Проект по формированию культурно-гигиенических навыков детей младшего возраста «ЧИСТЮЛЯ»
проект

 В младшем дошкольном возрасте у ребёнка закладываются основные навыки по формированию культурно-гигиенических навыков, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением младших дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Кроме этого, именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребёнка с семьёй и воспитателем,  что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребёнка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._nash_proekt.docx67.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 4 «Морозко»

Проект  

по формированию

культурно-гигиенических навыков  

  детей младшего возраста

«ЧИСТЮЛЯ»

Составили воспитатели:

Шайхулова Е.Н.

Рахматуллина А.С.

 

Актуальность

Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема сохранения и укрепления здоровья детей. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где всякая практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей.

Большое значение в охране и укреплении здоровья ребенка принадлежит его гигиеническому обучению и воспитанию. Гигиеническое воспитание - это часть общего воспитания, а гигиенические навыки - это неотъёмлемая часть культурного поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, причёски, одежды, обуви продиктованы не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. При формировании культурно–гигиенических навыков идёт не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания ребёнка, «вхождения» его в мир взрослых.

В младшем дошкольном возрасте у ребёнка закладываются основные навыки по формированию культурно-гигиенических навыков, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением младших дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Кроме этого, именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребёнка с семьёй и воспитателем,  что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребёнка, но и на членов его семьи.

Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка, развитию культурно-гигиенических навыков принадлежит едва ли не основная роль. Поэтому очень важно формировать культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста: закреплять представления о правилах личной гигиены; уточнять и систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур.

Проблема. У детей раннего младшего возраста преобладает низкий уровень освоения культурно-гигиенических навыков. Дети не последовательны и не самостоятельны в своих действиях,  только с помощью взрослого находят своё полотенце и горшок. Проект по формированию культурно-гигиенических навыков необходимо внедрить и реализовать.

Данный проект направлен на сохранение и укрепление детского организма, и формирование культурно-гигиенических навыков в жизни у младших дошкольников.

Цель проекта: формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания  у детей младшего  дошкольного возраста.

 Задачи проекта:

1. Развивать культурно-гигиенические навыки, формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания.

 2. Формировать привычку следить за своим внешним видом, умение правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, пользоваться расческой, носовым платком;

3. Формировать навыки поведения за столом: пользоваться правильно ложкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать за столом, не разговаривать с полным ртом;

4. Формировать начальные представления о ценности здоровья, что здоровье начинается с чистоты тела, что чистота-красота-здоровье – это неразделимые понятия;

 5. Формировать потребность в соблюдение навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни;

6. Активно привлекать родителей к соблюдению и развитию навыков личной гигиены дома.

Участники проект: воспитанники младшей группы, родители, педагоги.

 Планируемые  результаты

 Предполагаемый результат проекта для детей:

        Овладение культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания детьми младшего дошкольного возраста:

 Дети самостоятельно одеваются и раздеваются в определенной последовательности (при небольшой помощи взрослых).

 Проявляют навыки опрятности, следят за своим внешним видом (замечают непорядок в одежде, устраняют его самостоятельно или при небольшой помощи взрослых).

  Пользуются индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, расческой).

  Правильно пользуются столовой и чайной ложками; не крошат хлеб, пережёвывают пищу с закрытым ртом, не разговаривают с полным ртом.

  Правильно пользуются кусковым и  жидким мылом, аккуратно моют руки, лицо; насухо вытираются после умывания. Вешают полотенце на место.

 Самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдают элементарные правила поведения во время еды, умывания.

Предполагаемый результат проекта для родителей:

 Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей.

  Получение консультаций по вопросам формирования культурно - гигиенических навыков.

 Укрепление связей между детским садом и семьёй.

  Изменение позиции родителей в отношении своего ребенка к навыкам личной гигиены.

 Привлечение родителей к  совместной работы  по формированию навыков и привычек культуры поведения.

Получение консультаций по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков.

Ожидаемые результаты проекта для воспитателей:

 Повышение знаний по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

проявляют интерес к результатам достижений ребенка в освоении культурно-гигиенических навыков;

 укрепление связи с родителями.

Комплекс работы:

Тип проекта:  долгосрочный игровой.

