Консультация для воспитателей «Формирование здорового образа жизни дошкольников посредством валеологии»
консультация

Алла Владимировна Ковалёва

Консультация для воспитателей

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Формирование здорового образа жизни дошкольников посредством валеологии»

Подготовила воспитатель:

Ковалёва А.В.

«Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье - важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.»

В. Сухомлинский

В последние годы одной из ведущих стала идея валеологизации образования, согласно которой здоровье детей рассматривается как приоритетная ценность, цель, необходимое условие и результат успешного педагогического процесса.

Здоровье детей в процессе их развития способно не только сохранятся или наращиваться, но определенным образом строиться и перестраиваться. Поэтому в валеологии наиболее актуальной является задача развития у детей осознанной потребности в здоровье и становлении практических навыков ведения здорового образа жизни. В связи с этим актуальной становиться проблема формирования валеологической культуры дошкольников.

Что такое валеология? Термин «валеология» происходит от латинских слов «вале», что означает «быть здоровым»и «логос» - «наука». Таким образом, валеология - наука о здоровье. Применительно к дошкольным учреждениям, валеология ставит своей целью обучение детей основным гигиеническим правилам и нормам, укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни: активный труд, рациональный отдых, закаливание, занятия физкультурой и саморазвитием, рациональное и полноценное питание, личная гигиена, своевременное обращение к врачу и др.

Основная цель валеологического воспитания - создание устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья; формирование психологического здоровья дошкольника; профилактика заболеваний.

Задачи:

- охранять и укреплять здоровье детей, совершенствовать их физическое развитие, повышать защитные свойства организма, улучшать умственную работоспособность детей;

- способствовать формированию у детей осознанное отношение к своему здоровью;

- воспитывать в детях и родителях потребность в здоровом образе жизни;

- приобщать детей к спорту;

- способствовать развитию основных физических возможностей;

- способствовать усвоению правил гигиенических норм и культуры быта;

- проводить профилактику вредных привычек, закаливание;

- создавать оптимальный режим дня;

- отслеживать состояние здоровья.

Важным условием воспитания и развития ребенка является создание валеологически развивающей среды.

В группе должны быть физкультурные уголки, оснащенные атрибутами, необходимыми для общеразвивающих упражнений, корригирующей, бодрящей гимнастики, коррекции осанки. Оформлены уголки здоровья с дидактическими играми, пособиями, библиотекой, папками-передвижками, растениями, приносящими человеку пользу.

Валеологически развивающая среда создается с целью научить детей ориентироваться в ней, уметь использовать ее в решении задач укрепления, сохранения и поддержания здоровья. Обретение ребенком опыта здорового образа жизни осуществляется через согласованную деятельность с родителями, организацию режима дня и питания детей, среды, с которой взаимодействуют дети. Одним из обязательных условий воспитания валеологической культуры ребенка является валеологическая культура семьи. Ее становление и обогащение может осуществляется с помощью следующих форм взаимодействия с родителями: дни открытых дверей, родительские собрания, консультации, педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые по проблемам, совместные занятия для детей и родителей и т. д.

Таким образомвоспитание валеологической культуры дошкольников обеспечивается через взаимодействие следующих педагогических условий:

  • компетентность педагога в решении задач, связанных с воспитанием валеологической культуры дошкольников
  • валеологическая культура родителей;
  • интеграция задач воспитания валеологической культуры в целостный педагогический процесс;
  • создание валеологической развивающей среды в ДОУ, группе и педагогическая поддержка ребенка в ней;
  • учет возрастных особенностей детей и осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку в ходе освоения валеологической культуры.

Для результативной работы рекомендуется построить образовательный процесс с учетом возрастных, психофизических и психологических особенностей детей, а также с упором на основные принципы психологии и педагогики. Формирование культуры здорового образа жизни проходит на протяжении всего времени пребывания ребенка в детском саду. А совместная работа всех взрослых, окружающих дошкольника, создает фундамент культуры здорового образа жизни, включающий в себя положительную мотивацию и знания, умения, навыки валеологического характера.

Работу по формированию здорового образа жизни детей можно разбить на следующие блоки:

1. «Ребенок и здоровье»: особое внимание уделяется формированию у детей первоначальных навыков охраны жизни и здоровья.

Формированию умений детей делать выводы о безопасности жизнедеятельности на основе ситуационных моментов.

2. «Полезные продукты»

3. «Личная гигиена»: особое внимание уделяется формированию практических умений и навыков соблюдения правил гигиены.

4. «Тело человека»: на занятиях по этому блоку дети получают элементарные представления о строении и функциях некоторых органов своего организма (сердца, мозга, костей и др., кроме того, рассматривается влияние на работу этих органов различных форм поведения.

5. «Витамины и здоровый организм»

6. «Ребенок на улицах города»: знакомство детей с элементарными правилами поведения на улице, правилами дорожного движения.

7. «Будем спортом заниматься»: совместно с детьми выявляется значимость движения для здоровья, польза подвижных игр и занятий спортом.

8. «Врачи - наши помощники»

9. «Опасные предметы»: закрепление правил безопасности.

Для реализации данной работы используют следующие формы и методы :

-Занятия.

- Чтение художественной литературы и познавательных книг.

- Изодеятельность и творчество.

- Экскурсии и целевые прогулки.

- Дидактические и сюжетно-ролевые игры.

- Экспериментальная и опытническая деятельность.

- Взаимодействие со специалистами.

- Тематические беседы.

- Работа с родителями.

- Кружковая работа.

- Взаимодействие со спортивными учреждениями.

- Анкетирование и диагностика.

Задача этой работы - пропаганда здорового и творческого образа жизни, формирование у ребенка желания «сделать себя лучше, сильнее, умнее; создать свой собственный великолепный мир и воплощать его в реальность». И нам с вами следует быть очагами, методическими центрами по внедрению здорового образа жизни в каждую семью.

 Быть здоровым - естественное желание каждого человека. Основы физического и психического здоровья закладываются в детском возрасте. Считаем, что важно с самого детства формировать у человека валеологическую культуру. Надо учить ребенка любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.


Используемая литература:

  1. Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы/авт. – сост. Т. Г. Карепова. – Волгоград: Учитель, 2011
  2. Зайцев Н. К. , Колбанов В. В. Стратегия понимания здорового образа жизни у учителей//Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. Выпуск 3. Владивосток: Дальнаука, 1996. с. 148-153.
  3. Павлова А. М. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения: модели программ, рекомендации, разработки занятий / авт.-сост. М. А. Павлова, М. В. Лысогорская, канд. психол. наук. - Волгоград: Учитель, 2009. - 186 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование здорового образа жизни дошкольников посредством валеологии

В настоящее время одной из приорететных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения....

Консультация для воспитателей «Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников»

Главная задача дошкольного учреждения является создание условий, которые способствуют формированию и укреплению здоровья детей. Средством реализации этой задачи является формирование культуры здоровог...

Консультация для воспитателей "Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через интеграцию современных образовательных технологий".

Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном во...

Консультация для воспитателей "Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников"

Консультация для воспитателей «Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников»...

«Формирование предпосылок здорового образа жизни дошкольников посредством валеологии»

Консультация «Формирование предпосылок здорового образа жизни дошкольников посредством валеологии»...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ»

Главная задача дошкольного учреждения является создание условий, которые способствуют формированию и укреплению здоровья детей. Средством реализации этой задачи является формирование культуры здоровог...

Консультация для воспитателей «Формирование здорового образа жизни дошкольников посредством валеологии» Подготовила воспитатель Смирнова Н.Е.

Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье - важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний,...