План по самообразованию педагога Тема: «Игровая деятельность, как средство развития эмоциональной сферы и формирования эмоциональной отзывчивости детей младшего дошкольного возраста»
материал (младшая группа)

 

План по самообразованию педагога

Тема:

«Игровая деятельность, как средство развития эмоциональной сферы и формирования эмоциональной отзывчивости детей младшего дошкольного возраста»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrozovanie.docx58.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №8 «Зоряночка»

МБДОУ детского сада № 8

«Зоряночка»

________ Месикова С.Ю.

«31» августа 2022 год

План по самообразованию педагога

Тема:

«Игровая деятельность, как средство развития эмоциональной сферы и формирования эмоциональной отзывчивости детей младшего дошкольного возраста»

Выполнила: воспитатель

Ибрагимова.З.Г.

г. Ессентуки 2022-2023г.

Актуальность

"Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из    важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции «являются центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребёнка" / Л. Выготский /

В современном дошкольном образовании развитие эмоциональной сферы детей – обеспечение их эмоционального благополучия, развитие эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, способности сопереживать неудачам и радоваться успехам других, умения адекватно проявлять собственные чувства – рассматривается как приоритетное направление профессиональной деятельности педагога дошкольной образовательной организации. Однако необходимость педагогического участия взрослого в развитии эмоций и чувств ребенка продиктована не только требованиями к структуре, условиям реализации и результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО.

Эмоции – это очень сложные психические явления. Аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс – это значимые типы эмоциональных переживаний.

Эмоциональное состояние, как и сами эмоции, являются важными для каждого, так как это способ приобретения жизненного опыта.

Опыт наполнен многообразным содержанием: страхом, гневом, стремлением преодолевать трудности и достигать поставленных целей, адаптироваться к ситуациям, адаптироваться в социальном мире. Поэтому главной регулирующей системой, обеспечивающей активное движение индивида и приспособления оного к условиям, является собственная эмоциональная сфера, которая первой реагирует на сложившуюся ситуацию или на воздействия любого происхождения.

В процессе развития ребёнка в эмоциональной сфере происходят изменения. Взгляды на мир меняются, а так же отношения с окружающими. Ребёнок уже способен осознавать и контролировать свои эмоции. Но эмоциональная сфера качественно сама по себе не развивается, её необходимо развивать.

Особенности эмоций, а именно их сила, длительность, устойчивость изменяются на протяжении детства ребёнка. Процесс воспитания у дошкольников эмоций, эмоциональной культуры тесно связано с проблемой формирования эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста.

Актуальной задачей дошкольной педагогики является поиск наиболее эффективного средства развития эмоциональной отзывчивости дошкольников, как может выступать игра, сопровождающаяся музыкой, красочными и яркими атрибутами, театральными или спортивными.

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности. Изучить теоретические основы поддержки эмоциональной сферы детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности.

Задачи:

  • изучить вопрос о том, как организовать игровую деятельность в воспитательно-образовательном процессе, направленную на формирование эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста.
  • внедрять инновационные технологии и систематизировать работу по поддержке эмоциональной сферы через использование игровых технологий, методов и приёмов в режимных моментах и образовательной деятельности, в самостоятельной игровой деятельности;
  • сообщая детям знания, воспитывать в них такие нравственные качества, как любовь к близким людям, стремление заботиться о них. Воспитывать интерес к окружающим людям, развивать чувства понимания и потребности в общении.
  • развитие понятий и знаний детей об эмоциях; эмоционального общения детей умения детей управлять своим поведением; способности к определению своего эмоционального состояния и окружающих, формировать у детей умения и навыки практического владения выразительными движениями – мимикой, жестами, пантомимикой.
  •  развивать самоконтроль в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе самостоятельной деятельности.
  • обогащать активный словарь детей, развивать представление об окружающем мире;
  • привлекать родителей воспитанников к активному взаимодействию по обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы.

Этап работы над темой самообразования: 1 год

Формы работы с детьми:

  • совместная деятельность воспитателя с детьми:  
  • индивидуальная работа с детьми
  • свободная самостоятельная деятельность детей.

