Консультация для воспитателей "Загадка как средство развития речи детей дошкольного возраста"
презентация

Павлова Елена Геннадиевна

Презентация по консультации для воспитателей "Загадка как средство развития речи детей дошкольного возраста". Проблема развития речи детей дошкольного возраста средствами малых форм устного народного творчества на сегодняшний день имеет особую значимость. Одной из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений является загадка.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Загадка как средство развития речи детей дошкольного возраста Подготовила Воспитатель Павлова Е.Г.

Слайд 2

«Загадка доставляет уму ребенка полезное упражнение, а для воспитателя дает возможность сделать занятие занимательным, интересным, а что может быть интереснее, чем самому найти ответ-отгадку или придумать новую , свою собственную?» К.Д . Ушинский

Слайд 3

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадки – наши старые и добрые знакомые. Любую из них можно безошибочно узнать «в лицо», при встрече не спутав ни со скороговоркой, ни со считалочкой.

Слайд 4

ВЛИЯНИЕ ЗАГАДОК НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ-ДОШКОЛЬНИКОВ Обогащают словарь за счет многозначности слов; помогают увидеть вторичные значения слов; формируют представления о переносном значении слова; помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи; развивают способность к анализу, обобщению; формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения; развивает у детей "поэтический взгляд на действительность".

Слайд 5

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗАГАДКИ Воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции; стимуляция умственной активности; развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения; расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире; развитие сенсорной сферы.

Слайд 6

ЗАГАДКИ ПЕРВОГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ Загадки , основанные на перечислении признаков предмета, явления (величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение, материал, назначение); З агадки с перечислением признаков, в которых зарифмовано слово-отгадка. Он и сочен, и душист, а снаружи золотист. Много долек в нем, друзья, будем кушать все и я. ( Апельсин ) Растет у окошка в глиняной плошке Зеленый ёжик без головы и без ножек. ( Кактус ) Кафтан на мне зеленый, а сердце, как кумач. На вкус, как сахар сладок, а сам похож на мяч . ( Арбуз ) Хитрая плутовка, рыжая головка, Хвост пушистый – краса! А зовут её…( лиса ).

Слайд 7

ЗАГАДКИ ВТОРОГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ Загадки, в которых характеристика предмета дается кратко, по 1-2 признакам нужно восстановить целостный образ предмета; Голубая простыня весь свет одевает. ( Небо ) Один костер весь мир согревает. ( Солнце ) З агадки , основанные на отрицании или сопоставлении предметов, на сравнении предметов или явлений . Летит , а не птица, воет, а не зверь. ( Ветер ) Жидко , да не вода, бело, да не снег. ( Молоко ) Красное , как помидор, круглое, как мяч. ( Красное яблоко )

Слайд 8

ЗАГАДКИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ Метафорические загадки Под одной крышей четыре братца живут. ( Стол ) На горе шумит, а под горой молчит. ( Лес ) На пяти проводах отдыхает стая птах. ( Ноты )

Слайд 9

ВИДЫ ЗАГАДОК ЗАГАДКИ – СРАВНЕНИЯ Пар пускает через нос. ( Чайник ) Бел , как мел, с неба прилетел, Зиму пролежал, в землю убежал. ( Снег ) Крылья , словно лепестки, Усы, будто у осы, И летает, словно птица. Нас с тобою не боится. ( Бабочка )

Слайд 10

ЗАГАДКИ – ОПИСАНИЯ Сам алый – сахарный, кафтан зелёный, бархатный. ( Арбуз ) Я пыхчу, пыхчу, пыхчу – Больше греться не хочу, Крышка громко зазвенела – Пейте чай, вода вскипела! ( Чайник ) Гладишь – ласкается, Дразнишь – кусается. ( Щенок ) ВИДЫ ЗАГАДОК

Слайд 11

КОМБИНИРОВАННЫЕ ЗАГАДКИ Черен , да не ворон, Рогат , да не бык, Шесть ног без копыт, Летит – воет, Сядет – землю роет. ( Жук ) Огурцы они как будто, Только связками растут, И на завтрак эти фрукты Обезьянам подают. ( Бананы ) Эх, звоночки, синий цвет, С язычком, а звона нет. ( Колокольчик ) ВИДЫ ЗАГАДОК

