Отчеты по самообразованию Джанболатовой Н.Г.
материал (подготовительная группа)

Джанболатова Нажабат Гусеновна

Тема: «Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе с детьми дошкольного возраста»

Тема: «Развитие математических способностей через дидактические игры»

Тема: «Шахматы как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отчет по самообразованию Джанболатовой Н.Г.

Тема моего самообразования в 2019- 2020 учебном году – «Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе с детьми дошкольного возраста».

   Информационно-коммуникационные технологии занимают особое положение в современном мире. Навыки владения компьютером, использование информационных и коммуникационных технологий в повседневной работе, умение использовать возможности сети Интернет - такова реальность сегодняшнего дня.

  Поэтому и современный детский сад уже невозможно представить без новых информационных технологий.  Очевидно, что проблемы обучения и воспитания, развития детей дошкольного возраста могут быть успешно решены только при совершенствовании знаний ИКТ. А воспитатель может и должен использовать новые технологии в работе во всех сферах своей деятельности, быть всегда в курсе педагогических новинок.

    Одним из важнейших факторов, влияющих на профессионализм воспитателя, является самообразование.   Реализуя цель по повышению качества воспитательно-образовательного процесса через использование ИКТ, я поставила перед собой следующие задачи:

- Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме, определить проблемы профессионального развития.

- Накапливать личный опыт использования ИКТ в профессиональной деятельности педагога ДОУ.

- Внедрять ИКТ в совместную деятельность педагога и детей.

- Использовать ИКТ в работе с родителями для повышения компетентности в вопросах воспитания детей.

   Мною была изучена литература по данной теме и разработан годовой план, который был внедрён в работу.

Для повышения своей профессиональной квалификации по ИКТ, я прежде всего, изучила нормативные документы, современные методические ресурсы по данной проблеме. Кроме того, изучила опыт работы других педагогов на различных сайтах педагогических сообществ. А также прослушала всероссийский вебинар по теме «Применение цифровых и дистанционных образовательных технологий при реализации программ дошкольного образования: решения и практика», участвовала в семинаре-практикуме по теме «Сервисы GOOGL, как инструмент профессионального саморазвития педагога, который проводился в ДОУ». Прослушала конференцию «Организация и проведение дистационных занятий, как поиск новых форм с родителями. Приемы и платформы.»; «Как использовать интернет –ресурсы в образовательной работе»

         Инновационная деятельность по использованию информационных технологий положительно повлияла на уровень моей ИКТ-компетентности, что вылилось в создание собственного сайта в «Социальной сети работников образования». На страницах сети Интернет я разместила информацию о себе: профессиональные интересы, увлечения, свои достижения, портфолио.

   Следующим направлением в моей работе стало использование ИКТ как средства для улучшения освоения изучаемого материала дошкольниками.  В этом мне и помогает электронная библиотека, которая включает в себя презентации на разные темы, различные физкультминутки, дидактические, раздаточные материалы для детей, картотеки игр, наблюдений, прогулок, сюжетные картинки по составлению рассказов по развитию речи, готовые раскраски (по образцу). Такая медиатека занимает очень мало места. Для переноса информации использую флеш-карты, диски.

   Неотъемлемой частью работы педагога является работа с родителями. Использование ИКТ значительно сократило время подготовки и проведения родительских собраний. Родителям предоставляется возможность воочию наблюдать развитие детей в ДОУ. Эта форма работы стала достойной альтернативой устным докладам, письменным отчётам на собраниях.

Используя ИКТ в работе, я поняла, что оно даёт большие преимущества:

- Электронную почту для обмена мнениями без затраты времени;

- Информация изучается родителями в удобное для них время;

- Возрастают потоки информации;

- Индивидуальный подход в подаче информации.

официальный сайт: https://nsportal.ru/albom/2018/04/02/dzhanbolatova-nazhabat-gusenovna/moi-dokumenty

Внедрение ИКТ осуществляю по направлениям:
1. Создание презентаций к занятиям;
2. Работа с ресурсами Интернет;
3. Использование готовых обучающих программ;
4. Использование дидактических игр.

5.Шахматные игры и задачи для детей.

6.Создание интерактивной игры.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к занятиям в детском саду- можно назвать создание мультимедийных презентаций.

Презентации позволяют воспитателю:
• наглядно представлять материал;
• интенсифицировать процесс объяснения нового материала;
• регулировать объем и скорость выводимой информации посредством анимаци.