Содержание работы по развитию эмоциональной сферы может содержать следующие формы и методы:

  • комфортная организация режимных моментов. Это организация жизни детей определенные временные периоды, способствующая снятию накопившегося утомления, предупреждающая возможные психоэмоциональные срывы.
  • игротерапия (сюжетно-ролевые, коммуникативные и т.д.). Взаимосвязь между игрой и эмоциональным состоянием детей выступает в двух планах, становление и совершенствование игровой деятельности влияет на возникновение и развития эмоций, а сформировавшиеся эмоции влияют на развитие игры определённого содержания.
  •  Обучающие беседы, рассказ воспитателя.
  • Сказкотерапия современный, органичный природе человека метод передачи жизненно важных знаний, гармонизации личности и развития эмоционального интеллекта.  
  • Игровые обучающие ситуации.
  • Арт-терапия – представляет собой методику при помощи художественного творчества (рисование, ритмопластика, танец).
  • Психогимнастика – один из невербальных методов, который предполагает выражение эмоционального состояния, эмоциональных проблем с помощью движения, мимики, жестов (этюды, мимика, пантомимика).
  • Использование наглядных пособий (фотографии, рисунки)
  • Накоплению эмоционального опыта,  пониманию эмоций, умению регулировать свои эмоции большую роль играют: чтение художественной литературы, прослушивание музыкальных произведений, дидактические и творческие игры.

Формы работы с родителями:

  • анкетирование родителей
  • консультации
  • индивидуальные и групповые беседы
  • оформление наглядной информации(стенды, папки-передвижки)
  • привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.

                 План деятельности воспитателя по теме самообразования

на учебный 2022-2023 год.

Сроки

Работа педагога по теме

Взаимодействие с родителями воспитанников

Совместная деятельность

 с воспитанниками

Сентябрь

Проведение

диагностического

обследования

Выбор и определение темы

самообразования.

Планирование работы по теме

самообразования.

Консультация для родителей: «Эмоциональное и социальное развитие

детей».

Папки – передвижки для родителей:   «Что делать, если…»,

«Эмоционально – речевое развитие детей»,

«Эмоциональный мир ребенка».

Игры для развития доброты и сопереживания.

 «Копилка добрых дел»

Игры с карточками -эмоциями:

 «Мое настроение»

ЧХЛ

О. Альфаро. Козлик – герой (перевод с исп.)

Н. Абрамцева. Как у зайчонка зуб болел.

Беседа «Не хочу спать, а хочу играть»

Творческая мастерская "Нарисуй свой страх"

Октябрь

Изучение литературы по теме, поиск

эффективных технологий.

Выбор конкретных приёмов, методов и видов работы по самообразованию.

Анкетирование родителей

для выявления представлений родителей об особенностях эмоционального развития ребенка.

Информационные стенды  «Школа эмоций».

Игры для развития доброты и сопереживания: «Выбрасываем злость», "Скажи ласково"

ЧХЛ К. Чуковский. Цыпленок. Топтыгин и Лиса. Котауси и Мауси. Федорино горе. Путаница.

Беседа «Мама, ты меня обязательно-обязательно забери»

Творческая мастерская - рисование "Я и моя семья"

 

Ноябрь

Совершенствование работы с ПК. Использование образовательных и Театрализованная деятельность: Ресурсы сети интернет.

Точка доступа http://www.olesya-emelyanova.ruнтернет -ресурсов.

Индивидуальные беседы

«Нестабильность эмоционального состояния»,

Папка – раскладушка "В игры разные играем, что мы в детях развиваем?"

Игры для развития доброты и сопереживания: «Ласковые имена», «Портрет самого лучшего друга».

ЧХЛ

С. Михалков. Три поросёнка.

Беседа  "Как мы выражаем свои эмоции?"

Творческая мастерская . Рисование "Добрый доктор"

Декабрь

Освоение инновационных форм работы с семьёй. Изучение семей и педагогических возможностей родителей.

Родительское собрание:

 «Развитие эмоционального интеллекта ребёнка в семье», «Как избавиться от гнева».

