«Формирование ритмико-интонационной структуры речи по методике Т.Н. Новиковой-Иванцовой»
статья по развитию речи (старшая группа)

Юрыжева Оксана Олеговна

Одной из тревожных тенденции современного мира является рост детей с проблемами в развитии. Уровень речевого развития современных детей-дошкольников неудовлетворительный и проблема развития речи детей становится все более актуальней. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_yuryzheva_o.o.docx18.49 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование ритмико-интонационной структуры речи по методике Т.Н. Новиковой-Иванцовой»

составила: музыкальный руководитель, Юрыжева Оксана Олеговна

МДОУ «Детский сад №84», г.Ярославль

Одной из тревожных тенденции современного мира является рост детей с проблемами в развитии. Уровень речевого развития современных детей-дошкольников неудовлетворительный и проблема развития речи детей становится все более актуальней. Дети с тяжелыми нарушениями речи разного типа и разной сложности есть среди наших воспитанников. Поэтому работа по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья детей в условиях ДОО должна занимать исключительное положение. Ведь дети с речевыми нарушениями нуждаются в том, чтобы комплексное коррекционное воздействие было активизировано как можно раньше.

В нашем детском саду 2 группы комбинированной направленности, в которых 12 детей имеют ОНР разной степени, из них  2 ребенка имеют ОНР 1 типа, т.е. не использующие речь как средство коммуникации, а использовали активно мимику и жесты. При тесном сотрудничестве всех специалистов: учителя- логопеда, музыкального руководителя, воспитателей, инструктора по физ-культуре за год мы добились положительной динамики в формировании языковой системы у этих детей, что благоприятно сказывается на их социальном развитии.

Одним из ключевых инструментов запуска речевых механизмов является пение. Пение на музыкальных занятиях является основным средством музыкального воспитания. Пение - это сложный процесс звукообразования, в котором очень важны координация слуха, голоса и дыхания. Развитие речи ребенка через пение достигается работой над певческими навыками: звукообразованием, дыханием, чистотой интонации и дикцией. На уровне слова есть ритмы, а такого четкого и постоянного ритма, что дает музыка ничем не заменить. Музыка так же влияет на душевное состояние, может вызвать смену настроение и сопроводить ее речевым оформлением.

Как правило, у детей с ОНР страдает ритмико-интонационная структура речи, от чего в свою очередь разрушается слоговая структура. Наша задача дать им общение, которое идет по языковой системе, т.е речь выступает как средство коммуникации.

Занятия с детьми с особенностями в развитии проводятся отдельно от штатных музыкальных занятий. В своей работе я использую методику формирования языковой системы (автор методики Тамара Никифоровна Новикова-Иванцова). Она направлена на исправление задержек в речи детей, которые могут возникать при аллалии, проявлениях заикания, синдрома Дауна, раннем детском аутизме. И формировать у таких детей  ритмико-интонационную структуру речи. Данная методика используется на занятиях на этапе распевки, и далее мы приступаем непосредственно к вокальной деятельности.

В процессе онтогенеза первым навыком речи является гуление. Гуление – это биологическое явление и в нем нет четких звуков. Гуление присутствует у всех детей, даже с особенностями в развитии. Далее гуление переходит в лепет. Лепет- это социальное явление. В нем присутсуют ритм, интонация, звуки присущие данному языку. Чем короче и неоднороднее лепетная цепочка, тем ближе к слову. Именно этап лепета отсутствует у неговорящих детей ( ОНР 1 типа) и пройдя успешно этот этап, следовав методике Новиковой–Иванцовой, у ребенка появится возможность произносить слоги, слова и целые фразы.

По методике формирования языковой системы выделяют следующие этапы:

  1. Предварительный, на котором проводятся занятия на чувство ритма.
  2. Непосредственно практика, в ходе которой выполняются упражнения на развитие памяти, моторики, произношение гласных, изучение слогов, песен с сопровождающим визуальным материалом.

Чтобы ребенок четко слышал ритм мелодии, необходим тактильный контакт. Тактильный контакт сохранен у всех людей, он самый древний. Поэтому, если ребенок не может самостоятельно отбивать ритм, то педагог через вибрацию передает ритмический рисунок. Так же тактильный контакт необходим для поддержания правильного положения губ в пропевании гласных.

По данной методике на начальном  этапе берутся простые мелодии с размером  2/4 и гласные первого ряда ( А, О, У, Ы, Э).  Для визуализации используются символы звуков М.Ф. Фомичевой. На этом этапе дыхание, артикуляция и голосоподача произвольные. Мелодии используются с первым ударным и вторым ударным звуком. Следовательно, и слова подбираются с первым ударным слогом и вторым.

На втором этапе дыхание, артикуляция и голосоподача должны уложиться в одно целое. Вначале ребенку оказывается сопровождение в пении с голосом педагога. Когда этот этап успешно пройден, ребенок повторяет за взрослым и заключительным этапом является самостоятельное воспроизведение звуков.

Когда ребенок самостоятельно пропевает гласные, с нужной интонацией и ритмом, то можно их соединять в цепочки ( А-О-Ы-У) и далее соединять с согласными звуками. Для закрепления слогов используются попевки, где первую часть пропевает педагог, а слог пропевает ребенок. Гласные буквы структурируют слова, а согласные дают значение слова. Затем из этих цепочек получаются слова.

Таким образом, коррекционные музыкальные занятия представляют широкую возможность для коррекции и развития речи. Данная методика дает возможность детям с тяжелыми нарушениями речи научиться общаться с людьми, а именно через общение человек реализует себя как личность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методика ФЯС Новиковой -Иванцовой Т. Н

Данная работа предназначена для краткого освещения основных принципов работы  с неговорящими детьми по системе  разработанной Новиковой-Иванцовой Т.Н. " Методика формирование языковой систем...

Методика формирования языковой системы Т.Н. Новиковой-Иванцовой. Запуск речи у неговорящих детей.

Данная методика разработана именно для детей с тяжелыми нарушениями речи различной природы: алалия, ЗРР, заикание, нарушения интеллектуального развития, синдром Дауна, РДА. Данная методика не только п...

Формирование ритмико-интонационной стороны речи детей у безречевых или неговорящих детей.

Формирование ритмико-интонационной стороны речи детей  у безречевых или неговорящих детей....

Консультация для родителей "Методика Новиковой-Иванцовой как стимулирование речи"

Здесь рассказывается об основных принципах метода формирования языковой системы (МФЯС), разработанный Т. Н. Новиковой-Иванцовой, который применим не только при всех видах алалии, но при ДЦ...

Методика Т.Н. Новиковой-Иванцовой для неговорящих детей

Разработка Новиковой-Иванцовой не только помогает заговорить детям, помогает в коррекции слоговой структуры слов, темпа, тембра, ритмики, звукоизвлечения вообще, развития фразовой речи.    ...

Консультация «Методика Новиковой-Иванцовой как стимулирование речи»

Обучение неговорящих детей речи строится на следующих принципах:непрерывность занятий, обучение должно быть регулярным, без длительных пропусков;одновременное развитие памяти, мышления, внимания, мелк...