Создавая собственные презентации, проекты, использую средства сети Интернет в воспитательно - образовательной работе, использование интернет ресурсов играют большую роль для меня и моей работы, так как: интернет:
-Расширяет виды учебной деятельности детей;
- Предоставляет возможности для профессионального творческого общения и оперативного обмена информацией;
- Дает возможности для профессионального роста;
- Открывает творческие возможности для учителя по подбору и использованию дидактического материала;
- Позволяет использовать на уроке современные технические средства, увлекательные для учащихся.

Сегодня ИКТ позволяет:

• Показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника — игре.

• В доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольникам материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста.

• Привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать материал ими.

• Способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов.

• Поощрять детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей.

Использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании позволяет расширить творческие возможности педагога и оказывает положительное влияние на различные стороны психического развития дошкольников. Развивающие занятия с её использованием становятся намного ярче и динамичнее. Применение компьютерной техники позволяет сделать НОД привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

В ходе игровой деятельности дошкольника, с использованием компьютерных средств у него развивается: теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др., которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей. По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

- Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.

- Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста.

- Слайд-шоу и видеофрагменты позволяют показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь;

- Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т.д.);

- Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес.

- Несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам.

- Проблемные задачи, поощрение ребёнка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей.

- Ребёнок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач.

- В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может.

- Позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);

- Компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребёнка за ошибки, а ждёт, пока он сам исправит их.

- Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями.

Спектр использования ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к совместной организованной деятельности в детском саду - это создание мультимедийных презентаций. Она облегчает процесс восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов, т.к. сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. А английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил».

- каждый ребёнок становиться субъектом процесса обучения

- увеличивается возможность проводить больше тренировочных и коррекционных заданий

- облегчается процесс контроля и оценка знаний дошкольников.

Основная цель взаимодействия с родителями:

- создание единого пространства развития детей;

- повышение педагогической грамотности в вопросах развития, воспитания и обучения дошкольников, за счет организации активных форм работы, организую мастер – классы, систематически обновляю материал в уголке для родителей, что способствует увеличению обращений со стороны родителей. Оформляю выставки и фотовыставки. Веду групповую и консультативную работу. Организую родителей на участие в образовательном процессе воспитания и обучения детей.

Я уверена, что использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе.

Итак, мы видим, что с применением ИКТ на занятиях, учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску.

Педагогу в настоящее время необходимо научиться пользоваться компьютерной техникой, так же, как он использует авторучку или мел для работы на уроке, владеть информационными технологиями и умело применять полученные знания и навыки для совершенствования методики урока. Для воспитателя компьютер - это уже не роскошь – это НЕОБХОДИМОСТЬ.

Исходя из выше сказанного можно сделать вывод, что применение ИКТ

в воспитательно-образовательном процессе: способствовало повышению моего профессионального уровня, как педагога, активизировало меня на поиск новых нетрадиционных форм и методов обучения.

Увеличило интерес детей к обучению, активизировало познавательную деятельность, повысило качество усвоения программного материала детьми.

Подняло уровень информированности родителей о жизни всего детского сада, группы и результатах каждого конкретного ребёнка, усилило интерес к событиям в детском саду.

Но всё-таки в нашей работе мы всегда с надеждой смотрим в будущее. Поэтому я хочу озвучить дальнейшие перспективы в моей работе:

- Активное участие в вебсеминарах и интернет - конференциях.

- Дальнейшее повышение собственной ИКТ-компетентности.

- Поиск наиболее интересных методических новинок в сети интернет для повышения качества воспитательно-образовательного процесса.

-Пополнение и расширение методических материалов электронной библиотеки.

Используемая литература:

1. И.И. Комарова, А.В. Туликов «Информационно - коммуникативные технологии в дошкольном образовании», 2013г.

2. Е.В. Новикова «Влияние интерактивных технологий на образование»

3. Горбунова Л. Н., Семибратов А. М. Повышение квалификации педагогов в области информационно-коммуникационных технологий как развивающаяся система/Педагогическая информатика. — № 3. —  2004.

4. Гаргуша Ю. Ф. Черлина Н. А. Новые информационные технологии.

2004 г.

5. Иванова Е. В. Повышение ИКТ – компетентности педагогов. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. №12 2009

6. Ходченкова О. А. Использование ИКТ в работе воспитателя детского сада.



