравственные качества личности дошкольника.

-Поддерживать у детей и родителей потребность в совместной познавательной и творческой деятельности.

- Воспитывать уважительное отношение к национальному художественному наследию, к своему народу.

Актуальность:  Самый близкий и понятный для ребенка – это игра. Создание интерьера «Русская изба» дает возможность ребенку поиграть «во взрослую жизнь» в исторической обстановке. «Русская изба» позволяет организовать сюжетно-ролевые игры и театральную деятельность на этнографическом материале. Все предметы «избы» максимально приближены к настоящим по оформлению и соразмерны росту детей. Интерьер «избы» состоит из мебели (стол, лавка, печь, полка для посуды, люлька), предметов быта – посуда, половики, ухват и другая утварь. В «избу» вносятся куклы в русских костюмах, костюмы для детей. Акцентируется внимание на мужских и женских обязанностях в семье и за пределами дома

НОД  «Знакомство с русской избой»

Цель: Проявить у детей интерес к традиционно- бытовой культуре русского народа. Познакомить детей с русской печкой.

Рисование на тему: «Русская изба»

Цель: Учить детей рисовать бревнышки и складывать из них сруб.

Материал для занятия. Русская изба: печь, чугунок, ухват, крынка, коврики, половики, дрова, свечи, лучина, куклы в народных костюмах, сундук, шкатулка деревянная, шкатулка плетеная. Обручи с колокольчиками «упряжки», маска «солнышко». Сарафаны для девочек и воспитателя, пояса для мальчиков. Запись русской народной песни.

 Предварительная работа. Знакомство с предметами быта, утварью , одеждой русского народа.

 

 

Ход занятия:

Дети одетые в элементы русских народных костюмов.

Предлагаю детям  отправиться в гости, в русскую избу, а отправимся  мы в путешествие по старинному русскому обычаю в лошадиных упряжках  с бубенцами.

Дети «рассаживаются», под русскую народную песню отправляемся в путь.

Останавливаемся у русской избы, стучимся. Встречают нас Аленушка и Иванушка. Здороваются и мы здороваемся по старинному русскому обычаю кланяемся, положив руку на сердце.

Рассматриваем русскую избу.

Воспитатель:  Мы пришли в горницу.- самая нарядная и красивая комната в русской избе, в ней принимали гостей.

Скажите, какой предмет занимает больше всего места в  горнице?

Дети: Печка.

Воспитатель: Да, печка. В старинной русской избе была всего лишь одна комната, и почти половину ее занимала русская печка.

Про неё в народе говорили:  «Печка кормит, печка греет, печка – мать родная».

Печь была самой главной вещью в доме.

 

Воспитатель: Для чего же нужна была печь  в избе?

Дети: В ней и еду готовили, она и дом обогревала. На печи можно было даже спать.

Воспитатель: Давайте рассмотрим печь. Как устроена печь?

Дети:  Труба, окно, шесток, заслонка, лежанка.

Воспитатель:  А как вы думаете чем топили печь?

 

 

 

Дети:  Дровами.

Воспитатель:   Растопят печку, жарко в ней станет, пора и готовить.

В какой посуде готовили русские хозяйки?

Дети: В горшках, в чугунках. (предложить ребенку показать горшочек)

Воспитатель: Ставят горшочек на шесток . Ой, а как же поставить горшочек в печке то горячо?

Дети: Ухватом.

Воспитатель: Правильно. (предложить  ребенку показать ухват , все рассматривают)

(Предложить детям показать, как надо брать горшочек ухватом.)

Ну вот горшочек в печи, в горнице тепло.

Как же в таком тепле молоко не прокисало? Дети как вы думаете, в чем русские хозяйки хранили молочко?

Дети: В крынке.

Воспитатель: Правильно.  (предложить ребенку показать  крынку, дети рассматривают, обследуют, определяют из чего сделана , какая крынка)

Предложить детям  посмотреть на пол. Чем покрыт пол?