Цветотерапия:

(Красный, оранжевый, голубой, зеленый цвета)

Цель: коррекция страхов, инертности, апатии.

ЧХЛ

Л. Муур. Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду (перевод с англ.)

Творческая мастерская "Кто живет в лесу"        

Январь

Изучение нормативных документов, периодических изданий.

Мастер-класс:

Изготовление настольно-печатных игр: «Грустный, радостный, спокойный»,  «Пойми меня», «От чего меняется настроение».

Памятки для родителей:

"Развитие эмоционально-волевой сферы младших дошкольников"

Игры с карточками -эмоциями: Давайте поздороваемся!»

ЧХЛ

Д. Мамин – Сибиряк. Сказка про храброго Зайца – Длинные уши, косые глаза, короткий хвост.

Беседа "Я Боюсь"

Творческая мастерская . Рисование" Не боюсь"

Февраль

Участие в профессиональных конкурсах.

Организация выставки рисунков, сделанных родителями совместно с детьми

"Я и мои эмоции"

Игры с карточками -эмоциями:

«Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся», «Рисование»

ЧХЛ

Ч. Янчарский. В магазине игрушек.  Друзья из книги «Приключения Мишки Ушастика" (перевод с польского В. Приходько)

Беседа «Мама, почему он дерется?»

Творческая мастерская "Подарок для друга"

Март

 

Внедрять  инновационные технологии  и систематизировать работу по поддержке эмоциональной сферы через использование игровых технологий, методов и приёмов в режимных моментах и образовательной деятельности, в самостоятельной игровой деятельности.

Круглый стул «Эмоциональное самочувствие – задача семьи и детского сада».  

Игры для развития доброты и сопереживания. «Пирамида любви»

Инсценировка «Как мы маме помогаем»

С. Козлов. Солнечный заяц и медвежонок

Беседа " Что я чувствую?"

Творческая мастерская "Плохой- хороший!"

Апрель

Индивидуальные беседы с родителями по теме самообразования.

Совместное мероприятие -досуг  с детьми «Понимаем ли мы друг друга?» с использованием знакомых детям игр и упражнений на развитие эмоциональных способностей в ситуациях общения.

Игры для развития доброты и сопереживания. «Комплименты», "Скажи ласково".

«Маша и медведь» (в обработке М. Булатова)

Беседа "Вежливый человек, какой он?"

Сюжетно-ролевая игра

"Полечим зайку"

Май

 Проведение контрольного

диагностического исследования,

используя метод наблюдения,

упражнения.

Оформление работы в полном

варианте

Просмотр презентации "Наши достижения "

 Обобщение опыта работы, систематизация полученного материала для его распространения.

Анализ и самоанализ проделанной работы.

Просмотр презентации

"В мире доброты"

Беседа "Почему важно беречь игрушки"

Досуг "Путешествие на полянку хорошего настроения"

Сюжетная игра "Добрые дела"

   

Мониторинг уровня формирования эмоциональной отзывчивости по методике Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображённых на картинке» (приложение

 Изучение методической литературы, периодических изданий, научной литературы, учебно-методической литературы. Этап работы над темой самообразования: 1 год

В течение года

        Индивидуальные беседы с родителями по теме самообразования.

Привлечение  родителей к обогащению развивающей предметно-пространственной среды в группе.        Анализ динамики развития эмоционального интеллекта детей в течение года.

        Приобретение  и изготовление игр для пополнения РППС группы.

В течение года работа с детьми в режимных моментах                

Технология "Сказкотерапия" (сборник)

Технология "Имаготерапия" (картотека)

Театрализованная деятельность: Ресурсы сети интернет. Точка доступа http://www.olesya-emelyanova.ru

Игра «Я радуюсь, когда…»

Игра «На полянке»

Игра «Рассмеши принцессу - несмеяну»

Игра «Удиви мышку»

Игра «Прогони злость»

Игра «Угадай эмоцию»

Игра «Про Обидку и Грустинку»

Игра «Подарок другу»

Игра «Что было бы, если бы..»