Предварительный просмотр:

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.                                                                Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.                                                                                   Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»

                                                                                                                В. А. Сухомлинский.

Индивидуальный план работы по самообразованию.

ФИО: Джанболатова Нажабат Гусеновна.

Специальность: учитель начальных классов, старший пионервожатый.

Образование: среднее специальное.

Тема самообразования: «Развитие математических способностей через дидактические игры»

Цель:

Обучать детей основам математики через дидактическую игру, развитие интеллектуальных способностей.

Задачи:

  • Привлечь внимание детей к выполнению игровых заданий;
  • Развивать у детей познавательный интерес, исследовательский подход к явлениям и объектам окружающей действительности;
  • Учить называть свойства, расположение предметов, их размеры, назначение, количество, уменьшение или увеличение с практической, игровой целью;
  • Совершенствовать память, воображение, внимание, восприятие, логическое и творческое мышление;
  • Организовать разнообразную, интересную деятельность, направленную на сенсорное развитие детей.

Дата начала работы над темой: 01.09.2017 г.

Ожидаемые результаты для воспитателя:

  • Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, самообразования;
  • Разработать перспективный план работы с детьми;                                                                                                      
  • Подготовить диагностику на начало и конец учебного года;                                                                      
  • Оформить в группе уголок «Математический сундучок»;
  • Вовлечь родителей в работу по формированию элементарных математических представлений у детей на основе использования дидактических игр.

                                                                               

Ожидаемые результаты для детей:                                                                                                                                                                        

Должны знать и уметь:

  • Различать и называть основные цвета и некоторые оттенки;                                                
  • Различать геометрические формы круг, квадрат, треугольник, овал;                                    
  • Различать предметы по величине (большой, маленький, средний);                                                                              
  • Считать до 5;                                                                                                                          
  • Устанавливать соответствие между предметами: один – много;                                                                  
  • Ориентироваться в пространстве («вверху», «внизу», «впереди», «сзади», «на», «под»);  
  • Различать части суток «утро», «день», «вечер», «ночь»;                                                
  • Устанавливать равенство между неравными по количеству группами предметов путем добавления одного предмета или предметов к меньшей по количеству группе или убавления одного предмета из большей группы.

Форма отчета по проделанной работе: Открытое занятие для воспитателей.

Форма самообразования: коллективная.

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Теоретический

2017г

Изучение методической литературы:

Изучение методик и технологий педагогов в Интернете.

в течение

года

"Математика в детском саду", пособие для воспитателя детского сада, Л. С. Метлина М., 1984 г. 
«Дидактические игры», пособие для воспитателя детского сада, Ф. Н. Блехер, М., 1948г. 
«Дидактические игры-занятия в ДОУ». Б. Н. Панова. Воронеж. 2007г.

«Веселая математика». М. А. Беженова. Донецк. «Сталкер». 2000г.

«Математика от 3 до 7.» З. А. Михайлова С. - П. «Акцидент» 1997г
Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду,

Просвещение, 1991.
Венгер Л. А. "Воспитание сенсорной культуры ребёнка", М., Просвещение, 1988г
Смоленцева А. А. "Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием", М., Просвещение, 1987г
Интернет ресурсы Изучение информационных ресурсов 2010

Практический

2017-2018 уч. год

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Д/и «Один – много»

(Развитие умения выделять отдельные предметы из группы и составлять группу из отдельных предметов)

Д\и «Чудесный мешочек»

(Закрепление понятий большой – маленький на основе осязательно - двигательного обследования)

Д/и «Один, много, ни одного»

(Развитие умения выделять отдельные предметы из группы и составлять группу из отдельных предметов)

Д/и «Разложи правильно»

(Развитие внимания, мышления)

«Сложи зайца из геометрических фигур»

(Развитие умения соотносить предметы по форме)

«Какие бывают фигуры»

(Закрепление знаний о геометрических фигурах

Д/и «Чудесный мешочек»

(Закрепление понятий большой – маленький на основе осязательно - двигательного обследования)

Д/и «Подбери гараж»                             (Упражнение в умении сравнивать и соотносить предметы по величине)

Д/и «Подбери заплатку»                            (Закрепление умения определять форму предметов

Д/и «Веселые дорожки»

(Развитие умение сравнивать предметы по длине)

Д/и «Подбери чашку к блюдцу»