Сроки реализации проекта:  (октябрь - апрель)

В ходе реализации проекта предполагается использовать элементы следующих образовательных технологий:

  здоровьесберегающая (проблемно-игровые, коммуникативные игры; динамические паузы, подвижные игры, пальчиковая гимнастика);

 личностно-ориентированная (игры, занятия, упражнения, наблюдения, образно-ролевые игры);

 социоигровые (игры-драматизации, игры с правилами, метод создания проблемных ситуаций).

 

В ходе реализации проекта используются такие методы и средства:

  личный пример воспитателя, младшего воспитателя и родителей;

  использование художественной литературы, фольклора;

схемы-модели (объяснительно – иллюстративные методы обучения) (последовательность этапов для отдельных режимных моментов); 

  обеспечение чистоты среды;

 соблюдение правил этикета;

 психологическая культура взаимоотношений.

Формы работы с детьми:

 Игровые ситуации;

 Проблемные ситуации;

 Дидактические игры и упражнения;

 Беседы;

 Рассматривание картин;

 Чтение потешек, стихотворений, прибауток;

 Познавательная деятельность;

 Практические упражнения

Формы работы с родителями:

  Индивидуальные беседы;

  Консультации;

 Анкетирование.

 

Этапы работы реализации проекта

1 этап.

Организационный: определение уровня знаний в области культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через наблюдения, беседы; составление плана работы; разработка содержания проекта, изучение литературы, подборка художественных произведений, потешек, загадок, словесных игр и т.д. по данной теме.

2 этап.

 Основной:  Выполнение  плана работы  с детьми; совместная образовательная работа с детьми, родителями для решения поставленных задач.

3 этап.

Заключительный: Подведение итогов работы над проектом; анкетирование родителей и опрос детей; презентация проекта.

Схема реализации проекта

1 этап – организационный

Деятельность педагога

Деятельность детей

Наблюдает за детьми.
Проводит диагностику.
Организует предметно-развивающую среду.
Подбирает литературу, игры, иллюстрации.

Рассматривают иллюстрации.
Выполняют поручения.
Играют.

2 этап – основной

Деятельность педагога

Деятельность детей

Вводит в  игровую ситуацию,  формулирует проблему:
Организует занятия, беседы.
Организует игры.
Читает художественную литературу.
Оказывает помощь детям при реализации замыслов.
Привлекает родителей.
Описывает и анализирует работу над проектом.

Вживаются в игровую ситуацию, пытаются найти способы решения проблемы.
С помощью воспитателя выбирают предметы – заместители, материалы для игры, экспериментирования, книги для рассматривания.
Повторяют за педагогом действия, слова знакомых стихотворений.

3 этап -  заключительный

Деятельность педагога

Деятельность детей

Описывает и анализирует работу над проектом.
Представляет конспекты, планы и другие материалы.
Проводит диагностику.

Рассказывают короткие стихотворения и потешки об умывании, сопровождая действия текстом, отвечают на вопросы.
Узнают процессы умывания, одевания на картинках, правильно называют эти процессы, переживают положительные чувства в связи с выполнением гигиенических процедур. Оказывают помощь друг другу, проявляют самостоятельность в умывании, одевании, в приеме пищи.  Рассматривают в зеркале свое чистое лицо. Играют в сюжетно – отобразительные игры.

МЕТОДЫ, СПОСОБЫ, НАПРАВЛЕНИЯ, МЕРОПРИЯТИЯ

В центре воспитательного процесса находится ребёнок. По отношению к нему как объекту воспитания воспитатель выступает субъектом воспитательного процесса, воздействующим на личность с помощью специальных методов воспитания.

Методы воспитания – это способы педагогического воздействия на сознание воспитуемых, направленные на достижение цели воспитания (Болотина Л.Р., Комарова Т.С.). С помощью методов воспитания корректируется поведение детей, формируются качества личности, обогащается опыт их деятельности, общения и отношений. 

Методы воспитания в различных педагогических ситуациях должны постоянно варьироваться, в этом и проявляется профессиональный и творческий подход педагога к процессу воспитания.

Приём - это частное проявление того или другого метода воспитанияМожно сказать, что приём – это отдельное действие воспитателя внутри конкретного метода.

К методам формирования гигиенических навыков можно отнести: 

  • Разъяснение необходимости выполнения режимных моментов, гигиенических процедур;
  • Пример взрослого;
  • Приучение, упражнение;
  • Создание воспитывающих ситуаций;
  • Поощрение помогает ребенку утвердится, поверить в свои силы (особенно в освоение новых навыков).

