Методические основы планирования совместной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста. Этапы конструирования НОД.
материал

Иванова Анжелика Сергеевна

Методические основы планирования совместной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Этапы конструирования НОД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etapy_konstruirovaniya_nod.docx20.63 КБ

Предварительный просмотр:

Методические основы планирования совместной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Этапы конструирования НОД.

г. Тайшет

Иркутская область

2022г.

На сегодняшний день, перед педагогами дошкольных учреждений стоит вопрос: как правильно спроектировать непосредственно образовательную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС?

Педагоги в процессе НОД, как правило, используют сценарий (конспект), однако в нем не всегда прослеживается структура и взаимосвязь компонентов. Элементы, этапы планируются по наитию, без четкой целевой установки и видения перспективы, подчас это лишь набор предлагаемых детям заданий, в лучшем случае объединенных внешней интригой, сюжетом. При таком подходе вряд ли можно рассчитывать на высокие результаты образовательной деятельности – бессистемность и нелогичность всегда негативно отражаются на результате.

Современный педагог должен четко представлять цель и результат образовательной деятельности, в том числе каждого ее этапа. Многие педагоги в своей работе используют различные технологии. Для того чтобы освоить эти технологии, необходимо найти способ их детального описания, конструирование НОД в соответствии с выбранной технологией, либо методикой. Одним из таких способов описания, является технологическая карта.

Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности. Технологическая карта - это технологическая документация в виде карты, листка, содержащего описание процесса изготовления, обработки, производства определенного вида продукции.

В дидактическом контексте, технологическая карта представляет проект учебного процесса, в котором дано описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией.

Моделирование и проведение занятия с использованием технологической карты, позволяет организовать эффективный образовательный процесс, обеспечить реализацию личностных умений в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку педагога к занятию.

Технологическая карта занятия - это способ графического проектирования занятия и современная форма планирования педагогического взаимодействия воспитателя и воспитанников, в котором дано описание от цели до результата с использованием наиболее оптимальных образовательных технологий.

Процесс составления и написания непосредственно-образовательной деятельности в общем виде можно представить, как установление разнообразных связей между этапами в структуре занятия и связей внутри каждого компонента. Форма представления занятия в технологической карте строится в виде таблицы.

 По вертикали указываются этапы занятия, в зависимости от используемой образовательной технологии, а по горизонтали, что выполняется в процессе занятия: деятельность педагога, деятельность воспитанников, планируемые результаты. Количество и оглавление колонок таблицы могут быть разными, в зависимости от типа занятия и планируемой совместной образовательной деятельности педагога с детьми.

Рассмотрим структурные компоненты основной части технологической карты: это Этапы занятия, Деятельность педагога, Деятельность воспитанника, Планируемые результаты.

Рассмотрим их подробнее:

1.Этапы занятия: мотивационный, проблемно-ориентированный, информационный, аналитико-практический, оценочный, рефлексивный (важно понимать на занятиях разных типов некоторые этапы могут отсутствовать).

2.Деятельность педагога (указываются методы и приёмы работы (например, дидактическая игра «Съедобное- несъедобное», беседа с детьми от сказочного героя, показ презентации, рассматривание иллюстрации и т.д.).

3.Деятельность воспитанников (указывается вид деятельности (их 9): игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская, изобразительная, музыкальная, двигательная деятельность, восприятие художественной литературы, элементарный бытовой труд и самообслуживание, конструирование).

4.Планируемые результаты (важными критериями правильной формулировки планируемых результатов являются следующие: конкретность, измеримость, наблюдаемость, достижимость; чтобы педагог максимально конкретно сформулировал планируемые результаты рекомендуют использовать следующие формулировки: «В результате воспитанники смогут …», Например: дети смогут подобрать звезды по размеру и цвету, смогут самостоятельно (или с помощью воспитателя) сделать вывод о составе числа 7, различать и называть съедобные и несъедобные продукты, распределить звуки на 2 группы (согласные, гласные и т.д.).

Давайте конкретней рассмотрим основные этапы конструирования непосредственно-образовательной деятельности:

1.Мотивационный этап. Выделяют 3 типа мотивации:

  • Игровая мотивация: (например,

1.Помочь Золушке найти ключ от шкатулки,

2.Поможем больному Незнайке вызвать врача и расскажем, что нужно делать, чтобы больше не заболеть,

3.Помочь Весне, убедить зиму, что ее черед прошёл,

  • Мотивация общения в условиях помощи взрослому (например,

1.Кукла Таня собралась погулять, мне нужно её одеть на прогулку. Я не знаю, как это сделать. Ребята, Вы можете меня научить?

2.Помочь разобраться, чем отличается сибирское чаепитие от чаепития по-японски,

3.Помочь разобраться, чем отличается городецкая роспись от хохломской,

  • Мотивация личной заинтересованности (например,

1.Кто хочет научиться играть в новую игру,

2.Скоро состоится выставка «Звезды и кометы», чтобы стать её участником, нужно сделать картину из пластилина о космосе,

3.Скоро состоится «Новогодний бал», как бы вы хотели пригласить родителей к нам на праздник.

Также в качестве мотивации могут выступать культурно-смысловые контексты, позволяющие приступать к их реализации без дальнейшей детализации (например, изготовление праздничной открытки- подарка для своих близких к празднику).

В шаблон технологической карты можно сразу вставить тип мотивации и вставить строку - культурно-смысловой контекст и дописать, что предлагается детям в начале занятия.

2.Проблемно-ориентированный этап - это организация взаимодействия педагога с воспитанниками, по решению проблемных вопросов, задач, ситуаций и активирующий самостоятельную деятельность детей по их разрешению.

