Воспитание всесторонней и гармонично развитой личности с опорой на формирование ритмико – интонационной стороны речи посредством просодических сказок
методическая разработка

Королева Кристина Владимировна

Авторская методическая разработка по инклюзивному образованию детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_prosodicheskie_skazki1.docx35.55 КБ

Предварительный просмотр:

Областной конкурс

 «Лучшие педагогические практики инклюзивного образования детей дошкольного возраста»

Номинация

Авторская методическая разработка по инклюзивному образованию детей дошкольного возраста

Королева Кристина Владимировна

учитель-логопед

Воспитание всесторонней и гармонично развитой личности с опорой на формирование ритмико – интонационной стороны речи посредством просодических сказок

2022 год

Воспитание всесторонней и гармонично развитой личности с опорой на формирование ритмико – интонационной стороны речи посредством просодических сказок

Пояснительная записка

Актуальность

 Выразительная речь является важным звеном формирования всесторонней и гармонически развитой личности.  Человек, который может эмоционально выразить ту или иную мысль, с чувством донести ее до слушателей имеют большой внутренний потенциал, а значит его  развитие наиболее богато воображением и эмоциональной экспрессией. Мелодико-интонационная сторона речи человека помогает судить об оценки им ситуации, отношении к сообщаемой и воспринимаемой  информации, эмоциональном состоянии.  

  Просодика – важная составляющая красивой речи. Именно ее сформированность и делает речь выразительной. Просодика представляет собой совокупность ритмико –интонационных свойств речи. Нарушение развития просодической стороны речи в целом, ее отдельных компонентов может негативно влиять на становлении личности ребенка, формируя отрицательные качества, такие как замкнутость, неуверенность в себе, негативизм, нерешительность и др. Монотонная, однообразная речь лишена логики, тяжело воспринимается окружающими. Однако и чрезмерно экспрессивная речь оказывает негативное влияние на слушателей, вызывая со временем усталость,  потерю интереса и внимания. Тем самым мелодико-интонационные расстройства, влияющие на разборчивость, эмоциональную  выразительность, внятность речи, оказывают отрицательное воздействие на развитие других компонентов  речи, что снижает эффективность коммуникации. Спонтанного улучшения просодики с возрастом не происходит.

 Из вышеизложенного очевидно, что проблема развития просодической стороны речи у дошкольников является актуальной.

   Цель методической разработки – воспитание всесторонней и гармонично развитой личности с опорой на формирование навыков естественной речи с выраженной интонационной насыщенностью высказываний путем развития речевого дыхания, голосовой функции, темпа и ритма речи.

 Задачи:

  1. Воспитание голоса: его высоты, силы, тембра, диапазона.
  2.  Развитие дыхания: глубины вдоха, продолжительности речевого выдоха.
  3. Воспитание темпа и ритма речи.
  4.  Развитие артикуляционного аппарата.
  5. Содействие духовно - нравственному, эстетическому, трудовому воспитанию дошкольников.

  Целевая аудитория.

Воспитанники старшей, подготовительно группы с заключением : «Общее недоразвитие речи, III уровень речевого развития. Минимальное дизартрическое расстройство».

Планируемые результаты.

Воспитанники:

  • Обладают установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям, самому себе.
  • Используют моральные ориентиры, которые почерпнули из народной мудрости, народные принципы и заповеди « простых норм нравственности».
  • Умеют выступить в роли организатора и исполнителя в коммуникативном взаимодействии.
  • Способны беспрепятственно, эмоционально выражать свои чувства, мысли при общении как со взрослыми,  так и со сверстниками.

Кроме этого у воспитанников:

  • сформирован правильный тип речевого дыхания.
  • нормализован темп и ритм речи.
  • развит навык интонационного оформления фраз.
  • сформировано умение выделять логические центры синтагм и фраз.
  • выработано умение регулировать силу и высоту голоса.
  • развито умение регулировать эмоциональную окраску голоса.