 Важной задачей в работе с детьми младшей группы  является воспитание гигиенических навыков – опрятности, аккуратности, навыков культуры и культуры поведения. Чтобы облегчить ребёнку освоение новых навыков, необходимо воспитателю делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. И делать это надо педагогически тонко, ненавязчиво. При этом воспитателю важно учитывать возрастную особенность детей 3-го года жизни - стремление к самостоятельности. Для более легкого овладения определёнными навыками связанных с его усвоением действия членят на несколько операций.

Прежде всего, следует запомнить: на начальном этапе усвоения навыка торопить детей ни в коем случае нельзя, надо дать им возможность спокойно выполнять осваиваемые действия. Подобная обстановка позволит сохранить у них положительно-эмоциональный настрой. Однако необходимость укладываться в отведённое для режимных процессов время, остаётся. 
         Для воспитания  культурно гигиенических навыков рекомендуется использовать целый ряд педагогических приёмов с учетом возраста детей:   

Показ и объяснение. В младшей группе показ должен сопровождаться пояснением,   необходимо чётко делить новое действие на операции, выделяя сначала наиболее важное, а потом незначительное. Объяснение нового действия даётся очень подробно, затем постепенно сужается и сводится к напоминанию правила, которое может быть обращено ко всем или отдельным детям. Напоминание может быть косвенным (воспитатель заранее выражает желание в том, что дети правильно выполняют задание и вскользь напоминает требование) и прямые.   

 Упражнение и контроль. Упражнение: без него ни один навык не может быть сформирован, т.к. только в активной деятельности каждого ребёнка создаются и закрепляются динамические стереотипы.  

            Контроль очень важен на начальной стадии формирования навыков. Следует проверять, как выполнены отдельные действия или задания в целом. Отсутствие контроля ведёт к формированию у детей лишь отдельных навыков.

Пример взрослого. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом. Пример может быть прямым («делай, как я!») и косвенным (воспитатель использует различные формы, которые вызывают интерес у детей, привлекают их внимание).

            Обучение ребёнка, в основе которой лежит подражание, начинается очень рано, когда он ещё ничего не понимает. От природы у них хорошо развита эмоционально-механическая память, непроизвольное внимание. Именно поэтому ребёнок, наблюдая за взрослыми, фиксирует, перенимает, формирует, создавая свою «энциклопедию» навыков, привычек, знаний.

Игровые приёмы. Позволяют воспитателю, с одной стороны, скрыть свою педагогическую позицию, а с другой – более активно воздействовать на ребёнка. Игровые приёмы очень эффективны в воспитании маленьких детей. Помогает закрепить имеющиеся навыки, хороши дидактические игры.  

                Использование иллюстраций, художественного слова, фольклора, книг, бесед, инсценировок. Всё это уточняет представления детей о том, как надо выполнять тот или иной навык. Обязательным условием формирования гигиенических навыков у детей, воспитания привычки к здоровому образу жизни является санитарная культура. Где должны быть созданы необходимые условия для сохранения здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития.   

            Следующее условие – единство требований со стороны взрослых. Ребёнок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, помощником воспитателя и, конечно, в семье. Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребёнка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребёнку пример, сами всегда их соблюдали. Для этого воспитатель помогает родителям  рекомендациями для воспитания культурно-гигиенических навыков детьми дома.

           Таким образом, воспитание навыков личной гигиены – задача сложная, требующая систематичности и большого терпения. Детям свойственно стремление подражать взрослым, вести себя так, как ведут себя окружающие их люди. Они легко усваивают не только положительные примеры, но и отрицательные. Поэтому воспитателям  в беседах  с родителями следует подчёркивать, что манеру поведения, разговора, вредные привычки дети стараются копировать с них. Поэтому, не только в детском саду, но и дома нужно  установить общий порядок выполнения всех действий, чётко определить места расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения. Необходимо воспитывать культурно-гигиенические навыки у детей с раннего возраста и в семье, и в детском саду, для развития таких важных качеств как воля, нравственность, самостоятельность, основ эстетического вкуса, этического развития, а также для такого важного процесса как социализация.  Так как основой полноценного физического развития ребёнка раннего возраста является приобщение его к основам здорового образа жизни, т. е. освоению основ культуры гигиены. Поэтому формирование у детей культурно-гигиенических навыков является одной из важнейших задач воспитания.

