Консультация на тему: "Профессиональные компетенции педагога дошкольного образовательного учреждения, отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования"
консультация (младшая группа)

Степочкина Светлана Анатольевна

Цель: познакомить коллег с профессиональными компетенциями педагога ДОУ.

Задачи:

1. Познакомить с понятиями «компетенция», «профессиональная компетенция»;

2. Раскрыть основную профессиональную задачу воспитателя;

3. Познакомить с современными требованиями и основными составляющими к профессиональным компетенциям педагога;

4. Ознакомить, с тем, какими профессиональными компетенциями должен обладать педагог;

5. Раскрыть основные пути развития профессиональной компетенции педагога ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

воспитатель Степочкина С. А.

Выступление для коллег на тему:

«Профессиональные компетенции педагога дошкольного образовательного учреждения, отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования»

Цель: познакомить коллег с профессиональными компетенциями педагога ДОУ.

Задачи:

1. Познакомить с понятиями «компетенция», «профессиональная компетенция»;

  1. Раскрыть основную профессиональную задачу воспитателя;
  2. Познакомить с современными требованиями и основными составляющими к профессиональным компетенциям педагога;
  3. Ознакомить, с тем, какими профессиональными компетенциями должен обладать педагог;
  4. Раскрыть основные пути развития профессиональной компетенции педагога ДОУ.

Слайд №1. Тема моего выступления «Профессиональные компетенции педагога дошкольного образовательного учреждения, отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования».

Слайд №2. Своё выступление хотелось бы начать со слов русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского: «В деле обучения и воспитания ничего нельзя улучшить, минуя голову педагога. Педагог живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нём умирает педагог».

Слайд №3. В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом разработана и внедрена общеобразовательная программа дошкольного образования, которая содержит не только обязательную часть, но и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Реализация этой новой общеобразовательной программы предполагает опору на профессиональную компетенцию воспитателя.

Что же такое компетенция и профессиональная компетенция? Компетенция – это базовое качество индивидуума, включающее в себя совокупность взаимосвязанных качеств личности, необходимых для качественно - продуктивной деятельности. 
Профессиональная компетенция – это способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.

Слайд №4. Воспитатель дошкольного образовательного учреждения должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по 3-ём основным направлениям, с ними вы можете ознакомится на слайде, и демонстрировать конкретные показатели компетентности по каждому из направлений.

1. Воспитательно-образовательная деятельность. Показатели компетенции педагога: - знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников; - умения результативно формировать знания; - умения и навыки в соответствии с образовательной программой; - умение руководить основными видами деятельности дошкольников; - умение взаимодействовать с дошкольниками.

2. Учебно-методическая деятельность. Показатели компетенции педагога: - знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей; - умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс; - владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.

3. Социально-педагогическая деятельность. Показатели компетенции педагога: - знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям; - умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.

Слайд №5. К основным составляющим профессиональной компетенции педагога относятся:

1) Интеллектуально-педагогическая компетенция – умение применять полученные знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;

2) Информационная компетенция – объем информации педагога о себе, воспитанниках, родителях, о коллегах;

3) Регулятивная компетенция – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость;

4) Коммуникативная компетенция – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать. 

Стоит отметить, что умение правильно общаться с родителями воспитанников – одна из главных и может быть трудных профессиональных компетенций.

Слайд №6. Основной профессиональной задачей воспитателя является создание условий для гармоничного развития детей.

Слайд №7. Для этого педагог дошкольного образования должен обладать такими профессиональными компетенциями, как:

1) уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

2) умение общаться с каждым ребёнком;

3) умение создать условия для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

4) умение создать условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

5) умение оказать не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности;

6) умение создать условия для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющим различные возможности здоровья;

Слайд №8. 7) умение развить коммуникативные способности детей, позволяющие разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

8) умение создать условия для овладения культурными средствами деятельности;

9) умение организовать виды деятельности, способствующие развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;

10) умение оценить индивидуальное развитие каждого ребёнка;

11) умение взаимодействовать с родителями по вопросам образования ребенка, вовлекать их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей.

Для качественного формирования компетенции воспитателя необходимы базовые знания, умения, способности, которые будут совершенствоваться в процессе самообразования. Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетенции. Готовить детей к переменам может только тот педагог, который сам готов к переменам, личностно развивающийся в профессии, обладающий высоким уровнем знаний и умений, развитой способностью к проектировочной деятельности, то есть профессионально-компетентный педагог.

Базовое образование, полученное воспитателем, создаёт лишь предпосылки для формирования профессиональной компетенции. К тому же, в последнее время отмечается тенденция увеличения числа воспитателей без специального дошкольного образования, воспитателей, чья профессиональная подготовка не отвечает современным требованиям дошкольного образования, воспитателей со сложившимися педагогическими стереотипами.

Практика показывает, что для того, чтобы осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания, необходимо повышать свой профессиональный уровень.

Слайд №9. Требования современного мира таковы, что полученных однажды знаний недостаточно. Необходимо совершенствовать свою профессиональную компетенцию. К основным путям развития профессиональной компетенции относят:

- Курсы повышения квалификации. Цель: развитие профессионального мастерства, профессиональной культуры, освоение новых профессиональных компетенций, обновление теоретических и практических знаний.

