Консультация на тему: "Развитие связной речи, как основной фактор готовности детей к обучению в школе"
консультация (подготовительная группа)

Степочкина Светлана Анатольевна

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей, поскольку от степени её сформированности зависит дальнейшее развитие ребенка и приобретение им учебных знаний в системе школьного обучения. Развитая связная речь – это залог успешного обучения в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Степочкина Светлана Анатольевна – воспитатель

Развитие связной речи, как основной фактор готовности детей        к обучению в школе

Слайд №2. Своё выступление я начну с определения ключевого понятия данной темы: «Связная речь – это смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание».

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей, поскольку от степени её сформированности зависит дальнейшее развитие ребенка и приобретение им учебных знаний в системе школьного обучения. Развитая связная речь – это залог успешного обучения в школе.

Классификация связной речи

Слайд №3. Для того чтобы заниматься развитием связной речи, необходимо знать, какие основные виды связной речи выделяются в русском языке. Первый вид речи – это диалогическая речь, которая в свою очередь подразделяется на разговор и беседу, а монологическая речь делится на пересказ; составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы; творческие рассказы; заучивание стихотворений; составление рассказов по картине.

Слайд №4. Развитие связной речи происходит: во всех видах организованной образовательной деятельности с учетом тематического построения образовательного процесса; в совместно-партнерской деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов; в самостоятельной деятельности детей; в семье (взаимодействие детей и их родителей).

Слайд №5. Для чего вообще необходимо развивать связную речь?

Для пополнения словарного запаса; для усвоения грамматически правильного построения текста; для умения выражать свое мнение и грамотно строить свои высказывания, использовать сложные предложения; для успешного обучения в школе.

Слайд №6. Одним из способов развития связной речи в детском саду является чтение художественной литературы.  Прослушивая и пересказывая в дальнейшем какое-либо произведение, дети учатся эмоционально окрашивать свою речь, передавая настроение рассказа (сказки, стихотворения) и отношение к его персонажам и событиям.

Слайд №7. Развитие связной речи методом составления рассказа. В своей работе я активно использую следующие виды обучения рассказам:            1) Рассказ по картине и серии картин. Дети дошкольного возраста любят рассматривать картины, делиться своими впечатлениями с окружающими о том, что они видят. Рассматривание детьми картины — сложный мыслительный процесс. И от того, что ребенок увидит на картине, как поймет изображенное на ней, во многом зависит последующее описание ее ребенком.

Слайд №8. 2) Составление описательных рассказов. Дети описывают то, что воспринимают в настоящий момент. Видимый предмет точно определяет собой содержание будущего рассказа. Объектами описания могут быть любимые игрушки, новогодняя ёлка, костюмы персонажей детских праздников и т.д.

Слайд №9. 3) Целевые рассказы из личного или коллективного опыта, такие как: - рассказы из личного опыта; - рассказы на основе непосредственного восприятия или труда в природе («как мы устроили цветник», «кто обедал в птичьей столовой»); - рассказы на основе бесед и чтения книг («как звери живут зимой»); - рассказы на основе сравнений разных времен года («наш участок зимой и летом»); - рассказы об одном времени года («что ты знаешь об осени?») и об отдельном явлении природы («радуга после дождя», «как мы видели ледоход»); коллективное составление письма (например: Письмо деду Морозу).

Слайд №10. 4) Творческие рассказы. Например, придумай продолжение и завершение рассказа; придумай рассказ по теме, предложенной воспитателем; придумай рассказ по нарисованному самими детьми рисунку; придумай рассказ или сказку на самостоятельно выбранную тему.

Слайд №11. Метод пересказа в развитии связной речи. Обучение пересказу ведет к обогащению словарного запаса, формированию восприятия, внимания и памяти. При этом улучшается произношение, структура речи, усваиваются нормы построения целого текста и отдельных предложений.

Слайд №12. Также в качестве развития связной речи можно активно использовать театрализованную деятельность. Благодаря которой происходит: обогащение словаря образной лексикой; воспитание звуковой стороны речи (интонационной выразительности; дикции, силы голоса); обучение навыкам диалогической речи.

Слайд №13. Также через сюжетно - ролевую игру можно побуждать детей к общению друг с другом. Ребенок использует выразительные средства речи (интонация, громкость, темп, эмоциональная окрашенность, звукоподражание) для создания образа персонажа. Он учится планировать замысел игры, развивать его, придумывать дальнейший ход событий, смотреть на игровую ситуацию с разных позиций, поскольку он исполняет несколько ролей.

Слайд №14. Замечательным способом развития речи ребенка является прогулка.