Все указания необходимо выполнять в спокойном тоне, вызывающем у детей положительное отношение к действиям, которые должны стать привычками.

Конечный продукт проекта:

- Диагностика детей по данной теме.  

-Оформление альбома «Культурно - гигиенические навыки в домашних условиях».

-Презентация проекта для педагогов ДОУ, сообщение из опыта работы по проекту.

МОНИТОРИНГ ПРОЕКТА

Определить уровень  знаний в области культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста можно  через наблюдения, беседы.

Таблица: Уровень сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста. 

Имя, фамилия ребенка

Сформирован-ность навыка мытья рук и личной гигиены

Сформирован-ность навыка опрятной еды

Сформирован-ность навыка самообслужива-

ния при одевании и раздевании

Уровень сформированности

1

1.Навыки мытья рук и личной гигиены включают умение:

- Мыть лицо, руки;
-Закатать рукава;
- Взять мыло или же нажать на дозатор жидкого мыла, намыливать до появления пены и смыть мыло;
- Сухо вытереть руки, аккуратно вешать полотенце в свою ячейку;
-Пользоваться расчёской;
-Пользоваться носовым платком.

  1. Навыки опрятной еды включают умение:

-Правильное пользование столовыми приборами и салфеткой;
-Не крошить хлеб;
- Пережёвывать пищу с закрытым ртом;
- Не разговаривать с полным ртом;
-Тихо выходить по окончании еды из-за стола;
- Благодарить.

 3. Навыки самообслуживания при одевании и раздевании включают умение:

-Расстёгивать  пуговицы, застёжки на липучках;
-Снимать одежду при небольшой помощи взрослого;
-Аккуратно складывать снятую одежду;
-Снимать обувь;
-Одеваться в определённом порядке.

Если ребёнок правильно выполняет все действия входящие в навык, то за: 

  • правильно выполненное действие ребёнок получает - «3»;
  • действие, выполненное с небольшими неточностями - «2»;
  • неумение выполнять действие - «1».

Критерии оценки уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

уровень

низкий

средний

высокий

баллы

0 – 27   баллов

28 – 40   баллов

41 – 51   баллов

Перспективный план по формированию культурно-гигиенических навыков у детей (ответственные воспитатели группы).

Октябрь

Умывание

Чтение потешки (Зинаида Серашова)

«Водичка-водичка»

Задачи: Формировать у детей базовые культурно-гигиенические навыки, учить правильно мыть руки, тщательно вытирать каждый пальчик.

  Опыты с водой: «Какая вода»

Задачи: Дать представления о свойствах воды, расширять словарный запас: теплая, холодная, чистая, грязная, мыльная, прозрачная, непрозрачная.

Дидактическое упражнение: «Как мы моем ладошки и отжимаем ручки». Беседы по сюжетным картинкам.

Дидактическая игра «Умоем куклу Катю»

Задачи: формировать представление детей о правильном мытье рук, лица, дать понятие о том, что у полотенец есть разное назначение: для рук, ног, тела.

Коллективная работа: «Для чего нужно мыть руки?» («15 октября - Всемирный день чистых рук»)

Питание

Стихи «Куклу кормили?» (Г. Лагздынь)

Поучительный видео-мультфильм Агния Барто «Девочка рёвушка» (показ   видео - мультфильма соблюдая требования САН ПИН)

Беседа: «Правила поведения за столом»  

Задачи: Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, продолжать знакомить с правилами поведения за столом, учить есть аккуратно, правильно пользоваться салфеткой.    

Игровая ситуация «Мы готовимся к обеду» 

 Задачи: знакомить с названиями столовой посуды, их формой, цветом; объяснять детям последовательность расстановки приборов для обеда

Лепка из солёного теста «Печенье для Кати» 

Задачи: Формировать доброжелательное отношение к окружающим, через желание помочь кукле слепить печенье.   Продолжать учить раскатывать тесто круговыми движениями, затем расплющивать, уточнять названия формы печенья - «круглая» Учить лепить на дощечке, воспитывать аккуратность.

Одевание

Алгоритм одевания.

