«Народное искусство и нематериальное культурное наследие в дошкольном образовании по ФЦКМ в средней группе».НОД по ФЦКМ в средней группе. Тема «Русское народное творчество». "Посиделки"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Юлия Быкова

«Народное искусство и нематериальное культурное наследие в дошкольном образовании по ФЦКМ в средней группе».НОД по ФЦКМ в средней группе. Тема «Русское народное творчество».

"Посиделки"

 

Конспект.

Цель: Дать понятие о многообразии русского фольклора, разнообразии его жанров.

Задачи:

- Дать понятие о многообразии русского фольклора, разнообразии его жанров.

-Воспитывать гуманные чувства

-Желание порадовать другого и сделать ему приятное.

-Развивать речь детей.

-Формировать умение слушать художественное произведение, отвечать на вопросы по содержанию распространёнными предложениями.

-Упражнять в подборе слов с противоположным значением

-Развивать творческий потенциал детей, воображение, мышление, память, речь.

-Воспитывать интерес к русскому народному фольклору.

Подготовительная работа: Занятие проводится в книжном уголке. Заранее подготовить книги и иллюстрации, а так же музыкальное сопровождение.

Материал для занятий: Музыка для физминутки, прялка, нити, иллюстрации по сказкам.

Ход занятия:

Вступительное слово.

 В старину люди собирались по вечерам в каком-нибудь доме. Сидели, разговаривали, пели песни, кто вязал, кто прял.

Воспитатель: Сегодня мы с вами устроим маленькие посиделки, а поговорим мы о русском народном творчестве. Много-много лет назад на Руси возникли первые сказки. В течение многих лет они устно передавались от бабушек и мам к своим детям и внукам. Дети вырастали, рассказывали их своим детям. А кто их сочинят?

Ответы детей.

Воспитатель:Конечно имена этих талантливых людей не сохранились, да и не могли сохраниться: ведь каждый, кто передавал другим услышанную сказку, рассказывал ее по-своему, что-то добавлял, что-то изменял. А для чего придумывали сказки?

Ответы детей.

Воспитатель: А придумывали их для того, чтобы рассказывать и слушать. Ну а раз придумывал их народ, значит автор русских народных сказок - русский народ. Позднее ученые, любители старины записали сказки и напечатали их. Вот посмотрите, какая толстая книга. Здесь собрано очень много сказок. Многие из них мы читали.

 

Давайте вспомним, какие русские народные сказки вы знаете?

Дети: «Колобок», «Гуси-лебеди», «Петушок и бобовое зернышко» (и так далее)

Воспитатель: Какими словами обычно начинается русская народная сказка?

Дети: Жили- были..

Воспитатель: Какими словами обычно заканчивается русская народная сказка?

Дети: Вот и сказочки конец, а кто слушал молодец.

Воспитатель: Что характерно для русских народных сказок?

Ответы детей.

Воспитатель: В русских народных сказках есть повторы, волшебство. В сказках обязательно существует борьба между добром и злом.  Что всегда побеждает, добро или зло?

 

Дети: Добро!

Воспитатель: И каждая сказка нас чему-нибудь учит. Посмотрите на картинку. Как называется эта сказка?

Дети: «Морозко»

Воспитатель: Кого в этой сказке наказали? И за что?

Дети: Старухину дочь. Потому что она ленивая, злая, грубая, вредная и обманщица.

Воспитатель: Хорошо с заданием справились, а сейчас, давайте немного разомнемся:

Физкультминутка: (под музыку «Вьюга и вальс снежинок»)

Пускай снегами все заносит,

Пускай лютуют холода.

Зима меня не заморозит,

Не напугает никогда!

Зимою белые снежинки

Танцуют за моим окном

А Дед Мороз свои картинки

Рисует на окне ночном!

Круговые движения руками, обнимают себя, гладят, приседают 2 раза, грозят пальцем, шевелят пальцами, поднимают руки вверх, затем вниз, имитируют рисование.

Воспитатель: Молодцы, настроились на работу, проходим к своим местам. Ребята, отгадайте-ка загадку:

-Чьи рисунки на окне, как узор на хрустале?

-Щиплет весело за нос, зимний дедушка … 

Дети: Мороз

Воспитатель: А эта сказка как называется?

 

Дети: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Воспитатель: Чему нас учит эта сказка?

Ответы детей.

Воспитатель: Но не только сказки слагал русский народ, слагал он пословицы и поговорки. Ученые ездили по всей стране и записывали их. Вот посмотрите какая толстая книга, здесь очень много пословиц.

Воспитатель: А вы какие пословицы знаете?

Ответы детей.

Воспитатель: А еще русским народом придумано очень много загадок. Их много собрано в этой книге, некоторые из них вы знаете. Какие вы знаете загадки?

Дети по одному загадывают загадки.

Воспитатель: Раньше люди после работы, в праздники пели песни, водили хороводы. Давайте мы сейчас с вами тоже немножечко отдохнем, вспомним русский народный хоровод "Земелюшка-Чернозем".

Дети вместе с воспитателем под музыку водят хоровод.

Итог.

Воспитатель: Понравились вам посиделки?

Дети: Да

Воспитатель: Какие виды народного творчества мы вспомнили?

Дети: Сказки, загадки, песни, пословицы и поговорки…

Воспитатель: Вы молодцы. К русскому народному творчеству относятся не только сказки, загадки, пословицы, поговорки, потешки. Это все устное народное творчество. Я надеюсь, что вы не забудете все то, о чем мы с вами сегодня говорили. А когда вырастите, расскажите своим детям. Ведь мы должны хранить и передавать русские обычаи, традиции.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

2022 год - год народного искусства и нематериального культурного наследия.

2022 год объявлен в России годом народного искусства и материального культурного наследия.  Согласно документу, Год культурного наследия народов России проводится "в целях популяризации наро...

Проект на тему: «Народное искусство и нематериальное культурное наследие России»

2022 год – объявлен Президентом Российской Федерации В.В. Путиным как годом Народного искусства и нематериального культурного наследия России.Сегодня мы на многое начинаем смотреть по – ин...

Самообразование.«Народное искусство и нематериальное культурное наследие в дошкольном образовании по ФЦКМ в средней группе».

Самообразование.«Народное искусство и нематериальное культурное наследие в дошкольном образовании по ФЦКМ в средней группе».НОД по ФЦКМ «Приобщение детей к истокам русской народной к...

«ЧАЙНЫЕ ПОСИДЕЛКИ» Сценарий праздника, посвященного году народного искусства и нематериального культурного наследия народов России

На завалинках, в светелке, иль на бревнышках какихСобирали посиделки пожилых и молодых.При  лучине ли сидели, иль под светлый небосвод.Говорили, песни пели и водили хоровод.А играли как! В горелк...

ПРОЕКТ "Год народного искусства и нематериального культурного наследия наров России» Тема: «Книга русских народных сказок"

Актуальность проекта: Много веков назад, когда ещё не было письменности, возникло устное народное творчество, выполняющее ту же роль, какую в дальнейшем выполняла литература. Для детей...