Игра «Испорченный телевизор»

Упражнение «Зеркало»

Упражнение «Посмеемся над страхами»

Этюд «Котенок, который хотел порадовать свою маму»

Этюд «Еж и Лягушка»

Рассказ «Медвежонок, который делал все кое-как»

(см. картотека)

Игры:

Игра «Я радуюсь, когда…»

Педагог: «Сейчас я назову по имени одного из вас, брошу ему мячик и попрошу, например, так: «Петя, скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?»

 Петя должен будет поймать мячик и сказать: «Я радуюсь, когда….»

Петя рассказывает, когда он радуется, а затем бросает мячик следующему ребенку и, назвав его по имени, в свою очередь спросит: «(имя ребенка), скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?»

          Эту игру можно разнообразить, предложив детям рассказать, когда они огорчаются, удивляются, боятся. Такие игры могут рассказать вам о внутреннем мире ребенка, о его взаимоотношениях, как с родителями, так и со сверстниками.

Игра «Зеркало» 

      Педагог передает по кругу зеркало и предлагает каждому ребенку посмотреть на себя, улыбнуться и сказать: «Здравствуй, это я!» После выполнения обращается внимание на то, что, когда человек улыбается, у него уголочки рта направлены вверх, щеки могут так подпереть глазки, что они превращаются в маленькие щелочки. Некоторые дети изображают подобие улыбки. На них необходимо обратить особое внимание. Если ребенок затрудняется с первого раза обратиться к себе, не надо на этом настаивать. В этом случае зеркало лучше сразу передать следующему участнику группы. Такой ребенок тоже требует особого внимания со стороны взрослых. Эту игру можно разнообразить, предложив детям показать грусть, удивление, страх и т.д. Перед выполнением можно показать детям пиктограмму с изображением заданной эмоции, обратив внимание на положение бровей, глаз, рта.

Игра  «Котенок, который хотел порадовать свою маму» 

      Педагог обращает внимание детей на то, что человек может улыбаться и радоваться не только тогда, когда ему что-то подарили или выполнили какое-то его желание, но и тогда, когда он сам сделает для другого что-то хорошее. В подтверждение своим словам педагог читает сказку: «Жил-был на свете маленький котенок. Все у него было: много игрушек, сладостей, карандаши, краски и даже компьютер. Целыми днями он бегал, играл, ничего не замечая вокруг. А потом ему стало скучно. Все надоело и ничего не доставляло радости. Он перестал улыбаться. Мама забеспокоилась, не заболел ли ее сынок.

          Однажды котенок ждал маму с работы и от нечего делать слонялся по дому. Забрел на кухню и …. увидел в раковине много грязной посуды. «Мама придет уставшая с работы, и ей придется еще мыть эту гору посуды», - подумал малыш. – «Может, я справлюсь с этой работой?» И он попробовал. Когда пришла мама, радостный котенок потащил ее на кухню. «Посмотри, мама, я сделал тебе подарок», - и показал на чистую раковину. Мама улыбнулась: «Какой ты у меня молодец, спасибо тебе!» А котенок тоже улыбался – оказывается, так приятно доставить кому-то радость».

          После чтения сказки педагог предлагает каждому ребенку по очереди изобразить котенка, а сам берет на себя роль мамы-кошки. Важно, чтобы дети прочувствовали радость от того, что помогли маме. В конце игры можно еще раз обратить внимание детей на то, как приятно сделать что-то для другого человека.

Игра «Еж и Лягушка».

     Детям предлагается послушать историю про Ежа и Лягушку: «Договорились как-то Еж и Лягушка вместе позавтракать. Ранним солнечным утром они встретились на полянке. Лягушка принесла на тарелочке много мух и комаров, которых она наловила для своего друга накануне, а Ежик в качестве угощения приготовил грибы и ягоды. Каждый из них хотел порадовать другого. Но, когда Лягушка поставила на пенек тарелку, Еж воскликнул: «Ой, да разве это можно есть? Ну и гадость! И где ты только это взяла?» «Ну это же так вкусно! – недоумевала Лягушка. – Я выбрала самое лучшее, посмотри какие они жирненькие!» Долго еще был слышен в лесу их спор, который так ничем и не закончился. Они не знали одного: у каждого свои вкусы. И то, что любит один, другому может совершенно не нравиться». После того, как педагог прочитал историю, в группе начинается обсуждение. Затем дети делятся на пары и проигрывают эту историю. В конце педагог еще раз обращает внимание детей на то, что у всех разные вкусы и их надо уважать.