Слайд №15. Самым важным источником для развития связной речи дошкольников является в первую очередь - речь воспитателя. Речь должна иметь следующие критерии: - правильность – соответствие речи языковым нормам; точность – соответствие смыслового содержания речи и информации; логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли; чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку; выразительность – владение педагогом различными средствами выразительности речи; богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации; уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения.

Слайд №16. Можно сделать следующий вывод, что развитие связной речи играет особую роль в школьной готовности. С ее помощью ребенок может самостоятельно, без вмешательства взрослого изложить собственные мысли, пересказать текст. В процессе речевой деятельности, а также в других видах деятельности формируется важнейшее свойство речи - произвольность, позволяющая будущему школьнику вслушиваться в обращенную к нему речь и понимать ее, сознательно анализировать языковую информацию, заключенную в учебных заданиях, планировать свои действия.

Слайд №17. Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие связной речи, как основной фактор готовности детей к обучению в школе Воспитатель : Степочкина Светлана Анатольевна

Слайд 2

Связная речь – это смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание. Развитая связная речь – залог успешного обучения в школе.

Слайд 3

Классификация связной речи Диалогическая Монологическая Разговор Беседа Пересказ Составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы Творческие рассказы Заучивание стихотворений Составление рассказов по картине

Слайд 4

Развитие связной речи происходит: во всех видах организованной образовательной деятельности с учетом тематического построения образовательного процесса; в совместно-партнерской деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов; в самостоятельной деятельности детей; в семье.

Слайд 5

Для чего необходимо развивать связную речь? пополнение словарного запаса; усвоение грамматически правильного построения текста; умения выражать свое мнение; грамотно строить свои высказывания, использовать сложные предложения; у спешно обучаться в школе.

Слайд 6

Чтение художественной литературы

Слайд 7

Развитие связной речи методом составления рассказа Составление рассказов по картине и серии картин

Слайд 8

Составление описательных рассказов

Слайд 9

Целевые рассказы из личного или коллективного опыта Рассказы из личного опыта; Р ассказ на основе непосредственного восприятия или труда в природе («как мы устроили цветник», «кто обедал в птичьей столовой»); Р ассказы на основе бесед и чтения книг («как звери живут зимой»); Р ассказ на основе сравнений разных времен года («наш участок зимой и летом»); Р ассказ об одном времени года («что ты знаешь об осени?») и об отдельном явлении природы («радуга после дождя», «как мы видели ледоход»); К оллективное составление письма ( Письмо деду Морозу).

Слайд 10

Творческие рассказы придумывание продолжения и завершения рассказа; п ридумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем; придумывание рассказа по нарисованному самими детьми рисунку; п ридумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему.

Слайд 11

Метод пересказа в развитии связной речи

Слайд 12

Театрализованная деятельность как средство развития связной речи

Слайд 13

Через сюжетно - ролевую игру можно побуждать детей к общению друг с другом

Слайд 14

Прогулка - это не только важный режимный момент, но и замечательный способ развития речи ребёнка

Слайд 15

Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду Правильность; Точность; Логичность; Уместность; Богатство; Выразительность; Чистота.

Слайд 16

Развитие связной речи играет особую роль в школьной готовности.

Слайд 17

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Психологическая готовность детей к обучению в школе. Анамнестические факторы риска, осложняющие адаптацию первоклассников"

1.Понятие о психологической готовности детей к школе2. Показатели психологической готовности2.1. Мотивационная готовность2.2. Волевая готовность2.3. Интеллектуальная готовность2.4. Социальная готовнос...

Обобщение опыта по теме: «Развитие связной речи, как основной фактор готовности детей к обучению в школе».

Доклад об опыте работе. Может быть использован родителями при подготовке ребёнка к школе....

Консультация на тему: "Развитие самостоятельности как фактор подготовки детей к обучению в школе"

Воспитатели должны внимателно наблюдать за развитием самостоятельности каждого ребёнка, вносить коррективы и давать соответствующие советы родителям.Ведь развитие самостоятельности очень важный фактор...

«Развитие речи как основной фактор готовности к обучению детей в школе»

«Развитие речи как основной фактор готовности к обучению детей в школе»                                    ...

«Развитие речи как основной фактор готовности к обучению детей в школе»

Речь – это основное средство общения, важнейший фактор и стимул интеллектуального, эмоционального развития личности....

Семинар – практикум для педагогов на тему: «Развитие речи как основной фактор готовности к обучению детей в школе»

Речь – это основное средство общения, важнейший фактор и стимул интеллектуального, эмоционального развития личности. Речь взрослого человека – это его визитная карточка. Речь реб...