- Исследовательская и экспериментальная деятельность. Цель: формирование в ходе опытно - экспериментальной работы новых характеристик субъектов (объектов) образования, новых условий для повышения качества и доступности образования.

- Активное участие в педагогических конкурсах, мастер- классах. Цель: создание условий для профессионального самосовершенствования, формирование индивидуального стиля педагога.

- Участие в методических объединениях. Цель: формирование потребности профессионального роста.

- Обобщение педагогического опыта. Цель: получение знаний по опыту, который отличается от массового положительного высокой результативностью и оптимальностью.

- Самообразование.

Особое внимание следует обратить на последний ресурс. Самообразование – составная часть системы непрерывного образования – выступает как связующее звено между базовым образованием и периодическим повышением квалификации.

Слайд №10. Большинство воспитателей не могут (а в некоторых случаях не хотят) самостоятельно повышать свой профессионализм. Сказываются внешние факторы, но есть и субъективные причины, которые зависят от самих воспитателей. Им не хватает настойчивости, целеустремлённости, навыков самообразовательной работы.

Поэтому, очень важно понимать значимость самообразования и стремиться к собственному развитию. Как говорил советский поэт Корней Иванович Чуковский: «Только те знания прочны и ценны, которые Вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью…».

Залогом профессионального роста педагога является постоянное стремление к повышению мастерства. Профессиональное умение достигается лишь постоянным трудом. Требование учиться на протяжении жизни не является новым для работников образовательной сферы. Однако сегодня оно получило новое звучание. Педагог должен не только отслеживать и изучать стремительно происходящие изменения в профессиональной отрасли, но и овладеть современными педагогическими технологиями.

Слайд №11. Благодарю за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Профессиональные компетенции ПЕДАГОГА Дошкольного образовательного учреждения, отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования Степочкина Светлана Анатольевна, воспитатель

Слайд 2

К . Д . Ушинский «В деле обучения и воспитания ничего нельзя улучшить, минуя голову педагога. Педагог живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает педагог».

Слайд 3

Компетенция - базовое качество индивидуума, включающее в себя совокупность взаимосвязанных качеств личности, необходимых для качественно - продуктивной деятельности. Профессиональная компетенция - способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.

Слайд 4

Современные требования к профессиональным компетенциям педагога Воспитательно – образовательная деятельность Учебно – методическая деятельность Социально – педагогическая деятельность Осуществление целостного педагогического процесса; Создание развивающей среды; Обеспечение охраны жизни и здоровья детей. Планирование воспитательно -образовательной работы; Проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов. Консультативная помощь родителям; Создание условий для социализации детей; Защита интересов и прав детей.

Слайд 5

Основные составляющие профессиональной компетенции педагога доу Интеллектуально – педагогическая компетенция Информационная компетенция Регулятивная компетенция Коммуникативная компетенция Умение правильно общаться с родителями воспитанников – одна из главных и может быть трудных профессиональных компетенций.

Слайд 6

О сновная профессиональная задача воспитателя - создание условий для гармоничного развития детей.

Слайд 7

1 ) Уважительное отношение к каждому ребёнку , к его чувствам и потребностям; 2) Умение общаться с каждым ребёнком; 3) Умение создать условия для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; 4) Умение создать условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; 5) Умение оказать не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности ; 6) Умение создать условия для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющим различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья; Педагог дошкольного образования должен обладать такими профессиональными компетенциями, как :

Слайд 8

Педагог дошкольного образования должен обладать такими профессиональными компетенциями, как: 7 ) Умение развить коммуникативные способности детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; 8) Умение создать условия для овладения культурными средствами деятельности; 9) Умение организовать виды деятельности, способствующие развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей; 10) Умение оценить индивидуальное развитие каждого ребёнка; 11) Умение взаимодействовать с родителями по вопросам воспитания ребенка, вовлекать их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей.

Слайд 9

основные пути развития профессиональной компетенции Педагога ДОУ Курсы повышения квалификации; И сследовательская , экспериментальная деятельность; И нновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий; А ктивное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах; У частие в методических объединениях; Обобщение собственного педагогического опыта; С амообразование .

Слайд 10

«Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью…» К. И. Чуковский

Слайд 11

Благодарю ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда дошкольного образовательного учреждения»

Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы ...

Формирование этнокультурной компетенции у детей в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы)

В статье описан опыт работы дошкольных групп МОБУ "Сенькинская средняя общеобразовательная школа"" по этнокультурному воспитанию и образованию детей дошкольного возраста. Раскрыт опыт с...

Профессиональные компетентности педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования.

В данной работе раскрыто понятие "професиональная компетентность педагога ДОУ" как условие реализации требований ФГОС ДО....

Специфика работы хореографов дошкольных образовательных учреждениях

Специфика работы хореографов дошкольных образовательных учрежденияхДошкольное образовательное учреждение – это особая среда, предоставляющая самые широчайшие возможности для развития ребенка: от...