Беседа: «Рассматривание одежды куклы Кати»

Задачи: Обогащать знания детей об одежде, познакомить с алгоритмом одевания закреплять последовательность одевания.     

Дидактическая игра «Чья одежда?»

Задачи: Рассматривание предметов одежды на картинках и определение одежды для Кати и для Коли.

Потешка  «Завяжу потуже шарф»

Д/И «Оденем куклу Катю на прогулку» 

Задачи: формировать навык последовательных действий одевания на прогулку; продолжать учить детей запоминать и называть предметы зимней (демисезонной) одежды, знать ее назначение; воспитывать аккуратность, бережное отношение к одежде; желание заботиться о кукле.

Консультация для родителей «Как научить ребенка мыть руки?»

Ноябрь

Умывание

Потешка «Замарашка»  (И. Демьянов)

 Дидактическая игра «Как мы купали Хрюшу»

Задачи: Дать представление о том, что быть грязным плохо, для купания нужно использовать теплую воду, мыло, мочалку, полотенце.

Беседа: «Научим куклу Машу мыть руки» 

Задачи: Воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания. Продолжать учить ребёнка последовательно выполнять действия при мытье рук, подражать действиям взрослого. Проявлять аккуратность, не мочить одежду, не разбрызгивать воду.  

Беседа: «Тётушка Зубная щетка» (иллюстрации алгоритм чистки зубов)

Задачи: Познакомить детей с зубной щеткой, для чего она нужна? 

    Беседа: «Тётушка Зубная щетка»  (показ Алгоритм чистки зубов)

Задачи: Познакомить детей с зубной щеткой, для чего она нужна? 

Питание

Стих «Ну и каша!» (О. Дриз)

Игровая ситуация: «Маша обедает». 

Задачи: Закреплять умение держать ложку в правой руке, брать пищу губами, откусывать её небольшими кусочками, жевать коренными, а не передними зубами.    

 Дидактическая игра  «Будем заваривать чай»

Задачи: Формировать у детей навыки самообслуживания и культурно-гигиенические навыки, учить пользоваться столовыми приборами во время еды. Актуализировать знания о правилах поведения за столом.

 «Волшебное слово – «спасибо». 

Задачи: Формировать культуру поведения за столом по средствам художественного слова.

Одевание

Чтение стихотворения  «Где мой пальчик?» (Нина Саконская)

Беседа:  «Научим Машу – растеряшу  убирать вещи»

Задачи: Формировать у детей простейшие навыки опрятности и самообслуживания. Расширять и закреплять в игровой форме знания о предметах ближайшего окружения (знать название мебели и одежды). Обучать детей порядку одевания и раздевания. При небольшой помощи взрослого учить снимать одежду, обувь; в определенном порядке аккуратно складывать снятые вещи. Вызвать у детей эмоциональный отклик на происходящее, желание принять участие в инсценировке.

Дидактическая игра  «Кукла Катя показывает свой наряд»

 Задачи: Закреплять знания об одежде, формировать навыки одевания.

 Ситуация «Каждая ножка - в свой домик»

Задачи: Формирование умения застегивать липучки на ботинках

«Пристегни  лисе  хвостик»                                                       Задачи: совершенствование умения застегивать липучку; закреплять знание частей тела лисы; продолжать развивать ориентировку в пространстве.

Памятка для родителей «Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков»

Декабрь

Умывание

Видео - стих  «Девочка чумазая» (Агния Барто)

Задачи: Закреплять навыки мытья рук и лица. Вызвать эмоциональный отклик на поведение девочки, активизировать речь детей, выяснить, в чём девочка была не права, и как нужно было себя вести.

(Показ видео мультфильма соблюдая требования САН ПИН)

Чтение стихотворения «Купанье» (З. Александрова)

Рассматривание иллюстрации «Мама купает малыша».

Задачи: Закреплять знания о предметах личной гигиены: мыло, полотенце, теплая вода

Дидактическая игра «Чем я моюсь»

 Задачи: Уточнять представления детей о предметах для умывания: мочалка, зубная паста, мыло и т.д., уметь ориентироваться какое средство (предмет) нужен в разное время.

Дидактическая игра «Как Хрюша пошёл умываться»

Цель: Закрепить навыки умывания, умение закатывать рукава, правильно намыливать руки, вытирать насухо.