Слайд 12

СЮЖЕТНЫЕ ЗАГАДКИ Хозяина знает, с ним вместе гуляет. ( Собака ) Лает , кусает, в дом не пускает. ( Собака ) Хвост крючком, а на мордочке щетинка. ( Поросенок ) Что за комочек лежит на диване? Такая пушистая, зовут её Маня. Правой лапкой умывается, И мурлычет, к нам ласкается. ( Кошка ) ВИДЫ ЗАГАДОК

Слайд 13

МЕТОДИКА РАБОТЫ С ЗАГАДКАМИ Обучение отгадывать загадки начинается не с их загадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир в разнообразных связях и зависимостях, в красках, звуках движении и изменении. Развитие всех психических процессов дошкольника является основой при отгадывании загадки, а предварительное ознакомление детей с предметами и явлениями, является главным условием, обеспечивающим понимание и правильное отгадывание загадки .

Слайд 14

МЕТОДИКА РАБОТЫ С ЗАГАДКАМИ Необходимы знания , специально подводящие детей к отгадыванию (организация наблюдения детей за повадками животных, за трудом взрослых, за изменениями природы, за обыденной жизнью …). Большое значение для закрепления полученного опыта играют дидактические игры и игровые занятия. необходимо знание языка. Каждое действие, признак предмета, предмет и любое явление имеют языковое обозначение. Для их освоения необходимо всевозможное побуждение ребенка к высказываниям – на прогулке, в группе, дома.

Слайд 15

Ю.Г. Илларионова, советует соблюдать последовательность тех мыслительных действий, которые совершаются при отгадывании: выделить указанные в загадке признаки неизвестного объекта, т.е. произвести анализ ; сопоставить и объединить эти признаки, чтобы выявить возможные между ними связи, т.е. произвести синтез ; сделать вывод, т.е. отгадать загадку.

Слайд 16

ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ ДЕТЕЙ ПРИ ОТГАДЫВАНИИ ЗАГАДОК Дети торопятся с ответом, не дослушивают до конца, не запоминают всех подробностей. У младших дошкольников внимание часто внимание привлекает какой-нибудь яркий объект, уже хорошо знакомый и рвется нить внимания. Дети выделяют сразу несколько второстепенных объектов, но пропускают главный признак. Дети осознанно пропускают один из названных в загадке признаков, заменяя его своим, как им кажется, верным и как бы подстраиваются под отгадку, искажая ее

Слайд 17

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ ПРИ РАБОТЕ С ЗАГАДКОЙ Установить , в общем виде, что нужно искать; установить, где нужно искать; выявить все оставшиеся признаки; выдвинуть предположение-отгадку; объединить установленные признаки; сделать итоговый вывод.

Слайд 18

Анализ загадки помогает не только лучше понимать и быстрее отгадывать ее, но и приучает детей внимательно относиться к слову, вызывает интерес к образным характеристикам, помогает запомнить их, употреблять в своей речи и самим создавать точный, яркий образ. «Как общаться с ребёнком? Да очень просто: увлекать, пока не увлечётся. Чем насыщеннее и многослойнее занятия поначалу, тем больше свободы в процессе и больший талант в результате ». Е. Ермолова

Слайд 19

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация “Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста”

Одним из основных направлений работы детского сада является - социализация личности ребёнка через игру....

Консультация «Использование сказки как средство развития речи детей дошкольного возраста»

В настоящее время существует проблема: недостаточные навыки речевой деятельности детей. Вызывает тревогу тот факт, что поступающие дети в детский сад имеют ограниченный словарный запас, неадекват...

Консультация "Игра - инсценировка как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Консультация "Игра - инсценировка как средство развития речи детей дошкольного возраста"...

«Сторителлинг - одна из инновационных технологий развития речи детейдошкольного возраста»

Повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта воспитателя  с дошкольниками по работе с технологией сторителлинг....

Консультация «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей дошкольного возраста...