Содержание

 Гармоничное развитие, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств личности,  тесным образом связано с духовно- нравственным воспитанием. В дошкольном возрасте получить первые представления о том, что такое хорошо, что такое плохо, воспитать волю, смелость, доброту проще  всего через мир  сказок.

  Занимаясь вопросами развития просодической стороны речи уже более 10 лет, мы пришла к выводу, что наилучших результатов можно достигнуть в случае, когда коррекционный материал занятий нашел глубокий эмоциональный отклик ребенка.

 Отдельные приемы работы над просодической стороной речи мы решили объединить и логично вплести в сюжет. Наиболее подходящими сюжетами при этом оказались сказки.

Так мы ввели новое понятие «Просодическая сказка».  

Просодическая сказка – форма организации  логопедической работы, направленная на коррекцию ритмико-интонационной (просодической ) стороны речи.

Основная цель просодических сказок – преодоление нарушений просодической стороны речи через включение воспитанников в игровую ситуацию с четко определенной  сюжетной линией.

Задачи.

Решение оздоровительных задач способствует развитию дыхания, моторных, сенсорных функций.

Осуществление образовательных задач способствует формированию умения управлять голосом в зависимости от ситуации общения.

Решение воспитательных задач содействует умственному, духовно -нравственному, эстетическому, трудовому воспитанию дошкольников.

Реализация коррекционных задач предполагает учет механизма и структуры речевого нарушения, этапа логопедической работы.

Виды просодических сказок:

I.  По коррекционному  воздействию:

  1. Сказки, направленные на коррекцию /развитие одного компонента просодики (например, тембра).
  2. Сказки, направленные на коррекцию/развитие нескольких компонентов (например, сила, высота голоса).
  3. Сказки, направленные на коррекцию/развитие всех компонентов просодики.

II. По авторству:

  1. Просодическая сказка с народным либо литературным  сюжетом.
  2. Просодическая авторская сказка.
  3. Просодическая сказка, в которой взят сюжет народной , либо литературной  сказки и преобразован автором в стихотворный текст, либо выстроен в новую сюжетную линию.

III. По форме обучения:

  1. Просодические сказки для индивидуальной работы.
  2. Просодические сказки для подгрупповой работы.
  3. Просодические сказки для фронтальной работы.

 Авторские просодические сказки представлены в Приложении 1.

Итак, для создания просодических сказок необходимо  прежде всего выбрать сюжет.  Он, как отмечалось ранее, может быть народным («Колобок»), литературным («Дюймовочка»), авторским, либо основан на каком - либо известном сюжете с авторскими преобразованиями.

Далее определиться, какова же будет основная цель данной сказки, на какие компоненты просодики она будет воздействовать, и какую форму обучения в зависимости от данной цели лучше избрать.

 Так, для развития дыхания, восприятия и воспроизведения ритмического рисунка, выработки умения регулировать силу и высоту голоса лучше всего подходит индивидуальная форма работы. Это особенно актуально на первоначальном этапе коррекции. Далее, включаем в сказку упражнения на коррекцию  нескольких компонентов просодики, меняя при этом форму обучения (подгрупповая). В итоге коррекция осуществляется фронтально и направлена сразу на развитие нескольких компонентов.

Из выше изложенного следует, что при создании просодических сказок необходимо придерживаться следующих  принципов.

Принцип сознательности и активности. При создании просодических сказок необходимо учитывать тот факт, что активность ребенка находится в тесной  зависимости от заинтересованности заданием, от понимания цели и способа ее достижения. Поэтому, например, при развитии чувства ритма, важно не просто предложить воспроизвести тот или иной ритмический рисунок, а мотивировать ребенка, что только в случае правильного выполнения откроется дверь в дом к Бабушке и Дровосеки успеют спасти Красную Шапочку.