Питание

Чтение стихотворение «Маша и каша» (Э. Мошковская)

Дидактическая игра «Хрюша за столом» 

Задачи: Закреплять умение детей есть аккуратно, отделяя небольшие кусочки от блюда, пережевывать пищу закрытым ртом.

Чтение сказки К. Чуковского «Муха Цокотуха»

 Дидактическая игра  «Покажем Кукле как правильно кушать»   

Задачи:  продолжать формировать навыки аккуратно есть, наклоняться над тарелкой, не вертеться за столом, пережевывать пищу с закрытым ртом. Благодарить после приема пищи.

Игровая ситуация: «Мы обедаем». Игры детей в кукольном уголке с предметами столовой посуды.

Проблемная ситуация  «Кукла испачкалась, как сделать её чистой?» 

Одевание

Пальчиковая игра «Раз, два, три, четыре, пять»

Задачи: Создать эмоциональный настрой для одевания на прогулку, закреплять навыки самообслуживания.

Беседа: «Моя одежда»

Задачи: Продолжать закреплять умение в правильной последовательности раздеваться перед сном, аккуратно развешивать вещи на стульчик.

Дидактическая игра: «Оденем куклу на прогулку»

Задачи: на примере игрушечного персонажа учить доставать из шкафа уличную одежду. Побуждать надевать носки рейтузы, кофту, куртку, шапку.

Разучивание   стихотворения  «Где мой пальчик?» (Нина Саконская) Задачи: Продолжать знакомить детей с предметами рукотворного мира (варежки, перчатки, используя малые фольклорные жанры; обогащать сенсорную культуру, закрепляя знания о цвете, материале, назначении предметов одежды; учить понимать речь педагога, отвечать на вопросы; расширять словарный запас детей.

Продуктивная деятельность «Варежка для бабушки»

 

Беседа: «Как привить и воспитать у детей самостоятельность»

Январь

Умывание

Видео-рассказ    «Юля-чистюля» (Михаил Пляцковский)

 Беседа:  «Доброе утро, расчёска!»

 Задачи: формировать навыки пользования расчёской и ухода за ней. 

 Дидактическая игра «Какое полотенце»

Задачи: Дать представление о том, что полотенце бывает разное: махровое, личное, ножное, кухонное, расширять словарный запас.

Проблемная ситуация «Почему у кукол грязное полотенце?» 

Сюжетно ролевая игра: «Парикмахерская» 

Задачи: формировать навыки пользования расчёской и ухода за ней. 

Питание

Чтение стихотворения  «Вечером» (A. Прокофьев)

Дидактическое упражнение: «Поможем зверюшкам накрыть на стол»  

 Наблюдение «Няня моет посуду»

Задачи: Способствовать формированию у детей представления о трудовом процессе, вызвать добрые чувства к человеку, проявляющему заботу о детях

Одевание

Беседа: «Носовой платок всегда со мной!» 

 Задачи: Познакомить детей с предметами личной гигиены. Закрепить знания о предметах туалета, правилах пользования предметами. Воспитывать желание следить за своей внешностью и вести здоровый образ.

Игра-упражнение «Кукла Таня простудилась»

Задачи: Показать способы правильного пользования носовым платком

Дидактическая игра «Маша - неряша»

 Задачи: Учить замечать непорядок в одежде, следить за своим внешним видом

Рассматривание иллюстраций «Зимняя одежда»

Задачи: Уточнить названия предметов одежды (шубы, куртки, пальто и т.д.), из каких частей верхняя одежда состоит.

Февраль

Умывание

Разучивание потешки: «Чистая водичка»

Задачи: Создание у детей потребности и привычки к гигиеническим процедурам.

Чистая водичка

Моет Вове личико,

Танечке – ладошки,

Пальчики – Антошке.

  Дидактическая игра «Это нужно нам зачем?» (с предметами туалета)

Сюжетная игра: «Доктор Чистюлькин»

 Задачи: Формировать особенное отношение к выполнению правил личной гигиены, активизировать словарь детей (мыло, зубная щетка, вода, полотенце).  

 Дидактическая игра «Разложи мыло в мыльницы»

Задачи: закрепление геометрических форм, показать детям, что мыло бывает разной формы

Питание

Игровая ситуация «Хрюша завтракает»

Задачи: Формировать у детей культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, учить культурно вести себя за столом, пользоваться салфеткой, правильно держать ложку, после еды класть ложку в тарелку.