(Развитие умения соотносить предметы по цвету и величине)                                 Д/и Кто впереди, кто сзади»

(Развитие умения определять пространственные направления от себя)

Д/и «Подбери лыжи»

(развитие умения сравнивать предметы по длине и ширине)

Д\и «Большой, средний, маленький» (Учить сравнивать предметы по размеру)

Д/и «Что сначала, что потом»

          (Развитие умения устанавливать последовательность действий)

Д/и «Что мы делаем?»                    (Развитие умения различать и называть части суток)

Д/и «Веселый поезд»                                (Закрепление умения сравнивать две группы предметов способами наложения и приложения)                                                                Д/и «Наш день»                            (Закрепление  умения различать части  суток)

Обобщающий

Мастер-класс для родителей

В 2017-2018 учебном году я взяла тему по самообразованию:

«Развитие математических способностей через дидактические игры»

Формирование элементарных математических представлений является наиболее важной темой во всестороннем развитие детей 3-4 лет. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Формирование элементарных математических представлений у детей 3-4 лет является наиболее подходящей формой обучения детей раннего возраста.

Главная особенность состоит в том, что задания по ФЭМП предлагаются в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют ранее изученный материал, действия с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и взрослыми.

На протяжение всего года подбирала материал для математических игр. В результате была изготовлена картотека по ФЭМП. Большое внимание было уделено созданию игр по ФЭМП (Д/И: «Подбери по форме», «Один-много», «Большой-маленький», «Геометрический поезд», «Геометрические фигуры». В группе есть: магнитная доска, наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами, представлены, как различные виды мозаик. Достаточно широкий выбор игр на развитие мелкой моторики руки.

При выборе игр предпочтение отдавалось способности игр стимулировать развитие детей. Такими играми являются развивающие игры «Разрезной квадрат», «Сложи узор» Никитина, «Логические блоки Дьенеша» и др.                                                                             Игровое оборудование создаёт насыщенную, целостную среду с достаточным пространством для игр.

Решаются следующие задачи:

  • целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности.
  • воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.

 Для формирования элементарных математических представлений у детей 3-4 лет целесообразно использовать на занятиях игровые ситуации, сказки, детские стихи: «Теремок», «Три медведя», «Колобок». Стихи детских поэтов: С. Михалков «Котята», С. Маршак «Веселый счет», многие считалки и потешки. В результате НОД были разработаны конспекты по ФЭМП. На занятиях использовала сюжетные картинки, иллюстрации и плакаты. Наглядный материал должен соответствовать определенным требованиям: предметы должны быть известны детям, дидактический материал должен быть разнообразным, наглядным материал должен быть динамичным и в достаточном количестве, отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.

Вместе с напарницей подготовили и показали презентацию для родителей и воспитателей: «Развитие математических способностей детей второй младшей группы через дидактические игры».                                Для родителей оформили выставку: «Математические игры и упражнения для дошкольников».                                                                                                                                                                                                                                                                                

С родителями были проведены анкеты, беседы, консультации. Была изготовлена папка-передвижка для родителей: «Дидактические игры в детском саду».                                                                                                                                

Предложены консультации для родителей: «Развитие математических способностей у дошкольников», «Математика дома». А также показала НОД по ОО «Познавательное развитие» по теме: «Мячик в гостях у ребят» на МО. Разработала конспекты занятий с детьми по ФЕМП. Пополнили развивающую предметно-пространственную среду группы дидактическими играми.                                                                     Создали вместе с напарником уголок занимательной математики в группе.                                                                                                                 Пополнила материалом по Фемп на личной странице: https://nsportal.ru/dzhanbolatovang                                                                     

Перспективы на 2018 -2019 учебный год:

1. Продолжить работу по теме: «Развитие математических способностей через дидактические игры» (согласно возрастной группе);                                                                                 2. Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;                                                                                                                                                         3. Изучить новинки методической литературы.                                                                 4. Продолжать работу с родителями по ФЭМП.



Предварительный просмотр:

 "Шахматы - это по форме игра, по содержанию - искусство, а по трудности овладения игрой - это наука". 

                                                                                                                                                                                   Т. В. Петросян

Индивидуальный план работы по самообразованию.

ФИО. Джанболатова Нажабат Гусеновна

Специальность: учитель начальных классов, старший пионервожатый.

Образование: среднее специальное.