Игра «Прогони злость» 

     Педагог: «А сейчас я научу вас некоторым приемам, которые помогут вам в дальнейшем прогонять свою злость. Возьмите по газете и представьте, что вы на кого-то очень злитесь (делает паузу). А теперь скомкайте газету с силой и бросьте ее в сторону».

          Дети выполняют задание, а воспитатель следит за тем, чтобы они как можно естественнее представили свою злость, комкая газету. Дети не должны кидать комки друг в друга. Эта игра поможет агрессивным детям в дальнейшем снимать напряжение.

Игра «Про Обидку и Грустинку»

      Педагог объясняет детям, почему они иногда приходят в детский сад с плохим настроением. Оказывается, дети в этом совсем не виноваты, просто к ним по дороге приклеилась Обидка или Грустинка. Главное ее найти и сбросить с себя. Это может сделать сам ребенок или его друг. После рассказа педагога можно проиграть ситуацию снятия плохого настроения.

Игра «Раскрась дракончика»  на листе бумаги изображение дракончика, имеющего головы с разными эмоциями и настроением. Цветными карандашами нужно раскрасит каждую голову тем цветом, каким видится это настроение. В старших группах дети после рисования объясняют свой выбор.

Игра  «Медвежонок, который делал все кое-как»

          Педагог предлагает детям послушать еще одну историю.

В семье медведей родился маленький медвежонок. С детства он был очень подвижный: любил бегать, прыгать, играть с мячиком. Однажды медвежонок решил пойти погулять в лес. На полянке встретились ему бельчата, которые строили из дощечек дом для птицы. «Давайте помогу, - воскликнул медвежонок. – Я тоже умею работать молотком». Он выхватил у бельчонка молоток и ударил им по гвоздю. Да силы-то не рассчитал – развалился домик. «Ну, извините», - сказал медвежонок и, как ни в чем не бывало, побежал дальше. У речки ему повстречался барсучонок, который помогал маме полоскать белье. «Я тоже хочу вам помочь», - закричал медвежонок. С этими словами он выхватил у барсучонка носочки, нагнулся над водой и со всей силы стал размахивать ими. Да не увидел, что вода в речке текла быстро, носочки-то и выпустил. «Ну, извини», - сказал медвежонок и, не дожидаясь того, что ответит барсучонок, весело напевая песенку, побежал дальше. Около домика зайцев он увидел маленького зайчонка, который полол траву. «Давай помогу, - улыбнулся медвежонок. – Вдвоем мы быстрее справимся». «Только аккуратнее, - сказал зайчонок. – Здесь морковка растет, постарайся ее не выдернуть». «Да, ладно тебе, я ведь на все руки мастер», - с этими словами медвежонок начал проворно выдергивать сорняки. Когда зайчонок посмотрел, как поработал медвежонок, у него на глаза навернулись слезы: «Что скажет мама?! Ведь ты выдернул не только траву, но и морковку!» «Ну, извини», - сказал медвежонок и побежал домой. С тех пор лесные звери перестали общаться с медвежонком. А он так и не понял, почему.

          Педагог обсуждает с детьми эту историю, еще раз обращает внимание на то, что каждое дело надо делать старательно, что слово «извини» должно идти от сердца.

Игра «Рассмеши принцессу-несмеяну» 

      Педагог рассказывает историю о принцессе, которая всегда была печальна. Никому никогда не удавалось вызвать на ее лице улыбку. Детям предлагается ответить на вопрос: «Как я могу рассмешить принцессу?». После небольшой паузы ребята подходят к стеллажу с миниатюрами и выбирают фигурки для своей истории. Затем каждый из них с помощью своих персонажей рассказывает смешную историю. В конце педагог подводит итоги, выбирая наиболее смешной рассказ. При этом он благодарит ребят за то, что принцесса наконец-то улыбнулась.