При проблемном обучении деятельность педагога изменяется коренным образом: он не преподносит детям знания и истины в готовом виде, а учит их видеть и решать новые проблемы, открывать новые знания. Суть его заключается в том, что воспитатель ставит вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят.

Существуют следующие формы организации проблемного обучения: проблемный вопрос, проблемная задача, проблемная ситуация.

  • Проблемный вопрос: 

Это не просто воспроизведение знания, которое уже знакомо детям, а поиск ответа на основе рассуждения и отвечают на вопросы «Почему?», «Зачем?» Т.е., вопрос «Когда опадают листья?» предполагает конкретный ответ на основе знаний - это просто вопрос. Вопрос «Почему осенью опадают листья?» является проблемным, т.к. требует от детей при ответе на него рассуждений. Например, - «Почему на участке одни лужи высохли быстро, а другие долго не высыхают?» «Почему утка плавает, а курица нет? Почему обувь не делают из железа? и т. д.

  • Проблемная задача: 

Проблемную задачу можно условно разделить на две части. В ней есть условие (описание) и есть вопрос? Например, - «Буратино уронил ключ в воду, его надо достать, но прыгнув в воду, Буратино всплывает. Как ему помочь?»

  • Проблемная ситуация:

 При решении проблемной ситуации возникает состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности. Именно проблемная ситуация, по мнению психологов, составляет необходимую закономерность творческого мышления. Противоречие - основное звено проблемной ситуации. Например, - металлические предметы в воде тонут, но корабль, построенный из металла, плавает. Возникает противоречие, неопределённость, почему?

3. Информационный этап.

Информационный этап ориентирован на работу с информацией. Выдача нового материала педагогом и его закрепление с использованием различных источников (книги, словари, энциклопедии, сборники статей, поисковые компьютерные программы, познавательные фильмы, мультфильмы).

Очень важно, чтобы информация была чёткой, иллюстративной, разнообразной по форме, корректной, доступной для понимания (ориентированной на возрастные особенности и уровень подготовленности детей).

4. Аналитико-практический этап.

Представляет собой обсуждение и обобщение изученного материала, закрепление в процессе практической работы, формулировать выводы, предлагать новые решения с использованием творческих способностей и проявлением креативности. Результаты такой работы желательно воплощать в получение нового образовательного продукта (необязательно материально воплощённого - продуктом может быть игра, сценка, рассказ, новая сказка и т. п.). Это может происходить в самых разных формах: игровая, коммуникативная, художественно-эстетическая.

5.Оценочный этап.

Оценивание имеет более широкий характер и глубокое смысловое наполнение. При этом оценка может быть выражена и неявно - выражением лица, кивками, улыбкой и т. д. Помимо оценивания со стороны педагога сегодня успешно используются в образовании и другие варианты - самооценивание, взаимооценивание, внешняя экспертиза, графическое и другое визуальное оценивание (использование смайликов, листков разного цвета).

6.Рефлексивный этап.

 Рефлексия деятельности проходит в 3 этапа:

  • Рефлексивная акцентирующая ситуация:

Педагог направляет внимание детей на то, что они уже сделали (например, посмотрите, что здесь происходит…, было вот так…, а стало так…Что изменилось? Почему? Что вы сделали для этого? Как вы это сделали?

  • Рефлексивная ситуация осознания: 

Например, ребята, Вы всегда так делаете? У вас всегда так получается? Вы думаете надо делать именно так или можно сделать по-другому?);

  • Рефлексивная ситуация обобщения:

 Например, как вы думаете, если мы повторим, получиться то же самое? Так всегда бывает? Почему так получается? Все так делали(поступали) или все делали по-своему? Кто был успешней и почему?

В итоге хотелось бы отметить, мы не призываем переходить на составление технологических карт при ежедневной работе, но следует не забывать, что при участии в профессиональных конкурсах, представлении открытых мероприятий - умение конструировать технологическую карту педагогического мероприятия играет немало важную роль. Ведь в технологической карте рассматривается более подробно методическая структура занятия (методы обучения, формы совместной деятельности, методические приемы, средства обучения, способы организации деятельности). Технологическая карта позволяет увидеть образовательный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы недели с учетом цели ООП дошкольного образования, гибко использовать эффективные приемы и формы работы с воспитанниками, согласовывать действия педагогов одной возрастной группы, создавать целесообразные условия для организации самостоятельной деятельности детей в среде.

Польза этого умения очевидна, т.к. воспитателю приходится осмысливать собственную педагогическую деятельность, ее результативность, активно использовать профессиональную терминологию, оценивать определенные моменты в новом ракурсе – все это имеет большое значение для профессионального роста педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Включение элементов песочной терапии в совместную образовательную деятельность с детьми дошкольного возраста

Песочная терапия – это исследование поведения ребёнка, анализ его переживаний и способ наладить взаимоотношения с миром посредством игры с песком. Игра с песком – это отличный способ развить мелк...

Технологическая карта организации совместной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста "Все профессии важны"

       Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в ж...

Организация совместной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, с использованием театральной деятельности, включая разные виды интеграции

Организация совместной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, с использованием театральной деятельности, включая разные виды интеграции...

Методическая разработка на совместную образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в заколдованный лес"

Конспект открытого интегрированного занятия по экологии в подготовительной группе компенсирующей направленности с использованием ИКТ«Путешествие в заколдованный лес»...

Презентация "Методические основы планирования совместной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста. Этапы конструирования НОД. "

Презентация "Методические основы планирования совместной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста. Этапы конструирования НОД. "...