Тема самообразования: «Шахматы как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста»

Цель:

- изучить возможности и пути использования шахмат в работе по развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. - Образовательная: расширить кругозор детей через ознакомление с данной игрой.
  2. Развивающая: активизировать мыслительную деятельность, учить ориентироваться на плоскости и в пространстве, формировать логическое мышление, развивать речь, воображение, тренировать память, внимание.
  3. Воспитательная: вырабатывать настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах, формировать личность

Дата начала работы над темой: 01.09.2016 г.

Ожидаемые результаты для воспитателя:                                                                                                   • Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, курсов  повышения квалификации, самообразования;

• Разработать перспективный план работы с детьми;                                                                                                         • Подготовить диагностику на начало и конец учебного года;                                                                        • Организовать работу кружка, создать рабочую учебную программу;                                                                                

Ожидаемые результаты для детей:                                                                                                                                                                         

          Должны знать:

  • Шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;
  • Название шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
  • Правила хода, взятие каждой фигуры.

          Должны уметь:

  • Ориентироваться на шахматной доске;
  • Играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения шахматных правил;
  • Правильно располагать шахматную доску между партнёрами;
  • Правильно располагать фигуры перед игрой;
  • Умение перемещать фигуры по горизонтали, вертикали, диагонали;
  • Решать простые шахматные задачи.

Форма отчета по проделанной работе: участие детей в соревнованиях по шахматам.

Форма самообразования: коллективная.

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Теоретический

Изучение методической литературы:

Изучение методик и технологий педагогов в Интернете.

в течении

года

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ИГРЫ В ШАХМАТЫДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. И.Р. Андреева,

  Шахматы для самых маленьких. Авербах Ю.  1989г

Малыши играют в шахматы Гришин В.Г. 1991г

Шахматы для детей и родителей. Костров В., Давлетов Д. 1997г.

Дидактические игры в детском саду. Сорокина А.И. 1982

Игры в шахматы в работе с дошкольниками. Красильникова Г. 1973г.

Методические рекомендации по обучению детей игре в шахматы для педагогов дошкольных образовательных организаций.  А.М.Гафт                                                                                                                                              Костенюк А.К., Костенюк Н.П. «Как научить шахматам».

Практический

2016-2017 уч.год

      Шахматная доска.

           Чтение

         

       

Дидактические игры

                                                                                                 

       Дидактические игры

     Дидактические игры

           Просмотр видео

                 Чтение

           Дидактические игры

           Просмотр видео

            Соревнование

Дидактические игры                              

           Дидактические игры

              Просмотр видео

 

сентябрь

                                         

сентябрь

октябрь

октябрь

ноябрь

ноябрь

декабрь

декабрь

январь

январь

февраль

февраль

март

март

апрель

апрель

май

Рассказ об истории шахмат, чтение отрывка из дидактической сказки «В стране шахматных чудес»

Беседа по содержанию сказки.

Выставка рисунков «Шахматы»

Выставка «Королевство шахматных фигур» (поделки родителей и детей)

 Игры: «Прогуляйся по улице» (а, в, с ...), «Поднимитесь на лифте» (до 
нужной цифры),

«Ракеты на старте»(пролететь по черным диагоналям, по 
белым, по самым длинным, по диагоналям из пяти белых клеток, четырех черных и т .д.) 

Игра: «Почтальоны э я разные фигуры разносят «письма» по адресам, 
где буква - название улицы, а цифра - «номер дома») 
видео урок для начинающих.

Чтение и инсценировка дидактической сказки из книги И. Г. Сухина                   Дидактическое задание "Диагональ".

Игра «Кто, где живет?»

«Фиксики-шахматы»

Шахматная викторина «Кто знает

больше?»

Конкурс «Лучший шахматист»

Игра «Кто быстрее - передвижение коня из угла в угол; на соседнее с 
ним поле. 

Игра «Поставь защиту». Поупражнять детей в умении правильно 
защищать короля - закрыть со стороны нападения. Обратить внимание, что 
от коня защиты нет. 

Просмотр мультфильма «Гамбит»

Обобщающий

Соревнование

апрель

Городской шахматный турнир


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное Автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Золушка » «Шахматы как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста» Воспитатель: Н.Г. Джанболатова

Слайд 2

" Шахматы - это по форме игра, по содержанию - искусство, а по трудности овладения игрой - это наука". Т. В. Петросян

Слайд 3

Цель: Изучить возможности и пути использования шахмат в работе по развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста.