Игра «Удиви мышку» 

   Педагог рассказывает историю о мышке-путешественнице, которая объехала много стран и повидала много интересного. Сегодня она приехала в наш детский сад и хочет послушать их удивительные истории. Слова сопровождаются помещением мышки в поднос. Ребятам предлагается подойти к стеллажу с фигурками и выбрать персонажей для своей удивительной истории. По мере готовности каждый ребенок рассказывает мышке свою сказку. Если ребенок затрудняется придумать тему, педагог помогает ему, предлагает вспомнить, что необычного малыш увидел на прогулке, в цирке, в гостях и т.п. После проигрывания всех историй, взрослый от лица мышки хвалит детей за их умение удивляться и удивлять.

Игра  «Посмеемся над страхами» 

   Эту игру лучше выполнять, сидя на ковре. Ребята вспоминают ситуации, когда им было страшно, и вместе со взрослым ищут в каждой страшной истории что-то смешное. В конце можно включить запись смеющегося человека и всем вместе похохотать от души.

          Дети очень любят эту игру. Она поднимает настроение и способствует снятию зажатости как на физическом, так и на психологическом уровне.         Первоначально ребята могут стесняться друг друга, не смеяться от души, но по мере сплочения группы зажатость исчезает.    

Игра «Угадай эмоцию»

На столе лежат пиктограммы различных эмоций. Каждый ребенок берет себе карточку, не показывая ее остальным. После этого дети по очереди пытаются показать эмоции, нарисованные на  карточках. Зрители, они должны угадать, какую эмоцию им показывают и объяснить, как они определили, что это за эмоция. Воспитатель следит за тем, чтобы в игре участвовали все дети.

          Эта игра поможет определить, насколько дети умеют правильно выражать свои эмоции и "видеть" эмоции других людей.

Игра «Мимика» 

   Дети получают карточки и перед зеркалом пытаются изобразить данное состояние, предварительно определив его. Дети определяют выражение лица, изображают перед зеркалом противоположное или зарисовывают его.

          Ведущий с помощью мимики изображает настроение человека, игроки находят на карточках соответствующее изображение.

Игра «Читаем настроение»

          Воспитатель предлагает каждому ребенку взять по набору карточек, послушать стихотворение, определить о каком настроении идет речь, и показать соответствующую карточку.

  • Грустное настроение (слезы).

И.Токмакова. «Ничья кошка».

Это – ничья кошка.

Имени нет у нее.

У выбитого окошка

Какое ей тут житье?

Холодно ей и сыро,

У кошки лапа болит…

  • Агрессия, злое настроение.

В.Приходько. «Король Боровик»

Шел Король Боровик

Через лес напрямик.

Он грозил кулаком

И стучал каблуком.

Был Король Боровик не в духе

- Короля покусали мухи.

  • Испуг, страх.

А.Кондратьев. «По ночам».

Говорят, в больших кустах

По ночам таится страх.

Я пошел к большим кустам:

«Кто же там и что же там?»

  • Недовольство.

М.Бородицкая. «Колдунье не колдуется».

Сидит колдунья, дуется

На целый белый свет:

Колдунье не колдуется,

И вдохновенья нет.

Наколдовала к завтраку

Из Африки банан,

А появился – здрасьте вам! –

Из Африки буран.

  • Самодовольство.

А.Усачев. «Что я могу?»

А все могу!-

Могу плясать, и рисовать, и петь,

Могу стоять на голове

И в телескоп смотреть!

Могу допрыгнуть до Луны,

Могу найти алмаз,

Могу я даже видеть сны,

Не закрывая глаз…

  • Радость.

А.Барто. «Светит солнышко в окошко».

Светит солнышко в окошко.

Смотрит в нашу комнату.

Мы захлопали в ладоши –

Очень рады солнышку.

     По прочитанным отрывкам дети раскладывают слева направо карточки с выбранными рисунками, затем вместе с воспитателем обсуждают, что получилось.