Дети: Ковриками, половиками

Воспитатель:  А для чего пол покрывали половиками?

Дети: Для тепла.

Воспитатель:  Из чего же их изготавливали русские хозяйки?

Дети:  Вязали из разноцветных лоскутков ткани.(из старой одежды)

Воспитатель: Посмотрите как чисто вокруг, это хозяюшка постаралась порядок навела.

Физминутка.

Давайте покажем, как хозяйки прибираются в избе.

Пол подметают, чистят щетками, моют, половики  трясут, печь белят, пыль вытирают и т.д.

Воспитатель: Заскучали что-то наши Аленушка и Иванушка.

Посмотрите, детки, какая красивая одежда на них.

Что надето на Аленушке и Иванушке?

Дети: Рубашка, сарафан, кокошник, лапти;  косоворотка, порты, пояс, картуз.

Воспитатель:  Где русские хозяйки хранили одежду?

Дети: В сундуке ( рассматриваем сундук)

Воспитатель: Давайте в него заглянем (достать  шкатулку деревянную, рассматриваем, обсуждаем, достать плетеную, рассматриваем, обсуждаем)

Чтобы сшить такие наряды девушки должны были вечерами рукодельничать, но вот беда — электричества не было и люди придумали что, кто мне скажет?

Дети: Лучину, свечи.

Воспитатель: Из чего делали лучину?

Дети: Из щепочки, отколотой от полена.

Воспитатель: Что подставляли под свечи, чтобы они не падали и стол не пачкали?

Дети: Подсвечники (рассматриваем, обсуждаем из чего вырезали их народные мастера)

Воспитатель: Дети, а как вы думаете на Аленушке и Иванушке какие наряды надеты: праздничные или в которых каждый день ходят?

Дети: Праздничные.

Воспитатель: Правильно, собрались Аленушка и Иванушка на праздник, а на праздниках принято в народные игры играть, давайте покажем им как мы играем в игру «Гори солнце ярче..»

Играть в игру.

Воспитатель: Ну вот и пришла пора прощаться с Аленушкой и Иванушкой. Давайте в благодарность и на память от нас, нарисуем для Алёнушке и Иванушке.

 

Воспитатель: Благодарим за гостеприимство, прощаемся и уезжаем в «упряжках с бубенцами» под музыку.

Итог.

Воспитатель: Дети, Вам понравилось в гостях?

Дети: Да

Воспитатель: Как называется дом, в котором живут Аленушка и Иванушка?

Дети: Изба

Воспитатель: Как называется комната, в которой они нас принимали?

Дети: Горница

Воспитатель: Какая самая главная вещь в горнице? 

Дети: Печь

Воспитатель: Молодцы дети. Спасибо вам большое, за наше путешествие.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

2022 год - год народного искусства и нематериального культурного наследия.

2022 год объявлен в России годом народного искусства и материального культурного наследия.  Согласно документу, Год культурного наследия народов России проводится "в целях популяризации наро...

План мероприятий по приобщению воспитанников и их родителей к народному искусству и нематериальному культурному наследию России

План мероприятий по приобщению воспитанников и их родителей к народному искусству и нематериальному культурному наследию России ...

ПРОЕКТ «ПЕРВОЦВЕТ» (посвящен году народного искусства и нематериального культурного наследия народов России)

Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт наро...

Проект на тему: «Народное искусство и нематериальное культурное наследие России»

2022 год – объявлен Президентом Российской Федерации В.В. Путиным как годом Народного искусства и нематериального культурного наследия России.Сегодня мы на многое начинаем смотреть по – ин...

«Народное искусство и нематериальное культурное наследие в дошкольном образовании по ФЦКМ в средней группе».НОД по ФЦКМ в средней группе. Тема «Русское народное творчество». "Посиделки"

laquo;Народное искусство и нематериальное культурное наследие в дошкольном образовании по ФЦКМ в средней группе».НОД по ФЦКМ в средней группе. Тема «Русское народное творчество».&qu...