Принцип наглядности обуславливает  широкое взаимодействие показателей всех анализаторов, непосредственно связывающих человека с окружающей действительностью. Коррекция просодических компонентов речи осуществляется с привлечением  всех рецепторов: органов зрения, слуха, проприоцептивного, двигательного аппаратов и др. Поэтому задания, предъявляемые по ходу сказок, должны быть максимально проиллюстрированы. Так, повторяя траекторию полета жука из сказки «Дюймовочка» (передвигая насекомое-магнит по доске), ребенок наглядно видит , что вначале пути жук поднимается вверх (следовательно высота голоса повышается), в середине пути отмечается плавное поднятие и опускание на цветок, и, наконец, в конце полета жук опускается ниже и ниже.

Принцип доступности и индивидуализации прежде всего предполагает учет возможностей детей – дизартриков. Так, например, при восприятии на слух фразы с утрированным логическим ударением дети часто не выделяют акцентированного слова.  Соответственно, при произнесении, например, фразы «Казнить нельзя помиловать» в разных ее интерпретациях,  конечная цель задания на ранних этапах коррекции достигнута не будет. Следовательно, учитывая данную особенность, просодическую сказку «Двенадцать месяцев» лучше брать в работу на поздних этапах коррекции.

Принцип постепенного повышения требований определяет постановку перед воспитанниками  все более трудных новых задач. Так, работу над увеличением  длины речевого выдоха логопед проводит сначала на материале одного гласного звука, потом – на материале двух, трех, четырех. Затем произносятся слоги с удлинением их цепочек, затем слова, и, наконец, стихотворения. Этот принцип следует учитывать при составления годового плана просодических сказок.

Необходимо также помнить, что вся логопедическая коррекция требует повторения вырабатываемых навыков. Только при многократных систематических повторениях образуются здоровые динамические стереотипы. Для эффективного повторения необходимо усвоенное сочетать с новым, чтобы процесс повторения носил вариативный характер: изменение упражнений, условий выполнения, разнообразие приемов, различия в содержании занятий. Вариативность упражнений вызывает ориентировочно-исследовательский рефлекс, интерес, эмоции, внимание. Т.е. нужно учитывать, что каждая новая сказка содержит вариативный материал предыдущих сказок.

Учет принципа развития при написании просодических сказок предполагает ориентировку на те задачи, этапы, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка. Так, отработав умения произносить тот или иной   гласный звук тихо, затем громко, логопед подбирает сказку, в которой данный звук будет необходимо произнести с постепенным нарастанием  силы голоса, потом с уменьшением громкости.

 Важным является принцип учета симптоматики, который определяет физические возможности детей с дизартрией.  Так, при работе над тембральной окраской голоса, с использованием серии карточек «Какое настроение у…» следует учитывать, что обычно мимические движения, которые дополняют словесное общение, совершаются на рефлекторном уровне. При дизартрии отмечается спастичность мышц, лицо ребенка  амимично,  мышцы лица наряженные. Соответственно, предварительно необходима провести работу, которая будет направлена на развитие мимики, снятие напряжения и развитие лицевых мышц.

Принцип всестороннего воздействия. Просодические сказки, действуя в качестве неспецифической терапии, совершенствуют общие нервно-рефлекторные  механизмы, реакции, создавая новые взаимоотношения между функциональными системами организма.

На занятиях, проводимых в форме просодических сказок, реализуются следующие методы: наглядные, словесные и практические.

Наглядные методы обеспечивают яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений. Каждый метод имеет целый комплекс разнообразных приемов, которые объединяются общностью задачи и единым подходом к ее решению.

 Так, в процессе развития восприятия и воспроизведения ритмического рисунка используются наглядно-слуховые приемы.

Наглядно-зрительные приемы могут, например, использоваться в процессе формирования навыка выделения логических центров синтагм и фраз (наглядные средства, рисунки, карточки-схемы, привлечение жестикуляции).

Словесные методы применяются для осмысления детьми поставленной задачи и осознания выполнения  тех или иных видов упражнений. Они включают приемы:

- пояснение и показ;

-указания при самостоятельном воспроизведении детьми показанного упражнения;

- разъяснение смысла действий, уточнение сюжета игры;

- Образный сюжетный рассказ для развития выразительности при выполнении различных голосовых упражнений;

- словесную инструкцию, которая позволяет оживить следы прежних впечатлений в новых сочетания, сформировать новые знания и умения.

  В начале занятия, представленного в форме просодической сказки, логопед вводит детей в сюжет. Если сказка народная,  либо литературная, педагог актуализирует знания сюжета, а именно задает следующие вопросы : «О ком это сказка? Кто главные действующие лица? Что случилось с главными героями? Как все разрешилось? Чему учит сказка?» Если сказка  авторская, проводится вводная беседа, связанная с сюжетом.  Далее педагог предлагает стать участником сказки, упоминая тот факт, что для счастливого конца нужно правильно выполнять все предложенные задания.

 Как отмечалось ранее все  упражнения направлены на нормализацию того или иного  компонента просодики. Так для нормализации тембральной окраски голоса используем карточки серии «Какое настроение у…». (Приложение 2).  На карточках изображен герой сказки с различным настроением: грусть, радость, смущение, удивление и т.д. Педагог просит произнести ту или иную фразу различным голосом в зависимости от настроения персонажа.

  Ритмические упражнения представлены серией игр. Ритм, как известно, является чередованием сильных и слабых долей . Сильный удар обычно обозначаем большим предметом: большая шишка, след, подарок, снежинка и др. Соответственно слабый удар – аналогичным маленьким предметом. Игры распределены по лексическим темам. Так, в рамках лексической темы «Дикие животные», мы рассказываем детям о том, где живут, чем питаются звери, рассматриваем следы. По сюжету сказки «Волк и семеро козлят» злодей стучится в дом, оставляя на двери следы. Ритм следов, оставленных волком, мы просим отстучать. Говоря о том, что, большой след соответствует сильному удару, маленький - слабому; если  между следами расстояние – делаем паузу (Приложение 3).

 Работу над разными видами интонации мы выстраиваем с опорой на интонационный схемы, а также карточки, с условным обозначением восклицательной, вопросительной, повествовательной интонаций (Приложение 4). 

  Работу над вопросно-ответной формой интонации осуществляем на материале специально разработанных нами приветствий:

          Д е т и.  Здравствуй,день,и все вокруг!

                        Здравствуй,мой хороший  друг!

                        Здравствуй,Даша!    (Касаются своими ладонями ладоней

                        Здравствуй,Маша!      соседа)

                        Здравствуй,Владик!

                        Здравствуй,Саша!...

                     Здравствуйте!

        Л о г о п е д. Здравствуйте,ребята!

                              Все здоровы?

        Д е т и.  Все здоровы!

        Л о г о п е д. Вы готовы?

        Д е т и. Мы готовы!

        Д е т и. Вы готовы?

        Л о г о п е д. Я- готова!

        Д е т и. Не скучаем?

        Л о г о п е д. Не скучаем!

        Л о г о п е д. Начинаем?

        Д е т и. Начинаем!

 

А также упражнений в рамках той или иной просодической сказки:

  - Лисица заняла твой дом?

-Лисица заняла мой дом!

-Лиса живет уютно в нём?

-Лиса живёт уютно в нём!

-И не пускает на порог?

-И не пускает на порог!

-Ты ждешь, чтоб кто-нибудь помог!

-Я жду , чтоб кто-нибудь помог!

( Видео – фрагменты просодической сказки «Заюшкина избушка» представлены в приложении 6)

 Работу над речевым  дыханием мы совместили с  работой  над развитием силы, высоты голоса на материале гласных звуков. К выполнению данных упражнений  мы привлекали пальцы рук ребенка. Т.е. гласный звук, который необходимо было произнести, логопед показывал при помощи пальцев рук. Ребенок, повторяя комбинацию пальцев, делал быстрый  вдох через рот, паузу, выдох с одновременным произношением гласных сначала шепотом, затем громко. Если произнести  необходимо было громко, руки придвигались к туловищу (рядом – значит громко), если тихо – руки в положении полусогнутом, если шепотом – вытянуты вперед. Также разработаны серии игр для фланелеграфа, в которых герои сказок выполняют различные задания: собрать цветы, пройти лесенку. В зависимости от расположения цветов, ступенек и т.д. меняется высота голоса ребенка. Данную работу мы совмещали с работой над автоматизацией звуков на уровне слога (Приложение 5).

 

Заключение

 Итак, представленная нами методическая  разработка посвящена вопросам коррекции просодической стороны речи у детей с дизартрическим компонентом.    Так как мелодико-интонационные расстройства, влияющие на разборчивость, внятность, эмоциональную выразительность и даже семантическую структуру речи в дальнейшем могут  негативно влиять  на становлении личности ребенка,  необходимы такие формы работы по развитию у детей просодической  стороны речи, которые помогли бы им успешно общаться со сверстниками и взрослыми, испытывая эмоциональное и интеллектуальное удовлетворение.

  Разработанная нами инновационная форма работы направлена на преодоление нарушений просодической стороны речи через включение воспитанников в игровую ситуацию, с четко определенной  сюжетной линией. Наиболее подходящим сюжетом при этом оказались сказки. Сказка сопровождает ребенка на протяжении всего дошкольного детства, являясь одним из самых доступных средств  духовно – нравственного воспитания. А с духовно- нравственным воспитанием тесным образом связано гармоничное развитие ребенка.

  Просодические сказки способствуют  совершенствованию отдельных компонентов просодики. Речь детей становится более выразительной и в свободной деятельности, и в процессе организованной образовательной деятельности, а это, безусловно, поможет им в школе.

О положительной динамике развития просодических компонентов речи свидетельствует формирующаяся и совершенствующаяся способность воспринимать и воспроизводить речевой материал, который не был включен в данную форму работы, т.е. впервые предъявлен.

Из вышеизложенного становится очевидно, что данная  форма  работы над ритмико-интонационной стороной речи,  помогает  дошкольникам беспрепятственно, эмоционально выражать свои чувства, мысли при общении как со взрослыми,  так и со сверстниками, способствует духовно – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.

В практическом плане разработанная нами инновационная форма  организации логопедической работы, может быть использована в работе логопедов, педагогов-логоритмистов, музыкальных руководителей, воспитателей; служить основой для разработки новых сюжетов просодических сказок.

Список литературы

  1. Архипова Е.Ф.   Стертая дизартрия у детей: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: АСТ: «Астрель»: ХРАНИТЕЛЬ, 2007.
  2. Белоусова Л.   Развиваем умение интонировать // Дошкольное воспитание. – 2007 - №6.-С.73-78.
  3. Боровик Т.В.   Пути педагогического творчества // Музыкальный руководитель. – 2004 - №5-6.-С.43-52.
  4. Позднякова Л.А.   Формирование восприятия интонационной выразительности речи дошкольниками со стертой дизартрией // Логопед в детском саду. – 2005. - №5-6. – С. 14-22.
  5. Русские народные сказки. /Сост. И вступ. В.П. Аникина; Ил. Р.Ж. Авотина. – М.: 1990.

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс на межмуниципальный семинар на тему: «Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности дошкольника »

Повышать знания, профессиональную компетентность, педагогическое мастерство воспитателей в осуществлении задач нравственного воспитания....

Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности дошкольника»:

Детство – время развития всех сил человека; как духовных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В дошкольном периоде и...

Формирование ритмико-интонационной стороны речи детей у безречевых или неговорящих детей.

Формирование ритмико-интонационной стороны речи детей  у безречевых или неговорящих детей....

«Формирование ритмико-интонационной структуры речи по методике Т.Н. Новиковой-Иванцовой»

Одной из тревожных тенденции современного мира является рост детей с проблемами в развитии. Уровень речевого развития современных детей-дошкольников неудовлетворительный и проблема развития речи детей...

Духовно-нравственное воспитание как условие гармоничного развития личности дошкольника

Консультация для родителей: "Духовно-нравственное воспитание как условие гармоничного развития личности дошкольника"...

Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности дошкольника.

Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности дошкольника....