     Стихотворные отрывки могут быть заменены на другие, важно, чтобы в них говорилось о том эмоциональном состоянии, которое изображено на рисунке.

Этюды на развитие эмоций

Баба-Яга (этюд на выражение гнева)

Баба-Яга поймала Аленушку, велела ей затопить печку, чтобы потом съесть девочку, а сама уснула. Проснулась, а Аленушки и нет — сбежала. Рассердилась Баба-Яга, что без ужина осталась. Бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает.

Фокус (этюд на выражение удивления)

Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула собака.

Лисичка подслушивает (этюд на выражение интереса)

Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они говорят.

Соленый чай (этюд на выражение отвращения)

Мальчик во время еды смотрел телевизор. Он налил в чашку чая и не глядя, по ошибке вместо сахара насыпал две ложки соли. Помешал и сделал первый глоток. До чего же противный вкус!

Новая девочка (этюд на выражение презрения)

   В группу пришла новая девочка. Она была в нарядном платье, в руках держала красивую куклу, а на голове у нее был завязан большой бант. Она считала себя самой красивой, а остальных детей — недостойными ее внимания. Она смотрит

на всех свысока, презрительно поджав губы..

Про Таню (горе — радость)

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик (горе).

«Тише, Танечка, не плачь —

Не утонет в речке мяч!»

Тренировка для эмоций:

Детям с 4 лет можно предложить тренировать эмоции. Попросите ребенка нахмурится

  • как осенняя туча;
  • как рассерженный человек;
  • как злая волшебница;

улыбнуться

  • как кот на солнце;
  • как само солнце;
  • как Буратино;
  • как хитрая лиса;
  • как радостный человек;
  • как будто он увидел чудо;

позлиться

  • как человек, которого ударили;
  • как ребенок, у которого отняли мороженое;
  • как два барана на мосту;

испугаться

  • как ребенок, потерявшийся в лесу;
  • как заяц, увидевший волка;
  • как котенок, на которого лает собака;

устать

  • как папа после работы;
  • как человек, поднявший большой груз;
  • как муравей, притащивший большую муху;

отдохнуть

  • как турист, снявший тяжелый рюкзак;
  • как ребенок, который много потрудился, но помог маме;
  • как уставший воин после победы.

Результаты работы с детьми по теме самообразования:

Дети знают:

  • имена и фамилии всех детей в группе;
  • для чего нужны глаза, уши, рот, нос, руки в процессе познания окружающего мира и общения;
  • чем отличаются мальчики и девочки по манере держаться и внешности;
  • названия некоторых базовых эмоций (радость, удивление, страх, злость, грусть);
  • отличия человека от животного;
  • как можно выражать свою любовь к маме и радовать членов своей семьи добрыми делами и хорошими поступками;
  • состав своей семьи.

Умеют:

  • отмечать свои индивидуальные особенности (внешность, лицо, походка, пол) и свои отличия от других детей;
  • опознавать с помощью органов чувств хорошее и плохое настроение окружающих;
  • правильно выражать свои эмоциональные реакции, мысли и чувства;
  • оказывать помощь друг другу в игре и совместной деятельности;
  • делиться с друзьями сладостями и игрушками;
  • различать эмоции по схемам-пиктограммам;
  • передавать заданное эмоциональное состояние при помощи мимики, пантомимики, интонации;
  • изображать голоса животных, характерные движения, настроения;
  • употреблять в речи «волшебные» слова (спасибо, пожалуйста, извините и т.п.);
  • правильно определять свою роль в семье (сын, дочь, внук, внучка).

Проведенная мной работа дала следующие результаты.

  Снизились признаки эмоционального неблагополучия, заключавшиеся в агрессивности поведения со сверстниками, плаксивости, капризах, трудностях при расставании с родителями, тревожности, замкнутости, застенчивости.

  Ребята стали более самостоятельными, смелыми, активными, жизнерадостными, менее капризными и беспокойными, научились менее эмоционально воспринимать неудачи.