Слайд 4

Задачи: Образовательная: расширить кругозор детей через ознакомление с данной игрой. Развивающая: активизировать мыслительную деятельность, учить ориентироваться на плоскости и в пространстве, формировать логическое мышление, развивать речь, воображение, тренировать память, внимание. Воспитательная: вырабатывать настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах, формировать личность.

Слайд 5

Актуальность: Развитие науки и техники, компьютеризация, социальные изменения в обществе, реформа образования определяют возрастающую роль интеллектуальной подготовки детей дошкольного возраста. С точки зрения современной концепции обучения очень важной для подготовки детей к усвоению знаний является формирование логического мышления. «В современном мире обучаемость ценится значительно выше, чем обученность , поэтому значимость работы по развитию мышления будет возрастать», - указывает д . п. н . А Савенков. Актуальность проблемы обучения детей игре в шахматы обусловлена поиском эффективных методов развития логического мышления у старших дошкольников.

Слайд 6

Литература: Шахматы для самых маленьких. Авербах Ю. 1989г. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. 1989г. Психология. Венгер Л.А., Мухина В.С. 1988г. Малыши играют в шахматы Гришин В.Г. 1991г. Давайте поиграем. Столярова А.А. 1991г. Шахматы для детей и родителей. Костров В., Давлетов Д. 1997г. Дидактические игры в детском саду. Сорокина А.И. 1982г. Приключения в шахматной стране. Сухин И.Г. 1991г. Игровые занимательные задачи для дошкольников. Михайлова З.А. 1990г. Игры в шахматы в работе с дошкольниками. Красильникова Г. 1973г.

Слайд 7

Подгрупповая Индивидуальная фронтальная Формы работы с детьми

Слайд 8

Дидактические игры Д/и «Что обшего ?» Д/и «Кто сильнее?» Д/и «Вертикаль». Д/и «Горизонталь» Д/и «Чудесный мешочек» Д/и «Игра на уничтожение» Д/и «Не зевай» Д/и «Кто сильнее?»

Слайд 13

Кружок «Юный шахматист» посещали 12 детей. Было проведено 31 занятие по темам «Шахматная доска», «Шахматные фигуры », « Рокировка», «Шах и мат» и др. Программа была полностью реализована. По итогам тестирования в конце года получены следующие результаты: - оптимальный уровень- 8% (1 ребенок ), - достаточный уровень- 60 % (7 детей), - недостаточный уровень - 32% (4 детей). Выполнение программы-68%.

Слайд 14

Работа с родителями: Консультации: «Почему важно учить ребенка играть в шашки и шахматы » «Дидактические игры и игровые задания » « Связь между шахматами и математикой» Конкурс поделок «Белая ладья » «Домашние задания»;

Слайд 15

Итог Подводя итог работы по обучению детей шахматной игре за 2016-2017 учебный год высокий уровень интеллектуального развития детей обучающихся игре в шахматы увеличился с 0 % до 68% . Дети стали играть в шахматные партии. Научились понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. В свободной деятельности чаще стали проводить время за игрой в шахматы. Дети, которые овладели игрой в шахматы, стали обучать остальных детей группы шахматной игре выступая в роли учителя, наставника. Повысился уровень самооценки детей. Расширению кругозора детей способствовало знакомство детей с историей шахмат. Высокие показатели интеллектуального развития детей дошкольного возраста при обучении игре в шахматы это результат совместной работы родителей и педагогов. Обучаются шахматной игре не только дошкольники, но и члены семьи, в семье появился новый досуг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План и отчет по самообразованию учителя-логопеда ДОУ.

План по самообразованию на учебный год....

Отчет по самообразованию:Тема: «Развитие творческой личности ребенка на основе хореографии».

 Изучение возможностей хореографии как предмета образовательной области и его влияние на развитие личности детей. Определение условий и способов использования танца как фактора гармонизации и развития...

Планирование по самообразованию + Отчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"

Планирование по самообразованиюОтчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"...

Итоговый отчет по самообразованию (по окончании работы над темой самообразования)

Итоговый отчет по самообразованию (по окончании работы над темой самообразования)...

Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"

Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"...

Отчет по самообразованию (Самообразование)

В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирование национального самосознания человека. Наблюдения показывают, что у современного ребенка, который живет в усло...