Рассматривание иллюстраций к сказке «Три медведя»

Задачи: Закреплять правила поведения за столом, уметь анализировать поведение главного героя (героини).

Чтение сказки «Три медведя» (сопровождением иллюстраций)

Задачи: Закрепить название посуды и правила поведения за столом.

Рисование пальчиками «Каша для медведей»

Задачи: Закрепить умение детей оставлять отпечатки пальчиками на плоскости тарелки 

 Дидактическая игра: «Уложи трёх медведей в кровати»

Задачи: Закрепить умение  раскладывать в кровати медведей по размеру.

Одевание

Рассматривание картины: «Дети на прогулке».

 Задачи: Обратить внимание на особенности зимней одежды, какая она (теплая, зимняя, красивая), активизировать речь детей.

«Каждой вещи своё место»

Задачи: Формировать у детей навыки и навык ориентироваться в спальной комнате, туалетной комнате, раздевальной комнате. Закрепить представление о том, что у каждого ребёнка постоянное место за столом, у каждого своя постель, шкаф для одежды.

«Дружные сандалики»

Задачи: Продолжать закреплять умение правильно надевать обувь: правый сандаль на правую ножку, левый сандаль на левую ножку.

Чтение: И.Муравейка «Я сама»

Дидактическое упражнение «Мы проснулись, потянулись»

Задачи: Закреплять умение одеваться после сна в правильном порядке, развивать навыки самообслуживания, правильно надевать носочки, с помощью воспитателя выворачивать одежду.

Консультация: «Как научить малыша мыть руки (одеваться)»

Март

Умывание

Игровая ситуация «Научим Хрюшу умываться»

Задачи: Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, учить правильно умываться, способствовать росту осознанности действий детей.

Поучительный видео-мультфильм  «Мойдодыр»  (К. Чуковского)

 

«Моё полотенце»

Задачи: Продолжать закреплять у детей понимание того, что вытираться можно только своим, индивидуальным полотенцем 

 Дидактическая игра «Помой руки своей подружке»

Задачи: Закреплять алгоритм умывания, способствовать становлению все более устойчивого интереса к выполнению гигиенических процедур.

«Мотья-бегемотя учит чистить зубки» (показ   видео - мультфильма соблюдая требования САН ПИН)

 Задачи:    Обогащать знания детей о соблюдении гигиены, дать понять, что соблюдать культурно-гигиенические правила должны все.  

Питание

Поручения детям «Научи Чебурашку накрывать на стол»

Задачи: Формировать  навыки дежурства, упражнять в правильной сервировке стола, названии столовых предметов.

Игровая ситуация: «Кукла Катя обедает» 

Задачи: Закрепить представление детей об использовании предметов посуды. Побуждать детей к припоминанию и названию знакомых слов, составлению простых предложений. Развивать речь детей, память. Воспитывать культуру поведения во время еды, заботливое отношение к кукле.

Беседа: «Столовые приборы»

Задачи: Напомнить детям правила пользования столовыми приборами, уточнить в каких случаях используется маленькая ложечка.

Дидактическая игра «Сервируем стол»

Задачи: Формировать умение положить на каждую тень подходящую по форме посуду: тарелку, вилку, нож, ложку.

Консультация «Как увлечь ребенка ежедневной гигиеной зубов?»

Одевание

Дидактическое упражнение: «Поучим зверюшек застёгивать пуговицы»

Дидактическая игра «Топ, топ - сапожок».

 Задачи: Закреплять у детей умение различать и называть разную обувь, ее предназначение (сапоги, туфли, валенки, ботинки и т.д.)

Сюжетная игра «Погладим Кате платье»

Задачи: Продолжать формировать у детей представление о необходимости ухаживать за одеждой, иметь опрятный внешний вид.

 Д/И «Подбери куклам одежду».

Задачи: Закреплять алгоритм одевания, названия предметов одежды, дифференцировать одежду для мальчиков и девочек.

Консультация «Развитие навыков самообслуживания и КГН у детей младшего возраста (2 – 3 года)»

Апрель

Умывание

 Познававтельный видео-мультфильм  «Мойдодыр»

 Задачи: Закрепить желание детей соблюдать правила личной гигиены, поддержать любовь к водным процедурам, доставить радость.

Повторить потешку «Водичка, водичка» (см. октябрь начало).

Задачи: Создать у детей настрой на выполнение культурно-гигиенических процедур, развивать речь, память.  

 Дидактическая игра «Что нужно кукле для купания»

Задачи: Закреплять знания детей о необходимых предметах для проведения водных гигиенических процедур.

 Беседа: «Чистота - та же красота»

 Задачи: Закреплять у детей культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, развивать основы социального взаимодействия, воспитывать культуру дружеских отношений в детском коллективе.

Питание

Беседа: «Твоё любимое блюдо в детском саду»

 Задачи: Воспитывать умение выражать свои вкусовые предпочтения, активизировать речь, память.

Загадка «Мухомор» 

Задачи: Расширять представления детей об окружающем мире, дать понять, что нельзя ничего срывать на улице и есть.

Беседа «Путешествие в страну здоровья»

Задачи: Закрепить знания о здоровом образе жизни, о профилактических мерах по уходу за организмом.

Сюжетная игра «Чай для кукол» 

Задачи: закреплять навыки пользования чашкой - держать чашку за ручку; обогащать игровые действия - научить кукол пить чай из чашки; закреплять знание «чайной церемонии»: вскипятить воду, заварить чай, налить в чашку кипяток и заварку.

Одевание

Беседа: «Моя любимая одежда»

Задачи: Упражнять детей в умении рассказывать о себе, своих предпочтениях в одежде, вспомнить времена года, кто как был одет.

Дидактическая игра «Подбери заплатку»

Задачи: Упражнять детей подобрать кусочек-заплатку, подходящей формы и цвета. Воспитывать аккуратность.

Чтение «Юля-чистюля»  (Михаил Пляцковский)

 Дидактическая игра «Как я могу помочь другу»

Задачи: Закреплять привычку следить за своим внешним видом, напоминать товарищам о неполадках в их внешнем виде, проявлять желание помочь им

Оформление альбома «Культурно - гигиенические навыки в домашних условиях»

Перспективы дальнейшего развития проекта: 
 Продолжить работу по формированию культурно-гигиенических навыков. Дать детям общее представление о здоровье как ценности, о котором необходимо постоянно заботится, научить беречь своё здоровье и заботиться о нём. Дать детям знания о витаминах, об их пользе для здоровья человека, о содержании тех или иных витаминов в овощах, фруктах и ягодах.

Литература

  1. Бархатова Л. Воспитание культуры поведения. // Дошкольное воспитание, №11. – 1987.
  2. Богина, Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Издательство «Мозаика-Синтез»,  2006.
  3. Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект.- Айрис-пресс, 2007
  4. Программа «От рождения до школы», под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.  Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
  5. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1986.

  1. Рекомендации для родителей по формированию социальных навыков (навыков самообслуживания) у детей младшего возраста на сайте «Наши дети». (https://nashi-deti66.ru/parents/obuchenie-detey/rekomendatsii-dlya-roditeley-po-formirovaniyu-sotsialnykh-navykov/)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство развития культурно-гигиенических умений у детей младшего дошкольного возраста

Дидактические игры – это отличная возможность расширить представления детей о мире, который их окружает. Кроме развития наблюдательности они направлены на то, чтобы научить определять различные призна...

Формирование культурно-гигиенических навыков детей младшего возраста в процессе совместной деятельности

Культура ценна для всего человечества, всем она дорога. Не дорога она только тем людям, которые лишены её. Культура, только культура может помочь людям, и в отсутствии её - причина многих бед. Это акт...

Доклад для воспитателей на тему: "Дидактическая игра как средство развития культурно-гигиенических умений у детей младшего дошкольного возраста "

Для того чтобы ребёнок чаще использовал дидактические игрушки самостоятельно, необходимо создавать такие ситуации, когда он как бы невзначай наталкивается на эти игрушки. ...

Воспитание культурно-гигиенических навыков детей младшего возраста.

воспитание культурно-гигиенических навыков во 2мл.гр....

Воспитание культурно-гигиенических навыков детей младшего возраста

Процесс формирования всех навыков осуществляется постоянно и практически одновременно. Но наибольшее внимание нужно обращать на последовательность работы, запланированную в каждом квартале....

Консультация для родителей "Культурно -гигиенические навыки детей младшего возраста"

Консультация  для родителей "Культурно -гигиенические навыки детей младшего возраста"...