   Научились выражать эмоции при помощи мимики и жестов, появилось больше доверия к окружающим. Необходимость дальнейшей работы по эмоциональному развитию детей в старшем дошкольном возрасте будет способствовать развитию личной ответственности, которая является неотъемлемым качеством свободного человека. Проанализировав свой опыт с детьми, я пришла к выводу: игру можно использовать как средство развития эмоциональной сферы, как средство формирования способности к общению, так как именно с помощью игры педагог способен помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми.

  В течение года подготовила доклад для воспитателей  «Воспитатель и ребёнок: методы и приёмы развития эмоциональной сферы дошкольника»

  Результатом процесса самообразования явилось пополнение методической копилки  и конкретизация своих знаний, осуществление глубокого и детального анализа работы с детьми.

  Все запланированные виды деятельности с детьми и  родителями воспитанников в течение  учебного года проведены.

Перспектива дальнейшей работы:

1. Продолжать активное сотрудничество с родителями.

2. Продолжать использовать в работе нетрадиционные формы работы с родителями и педагогами и инновационные технологии в работе с детьми

3. Продолжать расширять и обновлять предметно-развивающую среду в соответствии с ФГОС по теме моего самообразования (приобретение развивающих и дидактических игр, наглядный и демонстрационный материал в соответствии с возрастными характеристиками воспитанников, изготовление своими руками наглядного и игрового пособия + продолжение изготовления картотеки с игротекой по эмоциональному развитию дошкольников).

4. Разработать перспективный план на следующий год по работе с воспитанниками группы, родителями и педагогами.

5. Пополнить методическую библиотеку вновь изданными пособиями, а также пополнить картотеку театрализованной деятельности для девочек и мальчиков.

6. Продолжать изучать методические пособия и статьи из периодических изданий и интернета.

Список  использованной  литературы:

1.        Белопольская Н.А. и др. “Азбука настроения”. Развивающая эмоционально-коммуникативная игра.

2.        Дьяченко О.М., Агаева Е.Л. “Чего на свете не бывает?” – М.: Просвещение,1991 г.

3.        Клюева И.В., Касаткина Ю.В. “Учим детей общению”. – Ярославль: Академия развития, 1996 г.

4.        Минаева В.М. “Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры” – М.: “АРКТИ”, 1999 г.

5.        “Психология эмоций”. Тексты / Под редакцией В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер, – М.:, 1993 г.

6.        Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ В.И. Перегуда, О.А. Шаграева; Шаграева, Ольга Аркадьевна, Козлова, С.А.. - М.: Академия, 2003.- 176 с..-

7.        Стрелкова Л.П. “Эмоциональный букварь от Ах до ай-яй-Яй” – М.: Интерпракс, 1995

8.        Анисимова, Г.И. 100 музыкальных игр для развития дошкольников [Текст]. Старшая и подготовительная группа / Г.И. Анисимова. - Ярославль : Академия развития, 2005. – 96 с.

9.        Бодраченко, И. В. Игровые досуги для детей / И. В. Бодраченко. – М. : Сфера, 2011.

10.        Доронова, Т.Н. Играем в театр: Театрализ. Деятельность детей 4 – 6 лет : пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / Т.Н. Доронова. – М. : Просвещение, 2004.

11.        Минаева, В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений / В.М. Минаев.

– М. : АРКТИ, 1999.

12.Никитина, Е.А. Музыкальные игры для детей / Е.А. Никитина. – М. : Сфера, 2018

13. Ресурсы сети интернет . Точка доступа https://wokak.ru/vse-stati/uruntaeva-g-a-praktikum-po-detskoj-psihologii-metodika-zakonchi-istoriyu-metodika-syuzhetnye-kartinki.html#8212


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализовано – игровая деятельность ,как средство развития эмоциональной сферы дошкольников.

Данная презентация содержит материал по развитию у детей дошкольного возраста театральных способностей....

План по самообразованию по теме «Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

План по самообразованию по теме: «Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»...

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У ВОСПИТАННИКОВ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ  ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ  ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У ВОСПИТАННИКОВ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ....

Формирование эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с миром людей, природы, предметным м...

План по самообразованию педагога Тема: «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания и расширения словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста»

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования....